Шкодники и шкодницы деда Марата

17-10-2020 17:41

«Поколение XXI» — так называется экспозиция, закрывшаяся недавно в новом здании Третьяковской Галереи на Крымском валу.

Картина Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью», отобранная на выставку, вызвала волну возмущения в социальных сетях. И претензии выставляют не только автору, но и руководителю музея Зельфире Трегуловой, с приходом которой Третьяковка всё чаще и чаще упоминается в прессе в скандальном свете… 

Каллима — уроженец Грозного, ворвавшийся в российское художественное пространство в начале нулевых. Его герои – кавказские боевики, изображенные в минуты отдыха между боями. Все эти работы были написаны до 2008 года и выставлялись в России практически параллельно с жуткими терактами.

Сейчас художник отошёл от этой темы.

И надо сказать, что на его «привет» из нулевых «Поколению XXI» отреагировало лишь несколько интернет-изданий.

Почему так произошло? Разбиралась Наталья Барышева. 

Так что же произошло с выставкой в Новой Третьяковке с «романтическими ваххабитами» Каллимы? Столько было шума.

А ничего. Собаки лают, караван идёт.

На неё не пришли наши воины-ветераны, не разгромили, даже не поругались на предмет того, что этот отдых на травке представленных персонажей мог быть как раз после убийства этими персонажами их, наших ветеранов, друзей.

Никто не принял решения эту выставку закрыть или подкорректировать хотя бы текст аннотации к этой картине? Нет?

Напомню: «Каллима разрабатывает (впрочем, он давно уже ничего такого не разрабатывает – прим.Н.Б.)  многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам, как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере…»

Конечно, даже дождик, прорвавший крышу в подходящее время, не намочил её.

Всё по плану – открылись, показались, закрылись. Всё ограничилось писком нескольких интернет-изданий и блогеров. И что же это было такое?

«Между случайностью и необходимостью».
© web. tlgrm. eu

Прежде всего, чтобы понять, что происходит, нужно разобраться, кто эти люди.

Итак, участники пьесы: Художник, Галерист, Даритель.

Вот сейчас и посмотрим.

Каллима

Алексей Каллима (это, конечно, творческий псевдоним). О нём известно, что он приехал в Москву из Грозного, накануне первой Чеченской войны. Начинал с одноразовых стаканчиков делал какие-то абстракции из всякой чепухи, пока не проснулась совесть и не подсказала, что чепухой заниматься, когда война – стыдно. Стал рисовать.

Что интересно, Алексей Каллима себя не пиарит, судя по тому, что как только случился повод о нём поговорить, источником информации оказалось только одно полное интервью 2008 (!) года, которое тут же раздербанили на куски.

Но и этого достаточно, чтобы составить представление о личности художника.

Судя по сюжетам нулевых, Каллиму привлекает энергия больших масс людей, хаос, грандиозность событий. Лица, их много! искажены какой-то условной экспрессией (кстати, как ни странно, в духе Владимира Любарова, который совсем про другое — про весёлую русскую деревню), но в целом создается определенное настроение.

Альбом «Мрак длиннее ночи» похож на изображение ада, люди в нем чрезвычайно агрессивны.

Но… если присмотреться, от самих картин нет чувства агрессии. Наблюдение и какое-то сочувствие человеческому уделу…

Ну, хорошо. А боевики? Что говорит сам Каллима? Человеческому уделу сочувствовать это одно, но террористам?!

«Более точное слово — не «сочувствие», а «вдохновение». Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы — смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись».

Да… «Вдохновение». Смелые парни, которые ничего не боятся.

Но, с другой стороны, кого может вдохновить тот, кто всего боится?

Давайте представим на минуточку. 90-е годы. Приезжает человек из Грозного в Москву, думает, что он едет на историческую родину. Где он привык жить? Это Кавказ. Это, помимо криминала, крепкие традиции, семьи, культура, нравственность, энергия, красота, природа…

Что он видит, когда приехал сюда? Помните тогдашнюю Москву? Заставленные иномарками тротуары, где не пройти пешеходу, потоки толстозадых машин с быкующими в них нуворишами, готовыми стрелять на поражение в любого, кто им не понравится; ларьки в переходах; еще не были запрещены казино, все эти «вулканы», все прелести ночной московской жизни, разнообразные религиозные секты…

Алексей Каллима. Источник: ionovagribina.livejournal.com

Первое, что видит приезжий человек – это отнюдь не консерватория и «сорок сороков», а весь этот сброд, весь этот бред и угар, которого и сейчас достаточно, однако, Москва сегодняшняя – это небо.

