«Библиотекарь»: о сериале без спойлеров
Западные студии и стриминговые сервисы активно покидают Россию, побуждая отечественных киноделов обращаться к родной культуре. А мы всё чаще видим фильмы и сериалы, основанные на российской литературе. До последнего времени первенство по подобным проектам удерживал Кинопоиск: за короткие у него появился «Фандорин» и два «Пищеблока». Составить конкуренцию площадке решило More.tv, и выпустило сериал «Библиотекарь».
Бурление масс
В основу сериала «Библиотекарь» лёг одноимённый роман Михаила Елизарова, который вышел в 2007 году. И почему-то мне кажется, что отбор производился не столько по качеству, сколько по вопросу «кто ещё у нас писал мистику про Советский Союз?».
Вы правильно услышали, в центре событий вновь оказывается неведомая хтонь с налётом товарищей и стационарных телефонов. Но, справедливости ради, действия сюжета рассказывают не совсем про СССР, а скорее про конец лихих девяностых.
Литературное общество отнеслось к роману очень двояко, многие ругали за романтизацию советского времени и реабилитацию идей соцреализма. А член Букеровского комитета Александр Кабаков даже назвал «Библиотекаря» низкопробным фашистским трэшем. Но время стёрло ту остроту суждений. А что же осталось?
Библиотекарское ОПГ
История строится вокруг жизни простого выпускника Щукинского актёрского училища, 27-летнего Алексея Вязинцева. Череда на первый взгляд бытовых событий втягивает его в весьма странное мистическое приключение.
Лёша узнаёт, что книги малоизвестного советского писателя Дмитрия Громова, написанные в 1950-е — 1970-е годы, по неизвестным причинам обладают магической силой. Люди, познавшие тайную силу книг, объединяются в кружки («библиотеки» и «читальни»), которые защищают свои экземпляры книг Громова и пытаются завладеть чужими. Каждая «библиотека» мечтает собрать полное собрание сочинений Громова из 7 книг. Но одна книга является чрезвычайно редкой.
От создателей сериала «След»
Режиссировать этот сюжет доверили Игорю Твердохлебову. В своё время он работал над такими проектами, как «Мажор» и «Триггер». И как бы вы не относились к этим сериалам с позиции сценария, стоит признать заслуги Твердохлебова хотя бы в вопросе визуальной составляющей. Что уже подало первый приятный звоночек к просмотру «Библиотекаря» — это хотя бы будет красиво.
И это действительно было красиво! Работа режиссёра и съёмочной команды оказалась на высоте. Некоторые кадры даже хотелось украсть в качестве обложки для рабочего стола. Правда, чувствуется и авторский стиль Твердохлебова: любовь снимать персонажей крупным кадром, с размытием и лёгким гало по контуру головы. Иногда это вызывает смех вместо тревоги.
Андрюха, у нас кража книг
Впрочем, картинка — не единственное, что хочется отметить в сериале «Библиотекарь». Удивил и каст: Ефремов, Мерзликин, Епишев, Золотовицкий, а в роли главного антагониста легендарный Михаил Трухин. К слову, именно на его игру рекомендую обратить внимание при просмотре. От привычного «возможен криминал, по коням» нет и следа, актёр отлично вживается в роль обезумевшего от власти религиозного зэка.
Другой звёздочкой сериала по праву стоит назвать Евгению Дмитриеву. По внешности и харизме она во многом напомнила мне одновременно Сару Полсон и Джессику Лэнг, и это великолепно. Её реплики приятно слушать, а за самим персонажем хочется наблюдать ещё и ещё — в игре чувствуется некий природный магнетизм. Особенно захватывающей показалась мне последняя сцена с персонажем Дмитриевой, но обойдёмся без спойлеров.
«Ты мой библиотекарь, а я твой читатель»
Лучше обсудим другую составляющую «Библиотекаря», которая злит и расстраивает — а именно любовную линию. Система произведения, а значит и сериала, довольно проста: герой попадает в неизвестный ему мир и этапами движется к своей главной цели. В пути, естественно, он должен встретить барышню-красавицу.
Обычно в этом месте сценаристы оставляют хоть сколько-нибудь интриги взаимоотношений между героями, либо раскрывают развитие их отношений. Но в восьмичасовом «Библиотекаре», видимо, на это не хватило места. Поэтому томные неловкие переглядывания встретят нас уже в первой серии. А к третьей Алексей и его избранница будут, по сути, в гражданском браке.
Но не всё так просто! Чтобы запутать зрителя, в сюжет было вплетено огромное количество любовных треугольников. Возможно, автор книги, либо сами сценаристы думали, что так главная линия отношений будет выглядеть логичнее. А получилась каша из целующихся людей.
Щедрое поле референсов
Если история про любовь в сериале получилась плохо, то вот комедийная составляющая получилась на удивление хорошо. Сериал изобилует шутками всех мастей: от анекдотов про чеченца и еврея до тонкого стёба над отъездом Ефремова-младшего в Америку.
Не поскупились создатели и на отсылки. Мне удалось насчитать как минимум три: на «Людей в чёрном», «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа» и «Брата 2». Но, возможно, вы найдёте больше.
Очень богоугодно
А вот финал откровенно разочаровывает. Но виноват скорее первоисточник, ведь ещё 16 лет назад критики угадывали в нём чрезмерную утопичность и неуместное философство.
И, пожалуй, так и есть, потому что после семи серий погонь и детективов в лучших традициях девяностых, да ещё и с лёгким налётом средневековых кодексов и фантастики, автор внезапно начинает «натягивать сову на глобус».
Так советский человек, солдат ВОВ, случайно для себя и всего мира изобретает соцреалистическую Неусыпаемую Псалтырь. Конец восьмой серии оказывается проникнут христианскими идеями настолько, что впору говорить об оскорблении чувств верующих.
Вердикт
Если ставить вопрос о том, стоит ли «Библиотекарь» вашего внимания, то, определённо, сериал того стоит. Он забавный, мистический, и напичкан огромным количеством плот-твистов, отчего смотреть его действительно интересно.
Актёрская игра радует, как и картинка. Но стоит заранее быть готовым к тому, что концовка сериала смахивает на ленивую около-библейскую отписку в красивой обёртке. И это вряд ли вам понравится.
Обязательно поделитесь своими впечатлениями от сериала в нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru