Валентин Гафт: «Есть у огня свои законы…»

15-12-2020 14:37

Сегодня мы прощаемся с Валентином Гафтом. Как будто и не нужно ничего добавлять к этому имени. Есть люди – их мало! – которые состоялись настолько, что о них достаточно говорит одно их имя. Ну, кто такой Гафт, если расшифровывать? Хорошо, сама фамилия переводится с идиш как «вышивка». Узор на ткани мироздания. Узор может украшать или нести тайный знак… Тут важно, кто смотрит. Важно, что остается этот узор, когда плоть уходит. Но кто же такой Валентин Гафт, когда он был ещё тут, во плоти?

Несомненно, большой артист – в смысле актёр. Обожавший кино. Которое поздно ответило взаимностью, и, к сожалению, далеко не всё Валентин Иосифович сделал в кинематографе, что хотел бы. Казалось, загадка его личности долго держала режиссерское чутьё в напряженных поисках – к какому амплуа отнести столь богатую и неоднозначную актёрскую природу?

Тем не менее, то, что было сыграно, поражает воображение своим невероятным диапазоном характеров. Тут и харизматичные диктаторы, и бунтари, и провокаторы, и персонажи жуликоватые, комические, и, наконец, вовсе зловещие… Таковы Геверниц из телесериала «Семнадцать мгновений весны (1973), молодой инженер Герман Николаевич Балашов из драмы «Таня» (1974), дворецкий Брассет из кинокомедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975), Гораций Логан из «Бешеного золота» (1976), вор-рецидивист Чужак из «Схватки в пурге» (1977), Лаврентий Палыч Берия из исторической картины «Пиры Валтарсара, или Ночь со Сталиным» (1989) и в драме «Затерянный в Сибири» (1991), Дмитрий Логинов по кличке Президент из драмы «Небеса обетованные» (1991), Воланд из «Мастера и Маргариты» (1994). А как хорош этот ветеринар из «Гаража», благодаря которому вся страна узнала и полюбила артиста!

Но больше Валентину Гафту шли роли героические (помните полковника Покровского в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»?), благородные, с прекрасными манерами рыцари духа, аристократы. В этих ролях обнаруживалась вся природная элегантность и обаяние артиста, и всё это помножено на умудрённость жизненным опытом. Помнится, он говорил: «Человек определяется накопленным…». Артист, художник слова и образа – к нему это утверждение относится во сто крат более, ведь он должен проживать не одну только – свою – жизнь, а десятки и сотни жизней других людей…

В театре фортуна улыбалась актёру с самого начала – красавец Гафт сразу попал на главные роли. Например, в Театре Сатиры сыграл Ученого в шварцевской «Тени», которую поставили Эраст Гарин и Хеся Локшина (1958 год), и графа Альмавиву в легендарном «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» Валентина Плучека (1969-й), Соленого в «Трех сестрах» (1967-й) и главную роль в «Обольстителе Колобашкине» (1968-й) у Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной. Позже был звездой в «Современнике», где сыграл во многих выдающихся спектаклях…

Но в 80-х годах Валентин Гафт стал известен еще и как острослов, автор философской лирики и эпиграмм на коллег по цеху и просто известных людей. Его поэзия, во многом актёрская, обращённая к социальной части души человека и от того, возможно, более яркая и образно точная, всерьёз долго не воспринималась как таковая. Но вот, по итогам прожитых лет, накопилось довольно увесистое литературное наследие. Вышли книги «Стих и эпиграмма» (1989), «Валентин Гафт» (1996), «Я постепенно познаю» (1997) «Жизнь – театр» (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000), «Тени на воде» (2010). И мы понимаем, читая его лирику, что это часто подлинные поэтические жемчужины, какие остаются в истории русской словесности на веки вечные…

Когда его спросили, кто, по его мнению, воплотил формулу Жуковского «Жизнь и Поэзия одно»? – он ответил, не раздумывая: «Это такие разные вещи – жизнь и поэзия! Но одно просится в другое. И надо найти в этой жизни то, что пройдёт через поэзию, и не пропустится ни-че-го. В поэзии нельзя пропустить то, что в жизни пропускаешь. Надо учитывать всё».

Рояль. Рахманинов.
Мне кажется, он знает,
что для меня сегодня он играет.
Живой. Без времени, без года и без века,
О Боже, сколько тайн в душе у человека!
Я слушаю великую музыку,
Себя в себе нашел.
Там ничего нет, кроме крика «Простиии!»
Разгаданный, израненный
роялем и Рахманиновым,
Я навсегда с тобой прощаюсь,
В кричащей тишине я заново рождаюсь…

«Разгаданный, израненный /роялем и Рахманиновым», Валентин Гафт, впрочем, разгадывался не только искусством – его детство пришлось на военные годы, и он хорошо помнит, что такое война. А потому, возможно, его главный дар – быть Человеком – он пронёс через всю свою жизнь как священную чашу…

«Мы живём в очень нелёгкое время. Мы читаем стихи. Мы играем в театре. А там людей – убивают. Всегда параллельно идёт такая жизнь – сейчас близко к нам. Мир так устроен, что всегда тебе хорошо, а кому-то страшно. Но за всех приходится отвечать самому себе…»

«За всех отвечать самому себе» возможно, главный ориентир, который оставляет незамутнённым взгляд на этот мир, на человека в нём, даёт чуткость ко всему живому (кстати, если говорить о воплощении этой чуткости – Валентин  Гафт относил её не только к людям, он ещё активно занимался защитой прав животных);  а еще даёт неприятие всего фальшивого, всякой лжи и надуманности.

