Сердце Пармы: историческое кино, у которого получилось

07-10-2022 09:23
Главный герой "Сердца Пармы"

Идти на этот фильм было боязно. После череды неудавшихся кинокартин на историческую тему, «Сердце Пармы», которую окрестили чуть ли не спасительницей кинотеатров, могла провалиться с таким же треском. Что ж, вы приятно удивитесь.

У российского кинематографа есть уже традиционные проблемы с некоторыми жанрами. Фраза «отечественное фэнтези» отдаёт попаданцами, вторичными идеями и сомнительной графикой. А по дороге на исторический фильм в голове всплывает уже народная фраза про «кино по секретным документам». Новый фильм режиссёра Антона Мегердичева, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова, объединяет эти проблемы… и на удивление решает их.

Парма и Покахонтас

Начало фильма показывает нам суровый заснеженный край. Лесное святилище заполнено язычниками-вогулами (старое название племени манси). Они трясутся в первобытном экстазе, пока юноши приносят в жертву похищенных из ближайшей деревни славян. С пригорка за пленниками наблюдают их соотечественники. Но этим новгородским пиратам-уйкушникам нет дела до чужих жизней. Они ждут наступления ночи, чтобы ограбить святилище.

Ритуалы вогулов

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

С суровыми обычаями Пармы нас знакомят весьма эффектно. Колоритная музыка и чарующие обряды древних племён рисуют перед зрителями таинственный край. Край, в который вторглись иноземцы. Поэтому уже в первой половине картины прольётся немало крови. Выкрав из святилища священную статуэтку Золотой бабы, пермский князь Ермолай обрекает свой город на опустошение, а себя на смерть. Выжить удаётся лишь воеводе Полюду, юной пермячке Тиче и княжескому сыну Михаилу.

Любовная линия последних — центр повествования. Михаил вырастает и становится князем. Тиче, прикоснувшись к Золотой бабе, превращается в ламию — ведьму-оборотня. Их отношения — не просто история любви. Это конфликт религии и язычества, цивилизации и племенного уклада. В образе Тиче угадывается Покахонтас: обе непокорны, мистически связаны с природой и влюблены в пришельцев из иных миров.

Тиче и шаман

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Любовь князя и ламии неприемлема. Он — колонизатор, несущий Парме чуждые ей ценности и ставящий под угрозу существование старых обычаев. Она — бесовское отродье, брак с которой — грех и святотатство. Конфликт наций и верований передан в фильме прекрасно, хоть и не без огрехов.

Игра княжеских престолов

Это сравнение липнет практически к любому размашистому историческому кинополотну. Уместно ли оно здесь? Отчасти. От «Сердца Пармы» не стоит ждать витиеватых политических интриг. Игроков немного, и их мотивы ясны: князь пермский с явными сепаратистскими устремлениями, свирепые вогулы во главе с ханом Асыкой и россыпь мелких вождей, относительно лояльных князю. А где-то вдалеке фоном идёт конфликт Москвы и Казани.

На творение Джорджа Мартина фильм похож другими аспектами. «Сердце Пармы» дарит нам захватывающие баталии, насыщенные яркими стычками и эмоциональными моментами. Поражение князя Ермолая в начале фильма изобилует сильными сценами. Отбиваясь от вогулов, отчаявшиеся жители сражаются поленьями. А совсем неподалёку от драки падает на снег сражённая стрелой женщина с ребёнком. Картины жестокости бьют по эмоциям ещё сильнее, когда мы различаем в кровавом хаосе молитву во спасение. Спасение, которого не будет.

Финальная битва длится больше получаса, и всё это время вы будете получать удовольствие от увиденного. Сражение уже успели сравнить со знаменитой «Битвой бастардов», и это заслуженный комплимент. Эпический размах происходящего подчёркивают грамотной операторской работой и продуманной боевой хореографией. Хочется похвалить создателей за такую качественную работу: кульминация фильма получилась мощной.

