Анна Карелина: «В каждом из нас есть немного Высоцкого»

31-01-2018 00:39

25 и 30 января театральный Севастополь оценил новую постановку севастопольского творческого объединения «Тот ещё Театр». Непрофессиональные артисты под руководством Анны Карелиной подготовили для зрителей необычный спектакль – «Я – Высоцкий». Такая дань памяти великому актёру и поэту Владимиру Высоцкому была встречена с большим тёплом. Молодой режиссёр рассказала ForPost+Афиша предысторию премьеры, поведала о методах работы с актерами, а также поделилась своими принципами – и в профессии, и в жизни.

— Анна, во-первых, хочу вас поздравить. Вы недавно во второй раз стали мамой. А вообще, за время материнства вы для себя определили, что труднее – воспитывать своего собственного ребенка или свой театральный коллектив?

— Мне сейчас приходится очень непросто, потому что моему младшему сыну всего 2 месяца. Вообще, с трудом понимаю, что вокруг меня происходит. Поэтому сложно ответить, что труднее – тяжело во всех направлениях. Дети требуют своего внимания и к ним нужен отдельный подход: ты учишь их говорить, есть, сидеть, ходить и, по сути, то же самое происходит с людьми на сцене. Ведь ребята, с которыми я сейчас работаю, раньше занимались совершенно другим делом. У них есть свои профессии, и полтора года назад они решили побыть театральными деятелями. А насколько долго и качественно у них это получится – покажет время.

— В одном из интервью вы рассказали о позиции своего мастера – либо священнодействуй, либо убирайся вон. Вы придерживаетесь такого же принципа в работе со своими актерами?

— Конечно. Дело в том, что для меня театр – это не развлечение и не бизнес, это не способ себя как-то реализовать или занять. Это призвание. Когда мне ещё было 4 года, я сказала маме, что буду актрисой. Естественно, взрослые над этим посмеялись, потому что какая девочка не хочет стать артисткой. Но для меня театр – это серьёзно и по-настоящему. Это важная часть моей жизни. В этом году уже 14 лет как я занимаюсь театром профессионально. И поэтому естественно, что для людей, которые, скажем так, поимели наглость выйти на сцену, существует неотъемлемое условие – они всё делают с полной отдачей. Я работаю с ними также, как бы я работала и с профессиональными актёрами.

— Ваши подопечные в конце прошлого года вернулись из Москвы, где проходили обучение в Театральной школе Константина Райкина. Можно ли сказать, что в полку профессиональных севастопольских артистов прибыло? Ведь мы прекрасно понимаем, что есть профессия, а есть очень долгий путь постижения этой профессии.

— Мои актёры обучались всего полтора месяца. Это ничтожно мало. Да, они были загружены с утра до вечера, посмотрели 30 с лишним спектаклей ведущих московских театров и, конечно, приехали с горящими глазами. Они, что называется, глотнули свежего воздуха и поняли, в каком направлении нужно двигаться. Преподаватели дали им немного классической актёрской азбуки, которую я с ними не проходила. Нельзя простого человека, который всю жизнь жил в иной сфере, вдруг резко начать воспитывать по классической театральной школе. Он испугается и сбежит в первый же день. Нужно этим немного заразиться. Это трудно. Это муштра и ежедневные тренинги. Необходимо преодолевать определенный барьер лени, чтобы двигаться вперёд. Поэтому, конечно же, мои актёры непрофессионалы. Было бы странно считать их таковыми. Но это люди, которые познали истину и теперь у них есть заданный вектор. Они знают, куда им нужно расти.

— 25 января на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера вашего спектакля «Я – Высоцкий». Почему вы решили обратиться к личности Владимира Высоцкого?

— Вообще, есть такая тенденция, что мы вспоминаем о каких-то людях к их круглым датам. И так случайно совпало, что в этом году Владимиру Семёновичу исполнилось бы 80 лет. Дело в том, что если бы ему было 72 или 87, мы бы все равно этой зимой сделали этот спектакль. Потому что именно сейчас мой коллектив пришел к такому уровню и рубежу, когда он может попробовать дерзнуть. Это определенная ступень развития.

