«Зайчик»: успех и скандалы российской визуальной новеллы

Инди-хоррор «Зайчик» (или Tiny Bunny) сейчас на пике популярности. Игра о мальчике Антоне из российской глубинки вошла в топ-50 самых продаваемых на сервисе Steam за неделю. Рассказываем, что вдохновило разработчиков на мрачную сказку об ужасах дремучего таёжного леса конца 90-ых, почему игроки полюбили «Зайчика» и в какой скандал недавно попала игра.
Обложка: Saikono
*В таёжной чаще вас ждёт много спойлеров по сюжету «Зайчика». Читайте на свой страх и риск*
«Тому, кто услышал голос леса, уже не поможет ничего»
«Зайчик» — нелинейная визуальная новелла от российских разработчиков Saikono Joker и Евгения Сокарева. Они начали работать над игрой в 2016 году, но первые два эпизода увидели свет только в 2021-ом. Сейчас в «Зайчике» доступно четыре эпизода, а релиз пятого — финального — авторы обещают в этом году.
В основу сюжета хоррора лёг одноимённый рассказ Дмитрия Мордаса. Автор написал его в 2014-ом для конкурса хоррор-историй «Чёртова дюжина» в интернет-журнале DARKER. «Зайчик» стал победителем того года, и в 2015-ом его напечатали в одном из выпусков журнала. Позднее рассказ озвучили в сборнике аудиокниг «Тёмные аллеи: Тёмные звёзды 2.0». Там его впервые услышал разработчик Saikono Joker.
Дмитрий Мордас познакомился с жанром хоррор ещё будучи подростком. В 12 лет он впервые прочитал «главный кошмар своего детства» — «Оно» Стивена Кинга. История сильно повлияла на Мордаса и определила его дальнейший писательский интерес. С 16 до 27 лет автор писал исключительно «в стол», но в 2014 году решил поделиться первым законченным рассказом — «На холме». Он набрал больше всего голосов в таргет-группе и попал в антологию «Самая страшная книга 2015». В этом же году Дмитрий выиграл с «Зайчиком» в «Чёртовой дюжине» и опубликовал свой рассказ «Напугать может любая мелочь» в антологии «Тёмная сторона Сети».
Разбираем 1 серию хоррор-аниме «Спираль» по манге Дзюндзи Ито
Фото: Saikono
Когда разработчики начинали создавать игру по «Зайчику», Дмитрий Мордас консультировал их и помогал работать над сценарием. Но позднее ушёл из студии из-за плотного графика и больше не работал над новеллой. С того момента игра зажила своей жизнью и стала более самостоятельным произведением. Однако Дмитрий продолжает следить за событиями в новелле и доволен тем, в какую сторону разработчики двигают сюжет.
Чем игра отличается от рассказа
И хотя игра во многом опирается на события рассказа «Зайчик», между ними есть несколько важных сюжетных различий. Авторы новеллы стремятся создать гнетущую атмосферу не только за счёт чёрно-белых тонов в полуреалистичном стиле. Разработчики то и дело добавляют новые ужасающие детали, включают в историю больше странных героев и предлагают жуткие варианты развития событий.
Фото: Saikono
В первоисточнике родители главного героя Антона и Оли в хороших отношениях и не собираются разводиться. В новелле их брак трещит по швам. Из-за Бориса семья вынуждена переехать в посёлок, чтобы спрятаться от недоброжелателей. По-другому в игре описывают и маму Антона — Карину. В рассказе она и Антон не страдают психическими расстройствами. В новелле Антон часто видит галлюцинации. А его мама впадает в жуткие приступы эпилепсии при виде чьей-либо смерти.
Важное различие между рассказом и игрой — в первоисточнике Антон не видит репортаж, который проливает свет на всё, что происходит в лесу. В первой главе новеллы Антон настраивает телевизор, чтобы посмотреть Питера Пэна вместе с Олей и случайно натыкается на жуткий репортаж о пропавшей девочке. Диктор рассказывает, что Сеню Талалаеву украл Хозяин леса.
Далее местная жительница баба Тамара комментирует случившееся и даёт показания по загадочному существу. После диктор говорит, что чудовище назвали так неспроста: ему подчиняются все звери и птицы. В репортаже зрителей предупреждают об опасности и предвестниках появления Хозяина леса: «истоптанные звериными следами пороги», «вой вдалеке», «глаза в окне при пробуждении».
Фото: Saikono
В рассказе Катя Смирнова учится в третьем классе и никак не связана с главным героем. Она пропадает следом после Вовы. В новелле Катя — староста класса Антона и дочь их классной руководительницы Лилии Павловны. Когда Антон приходит в новую школу, девочка постоянно сплетничает о нём с подругами, подшучивает и натравливает местного хулигана Семёна Бабурина. По сюжету игры, она пропадает через несколько дней после исчезновения Семёна.
The Outlast Trials: страшно, очень страшно
От первоисточника отличается и иерархия животных-антагонистов. В рассказе звери существуют сами по себе и никому не подчиняются. Они собираются в лесу каждую зиму, чтобы угощать друг друга мясом похищенных детей. В игре животные собираются внутри жуткого Чёрного гаража, где пируют мясом убитых детей. Ими, словно марионетками, управляет козлоподобный Хозяин леса. Предположительно, во вселенной новеллы, звери появляются в лесу раз в 30 лет.
