Сердце Пармы: историческое кино, у которого получилось

07-10-2022 09:23
Главный герой "Сердца Пармы"

Идти на этот фильм было боязно. После череды неудавшихся кинокартин на историческую тему, «Сердце Пармы», которую окрестили чуть ли не спасительницей кинотеатров, могла провалиться с таким же треском. Что ж, вы приятно удивитесь.

У российского кинематографа есть уже традиционные проблемы с некоторыми жанрами. Фраза «отечественное фэнтези» отдаёт попаданцами, вторичными идеями и сомнительной графикой. А по дороге на исторический фильм в голове всплывает уже народная фраза про «кино по секретным документам». Новый фильм режиссёра Антона Мегердичева, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова, объединяет эти проблемы… и на удивление решает их.

Парма и Покахонтас

Начало фильма показывает нам суровый заснеженный край. Лесное святилище заполнено язычниками-вогулами (старое название племени манси). Они трясутся в первобытном экстазе, пока юноши приносят в жертву похищенных из ближайшей деревни славян. С пригорка за пленниками наблюдают их соотечественники. Но этим новгородским пиратам-уйкушникам нет дела до чужих жизней. Они ждут наступления ночи, чтобы ограбить святилище.

Ритуалы вогулов

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

С суровыми обычаями Пармы нас знакомят весьма эффектно. Колоритная музыка и чарующие обряды древних племён рисуют перед зрителями таинственный край. Край, в который вторглись иноземцы. Поэтому уже в первой половине картины прольётся немало крови. Выкрав из святилища священную статуэтку Золотой бабы, пермский князь Ермолай обрекает свой город на опустошение, а себя на смерть. Выжить удаётся лишь воеводе Полюду, юной пермячке Тиче и княжескому сыну Михаилу.

Любовная линия последних — центр повествования. Михаил вырастает и становится князем. Тиче, прикоснувшись к Золотой бабе, превращается в ламию — ведьму-оборотня. Их отношения — не просто история любви. Это конфликт религии и язычества, цивилизации и племенного уклада. В образе Тиче угадывается Покахонтас: обе непокорны, мистически связаны с природой и влюблены в пришельцев из иных миров.

Тиче и шаман

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Любовь князя и ламии неприемлема. Он — колонизатор, несущий Парме чуждые ей ценности и ставящий под угрозу существование старых обычаев. Она — бесовское отродье, брак с которой — грех и святотатство. Конфликт наций и верований передан в фильме прекрасно, хоть и не без огрехов.

Игра княжеских престолов

Это сравнение липнет практически к любому размашистому историческому кинополотну. Уместно ли оно здесь? Отчасти. От «Сердца Пармы» не стоит ждать витиеватых политических интриг. Игроков немного, и их мотивы ясны: князь пермский с явными сепаратистскими устремлениями, свирепые вогулы во главе с ханом Асыкой и россыпь мелких вождей, относительно лояльных князю. А где-то вдалеке фоном идёт конфликт Москвы и Казани.

На творение Джорджа Мартина фильм похож другими аспектами. «Сердце Пармы» дарит нам захватывающие баталии, насыщенные яркими стычками и эмоциональными моментами. Поражение князя Ермолая в начале фильма изобилует сильными сценами. Отбиваясь от вогулов, отчаявшиеся жители сражаются поленьями. А совсем неподалёку от драки падает на снег сражённая стрелой женщина с ребёнком. Картины жестокости бьют по эмоциям ещё сильнее, когда мы различаем в кровавом хаосе молитву во спасение. Спасение, которого не будет.

Финальная битва длится больше получаса, и всё это время вы будете получать удовольствие от увиденного. Сражение уже успели сравнить со знаменитой «Битвой бастардов», и это заслуженный комплимент. Эпический размах происходящего подчёркивают грамотной операторской работой и продуманной боевой хореографией. Хочется похвалить создателей за такую качественную работу: кульминация фильма получилась мощной.

Финальная битва за Парму

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

В картине проделана качественная работа с костюмами и декорациями. При просмотре не возникает ощущения, что наблюдаешь на экране съёмочный павильон и актёров в лохмотьях, как бывает с некоторыми фильмами. Увиденному в «Сердце Пармы», напротив, охотно веришь. Сама эпоха передана хорошо, её обычаи и чуждые современному человеку нравы. «Женщина должна сидеть, ждать, молчать и шить», — говорит Тиче её няня. И эта фраза точно передаёт контекст времени.

Верю! Верю!

Помимо некоторых жанров, ахиллесовой пятой отечественного кино часто выступала актёрская игра: то неубедительная, то переходящая в кривляние, то отсутствующая вовсе. Может, всё дело в заниженных ожиданиях, но «Сердце Пармы» преподнесёт вам сюрприз. Александр Кузнецов в роли князя Михаила закрепляет за собой статус одного из самых перспективных актёров нового поколения. Его герой в детстве пережил утрату, а взросление проходило в статусе князя без власти. Используя упорство и дипломатию, он добивается своего. Но глубоко внутри князь сломлен, а муки любви ранят его куда сильнее, чем остальных. Кузнецов прекрасно чувствует и талантливо воспроизводит на экране типаж сильного, но уязвимого мужчины.

