«Человек, находящийся в социуме, максимально подвержен его влиянию», — Екатерина Прилепская

02-03-2022 15:39

Театральная мастерская PLAY существует в Севастополе почти 10 лет. Ребята радуют зрителей своими мощными спектаклями, притягательными перфомансами и многочисленными творческими и образовательными проектами. С драматургом, режиссёром и руководителем студии Екатериной Прилепской мы поговорили о миссии театра, о современной драматургии и узнали, как рождается на свет театральное детище.

— Екатерина, Добрый день! Расскажи пожалуйста, как появилась идея создания такой театральной мастерской в Севастополе? Какие были первые творческие шаги?

— Идея создания театральной мастерской «PLAY» родилась еще в 2013 году, когда я поступила в Институт кино и телевидения им Карпенко-Карогов в Киев на режиссера. До этого, я преподавала актёрское мастерство в студиях, и мои ученики подсказали мне создать что-то своё. Так совпало, что у моей лучшей подруги на улице Киевской пустовало помещение, сейчас там находится пенсионный фонд. Там мы и стали собираться и проводить первые занятия. В эту первую студию пришли не совсем актёры, 10-15 человек со своими целями — кто-то хотел заниматься актерским мастерством, кто-то операторством, кинопроизводством.

Так как я поступила на режиссёра кино, я учила актёров работать в кадре и снимать видео. Кроме того, мы занимались театральным мастерством. Сначала режиссёр должен научиться работать с актёрами — строить мизансцены, играть в спектаклях, а потом уже он может приступать к съёмке кино. Сначала я ставила постановки, отрывки, этюды в Севастополе, а потом везла их в Киев, где отыгрывали мои однокурсники. Мы активно занимались плейбэком — импровизационной техникой, когда зрители рассказывают истории, а актёры играют их на сцене. С этим проектом мы выступали первым своим составом в различных заведениях города. Из нашей студии вышли два оператора, специалист по графики кино, а несколько актёров пошли дальше учиться. Но многие занимались просто для того, чтобы улучшить своё ораторское искусство, продвигать свой бизнес и т.д. Мы берем в свою студии всех, а каждый уже для себя решает, что он хочет делать дальше. Главное, чтобы это было честно.

Спектакль «Тварь» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— А когда начали ставить спектакли?

— Первые спектакли у нас игрались уже в 2015 году. Именно в этот период появилось первое стационарное помещение на улице Меньшикова. Тогда к нам пришли наши любимые актёры, которых вы можете видеть в нынешних постановках — Илья, Полина, Арсений и другие ребята. Они приносили понравившиеся пьесы с предложением их поставить. Мне действительно было очень страшно. До этого я никогда не ставила спектакли и не считала себя полноценным режиссёром.

В студии мы не только репетируем и играем спектакли, мы постоянно учимся, занимаемся, читаем дополнительную литературу, проводим лекции. В актёрском мастерстве нет пределов. Мы используем всё, что мы можем принять в качестве обучающего материала. Чем больше ты будешь знать и больше пропускать через себя, тем интереснее ты будешь играть.

— Помнишь какая была первая постановка?

— 19 марта 2015 года состоялся первый спектакль «Один» — 30 минутная постановка в двух вариантах. У меня было две актрисы и один актёр. И самое интересное, что эти две актрисы играли настолько по-разному, что актёр с ними в дуэте тоже был совершенно разным. Зрители, посмотрев премьеру, захотели продолжения, и мы сыграли второй вариант пьесы. С этого спектакля началась наша активная театральная деятельность.

— На спектакли был свободный вход?

— Мы не брали деньги за билеты, а использовали шапку. Если кто-то хотел отблагодарить актёров монетой, то он всегда мог это сделать. Нам кидали в шапку даже больше, чем мы зарабатываем сейчас на билетах. У нас был всегда полный зал – 30, 40 зрителей, а для камерного театра, как наш, это очень много. Кроме денег нам приносили продукты, краски, реквизит, костюмы. Мы ставили спектакли достаточно быстро, но не хватало технической базы. Всё делалось руками самих актеров и неравнодушных зрителей.