Фото: Saikono
За что игроки полюбили новеллу
На Steam 96% пользователей высоко оценили новеллу. Помимо лихо закрученного хоррор-сюжета, игроки любят «Зайчика» за ностальгический постсоветский сеттинг. События разворачиваются в конце 90-ых и всё, вплоть до мельчайших деталей, напоминает пользователям об этом времени: жвачки Turbo, журнал комиксов «Муха», надписи «Цой жив!» на стенах школы. Для тех, кто не застал ту эпоху или плохо её помнит, разработчики сделали историческую справку к каждому упоминаемому предмету или событию.
Некоторым игрокам «Зайчик» навевает воспоминания о собственной юности: первая влюблённость, походы в школу зимой по хрустящему снегу, стычки с местными задирами, невкусная каша по утрам. Пользователи чувствуют душевный подход разработчиков к работе и проникаются к проекту большей симпатией. Сам Saikono признаётся:
«В игре очень много личного — хороший сценарист удачно перекидывает это в игру. Я рассказываю ему ситуации, как с рыбой в третьем эпизоде, а он её докручивает до нужного градуса и получается классно. Или, например, сцена со свиданием и смешной репетицией. Это тоже мой личный опыт, в детстве было нечто подобное. Мы добавили в эти воспоминания шутки и колорит персонажей — в итоге получилось классно. Мы дети девяностых, и хорошо знаем сеттинг. Хотя иногда нас за это ругают. Говорят, что мы эксплуатируем те времена… Но игра же про девяностые, и состоит она не из отсылок, а из духа эпохи».
Фото: Saikono
С большим успехом приходят судебные разбирательства
Вместе с успехом на «Зайчика» обрушились и новые конфликты. В конце февраля один из композиторов игры — Дмитрий Петякин стал угрожать страйками летсплеерам на YouTube. Например, под удар попали каналы Kuplinov Play и Windy31. Обзор «Зайчика» на канале Дмитрия Куплинова собрал 15 миллионов просмотров и отчасти поспособствовал превращению инди-игры в феномен. В итоге Дмитрию пришлось удались все видео, связанные с игрой.
Пользователи заметили загадочное исчезновение обзоров, поэтому Куплинов прокомментировал ситуацию в своём Telegram-канале: «Композитор, у которого автор игры купил музыку, внезапно, спустя много лет, захотел больше денег, начал шантажировать автора игры, получил отказ и накидал страйков на «Ютубе», в том числе и мне. Я связался с ним по почте и в ответ также получил свою дозу шантажа».
В ответном письме Петякин требовал от Куплинова совместный стрим, доход с которого они поделят пополам. В противном случае он продолжит забрасывать канал страйками. Чтобы не рисковать остальным контентом и аудиторией, блогер удалил прохождение всех эпизодов «Зайчика» на время судебных разбирательств. Поскольку система защиты авторских прав на YouTube автоматически блокирует канал пользователя после трёх страйков.
Скриншот: Kuplinov Play / Telegram
Дмитрий Петякин был в команде разработчиков первых эпизодов «Зайчика», после чего получил гонорар и покинул проект. Спустя несколько лет с момента выхода игры, бывший композитор заявил, что его не устраивают прежние условия и потребовал от студии 13 миллионов рублей за использование своей музыки.
Разработчики отказали Петякину, поскольку ранее он подписал договор о бессрочном владении правами на саундтреки. Тогда после этого Петякин стал саботировать выход финального эпизода. Он угрожал блогерам и команде создателей игры, поэтому авторы «Зайчика» полностью заменили его музыку. Разработчики прокомментировали ситуацию:
«Музыка от данного «композитора» полностью убрана из игры и заменена на новую. Мы передали права на эту музыку международному лейблу CEPHALON и теперь они являются фактическим правообладателями. <…> Петякин в данный момент, по нашему мнению, занимается незаконной деятельностью, претендуя на музыку, на которую он не имеет никакого права потому, что её продал более 6 лет назад».
Фото: Saikono
Игроки надеются, что конфликт не затормозит процесс работы над финальным эпизодом. А больше навредит самому Петякину, который уже несёт репутационные потери в игровом сообществе.
А что вы думаете о конфликте бывшего композитора и разработчиков игры? Нравится ли вам визуальная новелла «Зайчик»? Оставить комментарий можно в нашем Дзене.
Анастасия Скалдина-Котлярова
Поделиться:
Похожие посты
«Зайчик»: успех и скандалы российской визуальной новеллы
«Хороший кофе, отличный кофе»: чем хорош симулятор кофейни
«Оскар 2025»: кто победил и как прошла церемония
Обложка: Rob Latour / Shutterstock
Подробнее
Лиса — «Alter Ego»: многогранность или хаотичность?
Обложка: Llou
«Кончится лето»: криминальная драма из Якутии
Новости ForPost
- Для Севастополя одобрен проект ещё одного крематория
- Обокравшего церковь в Севастополе ждёт справедливый суд
- Какие люди будут населять Севастополь в 2046 году и кем работать? – ForPost «Реактор»
- Возобновление авиасообщения с Сухумом открывает новые горизонты для жителей Севастополя
- Над незаконными гостевыми домами Севастополя нависла угроза
- Севастопольские учёные предупредили о «ядовитом снеге» в Крыму
- Херсонес Таврический вступил в битву с мусорным наследием прошлого
- Садовое товарищество в Севастополе столкнулось с проблемой из 80 коз
- Чувствуют ли севастопольцы себя безопасно на улицах города? – опрос ForPost
- Студент из Севастополя поплатился за увлечение нацистской символикой