Анна Карелина: «В каждом из нас есть немного Высоцкого»

31-01-2018 00:39

25 и 30 января театральный Севастополь оценил новую постановку севастопольского творческого объединения «Тот ещё Театр». Непрофессиональные артисты под руководством Анны Карелиной подготовили для зрителей необычный спектакль – «Я – Высоцкий». Такая дань памяти великому актёру и поэту Владимиру Высоцкому была встречена с большим тёплом. Молодой режиссёр рассказала ForPost+Афиша предысторию премьеры, поведала о методах работы с актерами, а также поделилась своими принципами – и в профессии, и в жизни.

— Анна, во-первых, хочу вас поздравить. Вы недавно во второй раз стали мамой. А вообще, за время материнства вы для себя определили, что труднее – воспитывать своего собственного ребенка или свой театральный коллектив?

— Мне сейчас приходится очень непросто, потому что моему младшему сыну всего 2 месяца. Вообще, с трудом понимаю, что вокруг меня происходит. Поэтому сложно ответить, что труднее – тяжело во всех направлениях. Дети требуют своего внимания и к ним нужен отдельный подход: ты учишь их говорить, есть, сидеть, ходить и, по сути, то же самое происходит с людьми на сцене. Ведь ребята, с которыми я сейчас работаю, раньше занимались совершенно другим делом. У них есть свои профессии, и полтора года назад они решили побыть театральными деятелями. А насколько долго и качественно у них это получится – покажет время.

— В одном из интервью вы рассказали о позиции своего мастера – либо священнодействуй, либо убирайся вон. Вы придерживаетесь такого же принципа в работе со своими актерами?

— Конечно. Дело в том, что для меня театр – это не развлечение и не бизнес, это не способ себя как-то реализовать или занять. Это призвание. Когда мне ещё было 4 года, я сказала маме, что буду актрисой. Естественно, взрослые над этим посмеялись, потому что какая девочка не хочет стать артисткой. Но для меня театр – это серьёзно и по-настоящему. Это важная часть моей жизни. В этом году уже 14 лет как я занимаюсь театром профессионально. И поэтому естественно, что для людей, которые, скажем так, поимели наглость выйти на сцену, существует неотъемлемое условие – они всё делают с полной отдачей. Я работаю с ними также, как бы я работала и с профессиональными актёрами.

— Ваши подопечные в конце прошлого года вернулись из Москвы, где проходили обучение в Театральной школе Константина Райкина. Можно ли сказать, что в полку профессиональных севастопольских артистов прибыло? Ведь мы прекрасно понимаем, что есть профессия, а есть очень долгий путь постижения этой профессии.

— Мои актёры обучались всего полтора месяца. Это ничтожно мало. Да, они были загружены с утра до вечера, посмотрели 30 с лишним спектаклей ведущих московских театров и, конечно, приехали с горящими глазами. Они, что называется, глотнули свежего воздуха и поняли, в каком направлении нужно двигаться. Преподаватели дали им немного классической актёрской азбуки, которую я с ними не проходила. Нельзя простого человека, который всю жизнь жил в иной сфере, вдруг резко начать воспитывать по классической театральной школе. Он испугается и сбежит в первый же день. Нужно этим немного заразиться. Это трудно. Это муштра и ежедневные тренинги. Необходимо преодолевать определенный барьер лени, чтобы двигаться вперёд. Поэтому, конечно же, мои актёры непрофессионалы. Было бы странно считать их таковыми. Но это люди, которые познали истину и теперь у них есть заданный вектор. Они знают, куда им нужно расти.

— 25 января на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера вашего спектакля «Я – Высоцкий». Почему вы решили обратиться к личности Владимира Высоцкого?

— Вообще, есть такая тенденция, что мы вспоминаем о каких-то людях к их круглым датам. И так случайно совпало, что в этом году Владимиру Семёновичу исполнилось бы 80 лет. Дело в том, что если бы ему было 72 или 87, мы бы все равно этой зимой сделали этот спектакль. Потому что именно сейчас мой коллектив пришел к такому уровню и рубежу, когда он может попробовать дерзнуть. Это определенная ступень развития.

