Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

14-09-2020 14:35

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман по мотивам исторических событий, связанных с темой раскулачивания 30-х годов, а еще больше — по мотивам чьих-то представлений об этих самых событиях нашей с вами истории. 

В информационном пространстве о премии выглядит всё так, будто бы Яхина-Зулейха получила то ли суперприз, то ли она единственный лауреат (на подтанцовках где-то мелькнули Михалков да Славникова, — ну, что о них говорить…)

Пытаюсь восстановить картину: с 2015 года, получается, всё наше правительство (поголовно!) читает и читает эту самую «Зулейху», долгие годы тайно пребывает под ее неизбывным, непобедимым обаянием, и, наконец, не в силах больше сдержать своих коллективных чувств, настигает автора бессмертного сия творения и дарит шубу с плеча!

Можете поверить в такое? Я вот с трудом.

Скорее, дело обстоит несколько иначе. «Шубу» подарили не за роман.

Кстати, на мой взгляд, действительно неплохой. Если учитывать, что он – полуфантастический, роман небездарный, там много есть о чём поговорить – но только не то, что о нём пишут! и, тем более, не то, что снимают по… его мотивам, написанным по мотивам (прости Господи)!

Так вот, шуба – не за него, а за то, что вокруг него наворотилось. Столько ломается копий, столько проливается желчи, вот кино сняли – уже действительно, фантастическое и, как я понимаю, «антисоветское», — столько снимается видеороликов с разбором то ли кино, то ли книжки – там всё уже неразличимо.

В общем, людям есть чем заняться и как выразить себя, оттолкнувшись от волшебного слова «Зулейхааа». Это что-то вроде нашего собственного Гарри Поттера, только лучше – намного богаче духовно и интеллектуально, не правда ли? – к тому же, играют все – и стар, и, что называется, млад.

 Глядишь, придётся копнуть глубже в историю, чтобы понять, что с этим всем не так… вот, «от противного», и будем самообразовываться.

Чем-то похоже на квест. Одним роман нравится. Другим не нравится. Те, кому не нравится, очень энергично выражают свою позицию. Кому нравится, должны ответить аргументированно – уж точно не на уровне предисловия Устиновой: «о любви в аду», о каком-то там «страшном тиране всех времён»  – к слову, там что ни эпитет, то хохма (если читать предисловие ПОСЛЕ романа).

Но тут есть один нюанс. Складывается впечатление, что данное предисловие и написано-то было – ДО самого романа, и является на самом деле «программой» произведения.

Вот, мол, так и так, дорогая Гузель. Будет тебе всё и всегда, если напишешь такую штуку, чтобы она была не напрямую про страшного тирана, а как бы о любви. Но – на грани фола и, конечно же, «в  аду» (ибо где ещё живут «страшные тираны»?) И при этом так, чтобы было как у Чингиза Айтматова. Или, на худой конец, чтоб как у Олжаса Сулейменова (не важно, что он пишет стихи и лингвистические исследования, главное – он был дико популярен, и он был не русский!)

Так видится «кап.заказ», исходя из предисловия.

Что же получилось на деле? А на деле-то… как в той песенке, помните? «Волшебник-недоучка» называется:

«Сделать хотел грозу, а получил – козу,
Розовую козу с жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога, а на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой».

Во всяком случае, коллективная «устинова» не хотела бы встретиться «с той козой»… Видимо, потому и пришлось подсуетиться с созданием монументальной картины, которая хоть как-то бы «замазала» «козу», превратив её хоть в какую-никакую «грозу».

Вкратце сюжет этой «козы» такой: маленькая «золушка» Зулейха живёт в семье людоедов (там Упыриха, которую ласково называют в анонсах фильма «суровой свекровью», в своё время выкормила своего любимого сыночка Мустафу мясом умерших других своих детей, не очень любимых; а умерли они оттого, что «в трудные времена»  –  а они, видимо, бывали  трудные и до советской власти, если так? – мамаша их долю отдавала одному – любимчику, а остальных преспокойно заморила голодом).

Живёт себе и живёт, кое-как рожает девчонок, которых тут же хоронит, общается с духами природы и с собственным воображением, ибо в реальной жизни утешительного, мягко говоря, ничего нет.

С закрытыми глазами живёт Золушка-Зулейха, принимает всё как должное и, не отличаясь богатырским здоровьем, в свои 20 лет доживает свой забитый век. Как вдруг появляется «рыцарь на белом коне», зовут его Игнатов, он в одночасье вызволяет татарскую «золушку» из «ада» (которому велела быть Устинова) и через весь роман, постепенно, очень медленно, ведёт подслеповатую, но неуклонно прозревающую героиню к светлому будущему.

