За мной, зритель! Григорий Лифанов рассказал историю Мастера и Маргариты

30-06-2018 23:45

29 июня 2018 года. Летний зной постепенно сходил на нет, а южный город замирал в предвкушении истории, которую однажды подарил миру великий классик. Один талантливый режиссёр решил вдохнуть в неё жизнь и наполнить своим мироощущением. Зрители в приятном предвкушении толпились у главного входа в театр Луначарского, а некоторые с надеждой в глазах спрашивали лишний билетик на премьеру. Это ли не показатель уровня доверия к театру и самому режиссёру – Григорию Лифанову? Его решение поставить на сцене роман «Мастер и Маргарита» — это уже подвиг, который неоднократно срывал мои внутренние аплодисменты. Но самые главные овации на поклоне подарила благодарная публика. Очередная схватка с судьбой состоялась, и Григорий Алексеевич одержал в ней блестящую, безоговорочную победу.

Погружение в этот спектакль – это ни что иное, как уход от серой повседневности и прыжок с высоты в мир вечных вопросов. Каждая глава булгаковской истории была переведена на сценический язык с чувством такта и глубокого уважения к первоисточнику, при этом режиссёру удалось искусно уйти от извечных штампов театральных постановок «Мастера и Маргариты». На сцене ни разу мелькнули «отвратительные, тревожные жёлтые цветы», а первые строки романа Мастера – «В белом плаще, с кровавым подбоем…» — так и остались на бумаге, не пронзив пространство Патриарших прудов. Григорий Лифанов до того ювелирно разместил свои акценты и находки на полотне спектакля, что буквально ощущаешь дыхание оживающего романа. А с ним дышал и сам автор, ведя нас в глубь мистической Москвы 30-х годов.

Как и сама непредсказуемая жизнь героев, действо стремительно летит вперёд, то и дело призывая: «За мной, зритель!». Неизменный баланс смеха и слёз способствует тому, что вначале ты оказываешься в круговороте комических образов. Ну а спустя время, наблюдаешь, как в клубах сценического дыма главные герои идут на ощупь к своей философии бытия и раскрывают её в полной мере. Пока обаятельная свита Мессира издевается над москвичами, Воланд предстаёт как образ многоликого зла, мужская и женская энергетика которого правят балом. На этом балу Маргарита — воплощение отчаянной и жертвенной любви, перед чьим безумством не устояла даже вечность.

Самоотдача и профессионализм артистов, вжившихся в персонажей романа, в этот раз, по-моему, достигли своего апогея. Булгаковская Москва, попавшая под власть Сатаны, бурлила самыми разными красками и эмоциями. Искрящийся бунтарь Иван Бездомный (Пётр Котров), теряющий связь с реальностью Никанор Иванович (Андрей Бронников), не менее потерянный Поплавский (Анатолий Бобер) – эти и другие жертвы свиты Воланда уверенно поставили всё действо на рельсы и задали ему нужную скорость.

Отдельно хотелось бы сказать о самой свите Мессира. Сюжетная линия этой компании выстроена на таких ярких контрастах, что её появление на сцене превращается в отдельный спектакль. Были показаны все грани зла: демонический магнетизм Азазелло (Евгений Чернорай) и сволочное обаяние Кота Бегемота (Александр Порываев), многозначительное молчание Геллы (Светлана Глинка) и неугомонный внутренний оркестр Коровьева (Евгений Овсянников). Все актёры сработали очень профессионально, но, на мой взгляд, лидером этой команды был Евгений Овсянников. Его Коровьев – это гениальная режиссёрская работа и виртуозная актёрская игра. Устоять перед этим тотальным обаянием едва ли возможно. От образа к образу Евгений набирал актёрскую мощь и в этот раз взрывной волной окатило весь зал. Браво!

Очень яркая режиссёрская находка – три ипостаси Воланда. Сыграв одну из них, Людмила Шестакова убедительно показала, что женское начало Сатаны может быть именно таким – ледяные интонации, каменный взгляд и власть над миром в каждом повороте головы.

Маргарита в исполнении Елены Василевич – не менее заметный успех спектакля. Оглушённая молнией и поражённая «финским ножом», она томила своё горе до последнего и извергла его вулканом на извлечённого Мастера. Разъедающая боль и накрывающее безумие превратили Маргариту в ведьму, но не убили в ней женщину, способную любить и гореть вместе со своим избранником. Мастер Ильи Спинова разделил с ней этот огонь и пришёл к своему выстраданному финалу – тишине и вечному дому. Дуэт Спинова и Василевич гармоничен и тонко выстроен, актёры словно идут по натянутому канату, ни разу не заваливаясь в романтично-слезливую пошлость.