То была земля. И та земля принимает гостей из Чечни не как русских собратьев, а как чеченцев, с подозрением. И давайте еще не забывать, первую чеченскую развязал тот самый человек, который давал приказ бомбить с самолетов Дом Правительства.

Это два очень разных президента который завершил войну и который начал. Который у нас теперь и который был тогда.

«Я до сих пор не знаю ответа на вопрос, почему Россия не выбрала другой сценарий, почему она не придумала, как не дать развязаться этой войне, не попыталась подружиться и договориться с чеченцами».

А кто знает? Поднимите руку…

И вообще, сами-то мы кто такие? Мы так хорошо окунулись в так называемые «постхристианские» западные ценности, и есть ли у нас право возмущаться, что кто-то не хочет нами «вдохновляться»?

В этом контексте сама по себе картина вовсе не выглядит какой-то экстремистской или просто обидной.

Хорошо, что кто-то не только воюет, и не только кушает, но и молится. Смотрите, собачка с ними.

Конечно, как же можно «очеловечивать» образы убийц?!

А что, разве когда мы их видим на улицах, в транспорте, у них, простите, есть хвост, или они покрыты чешуёй?

Вполне человеческие лица. Лучше никогда об этом не забывать…

Уже в 2008 году для самого Каллимы «смелые ребята» перестали быть предметом вдохновения.

«Хотя со временем образ сопротивленцев менялся… Сейчас образ героя-мужчины окончательно девальвировался, и я занят поиском нового героя — возможно, им станет женщина. Мужчины производят много глупостей — политика, войны. Несмотря на все это, женщины рожают детей, стоически показывают, что они выше обстоятельств».

Вот! Герои – те, кто выше обстоятельств!

В дальнейшем художник занимался сюжетами иного плана. Например, интересная тема – транспортные средства на улицах.

Потом пошли рисунки животных, очень милые.

Теперь вот и наброски храма, привезенные из Грузии. Жизнь налаживается.

Может, не такие уж мы и плохие, если так благотворно влияем на художника?

Может, это наш караван идёт?

Амазонка авангарда

Мне нравится исходить из того, что все люди это большие дети. И у каждого есть в жизни свой звездный час, который определяет его дальнейшее развитие.

Кого-то поставили на табуретку, и он прочитал стихотворение так, что все сразу поняли – это большой артист! Кто-то побывал в «Артеке», где ему объяснили, что нормальный человек должен стремиться спасти мир, и научили, как именно это нужно делать.

Ну, а Зельфира Трегулова, ныне занимающая пост директора Третьяковки, выиграла свой звездный билет, когда ее отправили на стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Это был 1993 год.

С тех пор Зельфира Исмагиловна не раз сотрудничала с музеем и его филиалами, написала об этом книгу «Амазонки авангарда», причем, справедливости ради, несла она не только авангард в массы оттуда сюда, но и в обратном направлении: в 2005 г. выставка «Россия!»  предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с XIII столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников О. Кипренского, Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге, М. Врубеля, В. Серова, К. Малевича, М. Шагала, А. Дейнеки, А. Лактионова   и других.

По своим масштабам и обилию шедевров подобных выставок русского искусства в США до этого не было.

Зельфира Трегубова. Источник: Культура.рф

При Зельфире Трегубовой Третьяковская галерея, можно сказать без преувеличения, процветает.

Выставки Айвазовского, Нестерова, Поленова – выше всяких похвал, не будем об этом забывать.

Но, как бы ни радела искусствовед о русском традиционном искусстве, в душе она всегда – с тех пор! – «амазонка авангарда», и будет пропихивать всё, что можно покрошить в салат под общим названием «современное искусство», во все щели.

Конечно, с невероятно благородной целью – расширить наше с вами сознание, товарищи!..

Уши Марата

Каллима признается, что со стороны галерей есть спрос на чеченскую тематику.

