«Баба Шанель» по-флотски: история про веру в лучшее

16-03-2018 21:57

17 марта в драматическом театре имени Лавренёва состоится премьерный спектакль Юрия Маковского «Баба Шанель» по одноименной пьесе Николая Каляды. Газета «Слава Севастополя» опубликовала рецензию театрального обозревателя Татьяны Довгань, побывавшей на первом спектакле (премьера состоялась 3 марта). По её мнению, эта постановка про нашу и жизнь и веру в лучшее. А такая история всегда найдёт своего зрителя. 

В драматическом театре ЧФ им. Б. Лавренева состоялась премьера спектакля «Баба Шанель». Момент исторический. Во-первых, потому что в нашем городе еще никто не отваживался поставить «новую драму» (по крайней мере, на большой сцене), а во-вторых, спектакль создан в содружестве с ансамблем фольклорной песни «Русь», которым руководит заслуженный гармонист России Петр Тимофеевич Савченков.

Давайте сначала разберемся с «новой драмой». Что же это за драматургия такая и почему ей так долго пришлось пробивать себе дорогу к сердцу режиссера, в данном случае Юрия Маковского?

Автор пьесы «Баба Шанель» Николай Коляда по праву считается патриархом современной отечественной драматургии. Он руководит своим «Коляда-театром» в Екатеринбурге и проводит ежегодный конкурс для молодых драматургов.

Вот что он сам говорит по этому поводу: «Что именно такое «новая драма»—сказать сложно. Это название—от лукавого. Или от критиков, решивших обозвать так все произведения современных драматургов. Для меня же существуют всего два определения: хорошая пьеса и плохая пьеса. Сегодня, например, я полдня читал пьесы, присланные на международный конкурс драматургов «Евразия». Мама дорогая, там же один мат-перемат и описание, кто кого как и где! И что, это обяжете называть «новой драмой»? Нет, потому что это просто пошлятина. Поэтому единственное определение, которое можно дать, будет такое: «новая драма»—это хорошая современная пьеса, рассказывающая о нашей жизни».

Замечу, что сам Коляда нецензурной бранью и откровенными сценами тоже не гнушается. Как говорится, сам начал…

Героем «новой драмы», как правило, оказывается человек маленький, даже невзрачный, его-то и героем назвать трудно. Вот и в случае «Бабы Шанель» главные действующие лица—пять женщин преклонного возраста, да еще и слегка с приветом. Все они—самодеятельные артистки ансамбля «Наитие» при Доме культуры Всероссийского общества глухих, сокращенно—ВОГ. Прямо как название модного женского журнала—тонкая ирония автора. Надо отдать должное: пьеса не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Актрисы театра флота—Валентина Попова, Нина Свиридова, Светлана Иваненко, Галина Стрижак и Светлана Кравченко—разодеты в сарафаны и кокошники (художник по костюмам—Софья Баркасова), которые так живо напоминают хорошо знакомую нам люрексовую чиновничью безвкусицу.
Собственно, все действие пьесы проходит вокруг праздничного стола, накрытого в честь юбилея этого самого ансамбля «Наитие».

В спектакле у каждой героини есть сольная лирическая партия, актрисам есть где «разгуляться». Не могу удержаться, чтобы не отметить сцену Валентины Поликарповны, где ее 90-летняя героиня Капитолина Петровна собирается умирать. Цементирующим самодеятельный коллектив фактором является художественный руководитель—баянист Сергей Сергеевич, предмет обожаемый и вожделенный.

Режиссер спектакля Юрий Маковский предоставил нам счастливую возможность как следует рассмотреть нового артиста театра Роберта Салахова. До сих пор мы могли видеть его лишь в двух небольших ролях в спектаклях «Под холщовыми небесами» и «Сон в летнюю ночь». Здесь же его комедийное дарование фактически стало залогом успеха спектакля (да простят меня исполнительницы женских ролей).

«Цыганочка с выходом» досталась замечательной актрисе Оксане Осиповой, совершенно неотразимой в соблазнительном костюмчике из черной кожи и в высоких красных сапогах—точно под цвет губной помады. Настоящая Шанель… если бы не баба. Замашки у Розы Николаевны (так зовут ее героиню) тоже нам хорошо знакомы, поэтому и вызывают живейшую реакцию публики. Но в театре над этим хоть посмеяться можно…
Наши героини постоянно говорят о том, что душа не стареет. Внутри каждой старухи все еще живет романтическая девушка, которая нет-нет да и вырвется наружу в каком-нибудь маленьком безумстве.

