Земфире хочется кричать: о новом альбоме рок-звезды

09-03-2021 18:24

В феврале вышел новый альбом Земфиры, которого поклонники её творчества ждали 8 лет.

Альбом называется «Бордерлайн».

Если вы думаете, что альбом начинается со слов «глаз мой дёргается», то вы ошибаетесь. На самом деле это «власть моя дёргается», т.е. власть, по-видимому, лирического героя (героини) песни. Судя по дальнейшему тексту, это есть сам Сатана, и власть его нервничает потому, что «демоны молятся». Как известно, молитва может быть обращена только к Богу, т.к. в обратном случае речь идёт о поклонении, а не о молитве. Задёргаешься тут…

В целом песня незатейлива:

Власть моя дёргается
Таблетки кончаются
Демоны молятся
Нефть качается…

Тут у нас основная смысловая нагрузка, хотя это и припев. Куплет можно свести к одной фразе: «голова болит от лишнего шума».

Фото: flow.ru

Эта новость для нас не нова. Её сообщила, с куда большим задором, лет этак… четверть века назад девушка, ныне воспевающая героизм Донбасса. Ей тогда голову «надуло». В том возрасте, в каком она находилась, это было, в общем, позволительно.  С тех пор у неё настала взрослая жизнь и пришли серьёзные темы.

Но у Земфиры – то ли так и не случилось взросления, то ли она его пережила в наше отсутствие и переросла в новую стадию, но, как бы то ни было, головная боль у неё не от свистящих ветров на больших скоростях, а просто от того, что вокруг слишком шумно.

Музыка… ну, она так и напоминает – нервный тик. Слушателю гвоздём вдалбливается малая терция. Вокал нарочито отсутствует. Это хрип и стон. Причём, пока ещё не совсем понятно – страдает ли лирическая героиня или, наоборот, для неё это нормальный мир, и всё идёт путём: нефть качается, таблетки… а те, правда, кончаются.

Но ладно. Возможно, дальнейшее содержимое альбома прояснит нам, что тут происходит на самом деле.

Первая песня по стилистике напоминает смесь Чичериной и Мумий Тролля.

Песня №2 называется «Ок» – по интонации это Цой.

«Дом стоит, свет горит,  я окей» – поёт Земфира.

Фото: soyuz.ru

И правда – со слов самой певицы, эта песня «мой привет Цою, цитата из моей самой любимой его песни». Она даже рассказала, с чего песня началась: «с риффа на акустике»(«очень люблю акустику и сочинять риффы на ней»).  То есть вовсе не с желания передать привет Цою. Далее Земфира, по её признанию, «написала  приятелю Дариусу из группы Archive с просьбой послушать песню и сделать её более убедительной. Результат превзошел все ожидания!»

Текст песни – набор банальностей, и бессмысленно искать в ней какую-то идею, а потому и запомнить это не представляется возможным. Не знаю, запомнила ли сама Земфира, что сочинила, или пела по бумажке?

Само происхождение песни интересное: цитата из Цоя, риф, набор фраз. И для убедительности(!) понадобился «приятель Дариус». Земфиру он убедил. Земфира «окей». А я что-то пока не очень. У меня что-то пока: «…так откуда взялась печаль?».

«дом стоит, свет горит, нефть качают…я окей».

Песня «Пальто». По музыке – это ностальгия по бит-квартету «Секрет». Скажем так – это улыбка альбома. «Закончится дождь, закончится грипп, и все мы умрём…», – говорит нам Земфира, чтобы мы не расслабились. Таблетки-то уже на исходе.

Фото: esquire.ru

Дальше песня «Камон». Вообще-то«Come on» — в переводе с английского «давай!», призыв к действию. Но тут он возникает сразу после того как все ушли. «Разошлись по домам  – камон». «Это мы. Мы везде» – говорит Земфира (слово «поёт» для рока не всегда подходит). «Там хорошо, где нас нет», – хочется продолжить. Но увы. Это не аристократично. Аристократично будет так: «Ни в аду, ни в раю, где-то там».

