«Большая глина №4» против «унитаза для якудзы»: чему радоваться в современном искусстве?

29-09-2021 20:22

Москвичи, вернувшиеся из отпусков, обнаружили у себя в городе «памятник Г.» (глине, конечно, а вы что подумали?), и стали выяснять, кто же эту кучу, собственно, сотворил?

Большинство сошлось во мнении, что это сделал памятник Петру I, давно любимый в народе.

Курьёз полностью затмил собой действительно интересное и важное событие – открытие музея «ГЭС-2». Но, поскольку внутри тоже будет «современное искусство», то почему бы не обсудить то, что образовалось на подступах?

К слову, пространство вокруг бывшей ГЭС-2 организовали красиво и тщательно: Патриарший мост проходит от Храма Христа Спасителя через Пречистенскую и Берсеневскую набережные, над Болотным островом, аж до Якиманки; с моста открываются обширные и завораживающие виды; а рядом, на искусственной насыпи, появилась новенькая березовая роща.

И никто, конечно, не ожидал возникновения такого вот необычного символа. Глина – она, конечно, основа творения, что и говорить. Но…

Фото: ForPost

Может быть, это напоминание  –  «когда б вы знали, из какого сора»? А то чистенько так, гладенько всё…

А может быть, свою миссию шедевр сей выполняет прямо сейчас: о чём ещё мы могли бы поговорить вот так, с размахом, на всю страну?

И осталась бы наша московская ГЭС делом сугубо столично-местечковым.

Кстати, такие ли уж мы тут «прогрессивные»? Кого-то утешит, а кого-то, возможно, расстроит тот факт, что наша «глина» ужасно отстаёт от мировых трендов.

В самом центре Токио есть здание, о котором сами японцы говорят, отстранённо пожимая плечами: «наверно, тут делают унитазы». Видно, что им неловко за такую архитектуру.

Один француз спроектировал для них эдакий чёрный блестящий недо-небоскрёб в форме, действительно напоминающей унитаз. Но главное в нём не форма, а наличие на его крыше объекта, которому остроумный японский народ дал название «летучая золотая какашка».

Фото: photographer.ru

И, конечно, ещё важнее – размеры. Вы заметили, что все или почти все адепты современного искусства страдают гигантоманией?

Впрочем,  художника обидеть легко. В случае с токийским унитазом для якудзы (ибо кто же ещё в Японии какает золотом?) французский дизайнер имел в виду вовсе не это.

Не унитаз, а кружка с пивом. И не «летучая какашка» какая-нибудь, а – пена шипучая.
И располагается в здании всего-навсего штаб-квартира одной пивоваренной компании. Увы, задумка не очень удалась.

Этот «домик» был построен ещё в 1989 году, и с тех пор не перестаёт радовать туристов.

В отличие от японского собрата, наш арт-объект долго нигде не задерживается. Вообще, дермецо-то это уже старое, довоенное: его слепили ещё в 13-м году. С тех пор оно постояло немного в Нью-Йорке (в 15-м), и немного во Флоренции (в 17-м).

Фото: ForPost

Куда подевались ещё три кучки – история умалчивает. По миру вяло путешествует четвёртая. И, как мы выяснили, навалил нам её не памятник Петру Первому, а, если смотреть в корень, господин Михельсон.

Впрочем, на поверхности всё же плавает имя художника, которое не стоило бы и упоминать, но пусть и ему будет немного приятно.

Завершим тему сортирной эстетики Урсом Фишером, который однажды уже «прославился» в нашей столице. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами.

По словам искусствоведов, это была «радикальная интерпретация классического натюрморта».

Так что, сравнив различные варианты развития событий, у нас есть поводы для радости и для благодарности г-ну Михельсону. Наше «г» всё-таки лучше японского!

Во-первых, спасибо, что куча к нам ненадолго.

Во-вторых, как хорошо, что глина осталась глиной. И пускай прохожие мысленно лепят из неё, что захочет их фантазия. Всё-таки, насмотревшись на мастерство современных художников, люди стали побаиваться конкретных плодов их умственной деятельности.

Фото: ForPost

Пусть лучше будет глина. Мы даже согласны на другую субстанцию. Только не делайте ни пивную кружку, ни пену. Спасибо, что не пена!

В-третьих, мы поняли, наконец, что современное «современное искусство» — оно для ооочень больших людей, и то, не для всех, а только для тех, кто какает если не золотом, то прямо сразу клубникой.

Так что «большой глине» пожелаем «большого плавания» (благо, что не утонет).

И пусть все эти Миндлины и Гершманы обзывают инакомыслящих (т.е. тех, кто не считает горшки с дерьмом искусством) «ограниченными» и «необразованными» людьми — спишем это на трудное детство и недостаток воспитания.

Вернёмся лучше к исходному событию, которое спрятано за всей этой шумихой.

Есть имена, которые действительно стоит вспомнить. Ведь у здания ГЭС-2 очень интересная история. Изначально это была Трамвайная станция, поскольку она питала сеть городского трамвая. Она открылась в 1907 году.

