Земфире хочется кричать: о новом альбоме рок-звезды
В феврале вышел новый альбом Земфиры, которого поклонники её творчества ждали 8 лет.
Альбом называется «Бордерлайн».
Если вы думаете, что альбом начинается со слов «глаз мой дёргается», то вы ошибаетесь. На самом деле это «власть моя дёргается», т.е. власть, по-видимому, лирического героя (героини) песни. Судя по дальнейшему тексту, это есть сам Сатана, и власть его нервничает потому, что «демоны молятся». Как известно, молитва может быть обращена только к Богу, т.к. в обратном случае речь идёт о поклонении, а не о молитве. Задёргаешься тут…
В целом песня незатейлива:
Власть моя дёргается
Таблетки кончаются
Демоны молятся
Нефть качается…
Тут у нас основная смысловая нагрузка, хотя это и припев. Куплет можно свести к одной фразе: «голова болит от лишнего шума».
Фото: flow.ru
Эта новость для нас не нова. Её сообщила, с куда большим задором, лет этак… четверть века назад девушка, ныне воспевающая героизм Донбасса. Ей тогда голову «надуло». В том возрасте, в каком она находилась, это было, в общем, позволительно. С тех пор у неё настала взрослая жизнь и пришли серьёзные темы.
Но у Земфиры – то ли так и не случилось взросления, то ли она его пережила в наше отсутствие и переросла в новую стадию, но, как бы то ни было, головная боль у неё не от свистящих ветров на больших скоростях, а просто от того, что вокруг слишком шумно.
Музыка… ну, она так и напоминает – нервный тик. Слушателю гвоздём вдалбливается малая терция. Вокал нарочито отсутствует. Это хрип и стон. Причём, пока ещё не совсем понятно – страдает ли лирическая героиня или, наоборот, для неё это нормальный мир, и всё идёт путём: нефть качается, таблетки… а те, правда, кончаются.
Но ладно. Возможно, дальнейшее содержимое альбома прояснит нам, что тут происходит на самом деле.
Первая песня по стилистике напоминает смесь Чичериной и Мумий Тролля.
Песня №2 называется «Ок» – по интонации это Цой.
«Дом стоит, свет горит, я окей» – поёт Земфира.
Фото: soyuz.ru
И правда – со слов самой певицы, эта песня «мой привет Цою, цитата из моей самой любимой его песни». Она даже рассказала, с чего песня началась: «с риффа на акустике»(«очень люблю акустику и сочинять риффы на ней»). То есть вовсе не с желания передать привет Цою. Далее Земфира, по её признанию, «написала приятелю Дариусу из группы Archive с просьбой послушать песню и сделать её более убедительной. Результат превзошел все ожидания!»
Текст песни – набор банальностей, и бессмысленно искать в ней какую-то идею, а потому и запомнить это не представляется возможным. Не знаю, запомнила ли сама Земфира, что сочинила, или пела по бумажке?
Само происхождение песни интересное: цитата из Цоя, риф, набор фраз. И для убедительности(!) понадобился «приятель Дариус». Земфиру он убедил. Земфира «окей». А я что-то пока не очень. У меня что-то пока: «…так откуда взялась печаль?».
«дом стоит, свет горит, нефть качают…я окей».
Песня «Пальто». По музыке – это ностальгия по бит-квартету «Секрет». Скажем так – это улыбка альбома. «Закончится дождь, закончится грипп, и все мы умрём…», – говорит нам Земфира, чтобы мы не расслабились. Таблетки-то уже на исходе.
Фото: esquire.ru
Дальше песня «Камон». Вообще-то«Come on» — в переводе с английского «давай!», призыв к действию. Но тут он возникает сразу после того как все ушли. «Разошлись по домам – камон». «Это мы. Мы везде» – говорит Земфира (слово «поёт» для рока не всегда подходит). «Там хорошо, где нас нет», – хочется продолжить. Но увы. Это не аристократично. Аристократично будет так: «Ни в аду, ни в раю, где-то там».
Понятно, что это такой жанр. Но хотелось бы ещё в таком жанре чуток интеллекта и музыкальности Арбениной, ведь независимо от жанра искусство должно создавать миры, а не жонглировать словами — «рай, ад, жизнь, смерть» вперемешку с совсем уж чепухой:
«Я напишу тебе письмо
В нём будет ровно 20 слов
О том, что я пишу назло
О том, как нам не повезло
Но повезло…»
И далее: «Жди меня, мы когда-нибудь встретимся, заново»
Встретились.