Понятно, что это такой жанр. Но хотелось бы ещё в таком жанре чуток интеллекта и музыкальности Арбениной, ведь независимо от жанра искусство должно создавать миры, а не жонглировать словами — «рай, ад, жизнь, смерть» вперемешку с совсем уж чепухой:

«Я напишу тебе письмо
В нём будет ровно 20 слов
О том, что я пишу назло
О том, как нам не повезло
Но повезло
…»

И далее: «Жди меня, мы когда-нибудь встретимся, заново»

Встретились.

И вот вопрос: зачем нужно 8 лет, чтобы собрать все штампы всех времён, причём, максимально одноклеточные и не связанные друг с другом – ни мыслью, ни чувством? Обычному человеку для этого достаточно 8 минут. Видимо, 8 лет понадобилось на матчасть – на что-то же нужно всё это намурлыкать, наиграть, записать… И всё равно многовато.

Единственная – и, быть может, случайная находка – это игра звука: абьюз, абьюз, абьюз… Но слышится как «забью, забью» – песня в стиле французской поп-музыки 70-х, только очень бледно выраженной. К тому же, понятно, что – нет, не «забьёт». Энергетика не та.

«чувствую себя не кошерно», «всё скверно», «здравствуй, Остин. Заходи в гости», «забери меня, Остин, спаси меня, Остин, ты бесишь меня, Остин»

Фото: style.rbc.ru

На фоне психоделического музыкального сопровождения, довольно скромного, не цветастого гармонически. Сосредоточенность. Тут слышны потуги походить чем-то на «умную» Арбенину.

Как за умного сойти, если так не «торкает», а таблетки не помогают? Написать как бы от лица еврея. А что, лайфхак!

В плане музыки Земфире нельзя отказать во вкусе.  Никаких излишеств. Серый френч, под ним едва угадывается белый воротничок и манжеты. Пожалуй, это единственное неоспоримое достоинство альбома. Но, боюсь, как фон, слушать это не порекомендуют психиатры – в текстах заложено столько тлена, что можно начать гнить заживо.

«Ты мне врала, любимая мама, ты нанесла мне страшные раны» – поёт 44-летняя Земфира Рамазанова, пожилая уже вроде бы женщина для таких пубертатных выяснений отношений с мамой. Пора уже петь: «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори». О чём-нибудь! Да хоть наври с три короба! В наше время дефицита общения со старшим поколением, с нашей самоизоляцией, с нашим вымиранием старших из-за эпидемии. Но нет. Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета…

Да другого, другого!!. Только об этом в свое далёкое время уже наплакался Борис Гребенщиков!

«Я же только хочу, чтоб ты меня любила», — обращается к маме певица. Простите, Земфира. А кого вы-то любите?

Фото: esquire.ru

На саму Земфиру немного похожа песня «Ты не будешь со мною жить даже в самом счастливом сне». Но одна лишь фраза, наполненная хоть какой-то эмоцией, тут же гаснет – по той же причине, по какой в первой песне болела голова: слишком много людей вокруг. Это старость, Земфира, да.

«Снег идёт, чайки летают, купили собаку…. Мысли остались»

Я бы добавила: остались при самой Земфире. Мыслями она не спешит делиться с поклонниками своего творчества. Ни одной мысли на весь альбом.

Но упрекнуть в этом никого нельзя: ведь альбом так и называется «бордерлайн» – пограничное расстройство личности. Или заграничное. Можно даже услышать некое желание услышать звук, как его слышала Бьёрк, но требовать от расстроенной личности какой-то мысли было бы нелепо.

Если после этого кто-то мне скажет, что этот альбом современный, я, конечно, не плюну тому в лицо (в силу воспитания), но… странно посмотрю.

Если мне кто-то скажет, что это «честный и откровенный» альбом, я спрошу: а какую цену сама Земфира готова заплатить за свою идею, если она там всё же есть? Ведь ценность «откровенности» в позиции, которую ты готов защищать. Что можно отдать за это? «Ключи от старого порше»?

«Забери ключи от старого порше
Давай, кричи громче и горже
Сорвись с моста, отдайся спасателям
И живи»

Жаль, а искренне хотелось что-то понять и открыть для себя в этом альбоме. Земфира говорит, потом пойму. Почему потом? Почему бы не понять сейчас? («Ну, почему?! Ла-ла-ла… Ну, почему?»)

