Земфире хочется кричать: о новом альбоме рок-звезды

09-03-2021 18:24

В феврале вышел новый альбом Земфиры, которого поклонники её творчества ждали 8 лет.

Альбом называется «Бордерлайн».

Если вы думаете, что альбом начинается со слов «глаз мой дёргается», то вы ошибаетесь. На самом деле это «власть моя дёргается», т.е. власть, по-видимому, лирического героя (героини) песни. Судя по дальнейшему тексту, это есть сам Сатана, и власть его нервничает потому, что «демоны молятся». Как известно, молитва может быть обращена только к Богу, т.к. в обратном случае речь идёт о поклонении, а не о молитве. Задёргаешься тут…

В целом песня незатейлива:

Власть моя дёргается
Таблетки кончаются
Демоны молятся
Нефть качается…

Тут у нас основная смысловая нагрузка, хотя это и припев. Куплет можно свести к одной фразе: «голова болит от лишнего шума».

Фото: flow.ru

Эта новость для нас не нова. Её сообщила, с куда большим задором, лет этак… четверть века назад девушка, ныне воспевающая героизм Донбасса. Ей тогда голову «надуло». В том возрасте, в каком она находилась, это было, в общем, позволительно.  С тех пор у неё настала взрослая жизнь и пришли серьёзные темы.

Но у Земфиры – то ли так и не случилось взросления, то ли она его пережила в наше отсутствие и переросла в новую стадию, но, как бы то ни было, головная боль у неё не от свистящих ветров на больших скоростях, а просто от того, что вокруг слишком шумно.

Музыка… ну, она так и напоминает – нервный тик. Слушателю гвоздём вдалбливается малая терция. Вокал нарочито отсутствует. Это хрип и стон. Причём, пока ещё не совсем понятно – страдает ли лирическая героиня или, наоборот, для неё это нормальный мир, и всё идёт путём: нефть качается, таблетки… а те, правда, кончаются.

Но ладно. Возможно, дальнейшее содержимое альбома прояснит нам, что тут происходит на самом деле.

Первая песня по стилистике напоминает смесь Чичериной и Мумий Тролля.

Песня №2 называется «Ок» – по интонации это Цой.

«Дом стоит, свет горит,  я окей» – поёт Земфира.

Фото: soyuz.ru

И правда – со слов самой певицы, эта песня «мой привет Цою, цитата из моей самой любимой его песни». Она даже рассказала, с чего песня началась: «с риффа на акустике»(«очень люблю акустику и сочинять риффы на ней»).  То есть вовсе не с желания передать привет Цою. Далее Земфира, по её признанию, «написала  приятелю Дариусу из группы Archive с просьбой послушать песню и сделать её более убедительной. Результат превзошел все ожидания!»

Текст песни – набор банальностей, и бессмысленно искать в ней какую-то идею, а потому и запомнить это не представляется возможным. Не знаю, запомнила ли сама Земфира, что сочинила, или пела по бумажке?

Само происхождение песни интересное: цитата из Цоя, риф, набор фраз. И для убедительности(!) понадобился «приятель Дариус». Земфиру он убедил. Земфира «окей». А я что-то пока не очень. У меня что-то пока: «…так откуда взялась печаль?».

«дом стоит, свет горит, нефть качают…я окей».

Песня «Пальто». По музыке – это ностальгия по бит-квартету «Секрет». Скажем так – это улыбка альбома. «Закончится дождь, закончится грипп, и все мы умрём…», – говорит нам Земфира, чтобы мы не расслабились. Таблетки-то уже на исходе.

Фото: esquire.ru

Дальше песня «Камон». Вообще-то«Come on» — в переводе с английского «давай!», призыв к действию. Но тут он возникает сразу после того как все ушли. «Разошлись по домам  – камон». «Это мы. Мы везде» – говорит Земфира (слово «поёт» для рока не всегда подходит). «Там хорошо, где нас нет», – хочется продолжить. Но увы. Это не аристократично. Аристократично будет так: «Ни в аду, ни в раю, где-то там».

