«Баба Шанель» по-флотски: история про веру в лучшее

16-03-2018 21:57

17 марта в драматическом театре имени Лавренёва состоится премьерный спектакль Юрия Маковского «Баба Шанель» по одноименной пьесе Николая Каляды. Газета «Слава Севастополя» опубликовала рецензию театрального обозревателя Татьяны Довгань, побывавшей на первом спектакле (премьера состоялась 3 марта). По её мнению, эта постановка про нашу и жизнь и веру в лучшее. А такая история всегда найдёт своего зрителя. 

В драматическом театре ЧФ им. Б. Лавренева состоялась премьера спектакля «Баба Шанель». Момент исторический. Во-первых, потому что в нашем городе еще никто не отваживался поставить «новую драму» (по крайней мере, на большой сцене), а во-вторых, спектакль создан в содружестве с ансамблем фольклорной песни «Русь», которым руководит заслуженный гармонист России Петр Тимофеевич Савченков.

Давайте сначала разберемся с «новой драмой». Что же это за драматургия такая и почему ей так долго пришлось пробивать себе дорогу к сердцу режиссера, в данном случае Юрия Маковского?

Автор пьесы «Баба Шанель» Николай Коляда по праву считается патриархом современной отечественной драматургии. Он руководит своим «Коляда-театром» в Екатеринбурге и проводит ежегодный конкурс для молодых драматургов.

Вот что он сам говорит по этому поводу: «Что именно такое «новая драма»—сказать сложно. Это название—от лукавого. Или от критиков, решивших обозвать так все произведения современных драматургов. Для меня же существуют всего два определения: хорошая пьеса и плохая пьеса. Сегодня, например, я полдня читал пьесы, присланные на международный конкурс драматургов «Евразия». Мама дорогая, там же один мат-перемат и описание, кто кого как и где! И что, это обяжете называть «новой драмой»? Нет, потому что это просто пошлятина. Поэтому единственное определение, которое можно дать, будет такое: «новая драма»—это хорошая современная пьеса, рассказывающая о нашей жизни».

Замечу, что сам Коляда нецензурной бранью и откровенными сценами тоже не гнушается. Как говорится, сам начал…

Героем «новой драмы», как правило, оказывается человек маленький, даже невзрачный, его-то и героем назвать трудно. Вот и в случае «Бабы Шанель» главные действующие лица—пять женщин преклонного возраста, да еще и слегка с приветом. Все они—самодеятельные артистки ансамбля «Наитие» при Доме культуры Всероссийского общества глухих, сокращенно—ВОГ. Прямо как название модного женского журнала—тонкая ирония автора. Надо отдать должное: пьеса не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Актрисы театра флота—Валентина Попова, Нина Свиридова, Светлана Иваненко, Галина Стрижак и Светлана Кравченко—разодеты в сарафаны и кокошники (художник по костюмам—Софья Баркасова), которые так живо напоминают хорошо знакомую нам люрексовую чиновничью безвкусицу.
Собственно, все действие пьесы проходит вокруг праздничного стола, накрытого в честь юбилея этого самого ансамбля «Наитие».

В спектакле у каждой героини есть сольная лирическая партия, актрисам есть где «разгуляться». Не могу удержаться, чтобы не отметить сцену Валентины Поликарповны, где ее 90-летняя героиня Капитолина Петровна собирается умирать. Цементирующим самодеятельный коллектив фактором является художественный руководитель—баянист Сергей Сергеевич, предмет обожаемый и вожделенный.

Режиссер спектакля Юрий Маковский предоставил нам счастливую возможность как следует рассмотреть нового артиста театра Роберта Салахова. До сих пор мы могли видеть его лишь в двух небольших ролях в спектаклях «Под холщовыми небесами» и «Сон в летнюю ночь». Здесь же его комедийное дарование фактически стало залогом успеха спектакля (да простят меня исполнительницы женских ролей).

«Цыганочка с выходом» досталась замечательной актрисе Оксане Осиповой, совершенно неотразимой в соблазнительном костюмчике из черной кожи и в высоких красных сапогах—точно под цвет губной помады. Настоящая Шанель… если бы не баба. Замашки у Розы Николаевны (так зовут ее героиню) тоже нам хорошо знакомы, поэтому и вызывают живейшую реакцию публики. Но в театре над этим хоть посмеяться можно…
Наши героини постоянно говорят о том, что душа не стареет. Внутри каждой старухи все еще живет романтическая девушка, которая нет-нет да и вырвется наружу в каком-нибудь маленьком безумстве.