Ты поймешь потом что это было

Мою войну с уёбищным миром
Мою любовь к тебе одинокую
Се ля ви»

Война  с миром, одинокая любовь и – апофеоз пошлости: СЕ ЛЯ ВИ.

В целом, заявленная в первой песне претензия (не претензия даже, а намёк) на адские глубины, себя не оправдала. Перед нами никакой не «сатана», чья власть «дёргается», а состарившаяся девочка-подросток, чьи «таблетки кончаются».

Фото: live24.ru

«Мне захотелось крикнуть», — говорит Земфира в интервью прессе о своём новом альбоме.

А мне вспоминается фраза Черчилля: «Когда нечего сказать, кричите».

Хотя первый закон искусства гласит: если тебе нечего сказать — молчи.

Я бы даже предложила закон наипервейший:

когда хочется кричать – молчите.

…И ещё – хорошо, что Цой не услышит сей «привет».

Наталья Барышева

Заглавное фото: daily.afisha.ru

 851 Всего просмотров



«Бордерлайн», Земфира,

Поделиться:

Похожие посты

Баста и Лолита выступят на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму

С 15 по 19 августа в Крыму, в бухте Капсель, пройдёт фестиваль «Таврида.АРТ» — одно из ключевых событий Года культурного наследия. Более 300 событий охватят практически все направления творчества, а концертные выступления артистов и резидентов арт-кл

Куда пойти на выходных: День молодёжи и лаборатория музыки «Рояль в кустах»

27 июня в России отмечается День молодёжи. В Севастополе основные мероприятия к этому дню развернутся накануне на площадке «Ивушка» в Артиллерийской бухте. Прозвучат песни отечественных исполнителей в авторской интерпретации севастопольских музыканто

Джаз, латина, опера и балет: окунись в «Природу Искусства» под крымским небом

Команда Севастопольского Бала продолжает новый уникальный проект – Фестиваль «Природа Искусства». Следующей его площадкой станут великолепные лавандовые поля села Тургеневка, где 9-10 июля пройдут классический, джазовый и детский перформансы. Сцена,

Российская художественная галерея представит творчество братьев Верещагиных

В новом выставочном зале Российской государственной художественной галереи с 30 июня по 4 сентября пройдёт выставка «Верещагины. Свет и тени». Впервые в одном выставочном пространстве соединяется творчество трёх Верещагиных: Василия Васильевича, брат

«Без мистической руки Гоголя здесь не обошлось», — Игорь Цветков о феноменальном успехе спектакля «Нос»

Актёр Севастопольского театра юного зрителя Игорь Цветков победил в номинации «Лучшая мужская роль» на IV Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского». Эксперты по достоинству оценили исполнение роли майора Ковалёва в спектакле «Нос».

Новости ForPost

Метки

балет «Оперные вечера в Севастополе» VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Большой севастопольский офицерский бал 75 лет Победы Фёдор Достоевский Ольга Панкратова пандемия Крымский военно-исторический фестиваль Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты День Победы живопись Дворец культуры рыбаков Россия Севастопольский театр оперы и балета Музеи онлайн Крым Динопарк Севастопольский ТЮЗ Молодёжь дети художник Александр Петров кино Сергей Безруков онлайн-марафон Сергей Шнуров Клим Шипенко Григорий Лифанов Таврида-АРТ танцы театр Луначарского театр драмы "Психо Дель Арт" Эрмитаж Севастополь СЦКиИ изоляция Опера в Херсонесе Михаил Булгаков фестиваль коронавирус Музей обороны Севастополя Анна Каренина мастер-классы спектакли СевТЮЗ опера Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Лев Толстой Международный день танца Театр им. Кукол Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Конкурс красоты кинофестиваль Святой Владимир Херсонес выставка карантин Золотая балка арт-отель "Украина" Фонд «Живая классика» Достоевский Море Великая Отечественная война Картины искусство Херсонес Таврический Zакрытый покаZ праздник Психо Дель Арт День ВМФ театр художники Бесы Мариинский театр История фильмы поэзия День России музыка Мастер и Маргарита Театр Лавренёва творчество Балаклава 9 мая Живая классика Афиша Севастополя книги Театр имени Луначарского Андрей Маслов Валерий Либа самоизоляция спектакль Большие гастроли концерт ЦГБ им. Л.Н.Толстого выставки ДКР Санкт-Петербург Театральная улица