Пять юных балерин ансамбля классического танца «Надежда» трогательно и грациозно явили нам юные души героинь спектакля. Балетмейстер Елена Ольховская вложила в этот небольшой пластический номер идею нежности и чистоты юной души, смотрящей на мир удивленными глазами. Там, за прозрачным занавесом (сценография Ирины Куц),—уже недоступный мир, в котором человек счастлив самим фактом своего существования.

В финале спектакля на сцену поднимаются артисты ансамбля «Русь», их сильные голоса вливаются в многоголосный женский хор: «Верила, верила, верю…»

Вот и получается, что новый спектакль «лавреневцев»—про нашу жизнь и нашу веру… Во что? В лучшее, конечно. А впрочем, это каждый для себя решает сам.

Фото Дмитрия Кириченко

 276 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

30 лет экспериментов: как Андрей Маслов однажды поиздевался над коллегой

До конца этого года севастопольских театралов ждёт как минимум две круглые даты. 20 августа исполняется 30 лет со дня основания народного театра драмы «Психо Дель Арт». А уже через два месяца, 17 октября, — 125 лет со дня премьеры чеховской «Чайки».

«Летний вечер в Херсонесе»: что посмотреть в августе

Спектакли в Античном театре под открытым небом продолжат радовать жителей и гостей города. В августе вас ждут как уже полюбившиеся постановки, так и яркие новинки этого летнего сезона. Почувствуйте себя жителем древнегреческого полиса, для которого т

Куда сходить на выходных: «высокая комедия» Мольера и ожившая история

В эту субботу стартует юбилейный 90-й сезон театра имени Лавренёва. Открытие комедией «Тартюф» — вовсе не случайность. Согласно опросу, который проводил театр, этот спектакль зрители признают одним из лучших в репертуаре. Не менее интересное путешест

Севастопольский ТЮЗ открыл 34-й сезон спектаклем «Каштанка»

Приглашать для новых постановок режиссёров из других городов России — уже традиция для Севастопольского театра юного зрителя. Над премьерным спектаклем «Каштанка» работал режиссёр-постановщик из Твери. О том, как Иван Пачин перевёл знаменитый рассказ

Бременские музыканты возвращаются: елизаровцы представляют обновлённый спектакль

Вновь на сцене театра танца имени Елизарова классика отечественной мультипликации. «Приключения бременских музыкантов» — детский хореографический спектакль по мотивам оригинальных произведений Юрия Энтина и Василия Ливанова, любимых не одним поколени

Новости ForPost

Метки

Музеи онлайн живопись Андрей Маслов Балаклава Афиша Севастополя онлайн-марафон Григорий Лифанов VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Бесы История театр Музей-заповедник "Херсонес Таврический" День ВМФ вокал кино опера Михаил Булгаков Крымская весна театр танца Вадима Елизарова 75 лет Победы Мастер и Маргарита Живая классика Санкт-Петербург самоизоляция праздник искусство Ольга Панкратова кинофестиваль Святой Владимир спектакль кинорецензия Великая Отечественная война Херсонес Таврический открытие сезона Театральная улица Сергей Безруков Александр Петров День Победы Золотая балка Крым Международный день танца Большой севастопольский офицерский бал выставка музыка Фонд «Живая классика» творчество Zакрытый покаZ танцы фильмы Театр им. Кукол Клим Шипенко коронавирус книги балет СевТЮЗ Море Сергей Шнуров арт-отель "Украина" ДКР театр Луначарского карантин мастер-классы Херсонес Молодёжь Мариинский театр современное искусство конкурс Крымский военно-исторический фестиваль Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Дворец культуры рыбаков Эрмитаж Достоевский Федюхины высоты изоляция Лев Толстой Картины Фёдор Достоевский Севастополь Динопарк #WineFest Театр имени Луначарского 9 мая Психо Дель Арт Анна Каренина шоу театр драмы "Психо Дель Арт" благотворительность концерт Опера в Херсонесе группа Ленинград поэзия спектакли Конкурс "Живая классика" Севастопольский ТЮЗ фестиваль художники пандемия дети художник СЦКиИ выставки