Финальная битва за Парму

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

В картине проделана качественная работа с костюмами и декорациями. При просмотре не возникает ощущения, что наблюдаешь на экране съёмочный павильон и актёров в лохмотьях, как бывает с некоторыми фильмами. Увиденному в «Сердце Пармы», напротив, охотно веришь. Сама эпоха передана хорошо, её обычаи и чуждые современному человеку нравы. «Женщина должна сидеть, ждать, молчать и шить», — говорит Тиче её няня. И эта фраза точно передаёт контекст времени.

Верю! Верю!

Помимо некоторых жанров, ахиллесовой пятой отечественного кино часто выступала актёрская игра: то неубедительная, то переходящая в кривляние, то отсутствующая вовсе. Может, всё дело в заниженных ожиданиях, но «Сердце Пармы» преподнесёт вам сюрприз. Александр Кузнецов в роли князя Михаила закрепляет за собой статус одного из самых перспективных актёров нового поколения. Его герой в детстве пережил утрату, а взросление проходило в статусе князя без власти. Используя упорство и дипломатию, он добивается своего. Но глубоко внутри князь сломлен, а муки любви ранят его куда сильнее, чем остальных. Кузнецов прекрасно чувствует и талантливо воспроизводит на экране типаж сильного, но уязвимого мужчины.

Елена Ербакова в роли Тиче

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Дебют Елены Ербаковой в роли Тиче можно по праву считать удачным. Она отлично передаёт двойственность ламии. Её персонаж делится на женщину — заботливую мать и жену, и ведьму — обнажённую фурию со сверхспособностями. Ербакова смотрится аутентично в обеих ипостасях. Между Миханом (так князя называет ламия) и Тиче ощущается химия: её можно почувствовать в любой обстановке, будь то постель или разговоры за обеденным столом.

Ещё одно украшение фильма — второстепенные персонажи. Сценарист не свёл их до уровня сюжетных функций и добавил им неоднозначности. Хан Асыка в исполнении Валентина Цзина показан нам жестоким и беспощадным. Но позже мы понимаем, что вогулу также свойственна честь и верность клятве. Епископ Иона (Евгений Миронов) испытывает отвращение ко всему языческому, но умоляет сохранить жизни носителям чуждых верований. Яркими персонажами получились воевода Полюд (Сергей Пускепалис) и фанатичная няня-язычница, сыгранная Розой Хайруллиной.

Воевода Полюд и дружинник

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Есть за что похвалить и массовку (а для исторического кино это чрезвычайно важный аспект). Все эти толпы незнакомых людей наполняют происходящее жизнью: они теряют близких, получают увечья, прячутся от набегов и умирают на поле боя. Говоря проще — убедительно воссоздают кровавое средневековье.

Ложка дёгтя

Мегердичев иногда, что называется, не попадает в тональность. Сцена, где в пермскую столицу приезжает епископ Иона, поражает своей нелепостью. Народная музыка вогулов, которая пробирала до мурашек всю первую треть фильма, сменяется дешёвой фоновой мелодией. Она сопровождает прогулку Ионы и замирает в те моменты, когда священник видит языческую символику. Зачем превращать драму о конфликте мировоззрений в ситком нулевых — известно одному лишь Мегердичеву. Вряд ли кто-то другой оценит эту задумку.

Середину фильма можно назвать слабейшей частью. В ней неоправданно сильно скачет темпоритм: общаясь с главным героем, персонажи за минуту сменяют издевательский тон на дружелюбный. Именно на эту часть картины приходится основная часть неудачных режиссёрских решений: слабая постановка, странные сцены и заторможенное развитие основных конфликтов.

Другой серьёзный минус «Сердца Пармы» — концовка: слишком странная в контексте остального фильма. Она вступает в противоречие с конфликтами, которые режиссёр пытался развивать в течение двух часов. Финал кажется ленивым и смазанным, слабым в сценарном плане. Оправданием могла бы стать фраза «в книге было так же». Но нет, писатель Алексей Иванов закончил свой роман куда лучше и уместнее.

