Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

14-09-2020 14:35
Гузель Яхина, роман «Зулейха открывает глаза», Чулпан Хаматова,

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман по мотивам исторических событий, связанных с темой раскулачивания 30-х годов, а еще больше — по мотивам чьих-то представлений об этих самых событиях нашей с вами истории. 

В информационном пространстве о премии выглядит всё так, будто бы Яхина-Зулейха получила то ли суперприз, то ли она единственный лауреат (на подтанцовках где-то мелькнули Михалков да Славникова, — ну, что о них говорить…)

Пытаюсь восстановить картину: с 2015 года, получается, всё наше правительство (поголовно!) читает и читает эту самую «Зулейху», долгие годы тайно пребывает под ее неизбывным, непобедимым обаянием, и, наконец, не в силах больше сдержать своих коллективных чувств, настигает автора бессмертного сия творения и дарит шубу с плеча!

Можете поверить в такое? Я вот с трудом.

Скорее, дело обстоит несколько иначе. «Шубу» подарили не за роман.

Кстати, на мой взгляд, действительно неплохой. Если учитывать, что он – полуфантастический, роман небездарный, там много есть о чём поговорить – но только не то, что о нём пишут! и, тем более, не то, что снимают по… его мотивам, написанным по мотивам (прости Господи)!

Так вот, шуба – не за него, а за то, что вокруг него наворотилось. Столько ломается копий, столько проливается желчи, вот кино сняли – уже действительно, фантастическое и, как я понимаю, «антисоветское», — столько снимается видеороликов с разбором то ли кино, то ли книжки – там всё уже неразличимо.

В общем, людям есть чем заняться и как выразить себя, оттолкнувшись от волшебного слова «Зулейхааа». Это что-то вроде нашего собственного Гарри Поттера, только лучше – намного богаче духовно и интеллектуально, не правда ли? – к тому же, играют все – и стар, и, что называется, млад.

 Глядишь, придётся копнуть глубже в историю, чтобы понять, что с этим всем не так… вот, «от противного», и будем самообразовываться.

Чем-то похоже на квест. Одним роман нравится. Другим не нравится. Те, кому не нравится, очень энергично выражают свою позицию. Кому нравится, должны ответить аргументированно – уж точно не на уровне предисловия Устиновой: «о любви в аду», о каком-то там «страшном тиране всех времён»  – к слову, там что ни эпитет, то хохма (если читать предисловие ПОСЛЕ романа).

Но тут есть один нюанс. Складывается впечатление, что данное предисловие и написано-то было – ДО самого романа, и является на самом деле «программой» произведения.

Вот, мол, так и так, дорогая Гузель. Будет тебе всё и всегда, если напишешь такую штуку, чтобы она была не напрямую про страшного тирана, а как бы о любви. Но – на грани фола и, конечно же, «в  аду» (ибо где ещё живут «страшные тираны»?) И при этом так, чтобы было как у Чингиза Айтматова. Или, на худой конец, чтоб как у Олжаса Сулейменова (не важно, что он пишет стихи и лингвистические исследования, главное – он был дико популярен, и он был не русский!)

Так видится «кап.заказ», исходя из предисловия.

Что же получилось на деле? А на деле-то… как в той песенке, помните? «Волшебник-недоучка» называется:

«Сделать хотел грозу, а получил – козу,
Розовую козу с жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога, а на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой».

Во всяком случае, коллективная «устинова» не хотела бы встретиться «с той козой»… Видимо, потому и пришлось подсуетиться с созданием монументальной картины, которая хоть как-то бы «замазала» «козу», превратив её хоть в какую-никакую «грозу».

Вкратце сюжет этой «козы» такой: маленькая «золушка» Зулейха живёт в семье людоедов (там Упыриха, которую ласково называют в анонсах фильма «суровой свекровью», в своё время выкормила своего любимого сыночка Мустафу мясом умерших других своих детей, не очень любимых; а умерли они оттого, что «в трудные времена»  –  а они, видимо, бывали  трудные и до советской власти, если так? – мамаша их долю отдавала одному – любимчику, а остальных преспокойно заморила голодом).

Живёт себе и живёт, кое-как рожает девчонок, которых тут же хоронит, общается с духами природы и с собственным воображением, ибо в реальной жизни утешительного, мягко говоря, ничего нет.

С закрытыми глазами живёт Золушка-Зулейха, принимает всё как должное и, не отличаясь богатырским здоровьем, в свои 20 лет доживает свой забитый век. Как вдруг появляется «рыцарь на белом коне», зовут его Игнатов, он в одночасье вызволяет татарскую «золушку» из «ада» (которому велела быть Устинова) и через весь роман, постепенно, очень медленно, ведёт подслеповатую, но неуклонно прозревающую героиню к светлому будущему.

