Зулейха шествует по миру, или Кому Мишустин «козу» показал

14-09-2020 14:35

Случилось: Гузель Яхина получила правительственную премию РФ за роман «Зулейха открывает глаза». Хочется дополнить: Гузель Яхина получила премию за свой старенький (аж 15 года!), полуфантастический, милый женский роман по мотивам исторических событий, связанных с темой раскулачивания 30-х годов, а еще больше — по мотивам чьих-то представлений об этих самых событиях нашей с вами истории. 

В информационном пространстве о премии выглядит всё так, будто бы Яхина-Зулейха получила то ли суперприз, то ли она единственный лауреат (на подтанцовках где-то мелькнули Михалков да Славникова, — ну, что о них говорить…)

Пытаюсь восстановить картину: с 2015 года, получается, всё наше правительство (поголовно!) читает и читает эту самую «Зулейху», долгие годы тайно пребывает под ее неизбывным, непобедимым обаянием, и, наконец, не в силах больше сдержать своих коллективных чувств, настигает автора бессмертного сия творения и дарит шубу с плеча!

Можете поверить в такое? Я вот с трудом.

Скорее, дело обстоит несколько иначе. «Шубу» подарили не за роман.

Кстати, на мой взгляд, действительно неплохой. Если учитывать, что он – полуфантастический, роман небездарный, там много есть о чём поговорить – но только не то, что о нём пишут! и, тем более, не то, что снимают по… его мотивам, написанным по мотивам (прости Господи)!

Так вот, шуба – не за него, а за то, что вокруг него наворотилось. Столько ломается копий, столько проливается желчи, вот кино сняли – уже действительно, фантастическое и, как я понимаю, «антисоветское», — столько снимается видеороликов с разбором то ли кино, то ли книжки – там всё уже неразличимо.

В общем, людям есть чем заняться и как выразить себя, оттолкнувшись от волшебного слова «Зулейхааа». Это что-то вроде нашего собственного Гарри Поттера, только лучше – намного богаче духовно и интеллектуально, не правда ли? – к тому же, играют все – и стар, и, что называется, млад.

 Глядишь, придётся копнуть глубже в историю, чтобы понять, что с этим всем не так… вот, «от противного», и будем самообразовываться.

Чем-то похоже на квест. Одним роман нравится. Другим не нравится. Те, кому не нравится, очень энергично выражают свою позицию. Кому нравится, должны ответить аргументированно – уж точно не на уровне предисловия Устиновой: «о любви в аду», о каком-то там «страшном тиране всех времён»  – к слову, там что ни эпитет, то хохма (если читать предисловие ПОСЛЕ романа).

Но тут есть один нюанс. Складывается впечатление, что данное предисловие и написано-то было – ДО самого романа, и является на самом деле «программой» произведения.

Вот, мол, так и так, дорогая Гузель. Будет тебе всё и всегда, если напишешь такую штуку, чтобы она была не напрямую про страшного тирана, а как бы о любви. Но – на грани фола и, конечно же, «в  аду» (ибо где ещё живут «страшные тираны»?) И при этом так, чтобы было как у Чингиза Айтматова. Или, на худой конец, чтоб как у Олжаса Сулейменова (не важно, что он пишет стихи и лингвистические исследования, главное – он был дико популярен, и он был не русский!)

Так видится «кап.заказ», исходя из предисловия.

Что же получилось на деле? А на деле-то… как в той песенке, помните? «Волшебник-недоучка» называется:

«Сделать хотел грозу, а получил – козу,
Розовую козу с жёлтою полосой.
Вместо хвоста — нога, а на ноге — рога.
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой».

Во всяком случае, коллективная «устинова» не хотела бы встретиться «с той козой»… Видимо, потому и пришлось подсуетиться с созданием монументальной картины, которая хоть как-то бы «замазала» «козу», превратив её хоть в какую-никакую «грозу».

Вкратце сюжет этой «козы» такой: маленькая «золушка» Зулейха живёт в семье людоедов (там Упыриха, которую ласково называют в анонсах фильма «суровой свекровью», в своё время выкормила своего любимого сыночка Мустафу мясом умерших других своих детей, не очень любимых; а умерли они оттого, что «в трудные времена»  –  а они, видимо, бывали  трудные и до советской власти, если так? – мамаша их долю отдавала одному – любимчику, а остальных преспокойно заморила голодом).

Живёт себе и живёт, кое-как рожает девчонок, которых тут же хоронит, общается с духами природы и с собственным воображением, ибо в реальной жизни утешительного, мягко говоря, ничего нет.