Спектакль «Бельведер» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— Но вы вскоре съехали с этого помещения?

— После того, как арендатор поднял сумму аренды, нам пришлось съехать и всё лето мы занимались в Парке Победы на открытом воздухе. Потом на улице Музыки нам предложили подвальное помещение, где жили бомжи. Наша задача была его полностью очистить и привести в порядок и тогда с нас обещали брать только коммунальные услуги. Совместно с ребятами из «Того ещё театра» Анны Карелиной мы его преобразили — выстроили амфитеатр из паллетов, сделали сцену, занавес, зацементировали часть фойе. Спустя год отмытое и приведённое в порядок помещение забрали под бильярд.

— Так началось ваше сотрудничество с Дворцом культуры рыбаков?

— Да. Нас великодушно приютил у себя ДКР. Огромное спасибо Татьяне Викторовне Зениной за то, что дали кров, когда мы не могли существовать иначе. Я была в это время беременной и арендовать помещение за свой счёт и делать в нем ремонт уже не было сил. Начинать театр с нуля было невозможно, несмотря на золотые руки моего мужа и помощь всех наших актёров. Помещение в ДКРе было тёплое, уютное и бесплатное. И кроме того, я получала зарплату как руководитель творческого объединения. Мы пробыли там четыре года, и когда подрос мой малыш и мы встали на ноги, то смогли арендовать гараж в 50 квадратных метров для репетиций и с добрыми пожеланиями покинули ДКР.

— А как вы попали на просторы площадки «Подземный Севастополь»?

— Опять же благодаря сарафанному радио. Директору музея Артёму Сергеевичу Нурову нужен был коллектив, который быстро и мощно запустит в музее театральную деятельность для создания в нём культурного кластера. И у нас это получилось. Мы начали играть постоянный репертуар, показывая по четыре спектакля в месяц – «Три Ха-Ха», «Линда», «Тварь», и моя авторская пьеса «Арап Петра Великого. Версия 21», «Бельведер» по пьесе Анатолия Дьяченко и «Новый год в подземелье троллей», которую я специально написала к Новому году. Сейчас у нас в репертуаре шесть готовых спектаклей.

Спектакль «Арап Петра Великого. Версия 21» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— А какие спектакли зрители увидят в обозримом будущем?

Сейчас мы ставим спектакль с московским режиссёром театра и кино Виталием Павловым по его пьесе «Спасти Маяковского». Однако процесс подготовки затягивается, так как режиссер приезжает к нам раз в месяц. Но спектакль обещает быть интересным благодаря видеоряду и необычным техническим решениям. Ещё в работе несколько спектаклей. Пока не стану раскрывать карты.

— Кто актёры твоей студии? Это профессионалы или любители и как они попадают к тебе?

— Мои гениальные артисты попадают в студию сарафанным радио. Многие уходят, кто-то переезжает, у некоторых просто не хватает времени из-за работы и учёбы, но те, кто остаются, играют в спектаклях. А если хоть раз хлебнул адреналин, стоя на сцене, когда тебе аплодируют зрители и ты понимаешь, что у тебя всё получилось, уже не можешь от этого отказаться. У нас почти нет профессиональных артистов. Иногда участвуют профессионалы, которых мы приглашаем на постановки, когда нужен определенный типаж. У нас есть в городе такие артисты и они удовольствием с нами работают.

— А как дальше складывается судьба студийцев? После театральной студии они выбирают актёрскую профессию?