— А что лично для вас значит фигура Владимира Высоцкого?

— Владимира Семёновича я очень люблю и уважаю. Дело в том, я родилась как актриса в Молодёжном театре Виктора Панова в Архангельске. Я пришла туда 16-летней девочкой, зная наизусть почти все песни Высоцкого. В то время в театре шла постановка, посвященная его памяти. Она ничего не имеет общего с тем, что мы показали 25 января. Просто тот спектакль, если так можно выразиться, проотец нашего спектакля. Он всегда со мной. Когда ребята вернулись из Театральной школы Константина Райкина, и мы обсуждали какой проект будем делать, я сказала: «Давайте поставим спектакль о Высоцком. У человека скоро День рождения. Сделаем ему подарок. Ему будет приятно». Тем более, что для Владимира Высоцкого Севастополь далеко не последний город.

— «Я – Высоцкий». Почему именно так решили назвать спектакль?

— Этот спектакль мы посвятили памяти великого актера, а мы вроде как тоже актеры и тоже все немного Высоцкие. Потому что каждый из нас где-то бунтарь, каждый из нас где-то против системы, у каждого из нас случаются откровения, когда мы чем-то довольны или не довольны. Мы страдаем, мы любим, мы также играем на сцене, мы также рвем душу. В каждом из нас есть немного Высоцкого.

— Двери «Того еще Театра» открыты для всех, кто хочет попробовать себя на сцене? Или все-таки есть какая-то система отбора?

— Безусловно, не для всех. Ребята, которые у меня сейчас играют, год учились в моей школе «Кислород». В сентябре будет набран новый курс, в мае состоится экзамен, и тех, кто нам будет созвучен и близок, мы возьмём в театр. Конечно, при условии, если им самим это будет нужно. Но надо понимать, что «Кислород» — это не театральная школа. Это школа творческой реализации личности. У каждого из нас есть грани, через которые мы не можем переступить – грани нашей свободы. Многие приходят к нам за тем, чтобы научится говорить, избавиться от украинского говора, приобрести уверенность в себе.  Кто-то хочет просто свободнее двигаться и не бояться камеры, а кто-то идёт с телевизионных каналов, чтобы оттачивать свое мастерство. И к театру эти люди не будут иметь никакого отношения. А некоторые родители приводят своих детей, чтобы у них лучше пошли занятия в школе. Ведь у ребёнка, который занимается актерским мастерством, повышается внимание. Но наша школа – это не кружок и не место для развлечения. Я всегда говорю своим студентам, что просто приходить на занятия, не выполняя никакой домашней работы, даже при том, что вы платите деньги, не имеет смысла. В конце обучения я выдаю сертификат, где стоит моя подпись и я отвечаю за то, что вы однозначно должны за этот год вырасти. Если вы не растете, мне не интересно. Поэтому все, кто остаются – это люди, которые готовы трудиться и работать над собой.

— Вообще сложно быть режиссёром и при этом оставаться женщиной?

— У меня сейчас довольно непростой период. С рождением сына очень многое пришлось переосмыслить. Может, это рубеж 30 лет, может, это второй ребёнок, а может это просто такое стечение обстоятельств. Я начала пересматривать своё поведение, какие-то свои принципы. У каждого есть свои принципы, но только дурак, на мой взгляд, придерживается их всю жизнь, не отступая. И я сейчас не про определенные вехи – не воруй, не убивай. Нет. Я просто возвращаюсь к тому, что я всё-таки женщина. И бывают моменты, когда я веду себя недопустимо как женщина. Спустя 5 лет брака я учусь жить с той мыслью, что мой муж главный в семье. Ему со мной очень тяжело. Я пытаюсь режессировать дома и это неправильно. Доверие и подчинение тяжело даются, но это потом возвращается вдвойне.

— А вы строгий режиссёр? Бывает такое, что на репетициях можете на кого-то накричать?

— Часто бывает так, что когда я не могу человеку что-то объяснить, я начинаю злиться. Но злюсь я не на того, кто передо мной стоит. Передо мной – не профессионал. Злюсь я на себя, потому что у меня не получается подобрать индивидуальный язык, на котором я могла бы донести то, что мне нужно. Конечно, перед премьерой иногда необходим определенный «волшебный пинок», но до каких-то оскорблений дело никогда не доходит. Это недопустимо.