Елена Ербакова в роли Тиче

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Дебют Елены Ербаковой в роли Тиче можно по праву считать удачным. Она отлично передаёт двойственность ламии. Её персонаж делится на женщину — заботливую мать и жену, и ведьму — обнажённую фурию со сверхспособностями. Ербакова смотрится аутентично в обеих ипостасях. Между Миханом (так князя называет ламия) и Тиче ощущается химия: её можно почувствовать в любой обстановке, будь то постель или разговоры за обеденным столом.

Ещё одно украшение фильма — второстепенные персонажи. Сценарист не свёл их до уровня сюжетных функций и добавил им неоднозначности. Хан Асыка в исполнении Валентина Цзина показан нам жестоким и беспощадным. Но позже мы понимаем, что вогулу также свойственна честь и верность клятве. Епископ Иона (Евгений Миронов) испытывает отвращение ко всему языческому, но умоляет сохранить жизни носителям чуждых верований. Яркими персонажами получились воевода Полюд (Сергей Пускепалис) и фанатичная няня-язычница, сыгранная Розой Хайруллиной.

Воевода Полюд и дружинник

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Есть за что похвалить и массовку (а для исторического кино это чрезвычайно важный аспект). Все эти толпы незнакомых людей наполняют происходящее жизнью: они теряют близких, получают увечья, прячутся от набегов и умирают на поле боя. Говоря проще — убедительно воссоздают кровавое средневековье.

Ложка дёгтя

Мегердичев иногда, что называется, не попадает в тональность. Сцена, где в пермскую столицу приезжает епископ Иона, поражает своей нелепостью. Народная музыка вогулов, которая пробирала до мурашек всю первую треть фильма, сменяется дешёвой фоновой мелодией. Она сопровождает прогулку Ионы и замирает в те моменты, когда священник видит языческую символику. Зачем превращать драму о конфликте мировоззрений в ситком нулевых — известно одному лишь Мегердичеву. Вряд ли кто-то другой оценит эту задумку.

Середину фильма можно назвать слабейшей частью. В ней неоправданно сильно скачет темпоритм: общаясь с главным героем, персонажи за минуту сменяют издевательский тон на дружелюбный. Именно на эту часть картины приходится основная часть неудачных режиссёрских решений: слабая постановка, странные сцены и заторможенное развитие основных конфликтов.

Другой серьёзный минус «Сердца Пармы» — концовка: слишком странная в контексте остального фильма. Она вступает в противоречие с конфликтами, которые режиссёр пытался развивать в течение двух часов. Финал кажется ленивым и смазанным, слабым в сценарном плане. Оправданием могла бы стать фраза «в книге было так же». Но нет, писатель Алексей Иванов закончил свой роман куда лучше и уместнее.

Князь во время финального боя

«Сердце Пармы», реж.: Антон Мегердичев, Россия, 2022 г. / «КиноПоиск»

Эта картина — определённо повод для радости. В кои-то веки перед нами добротный фильм на историческую тему, с удачным вплетением атрибутов фэнтези и прекрасным актёрским составом. Ему не хватает лишь режиссёрского чутья: Мегердичев, при всём своём опыте, не смог грамотно раскрыть темы фильма и правильно закончить историю. Но огрехи киноленты теряются на фоне драйвовых баталий и зрелищных древних ритуалов. «Сердцу Пармы» суждено биться. Но, к сожалению, его не хватит, чтобы оживить кинотеатры.

Денис Котляров

Фото: kinopoisk.ru

 1,598 Всего просмотров



Антон Мегердичев, Обзор фильма, рецензия, Сердце Пармы,

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

рецензия концерт Музеи онлайн Андрей Маслов книги художник Анна Каренина Ольга Панкратова Театральная улица карантин Живая классика СЦКиИ Мариинский театр театр Луначарского мастер-классы Сергей Шнуров Виталий Либа балет ЦГБ им. Л.Н.Толстого Григорий Лифанов 75 лет Победы Севастополь Мастер и Маргарита выставка Эрмитаж Херсонес Музей-заповедник "Херсонес Таврический" выставки коронавирус дети Фёдор Достоевский Санкт-Петербург Мода Михаил Булгаков День ВМФ 9 мая творчество Картины Крымский военно-исторический фестиваль Новый год Афиша Севастополя музыка Федюхины высоты Валерий Либа Аниме Лев Толстой Фонд «Живая классика» Молодёжь Таврида-АРТ Херсонес Таврический живопись Золотая балка спектакль Большой севастопольский офицерский бал История Россия Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" художники Динопарк праздник фильмы 2023 Театр им. Кукол танцы арт-отель "Украина" фестиваль Балаклава Клим Шипенко кинофестиваль Святой Владимир СевТЮЗ Конкурс "Живая классика" Севастопольский театр оперы и балета опера Бесы ДКР Театр Лавренёва Музей обороны Севастополя Фестиваль «Таврида — АРТ» Сергей Безруков Море Александр Петров игры 2023 «Оперные вечера в Севастополе» кино театр изоляция фестиваль «Природа Искусства» Театр имени Луначарского спектакли сериалы 2023 искусство Крым Опера в Херсонесе День Победы Психо Дель Арт Конкурс красоты Севастопольский ТЮЗ поэзия Дворец культуры рыбаков фильмы