Князь во время финального боя

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Эта картина — определённо повод для радости. В кои-то веки перед нами добротный фильм на историческую тему, с удачным вплетением атрибутов фэнтези и прекрасным актёрским составом. Ему не хватает лишь режиссёрского чутья: Мегердичев, при всём своём опыте, не смог грамотно раскрыть темы фильма и правильно закончить историю. Но огрехи киноленты теряются на фоне драйвовых баталий и зрелищных древних ритуалов. «Сердцу Пармы» суждено биться. Но, к сожалению, его не хватит, чтобы оживить кинотеатры.

Денис Котляров

Фото: kinopoisk.ru

Loading



Антон Мегердичев, Обзор фильма, рецензия, Сердце Пармы,

Поделиться:

Похожие посты

«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?

Недавно вышла первая серия триллера «Внутри убийцы». В центре сюжета — петербургский маньяк, бальзамирующий своих жертв и психолог-профайлер, который должен его раскрыть. Удалась ли российская адаптация мирового бестселлера от Майка Омера, разбиралас

Hello Kitty 50 лет: все самое интересное про мультяшный бренд

Только недавно мы отмечали 95-летие Микки Мауса, после которого мышонок стал совсем взрослым и самостоятельным. Однако в этом году у

«Мадам Паутина»: уценённая супергероика

С начала десятых уровень супергеройского кино заметно улучшился, а затем... что-то пошло не так. Пару дней назад в кинопрокат вышел новый фильм «Мадам Паутина» от Sony. Рассказываем, почему критики от него не в восторге.

Подробнее

«Лёд 3»: любовь, коньки и драма

В кинотеатрах стартовала премьера заключительного фильма трилогии «Лёд». Главная героиня Надя Горина (Анна Савранская) мечтает пойти по стопам покойной матери и стать фигуристкой. Получит ли она заветный «Кубок льда» и почему кинокартину можно смотре

Во имя любви: как прошёл концерт «Через музыку к свету»

Рассказывая про культурную жизнь Севастополя, мы иногда смотрим, что происходит на крымских сценах. В этой статье заглянем на симферопольские «Чистые пруды» и расскажем про концерт «Через музыку к свету», который посвятили самому прекрасному чувству

Новости ForPost

Метки

выставки Севастополь Музеи онлайн Модный показ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс красоты Дворец культуры рыбаков спектакли книги Санкт-Петербург куда сходить Неделя моды в Париже Херсонес Таврический фильмы Сергей Безруков поэзия Молодёжь Валерий Либа Российские сериалы музыка 2023 игры 2023 Психо Дель Арт "Кинопоиск" фильмы 2023 театр Луначарского фестиваль «Природа Искусства» Мариинский театр Михаил Булгаков Мода спектакль театр драмы "Психо Дель Арт" изоляция Виталий Либа Новый год опера Театр Лавренёва фестиваль Федюхины высоты выставка Афиша Севастополя «Оперные вечера в Севастополе» ДКР Ольга Панкратова Фестиваль «Таврида — АРТ» искусство Балаклава кинофестиваль Святой Владимир Золотая балка живопись Музей обороны Севастополя Клим Шипенко мастер-классы театр Тейлор Свифт хоррор коронавирус СевТЮЗ мода и стиль Театр имени Луначарского Севастопольский театр оперы и балета Театр им. Кукол Достоевский кино Херсонес музыка Театральная улица Фёдор Достоевский Александр Петров День ВМФ СЦКиИ Эрмитаж концерт Севастопольский ТЮЗ 9 мая сериалы 2023 ЦГБ им. Л.Н.Толстого мультфильмы 2023 Конкурс "Живая классика" Андрей Маслов Аниме Картины 75 лет Победы Неделя моды карантин фильмы 2024 Григорий Лифанов мультфильмы художники День Победы праздник Netflix Море Динопарк Фонд «Живая классика» Большой севастопольский офицерский бал балет творчество рецензия Крым арт-отель "Украина"