Понятно, что это такой жанр. Но хотелось бы ещё в таком жанре чуток интеллекта и музыкальности Арбениной, ведь независимо от жанра искусство должно создавать миры, а не жонглировать словами — «рай, ад, жизнь, смерть» вперемешку с совсем уж чепухой:

«Я напишу тебе письмо
В нём будет ровно 20 слов
О том, что я пишу назло
О том, как нам не повезло
Но повезло
…»

И далее: «Жди меня, мы когда-нибудь встретимся, заново»

Встретились.

И вот вопрос: зачем нужно 8 лет, чтобы собрать все штампы всех времён, причём, максимально одноклеточные и не связанные друг с другом – ни мыслью, ни чувством? Обычному человеку для этого достаточно 8 минут. Видимо, 8 лет понадобилось на матчасть – на что-то же нужно всё это намурлыкать, наиграть, записать… И всё равно многовато.

Единственная – и, быть может, случайная находка – это игра звука: абьюз, абьюз, абьюз… Но слышится как «забью, забью» – песня в стиле французской поп-музыки 70-х, только очень бледно выраженной. К тому же, понятно, что – нет, не «забьёт». Энергетика не та.

«чувствую себя не кошерно», «всё скверно», «здравствуй, Остин. Заходи в гости», «забери меня, Остин, спаси меня, Остин, ты бесишь меня, Остин»

Фото: style.rbc.ru

На фоне психоделического музыкального сопровождения, довольно скромного, не цветастого гармонически. Сосредоточенность. Тут слышны потуги походить чем-то на «умную» Арбенину.

Как за умного сойти, если так не «торкает», а таблетки не помогают? Написать как бы от лица еврея. А что, лайфхак!

В плане музыки Земфире нельзя отказать во вкусе.  Никаких излишеств. Серый френч, под ним едва угадывается белый воротничок и манжеты. Пожалуй, это единственное неоспоримое достоинство альбома. Но, боюсь, как фон, слушать это не порекомендуют психиатры – в текстах заложено столько тлена, что можно начать гнить заживо.

«Ты мне врала, любимая мама, ты нанесла мне страшные раны» – поёт 44-летняя Земфира Рамазанова, пожилая уже вроде бы женщина для таких пубертатных выяснений отношений с мамой. Пора уже петь: «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори». О чём-нибудь! Да хоть наври с три короба! В наше время дефицита общения со старшим поколением, с нашей самоизоляцией, с нашим вымиранием старших из-за эпидемии. Но нет. Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета…

Да другого, другого!!. Только об этом в свое далёкое время уже наплакался Борис Гребенщиков!

«Я же только хочу, чтоб ты меня любила», — обращается к маме певица. Простите, Земфира. А кого вы-то любите?

Фото: esquire.ru

На саму Земфиру немного похожа песня «Ты не будешь со мною жить даже в самом счастливом сне». Но одна лишь фраза, наполненная хоть какой-то эмоцией, тут же гаснет – по той же причине, по какой в первой песне болела голова: слишком много людей вокруг. Это старость, Земфира, да.

«Снег идёт, чайки летают, купили собаку…. Мысли остались»

Я бы добавила: остались при самой Земфире. Мыслями она не спешит делиться с поклонниками своего творчества. Ни одной мысли на весь альбом.

Но упрекнуть в этом никого нельзя: ведь альбом так и называется «бордерлайн» – пограничное расстройство личности. Или заграничное. Можно даже услышать некое желание услышать звук, как его слышала Бьёрк, но требовать от расстроенной личности какой-то мысли было бы нелепо.

Если после этого кто-то мне скажет, что этот альбом современный, я, конечно, не плюну тому в лицо (в силу воспитания), но… странно посмотрю.

Если мне кто-то скажет, что это «честный и откровенный» альбом, я спрошу: а какую цену сама Земфира готова заплатить за свою идею, если она там всё же есть? Ведь ценность «откровенности» в позиции, которую ты готов защищать. Что можно отдать за это? «Ключи от старого порше»?

«Забери ключи от старого порше
Давай, кричи громче и горже
Сорвись с моста, отдайся спасателям
И живи»

Жаль, а искренне хотелось что-то понять и открыть для себя в этом альбоме. Земфира говорит, потом пойму. Почему потом? Почему бы не понять сейчас? («Ну, почему?! Ла-ла-ла… Ну, почему?»)