— А что лично для вас значит фигура Владимира Высоцкого?

— Владимира Семёновича я очень люблю и уважаю. Дело в том, я родилась как актриса в Молодёжном театре Виктора Панова в Архангельске. Я пришла туда 16-летней девочкой, зная наизусть почти все песни Высоцкого. В то время в театре шла постановка, посвященная его памяти. Она ничего не имеет общего с тем, что мы показали 25 января. Просто тот спектакль, если так можно выразиться, проотец нашего спектакля. Он всегда со мной. Когда ребята вернулись из Театральной школы Константина Райкина, и мы обсуждали какой проект будем делать, я сказала: «Давайте поставим спектакль о Высоцком. У человека скоро День рождения. Сделаем ему подарок. Ему будет приятно». Тем более, что для Владимира Высоцкого Севастополь далеко не последний город.

— «Я – Высоцкий». Почему именно так решили назвать спектакль?

— Этот спектакль мы посвятили памяти великого актера, а мы вроде как тоже актеры и тоже все немного Высоцкие. Потому что каждый из нас где-то бунтарь, каждый из нас где-то против системы, у каждого из нас случаются откровения, когда мы чем-то довольны или не довольны. Мы страдаем, мы любим, мы также играем на сцене, мы также рвем душу. В каждом из нас есть немного Высоцкого.

— Двери «Того еще Театра» открыты для всех, кто хочет попробовать себя на сцене? Или все-таки есть какая-то система отбора?

— Безусловно, не для всех. Ребята, которые у меня сейчас играют, год учились в моей школе «Кислород». В сентябре будет набран новый курс, в мае состоится экзамен, и тех, кто нам будет созвучен и близок, мы возьмём в театр. Конечно, при условии, если им самим это будет нужно. Но надо понимать, что «Кислород» — это не театральная школа. Это школа творческой реализации личности. У каждого из нас есть грани, через которые мы не можем переступить – грани нашей свободы. Многие приходят к нам за тем, чтобы научится говорить, избавиться от украинского говора, приобрести уверенность в себе.  Кто-то хочет просто свободнее двигаться и не бояться камеры, а кто-то идёт с телевизионных каналов, чтобы оттачивать свое мастерство. И к театру эти люди не будут иметь никакого отношения. А некоторые родители приводят своих детей, чтобы у них лучше пошли занятия в школе. Ведь у ребёнка, который занимается актерским мастерством, повышается внимание. Но наша школа – это не кружок и не место для развлечения. Я всегда говорю своим студентам, что просто приходить на занятия, не выполняя никакой домашней работы, даже при том, что вы платите деньги, не имеет смысла. В конце обучения я выдаю сертификат, где стоит моя подпись и я отвечаю за то, что вы однозначно должны за этот год вырасти. Если вы не растете, мне не интересно. Поэтому все, кто остаются – это люди, которые готовы трудиться и работать над собой.

— Вообще сложно быть режиссёром и при этом оставаться женщиной?

— У меня сейчас довольно непростой период. С рождением сына очень многое пришлось переосмыслить. Может, это рубеж 30 лет, может, это второй ребёнок, а может это просто такое стечение обстоятельств. Я начала пересматривать своё поведение, какие-то свои принципы. У каждого есть свои принципы, но только дурак, на мой взгляд, придерживается их всю жизнь, не отступая. И я сейчас не про определенные вехи – не воруй, не убивай. Нет. Я просто возвращаюсь к тому, что я всё-таки женщина. И бывают моменты, когда я веду себя недопустимо как женщина. Спустя 5 лет брака я учусь жить с той мыслью, что мой муж главный в семье. Ему со мной очень тяжело. Я пытаюсь режессировать дома и это неправильно. Доверие и подчинение тяжело даются, но это потом возвращается вдвойне.

— А вы строгий режиссёр? Бывает такое, что на репетициях можете на кого-то накричать?