«Если меня приглашает какая-то галерея,..  мне глупо становиться в позу и говорить: «Я на самом деле разносторонний художник, давайте я лучше к вам приеду и на месяц превращу пространство вашей галереи в парикмахерскую, где вы будете обслуживать бесплатно всех желающих». К тому же я стараюсь избежать прямолинейности в трактовке сюжета — вместо бойцов с автоматами рисую купальщиков, вместо поля боя — мирный завтрак на траве»…


«Сделал новую веселую работу. Картина, которая ничего не рассказывает, но внимательно слушает», — представил свою картину художник на своей странице в фейсбук.

Вопрос в том, кто стоит за этими галереями.

Чьи уши торчат из-за Третьяковки, никто даже не скрывает.

И если Каллима рисовал купальщиков и «завтрак на траве», то он, во-первых, уже морально состарился вместе со своими «бойцами»; во-вторых, «испортился» для этого рода бизнеса.

И я не удивлюсь, если вскоре где-нибудь в «Эрмитаже» или в Пушкинском выскочит нечто более соответствующее духу времени…

Так чей караван идёт?

Наталья Барышева

Фото: страница Алексея Каллимы в Facebook

 218 Всего просмотров



изобразительное искусство, Третьяковская галерея, художники,

Поделиться:

Похожие посты

Вронский на мотоцикле и Каренина с пивом: пользователи соцсетей обсуждают «Анну К»

Американский стриминговый сервис, поставщик фильмов и сериалов Netflix объявил о запуске своего первого российского проекта совместно с отечественной кинокомпанией 1-2-3 Production: в Москве и Санкт -Петербурге стартовали съемки сериала по роману Льв

Вне границ: танцоры из 9 стран выступили на фестивале «Глобальные ценности» в Севастополе

C 23 по 25 июля «Школа Иннопрактики и Русских сезонов» впервые представила фестиваль «Глобальные Ценности» в Крыму. Каждая постановка как спектакль с уникальным сценографическим оформлением и завораживающей хореографической партитурой. Все номера объ

В соавторстве с природой: в Севастополе проходит выставка картин из морской гальки

Камень, ставший лепестком. Песок, ставший воздухом. Трансформация фактур впечатляет. Философия автора выставки «Каменный цветок» — чистое наслаждение природой в кропотливом труде, в любви к форме и цвету. Каждый цветок в исполнении мастера имеет «пор

«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхожде

Куда пойти на выходных: День флота в стиле XIX века и душевные карикатуры

В этом году севастопольцы и гости города не увидят традиционный военно-спортивный праздник с демонстрацией боевых возможностей сил флота в день ВМФ. В программу мероприятий внесены существенные изменения, как и в работу Парка живой истории «Федюхины

Новости ForPost

Метки

Севастопольский военно-исторический музей-заповедник День ВМФ опера самоизоляция театр танца Вадима Елизарова вокал изоляция Фёдор Достоевский театр Живая классика Молодёжь Александр Петров творчество фильмы кинорецензия Крымская весна театр драмы "Психо Дель Арт" концерт Великая Отечественная война Золотая балка танцы конкурс Достоевский Россия благотворительность пандемия Херсонес Крымский военно-исторический фестиваль Картины балет Международный день танца Севастополь Севастопольский офицерский бал фестиваль кинофестиваль Святой Владимир праздник ДКР арт-отель "Украина" художник группа Ленинград Сергей Безруков Динопарк История Море живопись Театр им. Кукол 75 лет Победы карантин Театр имени Луначарского мастер-классы Опера в Херсонесе Санкт-Петербург Большой севастопольский офицерский бал Эрмитаж современное искусство выставка Лев Толстой театр Луначарского Михаил Булгаков Сергей Шнуров шоу художники музыка Крым Конкурс "Живая классика" Григорий Лифанов дети VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» День Победы Мастер и Маргарита искусство #WineFest Анна Каренина выставки книги Афиша Севастополя Бесы Психо Дель Арт поэзия Музеи онлайн 9 мая Балаклава коронавирус Федюхины высоты онлайн-марафон Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Севастопольский ТЮЗ Zакрытый покаZ спектакль СЦКиИ Клим Шипенко Дворец культуры рыбаков спектакли открытие сезона Театральная улица Фонд «Живая классика» кино СевТЮЗ Ольга Панкратова Херсонес Таврический