«Жизнь словно басня началась
Но до сих пор конец не ясен.
Мораль давно оторвалась
От сочинённых нами басен».

Валентин Гафт с женой Ольгой Остроумовой / Фото: newtimes.ru

Эта ответственность за других, любовь к высшей истине, не могли не привести его к вере. Супруга Валентина Гафта – актриса Ольга Остроумова, с которой Валентин Иосифович прожил в счастливом браке большую часть жизни, привела его в православную веру, из которой он черпал силы и как человек, и как артист и поэт…

«Есть у огня свои законы.
Огонь войны — в людей вселяет страх.
Покоем дышит он в каминах и кострах.
Но есть огонь невидимый — иконы.
О, как блаженно жгут лучи твои,
Сжигай меня, икона, я не струшу,
Я знаю, ты сожжешь грехи мои,
Чтоб отогреть измученную душу
».

Огонь души Валентина Гафта мы имели счастье наблюдать в течение почти полувека, и можем засвидетельствовать, что он был ярким и ярым, мощным и мягким, и в то же время ровным и высоким… Вспоминая этого удивительного человека, процитируем еще одно его стихотворение:

Хулиганы

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера — сразу за наган,
Что за привычка — сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны…
Горит на небе новая Звезда,
Ее зажгли, конечно, хулиганы.

Конечно же, Гафт – из той же, хулиганской когорты! И зажёг сегодня новую Звезду. А нам оттуда шутит: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!»

Наталья Барышева

Фото превью: rusvesna.su

Loading



Валентин Гафт,

Поделиться:

Похожие посты

Собираем самое необходимое на майские праздники

Майские праздники уже в самом разгаре, время устроить пикник! В этой статье поможем вам собрать всë необходимое на маёвку: стильную одежду, удобную обувь, полезные аксессуары, нужные уходовые средства и подходящий парфюм.
Обложка: KATERYNA HLIZN

Дуа Липа выпустила летний альбом категории Б

Дуа Липа выпустила новый альбом «Radical Optimism». Сотрудничество с Tame Impala и мрачные по звучанию синглы подогревали интерес к поп-пластинке с элементами техно и психоделики. А что в итоге? Летний альбом, который мечется между экспериментами и ф

Какие российские игры выйдут после «Смуты»?

За последний месяц российские игры успели уже несколько раз удивить геймеров. Если крупнобюджетная «Смута» собрала больше негативных отзывов, то проект «Альтушка для скуфа», сд

Не пролистываем: самые модные вещи 2024 года от «Lyst»

Каждый год портал «Lyst» составляет рейтинг востребованных вещей. Создатели анализируют поведение покупателей по поисковым запросам, продажам и упоминаниям. В первом квартале 2024-го компания обработала более 8 миллионов товаров в поисках заветных де

Вечная классика: какие культовые кроссовки вернулись в 2024 году

Мода на спортивную обувь продолжает бежать впереди всех. Сегодня эти кроссовки в моде, а уже завтра получают клеймо «антитренд». Но есть и легендарные модели, которые возвращаются вновь и вновь, но в новом облике. О последних перевыпусках в мире спор

Новости ForPost

Метки

сериалы 2023 кино музыка Золотая балка выставка Сергей Безруков книги спектакли Херсонес Балаклава живопись мастер-классы театр Луначарского Ольга Панкратова Санкт-Петербург "Кинопоиск" Тейлор Свифт фильмы 2023 куда сходить СевТЮЗ Netflix Dior Музей-заповедник "Херсонес Таврический" День ВМФ Музей обороны Севастополя ДКР Аниме День Победы Фонд «Живая классика» Михаил Булгаков праздник Российские сериалы 8 марта Афиша Севастополя Театр им. Кукол Александр Петров фильмы 2024 Модный показ Достоевский коронавирус художники концерт Фёдор Достоевский Федюхины высоты музыка 2023 балет Море Севастопольский ТЮЗ Неделя моды в Париже хоррор Севастополь карантин Психо Дель Арт Театральная улица СЦКиИ Театр имени Луначарского мультфильмы 2023 изоляция Музеи онлайн Андрей Маслов Неделя моды Louis Vuitton театр искусство Театр Лавренёва Конкурс красоты поэзия российские фильмы театр драмы "Психо Дель Арт" Дворец культуры рыбаков рецензия арт-отель "Украина" 9 мая кинофестиваль Святой Владимир спектакль Григорий Лифанов Конкурс "Живая классика" Молодёжь Крым «Оперные вечера в Севастополе» Новый год опера Фестиваль «Таврида — АРТ» Картины фестиваль «Природа Искусства» Динопарк ЦГБ им. Л.Н.Толстого Клим Шипенко Balenciaga игры 2023 фестиваль творчество Большой севастопольский офицерский бал фильмы Мода Херсонес Таврический мода и стиль мультфильмы выставки Севастопольский театр оперы и балета