С закрытыми глазами живёт Золушка-Зулейха, принимает всё как должное и, не отличаясь богатырским здоровьем, в свои 20 лет доживает свой забитый век. Как вдруг появляется «рыцарь на белом коне», зовут его Игнатов, он в одночасье вызволяет татарскую «золушку» из «ада» (которому велела быть Устинова) и через весь роман, постепенно, очень медленно, ведёт подслеповатую, но неуклонно прозревающую героиню к светлому будущему.

Сквозь чистилище физических испытаний, через общественно полезный труд, человек не только и не столько «прозревает» умом, сколько на душе у Зулейхи постепенно становится тепло и светло.

Она учится общаться, дружить, у неё, наконец, рождается жизнеспособный ребенок, к тому же, (впервые!) сын, да еще талантливый. Забитая девчушка обретает некое подобие человеческого достоинства.

В общем, в романе всего намешано столько и в таких немыслимых сочетаниях, что каждый может увидеть в нём что-то своё.

Тут и элементы робинзонады, тут и «Дерсу Узала» просвечивает, и «Маугли», и рыцарский роман, и тема строительства нового мира, и сказка (какой-то фантастический доктор, профессор Лейбе, со своей отдельной линией судьбы)…

И стоит ли тогда удивляться, что роман действительно, как говорит Чулпан Хаматова, светлый – потому что «светлое будущее» там виднеется, но не в советском смысле, а, скорее, в христианском – в смысле исцеления души.

Бог сохранил героиню для будущего за её смирение.  За смирение же и даровал ей прозрение.

А вовсе не наоборот, как может показаться на первый взгляд: не потому она хорошая такая, что «глаза открыла». Ну, поумнела, может быть, и то – немножко совсем…

И вот думаю: кому же всё-таки «Зулейха открывает глаза»?

Может быть, нам с вами? Присмотреться внимательней к самим себе, сверить часы… Полезная практика.

И что ж – оно того стоит. Пусть будет шуба. Не жалко.

P.S. Тут появились уже газетные заголовки, вроде такого: «Мишустин плюнул в глаза патриотам!»

Да ладно вам. Еще вопрос – кому Мишустин «козу» показал.

Наталья Барышева

Фото: filmpro.ru,  russia.tv, tuapsevesti.ru, kazanreporter.ru, tricolortvmag.ru

Loading



Гузель Яхина, роман «Зулейха открывает глаза», Чулпан Хаматова,

Поделиться:

Похожие посты

«Национальность: нет»: новый альбом Оксимирона* на два с минусом

Рэпер Оксимирон* (Oxxxymiron, он же Мирон Фёдоров) выпустил новый альбом «Национальность: нет», первый за 4 года. В нём он рассказывает о жизни в эмиграции, задаёт российскому обществу неудобные вопросы, но не отвечает на такие же в свой адрес. В рец

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Новости ForPost

Метки

игры игры 2024 балет СЦКиИ Netflix Севастополь Театральная улица спектакль сериалы 2023 "Кинопоиск" аниме 2024 Тейлор Свифт фильмы праздник Театр имени Луначарского фильмы 2024 книги сериалы 2025 Balenciaga фэнтези ДКР Мода День Победы хоррор Аниме музыка 2024 живопись поп-музыка афиша Севастополь театр драмы "Психо Дель Арт" выставки игры 2023 Херсонес Российские сериалы 2025 Модный показ Конкурс "Живая классика" Хаяо Миядзаки Крым спектакли музыка 2025 опера кино искусство фильмы 2023 СевТЮЗ мультфильмы 2024 коронавирус Фильмы 2025 мультфильмы 2023 Севастопольский театр оперы и балета театр Луначарского Григорий Лифанов театр фестиваль Обзор музыка концерт Дворец культуры рыбаков мультфильмы выставка рецензия карантин рэп музыка 2023 Новый год Неделя моды K-pop Севастопольский ТЮЗ куда сходить Билли Айлиш Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Таврический 9 мая аниме 2025 драма художники Игры 2025 современное искусство комедия фильмы ужасов Большой севастопольский офицерский бал Гарри Поттер BLACKPINK скандал Афиша Севастополя Российские сериалы российские фильмы мастер-классы детектив мода и стиль изоляция Dior Charli XCX Клим Шипенко сериалы 2024 Психо Дель Арт арт-отель "Украина" Неделя моды в Париже Александр Петров обзор аниме