Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

14-09-2020 14:35

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман по мотивам исторических событий, связанных с темой раскулачивания 30-х годов, а еще больше — по мотивам чьих-то представлений об этих самых событиях нашей с вами истории. 

В информационном пространстве о премии выглядит всё так, будто бы Яхина-Зулейха получила то ли суперприз, то ли она единственный лауреат (на подтанцовках где-то мелькнули Михалков да Славникова, — ну, что о них говорить…)

Пытаюсь восстановить картину: с 2015 года, получается, всё наше правительство (поголовно!) читает и читает эту самую «Зулейху», долгие годы тайно пребывает под ее неизбывным, непобедимым обаянием, и, наконец, не в силах больше сдержать своих коллективных чувств, настигает автора бессмертного сия творения и дарит шубу с плеча!

Можете поверить в такое? Я вот с трудом.

Скорее, дело обстоит несколько иначе. «Шубу» подарили не за роман.

Кстати, на мой взгляд, действительно неплохой. Если учитывать, что он – полуфантастический, роман небездарный, там много есть о чём поговорить – но только не то, что о нём пишут! и, тем более, не то, что снимают по… его мотивам, написанным по мотивам (прости Господи)!

Так вот, шуба – не за него, а за то, что вокруг него наворотилось. Столько ломается копий, столько проливается желчи, вот кино сняли – уже действительно, фантастическое и, как я понимаю, «антисоветское», — столько снимается видеороликов с разбором то ли кино, то ли книжки – там всё уже неразличимо.

В общем, людям есть чем заняться и как выразить себя, оттолкнувшись от волшебного слова «Зулейхааа». Это что-то вроде нашего собственного Гарри Поттера, только лучше – намного богаче духовно и интеллектуально, не правда ли? – к тому же, играют все – и стар, и, что называется, млад.

 Глядишь, придётся копнуть глубже в историю, чтобы понять, что с этим всем не так… вот, «от противного», и будем самообразовываться.

Чем-то похоже на квест. Одним роман нравится. Другим не нравится. Те, кому не нравится, очень энергично выражают свою позицию. Кому нравится, должны ответить аргументированно – уж точно не на уровне предисловия Устиновой: «о любви в аду», о каком-то там «страшном тиране всех времён»  – к слову, там что ни эпитет, то хохма (если читать предисловие ПОСЛЕ романа).

Но тут есть один нюанс. Складывается впечатление, что данное предисловие и написано-то было – ДО самого романа, и является на самом деле «программой» произведения.

Вот, мол, так и так, дорогая Гузель. Будет тебе всё и всегда, если напишешь такую штуку, чтобы она была не напрямую про страшного тирана, а как бы о любви. Но – на грани фола и, конечно же, «в  аду» (ибо где ещё живут «страшные тираны»?) И при этом так, чтобы было как у Чингиза Айтматова. Или, на худой конец, чтоб как у Олжаса Сулейменова (не важно, что он пишет стихи и лингвистические исследования, главное – он был дико популярен, и он был не русский!)

Так видится «кап.заказ», исходя из предисловия.

Что же получилось на деле? А на деле-то… как в той песенке, помните? «Волшебник-недоучка» называется:

«Сделать хотел грозу, а получил – козу,
Розовую козу с жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога, а на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой».

Во всяком случае, коллективная «устинова» не хотела бы встретиться «с той козой»… Видимо, потому и пришлось подсуетиться с созданием монументальной картины, которая хоть как-то бы «замазала» «козу», превратив её хоть в какую-никакую «грозу».

Вкратце сюжет этой «козы» такой: маленькая «золушка» Зулейха живёт в семье людоедов (там Упыриха, которую ласково называют в анонсах фильма «суровой свекровью», в своё время выкормила своего любимого сыночка Мустафу мясом умерших других своих детей, не очень любимых; а умерли они оттого, что «в трудные времена»  –  а они, видимо, бывали  трудные и до советской власти, если так? – мамаша их долю отдавала одному – любимчику, а остальных преспокойно заморила голодом).

Живёт себе и живёт, кое-как рожает девчонок, которых тут же хоронит, общается с духами природы и с собственным воображением, ибо в реальной жизни утешительного, мягко говоря, ничего нет.

С закрытыми глазами живёт Золушка-Зулейха, принимает всё как должное и, не отличаясь богатырским здоровьем, в свои 20 лет доживает свой забитый век. Как вдруг появляется «рыцарь на белом коне», зовут его Игнатов, он в одночасье вызволяет татарскую «золушку» из «ада» (которому велела быть Устинова) и через весь роман, постепенно, очень медленно, ведёт подслеповатую, но неуклонно прозревающую героиню к светлому будущему.

Сквозь чистилище физических испытаний, через общественно полезный труд, человек не только и не столько «прозревает» умом, сколько на душе у Зулейхи постепенно становится тепло и светло.

Она учится общаться, дружить, у неё, наконец, рождается жизнеспособный ребенок, к тому же, (впервые!) сын, да еще талантливый. Забитая девчушка обретает некое подобие человеческого достоинства.