Сквозь чистилище физических испытаний, через общественно полезный труд, человек не только и не столько «прозревает» умом, сколько на душе у Зулейхи постепенно становится тепло и светло.

Она учится общаться, дружить, у неё, наконец, рождается жизнеспособный ребенок, к тому же, (впервые!) сын, да еще талантливый. Забитая девчушка обретает некое подобие человеческого достоинства.

В общем, в романе всего намешано столько и в таких немыслимых сочетаниях, что каждый может увидеть в нём что-то своё.

Тут и элементы робинзонады, тут и «Дерсу Узала» просвечивает, и «Маугли», и рыцарский роман, и тема строительства нового мира, и сказка (какой-то фантастический доктор, профессор Лейбе, со своей отдельной линией судьбы)…

И стоит ли тогда удивляться, что роман действительно, как говорит Чулпан Хаматова, светлый – потому что «светлое будущее» там виднеется, но не в советском смысле, а, скорее, в христианском – в смысле исцеления души.

Бог сохранил героиню для будущего за её смирение.  За смирение же и даровал ей прозрение.

А вовсе не наоборот, как может показаться на первый взгляд: не потому она хорошая такая, что «глаза открыла». Ну, поумнела, может быть, и то – немножко совсем…

И вот думаю: кому же всё-таки «Зулейха открывает глаза»?

Может быть, нам с вами? Присмотреться внимательней к самим себе, сверить часы… Полезная практика.

И что ж – оно того стоит. Пусть будет шуба. Не жалко.

P.S. Тут появились уже газетные заголовки, вроде такого: «Мишустин плюнул в глаза патриотам!»

Да ладно вам. Еще вопрос – кому Мишустин «козу» показал.

Наталья Барышева

Фото: filmpro.ru,  russia.tv, tuapsevesti.ru, kazanreporter.ru, tricolortvmag.ru

 402 Всего просмотров



Гузель Яхина, роман «Зулейха открывает глаза», Чулпан Хаматова,

Поделиться:

Похожие посты

The Callisto Protocol: «Украсть у самого себя»

Игровая индустрия в последние дни продолжает радовать нас новинками в жанре хоррор. Сегодня в релиз вышла The Callisto Protocol — игра от создателей серии Dead Space — абсолютной классики космического ужаса. Получилось ли новое детище студии Striking

Декабрь: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас дайджест с самыми интересными новинками, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в декабре — уже в этом материале.

Посмотреть

Голливуд в кармане: самое дорогое хобби любителей кино

В Нью-Йорке пройдёт аукцион за реквизит блокбастеров. Мотоцикл Терминатора, золотой билет Вилли Вонки, Щит Капитана Америки и многое другое уйдёт в коллекции самых преданных фанатов. Торги пройдут через несколько недель в аукционном доме Heritage Auc

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Новости ForPost

Метки

изоляция Ольга Панкратова Россия искусство Афиша Севастополя СЦКиИ балет Григорий Лифанов 75 лет Победы Театр имени Луначарского опера Конкурс красоты Театр Лавренёва Фёдор Достоевский Фестиваль «Таврида — АРТ» Херсонес Таврический Живая классика кино Динопарк Картины Сергей Безруков Крым Дворец культуры рыбаков Севастопольский военно-исторический музей-заповедник концерт Клим Шипенко День ВМФ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Анна Каренина Фонд «Живая классика» История Санкт-Петербург праздник День Победы Золотая балка Музей обороны Севастополя выставка СевТЮЗ Конкурс "Живая классика" художник музыка мастер-классы рецензия творчество Лев Толстой фестиваль ДКР Театр танца им. В.А.Елизарова спектакль Большой севастопольский офицерский бал карантин ЦГБ им. Л.Н.Толстого Мастер и Маргарита Театральная улица Таврида-АРТ самоизоляция Эрмитаж Опера в Херсонесе Море Молодёжь Севастопольский ТЮЗ Достоевский книги живопись Валерий Либа Мариинский театр Музеи онлайн дети 9 мая Новый год театр драмы "Психо Дель Арт" арт-отель "Украина" выставки поэзия Великая Отечественная война «Оперные вечера в Севастополе» Психо Дель Арт Бесы коронавирус Андрей Маслов танцы Севастопольский театр оперы и балета кинофестиваль Святой Владимир Федюхины высоты Балаклава Михаил Булгаков Крымский военно-исторический фестиваль Херсонес Сергей Шнуров Мода Александр Петров театр фестиваль «Природа Искусства» художники фильмы театр Луначарского Театр им. Кукол Севастополь спектакли Виталий Либа