Ты поймешь потом что это было

Мою войну с уёбищным миром
Мою любовь к тебе одинокую
Се ля ви»

Война  с миром, одинокая любовь и – апофеоз пошлости: СЕ ЛЯ ВИ.

В целом, заявленная в первой песне претензия (не претензия даже, а намёк) на адские глубины, себя не оправдала. Перед нами никакой не «сатана», чья власть «дёргается», а состарившаяся девочка-подросток, чьи «таблетки кончаются».

Фото: live24.ru

«Мне захотелось крикнуть», — говорит Земфира в интервью прессе о своём новом альбоме.

А мне вспоминается фраза Черчилля: «Когда нечего сказать, кричите».

Хотя первый закон искусства гласит: если тебе нечего сказать — молчи.

Я бы даже предложила закон наипервейший:

когда хочется кричать – молчите.

…И ещё – хорошо, что Цой не услышит сей «привет».

Наталья Барышева

Заглавное фото: daily.afisha.ru

 437 Всего просмотров



«Бордерлайн», Земфира,

Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе стартовали гастроли Мариинского театра с участием звёзд оперы и балета

С 28 июля по 1 августа в Севастополе проходят выступления артистов Мариинского театра. В оперной части программы звучат арии из произведений российских и зарубежных композиторов. Артисты балетной труппы представляют постановку одного из самых востреб

Вронский на мотоцикле и Каренина с пивом: пользователи соцсетей обсуждают «Анну К»

Американский стриминговый сервис, поставщик фильмов и сериалов Netflix объявил о запуске своего первого российского проекта совместно с отечественной кинокомпанией 1-2-3 Production: в Москве и Санкт -Петербурге стартовали съемки сериала по роману Льв

Вне границ: танцоры из 9 стран выступили на фестивале «Глобальные ценности» в Севастополе

C 23 по 25 июля «Школа Иннопрактики и Русских сезонов» впервые представила фестиваль «Глобальные Ценности» в Крыму. Каждая постановка как спектакль с уникальным сценографическим оформлением и завораживающей хореографической партитурой. Все номера объ

В соавторстве с природой: в Севастополе проходит выставка картин из морской гальки

Камень, ставший лепестком. Песок, ставший воздухом. Трансформация фактур впечатляет. Философия автора выставки «Каменный цветок» — чистое наслаждение природой в кропотливом труде, в любви к форме и цвету. Каждый цветок в исполнении мастера имеет «пор

«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхожде

Новости ForPost

Метки

ДКР музыка выставки театр танца Вадима Елизарова мастер-классы вокал Анна Каренина Сергей Шнуров онлайн-марафон Бесы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Михаил Булгаков Живая классика Музеи онлайн Молодёжь Ольга Панкратова Клим Шипенко творчество Картины Мастер и Маргарита Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Достоевский театр Луначарского Динопарк поэзия коронавирус Крым фильмы Конкурс "Живая классика" Херсонес Севастополь Санкт-Петербург кинорецензия кино Крымский военно-исторический фестиваль Крымская весна дети Дворец культуры рыбаков живопись Григорий Лифанов Балаклава конкурс самоизоляция театр драмы "Психо Дель Арт" Международный день танца искусство кинофестиваль Святой Владимир праздник фестиваль День ВМФ изоляция театр художники пандемия Сергей Безруков группа Ленинград арт-отель "Украина" Севастопольский ТЮЗ Севастопольский офицерский бал Фонд «Живая классика» опера книги Лев Толстой Большой севастопольский офицерский бал Великая Отечественная война благотворительность современное искусство Мариинский театр Золотая балка спектакль Херсонес Таврический Театр им. Кукол спектакли День Победы Театр имени Луначарского Zакрытый покаZ карантин #WineFest открытие сезона шоу балет Эрмитаж Федюхины высоты 75 лет Победы танцы Море выставка Опера в Херсонесе Афиша Севастополя художник СевТЮЗ 9 мая концерт Театральная улица Фёдор Достоевский Музей-заповедник "Херсонес Таврический" СЦКиИ История Психо Дель Арт Александр Петров