Ну всё, приплыли — «Аватар: Путь воды»
После триумфа первой части Джеймс Кэмерон потратил годы и сотни миллионов долларов, чтобы сделать ещё более красивый фильм. И, к сожалению, ещё более пустой. Даже великолепный визуал не притупляет ощущение, что «Путь воды» ведёт в никуда.
«Аватар» был сродни американским горкам в провинциальном парке. Яркое, захватывающее и на тот момент уникальное зрелище, которое перевернуло индустрию. «Путь воды» выходит в совершенно других условиях — он лишь один из аттракционов. Вновь делать акцент на картинке, вторя самому себе, студии Marvel, Майклу Бэю и многим другим — главная оплошность Кэмерона.
А мультфильм лучше!
Кто только не сравнивал сюжет первой части с «Покахонтас» (мы тоже не удержались). Захватчики вторгаются в другой мир, будь то Пандора или Новый Свет. Дочь вождя влюбляется в одного из иноземцев. Есть мнение, что история в «Аватаре» — вообще не главное. То ли дело картинка! Это, с одной стороны, констатация факта, а с другой — ленивая отмазка. Уж за тринадцать-то лет можно было придумать что-то путное.
Фото: 20th Century Studios
Сюжетно перед нами снова мультик, временами переходящий в подростковую драму. Снова любовные перипетии Джейка Салли и Нейтири, снова злые захватчики. Но теперь в историю включаются дети главных героев, и приносят свои шаблонные конфликты.
Работа над сценарием велась пять лет. В плане воздействия на эмоции и вау-эффекта он невероятно хорош. Но нам пытаются продать тот же конфликт: на’ви защищают свой дом, «небесные люди» жаждут ресурсов. Кэмерон даже возвращает злодея Куоритча (стоит признать, довольно эффектным образом). Хуже вторичности нового «Аватара» только его вопиющая растянутость. Историю, которой хватило бы и двух часов, разбавили до трёх с небольшим. Хотя не исключено, что «вода» в сюжете — это часть концепции.
У аватара нет цели, только путь
Основная причина преступной затянутости «Аватара 2» — желание Кэмерона похвастаться всеми визуальными примочками. К примеру, съёмка с повышенной частотой кадров в секунду или техника захвата движения под водой. Но ни одна из этих технологий не произведёт тот фурор, который устроил в своё время формат 3D. Делать ставку на фишки, которые впечатлят далеко не всех — решение весьма сомнительное.
Фото: 20th Century Studios
Было бы куда понятнее, если бы Кэмерон периодически появлялся на фоне Пандоры и рассказывал про свои технические наработки. Да, как в презентации Apple. Ведь «Путь воды» как раз похож на последние модели iPhone — небольшие улучшения под маской прорыва. Этот фильм не переворачивает сознание и не начинает революцию подобно своему предшественнику.
Бравада Кэмерона выглядит нелепо не только потому что она запоздала — за ней попросту ничего нет. Лишь набор трогательных, но уже не таких сильнодействующих клише. Без качественной истории «Аватар 2» превращается в дорогую и технологически навороченную документалку про Пандору.
Красота по-пандориански
Но почему при всех недостатках на этот фильм всё же стоит сходить? Потому что он работает. Потому что эта простая история, даже будучи повторённой, дарит огромное количество эмоций. Ведь её оживляет потрясающий актёрский состав.
Мы вновь ощущаем химию между Сэмом Уортингтоном и Зои Салданой, которые сыграли Джейка и Нейтири. Немного другие амплуа получили Сигурни Уивер и Стивен Лэнг. Последний, кстати, бесподобно сыграл «нового» Куоритча. Главной дебютанткой мира Пандоры стала неподражаемая Кейт Уинслет. В фильме она сыграет Ронал из клана Меткайина, покорителей морских глубин.
Фото: 20th Century Studios
Визуальные эффекты пусть и не ломают мозг, но способны вызвать восторженные вздохи. Первую часть любили за чудаковатую фауну — здесь её тоже покажут. Пандора Кэмерона невероятно живописна и на суше, и на море. А главное, обладает своим ярким визуальным стилем, который цепляет глаз даже в эпоху супергероики.
Погружаемся?
Почему же «Путь воды» стоит и поругать, и поддержать? Новый «Аватар» — это топтание на месте, которое представляют как новаторский танец. Огромный потенциал для захватывающей и ещё более эмоциональной истории, игнорируют уже второй раз. Из-за этого ставка на визуал, где нам предлагают скорее улучшение старого, срабатывает не в полной мере.
Фото: 20th Century Studios
С другой стороны, всё вышеперечисленное не означает, что вы не получите удовольствие от просмотра. Все мы рады обмануться, если перед нами захватывающее зрелище. Кэмерон отлично это понимает и эксплуатирует (за что его и ругают). Но «Путь воды» — далеко не первый фильм, где картинка превалирует над содержанием. Это эмоциональный аттракцион, которым всем нам давно знаком. И мы хотим прокатиться снова.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru, imdb.com