И вот вопрос: зачем нужно 8 лет, чтобы собрать все штампы всех времён, причём, максимально одноклеточные и не связанные друг с другом – ни мыслью, ни чувством? Обычному человеку для этого достаточно 8 минут. Видимо, 8 лет понадобилось на матчасть – на что-то же нужно всё это намурлыкать, наиграть, записать… И всё равно многовато.
Единственная – и, быть может, случайная находка – это игра звука: абьюз, абьюз, абьюз… Но слышится как «забью, забью» – песня в стиле французской поп-музыки 70-х, только очень бледно выраженной. К тому же, понятно, что – нет, не «забьёт». Энергетика не та.
«чувствую себя не кошерно», «всё скверно», «здравствуй, Остин. Заходи в гости», «забери меня, Остин, спаси меня, Остин, ты бесишь меня, Остин»
Фото: style.rbc.ru
На фоне психоделического музыкального сопровождения, довольно скромного, не цветастого гармонически. Сосредоточенность. Тут слышны потуги походить чем-то на «умную» Арбенину.
Как за умного сойти, если так не «торкает», а таблетки не помогают? Написать как бы от лица еврея. А что, лайфхак!
В плане музыки Земфире нельзя отказать во вкусе. Никаких излишеств. Серый френч, под ним едва угадывается белый воротничок и манжеты. Пожалуй, это единственное неоспоримое достоинство альбома. Но, боюсь, как фон, слушать это не порекомендуют психиатры – в текстах заложено столько тлена, что можно начать гнить заживо.
«Ты мне врала, любимая мама, ты нанесла мне страшные раны» – поёт 44-летняя Земфира Рамазанова, пожилая уже вроде бы женщина для таких пубертатных выяснений отношений с мамой. Пора уже петь: «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори». О чём-нибудь! Да хоть наври с три короба! В наше время дефицита общения со старшим поколением, с нашей самоизоляцией, с нашим вымиранием старших из-за эпидемии. Но нет. Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета даже, Я же кто-то другой, другого цвета…
Да другого, другого!!. Только об этом в свое далёкое время уже наплакался Борис Гребенщиков!
«Я же только хочу, чтоб ты меня любила», — обращается к маме певица. Простите, Земфира. А кого вы-то любите?
Фото: esquire.ru
На саму Земфиру немного похожа песня «Ты не будешь со мною жить даже в самом счастливом сне». Но одна лишь фраза, наполненная хоть какой-то эмоцией, тут же гаснет – по той же причине, по какой в первой песне болела голова: слишком много людей вокруг. Это старость, Земфира, да.
«Снег идёт, чайки летают, купили собаку…. Мысли остались»
Я бы добавила: остались при самой Земфире. Мыслями она не спешит делиться с поклонниками своего творчества. Ни одной мысли на весь альбом.
Но упрекнуть в этом никого нельзя: ведь альбом так и называется «бордерлайн» – пограничное расстройство личности. Или заграничное. Можно даже услышать некое желание услышать звук, как его слышала Бьёрк, но требовать от расстроенной личности какой-то мысли было бы нелепо.
Если после этого кто-то мне скажет, что этот альбом современный, я, конечно, не плюну тому в лицо (в силу воспитания), но… странно посмотрю.
Если мне кто-то скажет, что это «честный и откровенный» альбом, я спрошу: а какую цену сама Земфира готова заплатить за свою идею, если она там всё же есть? Ведь ценность «откровенности» в позиции, которую ты готов защищать. Что можно отдать за это? «Ключи от старого порше»?
«Забери ключи от старого порше
Давай, кричи громче и горже
Сорвись с моста, отдайся спасателям
И живи»
Жаль, а искренне хотелось что-то понять и открыть для себя в этом альбоме. Земфира говорит, потом пойму. Почему потом? Почему бы не понять сейчас? («Ну, почему?! Ла-ла-ла… Ну, почему?»)
Ты поймешь потом что это было
Мою войну с уёбищным миром
Мою любовь к тебе одинокую
Се ля ви»
Война с миром, одинокая любовь и – апофеоз пошлости: СЕ ЛЯ ВИ.
В целом, заявленная в первой песне претензия (не претензия даже, а намёк) на адские глубины, себя не оправдала. Перед нами никакой не «сатана», чья власть «дёргается», а состарившаяся девочка-подросток, чьи «таблетки кончаются».
Фото: live24.ru
«Мне захотелось крикнуть», — говорит Земфира в интервью прессе о своём новом альбоме.
А мне вспоминается фраза Черчилля: «Когда нечего сказать, кричите».
Хотя первый закон искусства гласит: если тебе нечего сказать — молчи.
Я бы даже предложила закон наипервейший:
когда хочется кричать – молчите.
…И ещё – хорошо, что Цой не услышит сей «привет».
Наталья Барышева
Заглавное фото: daily.afisha.ru