«Zакрытый покаZ» подвёл итоги: триумф «Прометея» и выстраданный «Дневник»

1 июля на сцене Культурно-информационного центра состоялось подведение итогов XI фестиваля малых театральных форм «Zакрытый покаZ». В течение пяти вечеров профессиональные и аматорские театры представляли свои лучшие работы. Фестиваль стремился показать насколько многогранным может быть современный театральный язык. Кто овладел им в совершенстве? Жюри вынесло своё решение. Где-то оно было объективным, а где-то объективность и рядом не стояла…
Спектакль Севастопольского театра танца «Имя ей Roza» победил в номинации «Лучшая женская роль» (Евгения Гордиенко), а «Приз зрительских симпатий» достался Театру им. Кукол за постановку «Белый великан». «Прорывом года» по мнению жюри стала музыкально-танцевальная история учебно-театрального центра школы № 14 «Страна между светом и тьмой». Юные артисты впервые принимали участие в таком «взрослом» фестивале и организаторы отметили этот удачный старт, присудив коллективу ещё одну номинацию — «Начало».
Абсолютным триумфатором «Zакрытого покаZа» стал спектакль Севастопольского театра юного зрителя «Прометей Прикованный». Постановка выйграла сразу в трёх номинациях: «Лучшая мужская роль» (Данил Высоцкий), «Лучшая сценография» (Татьяна Карасёва) и «Лучшая режиссура» (Ольга Ясинская), а также получила Гран-при. Такая победа вполне объяснима, так как режиссёрское, сценическое и актёрское наполнение спектакля полностью соответствуют девизу фестиваля — «Нужны новые формы!».
Номинацию «Лучшая режиссура» жюри разделило между двумя участниками. Также была отмечена режиссёрская работа организатора фестиваля Андрея Маслова в спектакле «Дневник её мужа». Главную роль в этой постановке сыграла ведущая актриса театра «Психо Дель Арт» Оксана Тяганян. К огромному сожалению и удивлению автора материала, судейская коллегия никак не отметила работу Оксаны. В качестве утешительного приза Андрей Маслов вручил ей диплом в номинации «Народная ПсихоДельАртистка».
Если говорить по совести, актёрская работа Оксаны Тяганян была самой мощной на этом фестивале (автор статьи видел все спектакли XI Zакрытого покаZа). «Лучшая женская роль» — по праву её награда. Да, она не профессиональная актриса, но эмоции и чувства, которые Оксана вкладывала в свою жизнь на сцене, были просто запредельными. Почти полтора часа томить боль своей героини, пронести её через три этапа жизни, ни разу не сфальшивить и выдать вулканическим взрывом в финале — это дорогого стоит. И хотелось бы отметить, что если бы не потрясающая игра Оксаны, то о «Лучшей режиссуре» здесь вообще бы не пришлось говорить. Оксана Тяганян на своих хрупких плечах вытянула этот невероятно сложный спектакль.
Евгения Гордиенко — это сочетание невероятного таланта и запредельного профессионализма. Однако как можно сравнивать танец и актёрскую игру? В хореографии несомненно есть артистическая основа, но существование в танце и сценическое проживание театрального образа — это, пусть не абсолютно, но, всё-таки, разные уровни погружения. У автора статьи вопрос — думало ли над этим наше уважаемое жюри, когда решало судьбу номинации «Лучшая женская роль»? Дать утешительный приз актрисе, которая перед зрителями вывернулась наизнанку — как это называется? Школьный коллектив совершил «прорыв года», а девушка, которая девять месяцев назад впервые вышла на сцену и сегодня порвала её в клочья — это не «прорыв года»? Объективность судейства в этом году вызывает очень большие вопросы. Получим ли мы на них ответы? Нет, конечно, ведь показ-то «Zакрытый».
P.S. Автор статьи выразил своё личное мнение, которое никак не претендует на истину в последней инстанции. Насколько было объективным жюри «Zакрытого покаZа» в этом году, пусть севастопольцы решат сами. 4 июля в «Дневнике её мужа» Оксана Тяганян вновь накалит сцену КИЦ до предела. Это нельзя пропустить.
Арсений Веденин
Фото Ольги Бурцевой