Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

14-09-2020 14:35

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман по мотивам исторических событий, связанных с темой раскулачивания 30-х годов, а еще больше — по мотивам чьих-то представлений об этих самых событиях нашей с вами истории. 

В информационном пространстве о премии выглядит всё так, будто бы Яхина-Зулейха получила то ли суперприз, то ли она единственный лауреат (на подтанцовках где-то мелькнули Михалков да Славникова, — ну, что о них говорить…)

Пытаюсь восстановить картину: с 2015 года, получается, всё наше правительство (поголовно!) читает и читает эту самую «Зулейху», долгие годы тайно пребывает под ее неизбывным, непобедимым обаянием, и, наконец, не в силах больше сдержать своих коллективных чувств, настигает автора бессмертного сия творения и дарит шубу с плеча!

Можете поверить в такое? Я вот с трудом.

Скорее, дело обстоит несколько иначе. «Шубу» подарили не за роман.

Кстати, на мой взгляд, действительно неплохой. Если учитывать, что он – полуфантастический, роман небездарный, там много есть о чём поговорить – но только не то, что о нём пишут! и, тем более, не то, что снимают по… его мотивам, написанным по мотивам (прости Господи)!

Так вот, шуба – не за него, а за то, что вокруг него наворотилось. Столько ломается копий, столько проливается желчи, вот кино сняли – уже действительно, фантастическое и, как я понимаю, «антисоветское», — столько снимается видеороликов с разбором то ли кино, то ли книжки – там всё уже неразличимо.

В общем, людям есть чем заняться и как выразить себя, оттолкнувшись от волшебного слова «Зулейхааа». Это что-то вроде нашего собственного Гарри Поттера, только лучше – намного богаче духовно и интеллектуально, не правда ли? – к тому же, играют все – и стар, и, что называется, млад.

 Глядишь, придётся копнуть глубже в историю, чтобы понять, что с этим всем не так… вот, «от противного», и будем самообразовываться.

Чем-то похоже на квест. Одним роман нравится. Другим не нравится. Те, кому не нравится, очень энергично выражают свою позицию. Кому нравится, должны ответить аргументированно – уж точно не на уровне предисловия Устиновой: «о любви в аду», о каком-то там «страшном тиране всех времён»  – к слову, там что ни эпитет, то хохма (если читать предисловие ПОСЛЕ романа).

Но тут есть один нюанс. Складывается впечатление, что данное предисловие и написано-то было – ДО самого романа, и является на самом деле «программой» произведения.

Вот, мол, так и так, дорогая Гузель. Будет тебе всё и всегда, если напишешь такую штуку, чтобы она была не напрямую про страшного тирана, а как бы о любви. Но – на грани фола и, конечно же, «в  аду» (ибо где ещё живут «страшные тираны»?) И при этом так, чтобы было как у Чингиза Айтматова. Или, на худой конец, чтоб как у Олжаса Сулейменова (не важно, что он пишет стихи и лингвистические исследования, главное – он был дико популярен, и он был не русский!)

Так видится «кап.заказ», исходя из предисловия.

Что же получилось на деле? А на деле-то… как в той песенке, помните? «Волшебник-недоучка» называется:

«Сделать хотел грозу, а получил – козу,
Розовую козу с жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога, а на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой».

Во всяком случае, коллективная «устинова» не хотела бы встретиться «с той козой»… Видимо, потому и пришлось подсуетиться с созданием монументальной картины, которая хоть как-то бы «замазала» «козу», превратив её хоть в какую-никакую «грозу».

Вкратце сюжет этой «козы» такой: маленькая «золушка» Зулейха живёт в семье людоедов (там Упыриха, которую ласково называют в анонсах фильма «суровой свекровью», в своё время выкормила своего любимого сыночка Мустафу мясом умерших других своих детей, не очень любимых; а умерли они оттого, что «в трудные времена»  –  а они, видимо, бывали  трудные и до советской власти, если так? – мамаша их долю отдавала одному – любимчику, а остальных преспокойно заморила голодом).

Живёт себе и живёт, кое-как рожает девчонок, которых тут же хоронит, общается с духами природы и с собственным воображением, ибо в реальной жизни утешительного, мягко говоря, ничего нет.

С закрытыми глазами живёт Золушка-Зулейха, принимает всё как должное и, не отличаясь богатырским здоровьем, в свои 20 лет доживает свой забитый век. Как вдруг появляется «рыцарь на белом коне», зовут его Игнатов, он в одночасье вызволяет татарскую «золушку» из «ада» (которому велела быть Устинова) и через весь роман, постепенно, очень медленно, ведёт подслеповатую, но неуклонно прозревающую героиню к светлому будущему.