Пять юных балерин ансамбля классического танца «Надежда» трогательно и грациозно явили нам юные души героинь спектакля. Балетмейстер Елена Ольховская вложила в этот небольшой пластический номер идею нежности и чистоты юной души, смотрящей на мир удивленными глазами. Там, за прозрачным занавесом (сценография Ирины Куц),—уже недоступный мир, в котором человек счастлив самим фактом своего существования.

В финале спектакля на сцену поднимаются артисты ансамбля «Русь», их сильные голоса вливаются в многоголосный женский хор: «Верила, верила, верю…»

Вот и получается, что новый спектакль «лавреневцев»—про нашу жизнь и нашу веру… Во что? В лучшее, конечно. А впрочем, это каждый для себя решает сам.

Фото Дмитрия Кириченко

 509 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Фестиваль «Zакрытый покаZ» подвёл итоги

Театральный марафон «Zакрытый покаZ» расширяет границы. Впервые в нём участвовали все четыре севастопольских профессиональных театра. Они представили спектакли, которые в корне отличаются от привычного репертуара. В поисках новых форм находятся и дру

В ритме джаза и эстетике балета: фестиваль «Природа Искусства» собрал более 2 тысяч зрителей

Создавать культурные события на открытых площадках всегда непросто, ведь на авансцене — природа. Но даже её капризы рождают новые решения, расширяя возможности. Продолжение фестиваля «Природа Искусства» стало по-настоящему долгожданным событием для м

Куда пойти на выходных: шедевры Эйнауди и программа «Летнего Севастополя»

Его пронзительные и жизнеутверждающие мелодии звучат в культовых фильмах «1+1», «Земля кочевников», «Чёрный лебедь» и других. Программу лучших произведений итальянского композитора Людовико Эйнауди в Севастополе представит оркестр «Неоклассика». Музы

«Милостью Божией, живы и двигаемся дальше»: первое интервью Артёма Макеева после «перезагрузки» театра

В феврале этого года «Открытый Семейный Театр» им. Кукол распахнул свои двери для наших театралов. Восстановление спектаклей, осваивание нового пространства, ежедневные репетиции, трепетное ожидание своих зрителей, пусть пока и немногочисленных – за

Твой лучший закат: иммерсивная прогулка, которую захочется повторить

Как давно вы наслаждались севастопольским закатом? Давали глазам отдохнуть, созерцая небо у горизонта, наливающееся тёплыми оттенками уходящего дня? Медитировали на тающий диск солнца, забирающий с водной глади последние золотые штрихи? Если подобные

Новости ForPost

Метки

Григорий Лифанов фестиваль кинофестиваль Святой Владимир Таврида-АРТ художники Сергей Безруков Михаил Булгаков История Театр им. Кукол Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Крым Молодёжь Федюхины высоты опера Крымский военно-исторический фестиваль Севастопольский театр оперы и балета Сергей Шнуров творчество Музей обороны Севастополя Мастер и Маргарита спектакли выставка праздник кино Севастопольский ТЮЗ живопись Море СЦКиИ Достоевский Ольга Панкратова изоляция Афиша Севастополя Дворец культуры рыбаков Международный день танца «Оперные вечера в Севастополе» концерт танцы фильмы мастер-классы коронавирус Россия Музеи онлайн ЦГБ им. Л.Н.Толстого Мариинский театр поэзия Эрмитаж Живая классика Анна Каренина 9 мая театр Луначарского Психо Дель Арт спектакль День России книги самоизоляция Херсонес Таврический Клим Шипенко Фонд «Живая классика» художник ДКР СевТЮЗ Андрей Маслов онлайн-марафон балет Театр имени Луначарского Балаклава 75 лет Победы День Победы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник фестиваль «Природа Искусства» дети День ВМФ Золотая балка Театр Лавренёва выставки пандемия Театральная улица театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Конкурс красоты Картины музыка Бесы арт-отель "Украина" искусство Великая Отечественная война Севастополь Большой севастопольский офицерский бал Санкт-Петербург Динопарк Валерий Либа Большие гастроли Опера в Херсонесе Лев Толстой Виталий Либа Фёдор Достоевский театр карантин Александр Петров Конкурс "Живая классика"