В общем, в романе всего намешано столько и в таких немыслимых сочетаниях, что каждый может увидеть в нём что-то своё.

Тут и элементы робинзонады, тут и «Дерсу Узала» просвечивает, и «Маугли», и рыцарский роман, и тема строительства нового мира, и сказка (какой-то фантастический доктор, профессор Лейбе, со своей отдельной линией судьбы)…

И стоит ли тогда удивляться, что роман действительно, как говорит Чулпан Хаматова, светлый – потому что «светлое будущее» там виднеется, но не в советском смысле, а, скорее, в христианском – в смысле исцеления души.

Бог сохранил героиню для будущего за её смирение.  За смирение же и даровал ей прозрение.

А вовсе не наоборот, как может показаться на первый взгляд: не потому она хорошая такая, что «глаза открыла». Ну, поумнела, может быть, и то – немножко совсем…

И вот думаю: кому же всё-таки «Зулейха открывает глаза»?

Может быть, нам с вами? Присмотреться внимательней к самим себе, сверить часы… Полезная практика.

И что ж – оно того стоит. Пусть будет шуба. Не жалко.

P.S. Тут появились уже газетные заголовки, вроде такого: «Мишустин плюнул в глаза патриотам!»

Да ладно вам. Еще вопрос – кому Мишустин «козу» показал.

Наталья Барышева

Фото: filmpro.ru,  russia.tv, tuapsevesti.ru, kazanreporter.ru, tricolortvmag.ru

Loading



Гузель Яхина, роман «Зулейха открывает глаза», Чулпан Хаматова,

Поделиться:

Похожие посты

Лоу-фай в стране чудес: Чеён из TWICE выпустила альбом «LIL FANTASY vol. 1»

12 сентября участница популярной южнокорейской группы TWICE Чеён выпустила дебютный сольный альбом LIL FANTASY vol. 1. На волне ажиотажа после участия в проекте «Кей-поп охотницы на демонов» артистка вложила в работу весь писательский талант и самобы

«Долгая прогулка» Стивена Кинга: идти во имя или против диктатуры?

11 сентября в международном прокате стартовала экранизация антиутопического романа Стивена Кинга «Долгая прогулка». В российских кинотеатрах новинка стартует 18 сентября. Пока критики на Rotten Tomatoes ставят новинке хвалебные 93% «свежести», а зрит

«Убийства в одном здании», 5 сезон: что известно о новых сериях звёздного детектива

Три сыщика-подкастера из манхэттенской Арконии возвращаются на экраны! В 5 сезоне сериала «Убийства в одном здании» Чарльз, Оливер и Мейбл берутся за новое дело. Вахтёр их дома Лестер Калуки погибает при странных обстоятельствах, и полиция уверяет вс

«Всеведущий читатель»: опасное путешествие в любимую новеллу

4 сентября в российских кинотеатрах прошла премьера южнокорейского блокбастера «Всеведущий читатель». События любимой постапокалиптической веб-новеллы офисного работника Ким Док Ча стали реальностью, и теперь судьба человечества в его руках. Какой по

Сериал «Москва слезам не верит»: топорное заигрывание с классикой

4 сентября на платформе Wink вышел сериальный ремейк оскароносного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В духе советской классики три девушки переезжают в столицу, мечтая о лучшей жизни. Но сладкие грёзы развеиваются от гуляющего ветра

Новости ForPost

Метки

Большой севастопольский офицерский бал музыка 2025 фильмы ужасов Сергей Безруков куда сходить искусство BLACKPINK Севастопольский театр оперы и балета музыка 2023 сериалы 2024 Модный показ аниме 2025 живопись Фильмы 2025 Обзор выставки ЦГБ им. Л.Н.Толстого аниме 2024 изоляция Неделя моды Дворец культуры рыбаков спектакль мастер-классы Конкурс "Живая классика" СевТЮЗ День ВМФ Игры 2025 Психо Дель Арт Театральная улица Тейлор Свифт рецензия Аниме музыка 2024 Театр им. Кукол Херсонес Таврический Российские сериалы 2025 музыка театр СЦКиИ мультфильмы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" художники праздник ДКР коронавирус Золотая балка комедия "Кинопоиск" Новый год Александр Петров Крым рэп фестиваль концерт Netflix хоррор Севастопольский ТЮЗ арт-отель "Украина" фильмы 2024 кино фильмы 9 мая игры 2023 Российские сериалы карантин Dior Мода Херсонес Григорий Лифанов афиша Севастополь театр драмы "Психо Дель Арт" Севастополь Клим Шипенко детектив Balenciaga Федюхины высоты обзор аниме мультфильмы 2024 Театр имени Луначарского K-pop фильмы 2023 театр Луначарского спектакли мода и стиль выставка сериалы 2023 поп-музыка игры 2024 сериалы 2025 День Победы Андрей Маслов Charli XCX балет книги фэнтези опера мультфильмы 2023 Хаяо Миядзаки Афиша Севастополя российские фильмы