— Часто бывает так, что когда я не могу человеку что-то объяснить, я начинаю злиться. Но злюсь я не на того, кто передо мной стоит. Передо мной – не профессионал. Злюсь я на себя, потому что у меня не получается подобрать индивидуальный язык, на котором я могла бы донести то, что мне нужно. Конечно, перед премьерой иногда необходим определенный «волшебный пинок», но до каких-то оскорблений дело никогда не доходит. Это недопустимо.

— Не вам мне говорить, что сцена – это легальный и очень мощный наркотик. Быть таким «театральным наркоманом» — это счастье? Или у всего есть обратная сторона?

— Конечно есть. Делая счастливыми людей, которые выйдут на сцену, я делаю несчастными их близких и родственников. Последние недели перед премьерой спектакля семьи не видели свои родных – мужей, отцов, матерей, сестёр. Ведь мои актёры были как зомби: они просыпались и первое, что в их голове – это стихи Высоцкого. Дежурно выполняя какие-то свои домашние дела, они приходили к 12 дня на репетицию и в 9 вечера полностью изнеможенные возвращались домой, и закрывая глаза, напевали песни Высоцкого. И главное, что этот адский труд никак не оплачивается. Всё, что мы получаем от продажи билетов, уходит на аренду помещения, плюс минимальные вложения в сам театр – декорации, костюмы. Мало того, что не профессиональный театр не приносит денег, так это ещё и убыточно. Это очень дорогая игрушка.

Беседовал Арсений Веденин
Фото: станица «ВКонтакте» Анны Карелиной, Антонина Кузьмина

Похожие посты

Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»

20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: ч

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Гений и злодейство, отец и дочь, жизнь и смерть: сентябрь в «Психо Дель Арт»

Трогательные отношения отца и дочери, цепляющие и глубокие произведения зрелых литераторов, извечный конфликт, непрекращающийся "танец на углях" двух вселенных — мужчины и женщины... Сентябрь в "Психо Дель Арт" будет по истине драматичным.

В Севастопольском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Идиота»

В марте этого года в Севастопольском театре юного зрителя приступили к репетициям спектакля «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского. Премьера была назначена на 24 апреля. Но по объективным причинам работу над

7 фактов о звезде сериала «Воронины», неизвестных широкой публике

1 сентября 2020 года ушёл из жизни Борис Клюев. Его фильмография насчитывает более 200 ролей в кино. Народный артист Российской Федерации воплотил на театральной сцене более 70 самых разных образов, а слова его героя из

Новости ForPost

Метки

благотворительность онлайн-марафон кинофестиваль Святой Владимир Херсонес Опера в Херсонесе Анна Каренина История Крымский военно-исторический фестиваль фильмы 9 мая Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" День театра спектакли Картины театр коронавирус Севастополь художники открытие сезона мастер-классы творчество Сергей Шнуров поэзия конкурс Динопарк Мастер и Маргарита выставки опера книги Психо Дель Арт балет Онлайн-экскурсии Театр танца им. Вадима Елизарова Лев Толстой Фонд «Живая классика» Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» День рыбака Великая Отечественная война Григорий Лифанов Импровизационный батл Фёдор Достоевский #WineFest Театр имени Луначарского День ВМФ кино Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского ДКР самоизоляция праздник Федюхины высоты Международный день танца Молодёжь спектакль Бесы театр танца Вадима Елизарова карантин Дворец культуры рыбаков VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» шоу Большие гастроли Живая классика СевТЮЗ музыка Конкурс красоты роман "Текст" художник Херсонес Таврический дети Александр Петров Балаклава Севастопольский офицерский бал вокал СЦКиИ Достоевский Море День Победы пандемия выставка Кванториум Музей-заповедник "Херсонес Таврический" изоляция 75 лет Победы Севастопольский ТЮЗ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр им. Кукол Дмитрий Глуховский Клим Шипенко концерт Новый год в Севастополе живопись Театральная улица фестиваль афиша Конкурс "Живая классика" Форум Таврида Золотая балка Музеи онлайн группа Ленинград искусство