Архитектор Василий Башкиров (известный москвичам по фасаду Третьяковской галереи и особняку Цветкова) выполнил её в неорусском стиле. В группе инженеров – хорошо известный Владимир Шухов.

По своему прямому назначению ГЭС-2 проработала без малого 100 лет, после чего стала объектом культурного наследия.

Фото: ForPost

В 2015 г. станция перешла в собственность главе «Новатэк» Леониду Михельсону, и его фонд современного искусства  V-A-C начал реконструкцию здания. И только в августе этого года было объявлено о начале ввода объектов арт-пространства в эксплуатацию.

На самом деле г-н Михельсон в современном искусстве ничего не смыслит, но ему и не надо. У него есть дочь Виктория, которая специально училась этому делу в Нью-Йорке.

А, как известно, если кто-то учится на искусствоведа в тех краях, то он становится или Зельфирой Трегуловой (о ней мы писали раньше) или… дочкой Михельсона.

– В детстве я вытаскивал дочь в музеи, а теперь она меня, – говорит Леонид Михельсон, признаваясь, что не является знатоком современного искусства, но «счастлив привыкать к незнакомому».

– Мне нравятся импрессионисты, восхищает русский авангард, отвергнутый в свое время и ставший бешено популярным относительно недавно, – подчеркивает он. – Но мы живем здесь и сейчас, поэтому должны создавать и сохранять для будущего наследие нашего времени. Для меня создать «ГЭС-2», пожалуй, даже важнее, чем построить какие-то производственные цеха с самыми современными технологиями, ведь «ГЭС-2» создается для людей.

Важнее? Really?!  так и хочется всплеснуть руками…

По крайней мере, понятно, кто стоит в очереди на пост директора Третьяковки.

Наталья Барышева

Loading



«Большая глина №4», «унитаз для якудзы»,

Поделиться:

Похожие посты

Жизнь в розовом цвете: о фестивале «Природа Искусства»

В новом розарии Никитского ботанического сада состоялось триумфальное продолжение фестиваля «Природа Искусства» — культурного проекта команды «Севастопольского Бала». Концерты-перформансы «Опера и балет» и «Джаз и латина» прошли в окружении уникально

Diablo 4 — тысячу раз «да»!

С момента релиза первой игры о вселенной мира Санктуарий прошло 27 лет. За это время Diablo успела пережить как взлёты, так и падения. На этом фоне чувства от ожидания Diablo 4

«Кумир»: эротика с эффектом снотворного

После не слишком тёплого приёма в Каннах сериал «Кумир» наконец стартовал. Уже доступна первая серия, где мы можем поближе познакомиться с новым козырем HBO. Действительно ли

«Переводчик»: Гай Ричи идёт на риск

Гай Ричи решил не мучать нас ожиданием и вернулся на большие экраны с боевиком «Переводчик». Для него военная драма — жанр непривычный, и потому шанс потерпеть неудачу был высок. Справился ли знаменитый режиссёр — узнаете в нашей рецензии. Казалос

Зачем постаревшие Big Time Rush выпустили новый альбом?

Тренд на возрождение всего старого и забытого продолжает преследовать нашу культуру. В кино идёт «Русалочка», на Netflix крутят спецэпизод Подробнее

Новости ForPost

Метки

хоррор спектакли творчество Мода мультфильмы Театр им. Кукол куда сходить Севастополь выставка Херсонес театр Конкурс красоты ЦГБ им. Л.Н.Толстого Ольга Панкратова Сергей Шнуров художник Театр Лавренёва театр Луначарского СевТЮЗ Новый год Федюхины высоты Динопарк Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Лев Толстой Виталий Либа Достоевский выставки ДКР Андрей Маслов коронавирус Севастопольский театр оперы и балета Сергей Безруков День ВМФ фестиваль 9 мая кинофестиваль Святой Владимир дети Валерий Либа Золотая балка сериалы 2023 рецензия Картины концерт Крым День Победы фильмы Крымский военно-исторический фестиваль карантин Клим Шипенко Музей обороны Севастополя Анна Каренина Конкурс "Живая классика" 75 лет Победы Большой севастопольский офицерский бал арт-отель "Украина" фестиваль «Природа Искусства» опера Netflix живопись изоляция Севастопольский ТЮЗ мастер-классы Херсонес Таврический Фёдор Достоевский Фестиваль «Таврида — АРТ» Эрмитаж балет Михаил Булгаков История искусство Россия Море книги Мастер и Маргарита Григорий Лифанов театр драмы "Психо Дель Арт" игры 2023 Мариинский театр Психо Дель Арт Дворец культуры рыбаков Бесы Музеи онлайн Театр имени Луначарского праздник кино спектакль художники Аниме «Оперные вечера в Севастополе» Санкт-Петербург СЦКиИ поэзия фильмы 2023 Фонд «Живая классика» Афиша Севастополя музыка Опера в Херсонесе Балаклава Молодёжь Театральная улица