За мной, зритель! Григорий Лифанов рассказал историю Мастера и Маргариты

30-06-2018 23:45

29 июня 2018 года. Летний зной постепенно сходил на нет, а южный город замирал в предвкушении истории, которую однажды подарил миру великий классик. Один талантливый режиссёр решил вдохнуть в неё жизнь и наполнить своим мироощущением. Зрители в приятном предвкушении толпились у главного входа в театр Луначарского, а некоторые с надеждой в глазах спрашивали лишний билетик на премьеру. Это ли не показатель уровня доверия к театру и самому режиссёру – Григорию Лифанову? Его решение поставить на сцене роман «Мастер и Маргарита» — это уже подвиг, который неоднократно срывал мои внутренние аплодисменты. Но самые главные овации на поклоне подарила благодарная публика. Очередная схватка с судьбой состоялась, и Григорий Алексеевич одержал в ней блестящую, безоговорочную победу.

Погружение в этот спектакль – это ни что иное, как уход от серой повседневности и прыжок с высоты в мир вечных вопросов. Каждая глава булгаковской истории была переведена на сценический язык с чувством такта и глубокого уважения к первоисточнику, при этом режиссёру удалось искусно уйти от извечных штампов театральных постановок «Мастера и Маргариты». На сцене ни разу мелькнули «отвратительные, тревожные жёлтые цветы», а первые строки романа Мастера – «В белом плаще, с кровавым подбоем…» — так и остались на бумаге, не пронзив пространство Патриарших прудов. Григорий Лифанов до того ювелирно разместил свои акценты и находки на полотне спектакля, что буквально ощущаешь дыхание оживающего романа. А с ним дышал и сам автор, ведя нас в глубь мистической Москвы 30-х годов.

Как и сама непредсказуемая жизнь героев, действо стремительно летит вперёд, то и дело призывая: «За мной, зритель!». Неизменный баланс смеха и слёз способствует тому, что вначале ты оказываешься в круговороте комических образов. Ну а спустя время, наблюдаешь, как в клубах сценического дыма главные герои идут на ощупь к своей философии бытия и раскрывают её в полной мере. Пока обаятельная свита Мессира издевается над москвичами, Воланд предстаёт как образ многоликого зла, мужская и женская энергетика которого правят балом. На этом балу Маргарита — воплощение отчаянной и жертвенной любви, перед чьим безумством не устояла даже вечность.

Самоотдача и профессионализм артистов, вжившихся в персонажей романа, в этот раз, по-моему, достигли своего апогея. Булгаковская Москва, попавшая под власть Сатаны, бурлила самыми разными красками и эмоциями. Искрящийся бунтарь Иван Бездомный (Пётр Котров), теряющий связь с реальностью Никанор Иванович (Андрей Бронников), не менее потерянный Поплавский (Анатолий Бобер) – эти и другие жертвы свиты Воланда уверенно поставили всё действо на рельсы и задали ему нужную скорость.

Отдельно хотелось бы сказать о самой свите Мессира. Сюжетная линия этой компании выстроена на таких ярких контрастах, что её появление на сцене превращается в отдельный спектакль. Были показаны все грани зла: демонический магнетизм Азазелло (Евгений Чернорай) и сволочное обаяние Кота Бегемота (Александр Порываев), многозначительное молчание Геллы (Светлана Глинка) и неугомонный внутренний оркестр Коровьева (Евгений Овсянников). Все актёры сработали очень профессионально, но, на мой взгляд, лидером этой команды был Евгений Овсянников. Его Коровьев – это гениальная режиссёрская работа и виртуозная актёрская игра. Устоять перед этим тотальным обаянием едва ли возможно. От образа к образу Евгений набирал актёрскую мощь и в этот раз взрывной волной окатило весь зал. Браво!

Очень яркая режиссёрская находка – три ипостаси Воланда. Сыграв одну из них, Людмила Шестакова убедительно показала, что женское начало Сатаны может быть именно таким – ледяные интонации, каменный взгляд и власть над миром в каждом повороте головы.

Маргарита в исполнении Елены Василевич – не менее заметный успех спектакля. Оглушённая молнией и поражённая «финским ножом», она томила своё горе до последнего и извергла его вулканом на извлечённого Мастера. Разъедающая боль и накрывающее безумие превратили Маргариту в ведьму, но не убили в ней женщину, способную любить и гореть вместе со своим избранником. Мастер Ильи Спинова разделил с ней этот огонь и пришёл к своему выстраданному финалу – тишине и вечному дому. Дуэт Спинова и Василевич гармоничен и тонко выстроен, актёры словно идут по натянутому канату, ни разу не заваливаясь в романтично-слезливую пошлость.