Сквозь чистилище физических испытаний, через общественно полезный труд, человек не только и не столько «прозревает» умом, сколько на душе у Зулейхи постепенно становится тепло и светло.

Она учится общаться, дружить, у неё, наконец, рождается жизнеспособный ребенок, к тому же, (впервые!) сын, да еще талантливый. Забитая девчушка обретает некое подобие человеческого достоинства.

В общем, в романе всего намешано столько и в таких немыслимых сочетаниях, что каждый может увидеть в нём что-то своё.

Тут и элементы робинзонады, тут и «Дерсу Узала» просвечивает, и «Маугли», и рыцарский роман, и тема строительства нового мира, и сказка (какой-то фантастический доктор, профессор Лейбе, со своей отдельной линией судьбы)…

И стоит ли тогда удивляться, что роман действительно, как говорит Чулпан Хаматова, светлый – потому что «светлое будущее» там виднеется, но не в советском смысле, а, скорее, в христианском – в смысле исцеления души.

Бог сохранил героиню для будущего за её смирение.  За смирение же и даровал ей прозрение.

А вовсе не наоборот, как может показаться на первый взгляд: не потому она хорошая такая, что «глаза открыла». Ну, поумнела, может быть, и то – немножко совсем…

И вот думаю: кому же всё-таки «Зулейха открывает глаза»?

Может быть, нам с вами? Присмотреться внимательней к самим себе, сверить часы… Полезная практика.

И что ж – оно того стоит. Пусть будет шуба. Не жалко.

P.S. Тут появились уже газетные заголовки, вроде такого: «Мишустин плюнул в глаза патриотам!»

Да ладно вам. Еще вопрос – кому Мишустин «козу» показал.

Наталья Барышева

Фото: filmpro.ru,  russia.tv, tuapsevesti.ru, kazanreporter.ru, tricolortvmag.ru

Похожие посты

На волне эмоций: в Севастополе пройдёт кинофестиваль «Серебряная ставрида»

С 25 по 27 сентября в арт-галерее "Зелёная пирамида" пройдёт Международный фестиваль короткометражного и документального кино в Севастополе "Серебряная ставрида". Девиз фестиваля – "На волне эмоций!" – отражает концепцию: кино должно задевать у зрите

Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»

20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: ч

«Холоп» Клима Шипенко получил в Севастополе «Бронзового Витязя»

В Севастополе завершился XXIХ Международный кинофорум «Золотой Витязь». Награды нашли своих героев. Жюри фестиваля даже отметило российские блокбастеры. В числе победителей оказался кинохит Клима Шипенко «Холоп». Да, так

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Владимир Губанов хочет разжечь туристский костёр прямо в читальном зале

В среду, 16 сентября, в 17.00 в ЦГБ им. Л.Н. Толстого состоится презентация книги севастопольского автора-исполнителя Владимира Губанова «С гитарой у костра» (издательство «Альбатрос», 2020 г.). В книге опубликованы туристские песни В. Губанова о

Новости ForPost

Метки

спектакли Крымский военно-исторический фестиваль онлайн-марафон Клим Шипенко Анна Каренина конкурс День театра Большие гастроли искусство Херсонес Таврический Дворец культуры рыбаков Динопарк опера Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Театр имени Луначарского Григорий Лифанов праздник книги фильмы пандемия Море театр танца Вадима Елизарова День Победы роман "Текст" самоизоляция Лев Толстой Фонд «Живая классика» художники Живая классика художник Александр Петров СевТЮЗ Театр им. Кукол Форум Таврида балет Бесы фестиваль Импровизационный батл Великая Отечественная война карантин Севастопольский ТЮЗ Сергей Шнуров Федюхины высоты Мастер и Маргарита День рыбака Новый год в Севастополе музыка группа Ленинград Театр танца им. Вадима Елизарова театр Луначарского Международный день танца поэзия Конкурс "Живая классика" дети Севастопольский офицерский бал Большой севастопольский офицерский бал Достоевский концерт выставка Севастополь Онлайн-экскурсии СЦКиИ Золотая балка благотворительность Театральная улица афиша коронавирус спектакль VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» театр Конкурс красоты изоляция живопись История кинофестиваль Святой Владимир вокал 9 мая #WineFest День ВМФ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Молодёжь выставки Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Картины шоу Дмитрий Глуховский Фёдор Достоевский Севастопольский военно-исторический музей-заповедник открытие сезона Психо Дель Арт Опера в Херсонесе Балаклава кино мастер-классы Кванториум Музеи онлайн ДКР творчество 75 лет Победы