Сквозь чистилище физических испытаний, через общественно полезный труд, человек не только и не столько «прозревает» умом, сколько на душе у Зулейхи постепенно становится тепло и светло.

Она учится общаться, дружить, у неё, наконец, рождается жизнеспособный ребенок, к тому же, (впервые!) сын, да еще талантливый. Забитая девчушка обретает некое подобие человеческого достоинства.

В общем, в романе всего намешано столько и в таких немыслимых сочетаниях, что каждый может увидеть в нём что-то своё.

Тут и элементы робинзонады, тут и «Дерсу Узала» просвечивает, и «Маугли», и рыцарский роман, и тема строительства нового мира, и сказка (какой-то фантастический доктор, профессор Лейбе, со своей отдельной линией судьбы)…

И стоит ли тогда удивляться, что роман действительно, как говорит Чулпан Хаматова, светлый – потому что «светлое будущее» там виднеется, но не в советском смысле, а, скорее, в христианском – в смысле исцеления души.

Бог сохранил героиню для будущего за её смирение.  За смирение же и даровал ей прозрение.

А вовсе не наоборот, как может показаться на первый взгляд: не потому она хорошая такая, что «глаза открыла». Ну, поумнела, может быть, и то – немножко совсем…

И вот думаю: кому же всё-таки «Зулейха открывает глаза»?

Может быть, нам с вами? Присмотреться внимательней к самим себе, сверить часы… Полезная практика.

И что ж – оно того стоит. Пусть будет шуба. Не жалко.

P.S. Тут появились уже газетные заголовки, вроде такого: «Мишустин плюнул в глаза патриотам!»

Да ладно вам. Еще вопрос – кому Мишустин «козу» показал.

Наталья Барышева

Фото: filmpro.ru,  russia.tv, tuapsevesti.ru, kazanreporter.ru, tricolortvmag.ru

 484 Всего просмотров



Гузель Яхина, роман «Зулейха открывает глаза», Чулпан Хаматова,

Поделиться:

Похожие посты

Смотри-качай-играй: мобильные игры по любимым сериалам

Кино и сериалы не ограничиваются одним лишь экраном телевизора. Зачастую с успешной премьерой происходит «разрастание» целой франшизы. Выходят спин-оффы, одежда с

Оскар 2023: как это было?

Главная кинопремия мира подвела свои итоги. Порадовал ли «Оскар 2023» новыми скандалами или всё же решил наконец-то сосредоточиться на кинематографе? ForPost-Афиша посмотрела церемонию и спешит с ответом.

Многообещающ

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Мандалорец, 3 сезон: в одну реку трижды

Пока большинство новых проектов по «Звёздным войнам» смешивают с грязью, «Мандалорец» уже два сезона подряд радует аудиторию. В день выхода первой серии нового сезона выясняем, получилось ли сериалу удержать планку качества.

Подробнее

Что послушать? Музыкальные новинки февраля

Зима постепенно подходит к концу, но обещает остаться в памяти новинками игр и кино. От Чебурашки и до

Новости ForPost

Метки

Золотая балка кино изоляция Сергей Безруков Молодёжь сериалы 2023 балет театр творчество мастер-классы Сергей Шнуров Санкт-Петербург Мода ДКР Театральная улица День ВМФ Григорий Лифанов Аниме СевТЮЗ игры 2023 фестиваль фильмы Валерий Либа Театр имени Луначарского Балаклава Мастер и Маргарита театр Луначарского Севастополь Крым театр драмы "Психо Дель Арт" Мариинский театр фестиваль «Природа Искусства» Динопарк Россия Картины Афиша Севастополя Новый год СЦКиИ арт-отель "Украина" музыка фильмы 2023 опера 9 мая Херсонес Таврический Виталий Либа Музей обороны Севастополя Херсонес Анна Каренина художники Ольга Панкратова Севастопольский ТЮЗ Театр Лавренёва Федюхины высоты дети Крымский военно-исторический фестиваль Театр им. Кукол Эрмитаж Севастопольский театр оперы и балета спектакль спектакли выставки книги танцы Достоевский живопись Михаил Булгаков Лев Толстой История кинофестиваль Святой Владимир концерт Музеи онлайн Психо Дель Арт выставка поэзия рецензия День Победы Конкурс красоты Море ЦГБ им. Л.Н.Толстого Фонд «Живая классика» Фёдор Достоевский Таврида-АРТ Дворец культуры рыбаков коронавирус Опера в Херсонесе Андрей Маслов Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Клим Шипенко искусство Живая классика карантин Большой севастопольский офицерский бал художник 75 лет Победы Конкурс "Живая классика" Фестиваль «Таврида — АРТ» «Оперные вечера в Севастополе» Александр Петров Бесы праздник