Сценическое решение спектакля – это размеренный и невероятно красивый полёт через вечность. Булгаковские персонажи осваивают всё пространство сцены, которая в какой-то момент теряет свои границы, и ты уже вместе с героями следуешь к пункту назначения. Что-то ждёт тебя во тьме Патриарших прудов, что-то скрывается за воротами древнего города, и даже бескрайнее звёздное небо, по которому летит Маргарита, хранит свои вековые тайны. Помимо того, что этот спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать гениальным в плане постановки, актёрской игры и музыкального оформления, это ещё и потрясающая работа художника-постановщика (Наталья Лось), художника по костюмам (Ника Брагина), художника по свету (Дмитрий Жарков) и режиссёра по пластике и танцу (Ольга Зотова). Их совместный труд дал зрителю возможность лицезреть волшебство, иронию и истину гениального произведения Булгакова.

Спектакль Григория Лифанова созвучен каждой ищущей душе. Более того, он созвучен нашему времени. Иначе и быть не может, когда берёшься за постановку такого романа. Режиссёр уверенно ведёт нас сквозь сумасшедшую и заколдованную Москву в маленький домик на Арбатском переулке, а оттуда – в вечный приют булгковских героев. Там можно услышать это давно искомое беззвучие – то, чего лишена повседневная жизнь. Когда-нибудь все бури улягутся, и мы обязательно обретём свою тишину. Пока её обрели Мастер и Маргарита. Раз, и навсегда. Ну а сегодня, браво Мастеру — Григорию Лифанову! С премьерой, театр Луначарского!

Арсений Веденин
Фото Власты Пидпалой, Ольги Мальцевой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Чимин представил новый альбом «MUSE»

Звезда к-поп индустрии и по совместительству участник BTS Чимин порадовал поклонников новым альбомом. «MUSE» стала второй сольной пластинкой в карьере артиста. Рассказываем, чем вас может заинтересовать этот летний релиз.
Подробнее

Слим Шейди умер. А вместе с ним и Эминем


Эминем выпустил альбом The Death of Slim Shady (Coup de Grâce), в котором хоронит своё главное альтер-эго — дерзкого Слим Шейди. В новых треках рэпер поднимает, кажется, все скандальные темы и исповедуется о своей борьбе с наркозависимостью

Лана Дель Рей выпустила новый сингл с рэпером Quavo

В песне TOUGH Лана Дель Рей объединяет свой меланхоличный стиль с кантри и рэпом. Композиция предположительно войдёт в новый кантри-альбом певицы Lasso. Насколько хорошо Лана звучит в новом жанре, расскажем в этой статье.

«Виды доброты»: вы ничего не поймёте

Йоргос Лантисмос решил не останавливаться на достигнутом. Спустя полгода после премьеры «Бедных-несчастных» режиссёр представил новую картину – «Виды доброты». О чём рассказывает этот фильм-триптих, выясняла ForPost-Афиша.
Обложка: Film4, Elemen

Кто ходит в гости по ночам: «Винни Пух: Кровь и мед 2»

В российский кинопрокат вышло продолжение нашумевшего треш-хоррора про Винни-Пуха и Пятачка. После ошеломительного «успеха» авторы заявили о далеко идущих планах: сиквел обещал быть «ещё более безумным» и «более экстремальным». Получилось ли у Пуха «

Новости ForPost

Метки

Театр имени Луначарского Севастопольский ТЮЗ Мода Новый год Психо Дель Арт Dior фильмы 2024 Золотая балка музыка 2023 Сергей Безруков Андрей Маслов Федюхины высоты аниме 2024 Российские сериалы Севастополь фестиваль опера Санкт-Петербург Динопарк Виталий Либа Театр Лавренёва фильмы 2023 Аниме Севастопольский театр оперы и балета День ВМФ «Оперные вечера в Севастополе» спектакль концерт Афиша Севастополя Конкурс "Живая классика" СЦКиИ Netflix мода и стиль Музей обороны Севастополя Театр им. Кукол Модный показ Balenciaga куда сходить Александр Петров арт-отель "Украина" фестиваль «Природа Искусства» игры 2024 мастер-классы Конкурс красоты Херсонес Таврический выставки ЦГБ им. Л.Н.Толстого День Победы мультфильмы 2024 афиша Севастополь мультфильмы 2023 9 мая праздник Большой севастопольский офицерский бал кино "Кинопоиск" Louis Vuitton Молодёжь K-pop сериалы 2023 балет Музей-заповедник "Херсонес Таврический" коронавирус фильмы Крым музыка 2024 Клим Шипенко выставка изоляция мультфильмы театр Луначарского карантин Театральная улица живопись ДКР художники сериалы 2024 Анна Каренина российские фильмы хоррор Неделя моды игры 2023 Херсонес Неделя моды в Париже СевТЮЗ поэзия Григорий Лифанов рецензия театр драмы "Психо Дель Арт" музыка Балаклава театр искусство спектакли Фестиваль «Таврида — АРТ» Тейлор Свифт Валерий Либа книги творчество Дворец культуры рыбаков