За мной, зритель! Григорий Лифанов рассказал историю Мастера и Маргариты

30-06-2018 23:45

29 июня 2018 года. Летний зной постепенно сходил на нет, а южный город замирал в предвкушении истории, которую однажды подарил миру великий классик. Один талантливый режиссёр решил вдохнуть в неё жизнь и наполнить своим мироощущением. Зрители в приятном предвкушении толпились у главного входа в театр Луначарского, а некоторые с надеждой в глазах спрашивали лишний билетик на премьеру. Это ли не показатель уровня доверия к театру и самому режиссёру – Григорию Лифанову? Его решение поставить на сцене роман «Мастер и Маргарита» — это уже подвиг, который неоднократно срывал мои внутренние аплодисменты. Но самые главные овации на поклоне подарила благодарная публика. Очередная схватка с судьбой состоялась, и Григорий Алексеевич одержал в ней блестящую, безоговорочную победу.

Погружение в этот спектакль – это ни что иное, как уход от серой повседневности и прыжок с высоты в мир вечных вопросов. Каждая глава булгаковской истории была переведена на сценический язык с чувством такта и глубокого уважения к первоисточнику, при этом режиссёру удалось искусно уйти от извечных штампов театральных постановок «Мастера и Маргариты». На сцене ни разу мелькнули «отвратительные, тревожные жёлтые цветы», а первые строки романа Мастера – «В белом плаще, с кровавым подбоем…» — так и остались на бумаге, не пронзив пространство Патриарших прудов. Григорий Лифанов до того ювелирно разместил свои акценты и находки на полотне спектакля, что буквально ощущаешь дыхание оживающего романа. А с ним дышал и сам автор, ведя нас в глубь мистической Москвы 30-х годов.

Как и сама непредсказуемая жизнь героев, действо стремительно летит вперёд, то и дело призывая: «За мной, зритель!». Неизменный баланс смеха и слёз способствует тому, что вначале ты оказываешься в круговороте комических образов. Ну а спустя время, наблюдаешь, как в клубах сценического дыма главные герои идут на ощупь к своей философии бытия и раскрывают её в полной мере. Пока обаятельная свита Мессира издевается над москвичами, Воланд предстаёт как образ многоликого зла, мужская и женская энергетика которого правят балом. На этом балу Маргарита — воплощение отчаянной и жертвенной любви, перед чьим безумством не устояла даже вечность.

Самоотдача и профессионализм артистов, вжившихся в персонажей романа, в этот раз, по-моему, достигли своего апогея. Булгаковская Москва, попавшая под власть Сатаны, бурлила самыми разными красками и эмоциями. Искрящийся бунтарь Иван Бездомный (Пётр Котров), теряющий связь с реальностью Никанор Иванович (Андрей Бронников), не менее потерянный Поплавский (Анатолий Бобер) – эти и другие жертвы свиты Воланда уверенно поставили всё действо на рельсы и задали ему нужную скорость.

Отдельно хотелось бы сказать о самой свите Мессира. Сюжетная линия этой компании выстроена на таких ярких контрастах, что её появление на сцене превращается в отдельный спектакль. Были показаны все грани зла: демонический магнетизм Азазелло (Евгений Чернорай) и сволочное обаяние Кота Бегемота (Александр Порываев), многозначительное молчание Геллы (Светлана Глинка) и неугомонный внутренний оркестр Коровьева (Евгений Овсянников). Все актёры сработали очень профессионально, но, на мой взгляд, лидером этой команды был Евгений Овсянников. Его Коровьев – это гениальная режиссёрская работа и виртуозная актёрская игра. Устоять перед этим тотальным обаянием едва ли возможно. От образа к образу Евгений набирал актёрскую мощь и в этот раз взрывной волной окатило весь зал. Браво!

Очень яркая режиссёрская находка – три ипостаси Воланда. Сыграв одну из них, Людмила Шестакова убедительно показала, что женское начало Сатаны может быть именно таким – ледяные интонации, каменный взгляд и власть над миром в каждом повороте головы.

Маргарита в исполнении Елены Василевич – не менее заметный успех спектакля. Оглушённая молнией и поражённая «финским ножом», она томила своё горе до последнего и извергла его вулканом на извлечённого Мастера. Разъедающая боль и накрывающее безумие превратили Маргариту в ведьму, но не убили в ней женщину, способную любить и гореть вместе со своим избранником. Мастер Ильи Спинова разделил с ней этот огонь и пришёл к своему выстраданному финалу – тишине и вечному дому. Дуэт Спинова и Василевич гармоничен и тонко выстроен, актёры словно идут по натянутому канату, ни разу не заваливаясь в романтично-слезливую пошлость.