— Многие студийцы поступают в профессиональные ВУЗы, многие работают с другими режиссерами. Это мы всегда приветствуем. У нас есть даже ребята, которые занялись преподавательской деятельностью. Мы всегда стараемся дать нашим студийцам работу. Голод артиста не особо красит. За спектакль каждый получает небольшие деньги. Кроме того, мы активно сотрудничаем с арт-объединениями, за счёт которых финансово существуем. Мы показываем мини-спектакли для детей, кукольные постановки и шоу-программы, организуем вечеринки, квесты, работаем живыми статуями и ходулистами, занимаемся клоунадой. Планируем летом выезжать на открытые площадки. Тем более, что сейчас у нас есть необходимая аппаратура. От центра занятости и Правительства Севастополя мне дали социальный контракт на 250 тысяч рублей на покупку оборудования для театральной мастерской. Мы растём и развиваемся и это происходит очень быстро.

Спектакль «Тварь» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— А по какому принципу ты выбираешь то, что хочешь поставить?

— Если мне нравится пьеса, я начинаю с ней работать как режиссёр. Если во время читки работа не клеится у актёров, мы пьесу откладываем. Иногда после обсуждения и проработки персонажей, удается найти понимание образов у актёров. А иногда точка зрения автора и наша не совпадают и тогда мы отказываемся от этого материала. Очень важная вещь – авторские права. Мы берём в работу только те материалы, авторы которых нам это сделать разрешили. Поэтому я многие пьесы пишу самостоятельно, как драматург, на которого я училась в Академии драматургии Анатолия Дьяченко. Я переживаю, что я недостаточно достойна, чтобы меня ставили другие режиссёры, поэтому моих пьес нет в свободном доступе, пока только в столе. Но в планах создание сайта, на котором будут опубликованы все мои произведения, откуда все желающие смогут брать их в работу.

— А если не говорить об идейном содержании, как к тебе приходит понимание, брать пьесу в работу или нет?

— Если при прочтении пьесы мысли автора совпали с нашими, захотелось озвучить своё мнение по этому поводу, ты переживал, когда читал, ты понимаешь о чём говорит автор. И ещё немаловажный факт – пьеса должна быть написана по законам драматургии. Конечно, можно поставить и телефонный справочник. Может даже это будет интересно зрителю благодаря интерпретации режиссёра, но это будет совсем на справочник не похоже. Не зря берут и ставят классику, потому что это проверенная драматургия, с ней понятно, что делать. Я очень много книг прочитала по драматургии, и все авторы как раз об этом говорят. Ритм, соблюдение трехактной структуры и т.д. Если пьеса современная отвечает всем этим требованиям, и ты понимаешь, что людям будет интересно это смотреть, ты её берешь в работу. Если это просто поток сознания автора, то это литература, но не драматургия.

— А сколько ты написала пьес? Какие из них поставила и какие планируешь показать в ближайшее время?

— Пьесу по событиям блэкаута «Пока горит» мы играли в течение года пока были на Меньшикова. Мы её обязательно сыграем снова, но в ней задействовано 10 артистов, а для нас это очень много. Наш театр камерный, а артисты непрофессионалы и все рабочие люди, поэтому даже для репетиции собраться непросто. Есть пьеса «Маньяк», которую мы до сих пор не поставили. Она очень сложная по сценографии, но к апрелю уверена, мы её выпустим.

Пьеса «СемьЯ» о семи грехах пока лежит в столе. Не так давно мы поставили «Арап Петра Великого. Версия 21» и «Новый год в подземелье троллей».

Спектакль «Арап Петра Великого. Версия 21» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— Я слышала, что история про троллей имела огромный успех у детей в новогодние праздники.

— Сказка про постапокалипсис детям безумно понравилась. Когда человечество уничтожило землю, то пришлось спуститься в бункеры, но герои мечтают о том, что однажды выйдут на поверхность и начнут жизнь с чистого листа. Это история не просто про Новый год – это про новую жизнь. Когда я её писала, я рассчитывала на старший школьный возраст, но мы опробовали постановку на своих детях, а моему сыну 4 года, и спектакль ему понравился.

