«Большая глина №4» против «унитаза для якудзы»: чему радоваться в современном искусстве?

29-09-2021 20:22

Москвичи, вернувшиеся из отпусков, обнаружили у себя в городе «памятник Г.» (глине, конечно, а вы что подумали?), и стали выяснять, кто же эту кучу, собственно, сотворил?

Большинство сошлось во мнении, что это сделал памятник Петру I, давно любимый в народе.

Курьёз полностью затмил собой действительно интересное и важное событие – открытие музея «ГЭС-2». Но, поскольку внутри тоже будет «современное искусство», то почему бы не обсудить то, что образовалось на подступах?

К слову, пространство вокруг бывшей ГЭС-2 организовали красиво и тщательно: Патриарший мост проходит от Храма Христа Спасителя через Пречистенскую и Берсеневскую набережные, над Болотным островом, аж до Якиманки; с моста открываются обширные и завораживающие виды; а рядом, на искусственной насыпи, появилась новенькая березовая роща.

И никто, конечно, не ожидал возникновения такого вот необычного символа. Глина – она, конечно, основа творения, что и говорить. Но…

Фото: ForPost

Может быть, это напоминание  –  «когда б вы знали, из какого сора»? А то чистенько так, гладенько всё…

А может быть, свою миссию шедевр сей выполняет прямо сейчас: о чём ещё мы могли бы поговорить вот так, с размахом, на всю страну?

И осталась бы наша московская ГЭС делом сугубо столично-местечковым.

Кстати, такие ли уж мы тут «прогрессивные»? Кого-то утешит, а кого-то, возможно, расстроит тот факт, что наша «глина» ужасно отстаёт от мировых трендов.

В самом центре Токио есть здание, о котором сами японцы говорят, отстранённо пожимая плечами: «наверно, тут делают унитазы». Видно, что им неловко за такую архитектуру.

Один француз спроектировал для них эдакий чёрный блестящий недо-небоскрёб в форме, действительно напоминающей унитаз. Но главное в нём не форма, а наличие на его крыше объекта, которому остроумный японский народ дал название «летучая золотая какашка».

Фото: photographer.ru

И, конечно, ещё важнее – размеры. Вы заметили, что все или почти все адепты современного искусства страдают гигантоманией?

Впрочем,  художника обидеть легко. В случае с токийским унитазом для якудзы (ибо кто же ещё в Японии какает золотом?) французский дизайнер имел в виду вовсе не это.

Не унитаз, а кружка с пивом. И не «летучая какашка» какая-нибудь, а – пена шипучая.
И располагается в здании всего-навсего штаб-квартира одной пивоваренной компании. Увы, задумка не очень удалась.

Этот «домик» был построен ещё в 1989 году, и с тех пор не перестаёт радовать туристов.

В отличие от японского собрата, наш арт-объект долго нигде не задерживается. Вообще, дермецо-то это уже старое, довоенное: его слепили ещё в 13-м году. С тех пор оно постояло немного в Нью-Йорке (в 15-м), и немного во Флоренции (в 17-м).

Фото: ForPost

Куда подевались ещё три кучки – история умалчивает. По миру вяло путешествует четвёртая. И, как мы выяснили, навалил нам её не памятник Петру Первому, а, если смотреть в корень, господин Михельсон.

Впрочем, на поверхности всё же плавает имя художника, которое не стоило бы и упоминать, но пусть и ему будет немного приятно.

Завершим тему сортирной эстетики Урсом Фишером, который однажды уже «прославился» в нашей столице. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами.

По словам искусствоведов, это была «радикальная интерпретация классического натюрморта».

Так что, сравнив различные варианты развития событий, у нас есть поводы для радости и для благодарности г-ну Михельсону. Наше «г» всё-таки лучше японского!

Во-первых, спасибо, что куча к нам ненадолго.

Во-вторых, как хорошо, что глина осталась глиной. И пускай прохожие мысленно лепят из неё, что захочет их фантазия. Всё-таки, насмотревшись на мастерство современных художников, люди стали побаиваться конкретных плодов их умственной деятельности.

Фото: ForPost

Пусть лучше будет глина. Мы даже согласны на другую субстанцию. Только не делайте ни пивную кружку, ни пену. Спасибо, что не пена!

В-третьих, мы поняли, наконец, что современное «современное искусство» — оно для ооочень больших людей, и то, не для всех, а только для тех, кто какает если не золотом, то прямо сразу клубникой.

Так что «большой глине» пожелаем «большого плавания» (благо, что не утонет).

И пусть все эти Миндлины и Гершманы обзывают инакомыслящих (т.е. тех, кто не считает горшки с дерьмом искусством) «ограниченными» и «необразованными» людьми — спишем это на трудное детство и недостаток воспитания.

Вернёмся лучше к исходному событию, которое спрятано за всей этой шумихой.

Есть имена, которые действительно стоит вспомнить. Ведь у здания ГЭС-2 очень интересная история. Изначально это была Трамвайная станция, поскольку она питала сеть городского трамвая. Она открылась в 1907 году.