Сценическое решение спектакля – это размеренный и невероятно красивый полёт через вечность. Булгаковские персонажи осваивают всё пространство сцены, которая в какой-то момент теряет свои границы, и ты уже вместе с героями следуешь к пункту назначения. Что-то ждёт тебя во тьме Патриарших прудов, что-то скрывается за воротами древнего города, и даже бескрайнее звёздное небо, по которому летит Маргарита, хранит свои вековые тайны. Помимо того, что этот спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать гениальным в плане постановки, актёрской игры и музыкального оформления, это ещё и потрясающая работа художника-постановщика (Наталья Лось), художника по костюмам (Ника Брагина), художника по свету (Дмитрий Жарков) и режиссёра по пластике и танцу (Ольга Зотова). Их совместный труд дал зрителю возможность лицезреть волшебство, иронию и истину гениального произведения Булгакова.

Спектакль Григория Лифанова созвучен каждой ищущей душе. Более того, он созвучен нашему времени. Иначе и быть не может, когда берёшься за постановку такого романа. Режиссёр уверенно ведёт нас сквозь сумасшедшую и заколдованную Москву в маленький домик на Арбатском переулке, а оттуда – в вечный приют булгковских героев. Там можно услышать это давно искомое беззвучие – то, чего лишена повседневная жизнь. Когда-нибудь все бури улягутся, и мы обязательно обретём свою тишину. Пока её обрели Мастер и Маргарита. Раз, и навсегда. Ну а сегодня, браво Мастеру — Григорию Лифанову! С премьерой, театр Луначарского!

Арсений Веденин
Фото Власты Пидпалой, Ольги Мальцевой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Кумир»: эротика с эффектом снотворного

После не слишком тёплого приёма в Каннах сериал «Кумир» наконец стартовал. Уже доступна первая серия, где мы можем поближе познакомиться с новым козырем HBO. Действительно ли

«Переводчик»: Гай Ричи идёт на риск

Гай Ричи решил не мучать нас ожиданием и вернулся на большие экраны с боевиком «Переводчик». Для него военная драма — жанр непривычный, и потому шанс потерпеть неудачу был высок. Справился ли знаменитый режиссёр — узнаете в нашей рецензии. Казалос

Зачем постаревшие Big Time Rush выпустили новый альбом?

Тренд на возрождение всего старого и забытого продолжает преследовать нашу культуру. В кино идёт «Русалочка», на Netflix крутят спецэпизод Подробнее

Новые «Маша и Медведь» в кино: свадебный переполох

В День защиты детей кинокомпания «Вольга» решила порадовать юных зрителей выходом нового «полнометражного» мультфильма. Второй крупный проект франшизы будет в прокате с 1 по 21 июня. «ForPost-Афиша» уже побывала на премьере «Маша и Медведь в кино: Ск

Ни рыба, ни мясо: «Русалочка» от Дисней

Череда ремейков Диснеевской классики неумолимым паровозом мчит вперёд, по пути сбивая всё, что было нам дорого. В этот раз на рельсах оказалась история русалки Ариэль, сюжет о светлой всепобеждающей любви. Создатели решили немного «очернить» картину,

Новости ForPost

Метки

Картины Лев Толстой Музей-заповедник "Херсонес Таврический" мультфильмы Фестиваль «Таврида — АРТ» Театр им. Кукол Херсонес Сергей Безруков спектакли игры 2023 рецензия Музеи онлайн поэзия Балаклава Херсонес Таврический СевТЮЗ Федюхины высоты ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр Лавренёва Конкурс красоты Клим Шипенко театр Луначарского Севастопольский театр оперы и балета дети 9 мая 75 лет Победы праздник фильмы Netflix Конкурс "Живая классика" Григорий Лифанов хоррор коронавирус СЦКиИ книги Психо Дель Арт История День ВМФ арт-отель "Украина" кинофестиваль Святой Владимир День Победы кино концерт Михаил Булгаков Мариинский театр Музей обороны Севастополя Крымский военно-исторический фестиваль балет Афиша Севастополя Ольга Панкратова Фонд «Живая классика» мастер-классы Виталий Либа спектакль «Оперные вечера в Севастополе» Театр имени Луначарского сериалы 2023 выставка Мастер и Маргарита Андрей Маслов опера изоляция Новый год художники ДКР искусство художник куда сходить Аниме Динопарк Валерий Либа карантин Бесы Фёдор Достоевский Золотая балка фестиваль «Природа Искусства» фильмы 2023 Дворец культуры рыбаков театр драмы "Психо Дель Арт" Театральная улица музыка Достоевский Мода Большой севастопольский офицерский бал выставки фестиваль Анна Каренина Севастопольский ТЮЗ живопись Севастополь Море Крым Молодёжь Сергей Шнуров Санкт-Петербург Эрмитаж творчество Россия театр Опера в Херсонесе