Это пьеса очень экологическая. Люди так загадили свою планету, так её замусорили, что им пришлось уйти вниз и жить без света и солнца, без нормальной еды, питаться через уколы. Чтобы такого никогда не повторилось, они должны полностью пересмотреть свои взгляды на эту жизнь. И главный герой клянётся перед казнью, что все, кто находится в этой комнате будут думать о своей планете и забоится о ней каждый день. Дети всё это прекрасно понимают. Они говорят, что это пьеса о любви и дружбе. А ещё ребята уверены, что нужно помогать друг другу и верить в чудеса. Это самые важные вещи, которые должны оставаться в сердце у детей после просмотра этого спектакля. Несмотря на маленький возраст наших зрителей, никто не боялся и все завороженно смотрели сказку, смеялись, переживали, даже старались помочь героям. Никаких отрицательных эмоций у них не было.

Спектакль «Бельведер» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— А сколько спектаклей вы сыграли за время существования театральной мастерской?

— На сегодняшний день мы сыграли 12 спектаклей. Это мои творческие дети. Сначала ты их зачинаешь, потом долгое время вынашиваешь в себе. Спектакль всегда рождается в муках, в бессонных ночах, в непонимании, в усталости. А потом он выходит на зрителя и с каждым показом только растёт. Актёры нарабатывают опыт, практику и их персонаж меняется и спектакль становится лучше и лучше, он матереет, и ты за него всё меньше переживаешь. Дальше постановка может долго существовать практически без режиссёркой подпитки.

— Почему ты выбрала профессию режиссера? Что ты пытаешься донести людям?

— Для меня с детства была важна самореализация, я хочу, чтобы меня слушали. Начала я свою деятельность с журналистики будучи 14-летним подростком — писала сценарии для телевидения, вела свои программы. Потом поступила на журналистику в Ставропольский государственный университет и 19 лет я отдала этой профессии. Параллельно с этим я занималась театром и актёрским мастерством. Мне нравилось работать журналистом по причине возможности что-либо менять. К примеру, я еду в поликлинику, где текут трубы и подвал полный воды, делаю об этом сюжет и через два дня туда приезжает бригада и всё ремонтирует. Вот в таких историях можно смело назвать СМИ четвёртой властью.

Раньше журналисты не хайповали благодаря тупым новостям. Сейчас в городе практически нет новостей. Есть общие сводки, которые рассылаются пресс-службами по всем СМИ. Сидя в офисе, ты пишешь новости, и они у всех одинаковые, нет эксклюзива. Иногда сами подписчики снимают и присылают в редакцию материалы. Нет ничего, что требовало бы журналистского участия. Я понимала, что мне не дадут писать о проблемах, а не о проблемах мне писать не интересно. Не люблю лицемерие. Как по мне, журналистика в Севастополе умерла, её не существует, и я ушла.

Спектакль «Тварь» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— А почему пришла в театр?

— Чтобы что-то поменять в городе, стране и мире нужно что-то поменять в людях. Этим я сейчас и занимаюсь. Для меня важно донести до зрителей главную мысль, которую закладываю в каждую свою работу. Я делюсь мировоззрением с людьми.

В спектакле «Линда» самая основная мысль звучит так – человек, находящийся в социуме, максимально подвержен его влиянию. Ты должен быть успешным и известным, глянцевым и трендовым. Ты обязан стать кем-то. Для того чтобы взобраться по социальной лестнице и стать звездой, ты можешь использовать любые методы. Героиня Линда так и поступает. В результате становится бомжихой, пустой, выкаченной. Она теряет всех — и сына, и мужа. Это дорога не вверх, а в ад.

Спектакль «Три ха-ха» о жажде жизни. Там герой тоже хотел стать кем-то, покорить вершины и так как у него это не получилось, он решил покончить с собой, но и это у него не вышло. Можно ничего не добиться в жизни, но быть просто интересным человеком и этого достаточно для того, чтобы жить с чувством собственного достоинства и иронии. За тобой интересно будет наблюдать даже Богу. У каждого спектакля своя мысль, свои темы и задачи. Для меня важно, когда, выходя со спектакля, говорят «спасибо» и признаются, что переосмыслили, осознали и многое для себя открыли. Это дорогого стоит.