— Не вам мне говорить, что сцена – это легальный и очень мощный наркотик. Быть таким «театральным наркоманом» — это счастье? Или у всего есть обратная сторона?

— Конечно есть. Делая счастливыми людей, которые выйдут на сцену, я делаю несчастными их близких и родственников. Последние недели перед премьерой спектакля семьи не видели свои родных – мужей, отцов, матерей, сестёр. Ведь мои актёры были как зомби: они просыпались и первое, что в их голове – это стихи Высоцкого. Дежурно выполняя какие-то свои домашние дела, они приходили к 12 дня на репетицию и в 9 вечера полностью изнеможенные возвращались домой, и закрывая глаза, напевали песни Высоцкого. И главное, что этот адский труд никак не оплачивается. Всё, что мы получаем от продажи билетов, уходит на аренду помещения, плюс минимальные вложения в сам театр – декорации, костюмы. Мало того, что не профессиональный театр не приносит денег, так это ещё и убыточно. Это очень дорогая игрушка.

Беседовал Арсений Веденин
Фото: станица «ВКонтакте» Анны Карелиной, Антонина Кузьмина

 72 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Всё, что казалось незыблемым – рухнуло», – Григорий Лифанов о работе над «Месяцем в деревне»

Театр живёт! Несмотря на введённые запреты на проведение массовых мероприятий, театр активно продолжает свою работу. В Севастопольском русском академическом драматическом театре имени Луначарского готовят премьеру – спектакль «Месяц в деревне» по изв

«Кот-убийца» отправится на «Арлекин»

Непростой для всех театров России 2020 год принёс хорошую новость для Севастопольского театра юного зрителя. Из 100 спектаклей российских театров постановка Севастопольского театра юного зрителя, режиссёра Юлии Каландаришвили, «Дневник кота-убийцы» б

В Севастополе отменили новогодние гулянья

Севастопольские власти запретили проведение всех культурно-массовых мероприятий в заведениях общественного питания, гостиничных комплексах, санаторно-курортных учреждениях с 20 декабря по 15 января. Но не всё так плохо. В детских садах и школах новог

Театр имени Луначарского объявил конкурс детского новогоднего рисунка

Хорошая добрая традиция театра имени Луначарского снова вступила в новогоднюю силу! Луначарцы сообщили о старте конкурса детского рисунка. Темой раб

Новости ForPost

Метки

Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Большие гастроли конкурс фильмы группа Ленинград концерт VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» роман "Текст" Онлайн-экскурсии История День ВМФ 9 мая Григорий Лифанов Крымский военно-исторический фестиваль День театра Театр имени Луначарского Великая Отечественная война Импровизационный батл День Победы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник выставка спектакли Золотая балка шоу Живая классика музыка Конкурс "Живая классика" Кванториум День рыбака онлайн-марафон Динопарк изоляция самоизоляция Дворец культуры рыбаков Новый год в Севастополе балет поэзия пандемия художники Константин Богомолов Клим Шипенко Севастополь Федюхины высоты коронавирус видеосервис "START" мастер-классы Достоевский Александр Петров Сергей Шнуров Фонд «Живая классика» книги спектакль праздник Картины искусство театр Луначарского Конкурс красоты фестиваль Море Херсонес творчество СевТЮЗ Анна Каренина Опера в Херсонесе Севастопольский ТЮЗ театр Мастер и Маргарита #WineFest театр танца Вадима Елизарова Бесы благотворительность Большой севастопольский офицерский бал Музей-заповедник "Херсонес Таврический" ДКР Театральная улица Театр им. Кукол Балаклава вокал опера кино Музеи онлайн Севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический Театр танца им. Вадима Елизарова кинофестиваль Святой Владимир Лев Толстой Международный день танца Молодёжь Ольга Панкратова художник 75 лет Победы СЦКиИ дети открытие сезона Фёдор Достоевский Дмитрий Глуховский карантин Психо Дель Арт выставки живопись