Архитектор Василий Башкиров (известный москвичам по фасаду Третьяковской галереи и особняку Цветкова) выполнил её в неорусском стиле. В группе инженеров – хорошо известный Владимир Шухов.

По своему прямому назначению ГЭС-2 проработала без малого 100 лет, после чего стала объектом культурного наследия.

Фото: ForPost

В 2015 г. станция перешла в собственность главе «Новатэк» Леониду Михельсону, и его фонд современного искусства  V-A-C начал реконструкцию здания. И только в августе этого года было объявлено о начале ввода объектов арт-пространства в эксплуатацию.

На самом деле г-н Михельсон в современном искусстве ничего не смыслит, но ему и не надо. У него есть дочь Виктория, которая специально училась этому делу в Нью-Йорке.

А, как известно, если кто-то учится на искусствоведа в тех краях, то он становится или Зельфирой Трегуловой (о ней мы писали раньше) или… дочкой Михельсона.

– В детстве я вытаскивал дочь в музеи, а теперь она меня, – говорит Леонид Михельсон, признаваясь, что не является знатоком современного искусства, но «счастлив привыкать к незнакомому».

– Мне нравятся импрессионисты, восхищает русский авангард, отвергнутый в свое время и ставший бешено популярным относительно недавно, – подчеркивает он. – Но мы живем здесь и сейчас, поэтому должны создавать и сохранять для будущего наследие нашего времени. Для меня создать «ГЭС-2», пожалуй, даже важнее, чем построить какие-то производственные цеха с самыми современными технологиями, ведь «ГЭС-2» создается для людей.

Важнее? Really?!  так и хочется всплеснуть руками…

По крайней мере, понятно, кто стоит в очереди на пост директора Третьяковки.

Наталья Барышева

 641 Всего просмотров



«Большая глина №4», «унитаз для якудзы»,

Поделиться:

Похожие посты

Расхитительница гробниц: Лара Крофт от Amazon

Киноадаптации продолжают набирать обороты. В первую очередь это касается крупных медиафраншиз, знакомых зрителю не первый десяток лет. Недавно мы писали про новый сери

Февраль: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас дайджест с самыми интересными новинками, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в феврале — уже в этом материале.

Поиграть

«Вампиры средней полосы»: финал 2-го сезона

Сериал «Вампиры средней полосы» есть за что хвалить. Первый сезон получился весьма удачным — хороший каст, шутки и необычная подача вампирской темы. Кровопийцы наконец-то обрели по-настоящему русский колорит, за что и полюбились зрителю. Помимо этого

Спортивный кутюрье: о высокой моде на игровой арене

Такие бренды, как Nike, Adidas и Puma, уже давно «одевают» всех мировых спортсменов. Форма, обувь и даже рекламные баннеры — для нас само собой разумеющееся. Но что насчёт высокой моды? Волна неожиданных проектов уже давно докатилась даже до отдалённ

Dead Space Remake — а стоит ли?

Игра Dead Space стала настоящей вехой в жанре ужасов. Кто в 2008 году мог подумать, что выживание в космосе так понравится аудитории? История борьбы Айзека Кларка с некроморфами получила заслуженное продолжение, и по сей день попадает в топы самых ст

Новости ForPost

Метки

Федюхины высоты танцы Большой севастопольский офицерский бал Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Эрмитаж праздник Мастер и Маргарита Золотая балка Фестиваль «Таврида — АРТ» Херсонес 75 лет Победы фестиваль «Природа Искусства» ДКР Достоевский Великая Отечественная война Валерий Либа Живая классика Театр имени Луначарского Театр танца им. В.А.Елизарова коронавирус Бесы самоизоляция Клим Шипенко дети кинофестиваль Святой Владимир Музеи онлайн Херсонес Таврический Мариинский театр Григорий Лифанов Россия СЦКиИ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Театральная улица мастер-классы Крымский военно-исторический фестиваль спектакли кино Картины концерт балет Фонд «Живая классика» Санкт-Петербург арт-отель "Украина" художники книги Море Афиша Севастополя Конкурс красоты изоляция Психо Дель Арт Молодёжь Дворец культуры рыбаков Сергей Шнуров Таврида-АРТ Андрей Маслов выставка ЦГБ им. Л.Н.Толстого День ВМФ Ольга Панкратова выставки Михаил Булгаков СевТЮЗ Новый год Сергей Безруков Анна Каренина Балаклава театр Луначарского театр Лев Толстой Севастополь искусство музыка Виталий Либа Музей обороны Севастополя Крым Динопарк фильмы «Оперные вечера в Севастополе» День Победы опера творчество Мода художник Александр Петров Театр Лавренёва Севастопольский ТЮЗ Конкурс "Живая классика" рецензия Севастопольский театр оперы и балета фестиваль спектакль 9 мая поэзия Театр им. Кукол Опера в Херсонесе театр драмы "Психо Дель Арт" История карантин Фёдор Достоевский живопись