Спектакль «Арап Петра Великого. Версия 21» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

— Чем твоя студия отличается от других театральных объединений?

— У нас нет постоянных фиксированных курсов, после которых мы даём бумажку об их прохождении. Я уверена, что невозможно пройти двухмесячный курс и стать артистом. Для этого нужны десятки лет. Если артист работает в театре и не участвует в тренингах и не растет, он погибает как профессионал. Если он не раскочегаривает свою актёрскую природу, а просто ходит по сцене и говорит текст, то он профнепригоден.

Мы независимы ни от денег, ни от государственных структур. Мы очень хотим стать сильным театром, возможно даже профессиональным. Возможно, я смогу сделать так, чтобы все мои ребята отучились в актёрских ВУЗах в крупных городах. Даже если мы не станем все профессионалами, у нас будет обязательно своё здание. Не хочу никаких начальников, которые диктуют условия.  Хочу быть независимым негосударственным театром.

Спектакль «Арап Петра Великого. Версия 21» / Театральная мастерская PLAY, реж.: Екатерина Прилепская

 — Спасибо за беседу! Желаю вам стать профессиональным театром и новых проектов!

Беседовала Анна Корнилова

Фото автора

Loading



Екатерина Прилепская, Театральная мастерская PLAY,

Поделиться:

Похожие посты

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

В Севастополе показали спектакль «С тобой и без тебя»

В Драматическом театре имени Б.А.Лавренёва прошел спектакль «С тобой и без тебя», приуроченный к 80-летию освобождения Севастополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков. В постановке сыграли актеры Центрального академического театра Российской Ар

Джокер 2: чего ожидать от сиквела с Харли Квинн?

Сегодня в сети вышел дебютный трейлер второй части «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой. В 2019 году картина собрала в прокате более одного миллиарда долларов, поэтому ажиотаж вокруг продолжения неудивителен. Что приготовил поклонникам «Джокер

Новости ForPost

Метки

Модный показ музыка 2023 Александр Петров Херсонес 9 мая выставки ДКР Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 8 марта Новый год театр Луначарского Севастопольский театр оперы и балета Театр Лавренёва Театральная улица Балаклава Balenciaga коронавирус Дворец культуры рыбаков Севастопольский ТЮЗ балет фестиваль Клим Шипенко мастер-классы Театр им. Кукол СевТЮЗ Динопарк ЦГБ им. Л.Н.Толстого сериалы 2023 театр драмы "Психо Дель Арт" хоррор карантин Михаил Булгаков искусство Андрей Маслов игры 2023 арт-отель "Украина" Достоевский Сергей Безруков изоляция "Кинопоиск" мультфильмы 2023 спектакль мультфильмы СЦКиИ праздник творчество художники Фонд «Живая классика» музыка Dior фильмы 2024 фестиваль «Природа Искусства» фильмы 2023 Ольга Панкратова Севастополь живопись выставка рецензия Фёдор Достоевский спектакли Санкт-Петербург Афиша Севастополя книги Мода российские фильмы Музей обороны Севастополя Louis Vuitton Херсонес Таврический фильмы Netflix Фестиваль «Таврида — АРТ» кино кинофестиваль Святой Владимир Картины Григорий Лифанов куда сходить Тейлор Свифт Российские сериалы мода и стиль Большой севастопольский офицерский бал опера Неделя моды в Париже Музеи онлайн Море концерт Конкурс красоты Неделя моды Психо Дель Арт Конкурс "Живая классика" Крым Молодёжь Федюхины высоты День Победы поэзия День ВМФ Театр имени Луначарского театр «Оперные вечера в Севастополе» Аниме Золотая балка