Сценическое решение спектакля – это размеренный и невероятно красивый полёт через вечность. Булгаковские персонажи осваивают всё пространство сцены, которая в какой-то момент теряет свои границы, и ты уже вместе с героями следуешь к пункту назначения. Что-то ждёт тебя во тьме Патриарших прудов, что-то скрывается за воротами древнего города, и даже бескрайнее звёздное небо, по которому летит Маргарита, хранит свои вековые тайны. Помимо того, что этот спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать гениальным в плане постановки, актёрской игры и музыкального оформления, это ещё и потрясающая работа художника-постановщика (Наталья Лось), художника по костюмам (Ника Брагина), художника по свету (Дмитрий Жарков) и режиссёра по пластике и танцу (Ольга Зотова). Их совместный труд дал зрителю возможность лицезреть волшебство, иронию и истину гениального произведения Булгакова.

Спектакль Григория Лифанова созвучен каждой ищущей душе. Более того, он созвучен нашему времени. Иначе и быть не может, когда берёшься за постановку такого романа. Режиссёр уверенно ведёт нас сквозь сумасшедшую и заколдованную Москву в маленький домик на Арбатском переулке, а оттуда – в вечный приют булгковских героев. Там можно услышать это давно искомое беззвучие – то, чего лишена повседневная жизнь. Когда-нибудь все бури улягутся, и мы обязательно обретём свою тишину. Пока её обрели Мастер и Маргарита. Раз, и навсегда. Ну а сегодня, браво Мастеру — Григорию Лифанову! С премьерой, театр Луначарского!

Арсений Веденин
Фото Власты Пидпалой, Ольги Мальцевой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Война и кутюр: почему стоит смотреть «The New Look»

«The New Look» («Новый взгляд») стартовал 14 февраля на платформе Apple TV+. Это биографическая драма, которая рассказывает о возрождении французской моды в 1940-е годы. Как Кристиан Диор, Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага и Пьер Бальман справлялись

TWICE вернулись с мини-альбомом «With YOU-th»

Популярная k-pop группа TWICE вернулась с новой музыкой. Мини-альбом «With YOU-th» стал первым релизом девушек в этом году и 13-ым в их дискографии. ForPost-Афиша уже послушала его и готова делиться впечатлениями.

Звё

«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?

Недавно вышла первая серия триллера «Внутри убийцы». В центре сюжета — петербургский маньяк, бальзамирующий своих жертв и психолог-профайлер, который должен его раскрыть. Удалась ли российская адаптация мирового бестселлера от Майка Омера, разбиралас

«Мадам Паутина»: уценённая супергероика

С начала десятых уровень супергеройского кино заметно улучшился, а затем... что-то пошло не так. Пару дней назад в кинопрокат вышел новый фильм «Мадам Паутина» от Sony. Рассказываем, почему критики от него не в восторге.

Подробнее

«Лёд 3»: любовь, коньки и драма

В кинотеатрах стартовала премьера заключительного фильма трилогии «Лёд». Главная героиня Надя Горина (Анна Савранская) мечтает пойти по стопам покойной матери и стать фигуристкой. Получит ли она заветный «Кубок льда» и почему кинокартину можно смотре

Новости ForPost

Метки

Молодёжь СевТЮЗ игры 2023 Неделя моды балет Динопарк Dior Фестиваль «Таврида — АРТ» Конкурс красоты Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Большой севастопольский офицерский бал музыка фестиваль праздник Мариинский театр выставка художники поэзия Тейлор Свифт мультфильмы Александр Петров 9 мая "Кинопоиск" Балаклава сериалы 2023 Афиша Севастополя Севастополь Севастопольский ТЮЗ Море концерт Netflix Андрей Маслов Золотая балка Виталий Либа карантин театр Луначарского рецензия мастер-классы театр Российские сериалы Валерий Либа Севастопольский театр оперы и балета День Победы Картины Ольга Панкратова творчество кинофестиваль Святой Владимир День ВМФ коронавирус фильмы 2023 мультфильмы 2023 книги живопись фестиваль «Природа Искусства» Федюхины высоты Неделя моды в Париже Аниме ДКР опера Дворец культуры рыбаков Михаил Булгаков куда сходить фильмы 2024 75 лет Победы кино Херсонес СЦКиИ Сергей Безруков Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт Достоевский Музей обороны Севастополя Музеи онлайн фильмы Клим Шипенко Театр Лавренёва арт-отель "Украина" Театр им. Кукол спектакль театр драмы "Психо Дель Арт" искусство Новый год хоррор Санкт-Петербург Театр имени Луначарского музыка 2023 мода и стиль Григорий Лифанов изоляция «Оперные вечера в Севастополе» Крым Эрмитаж Фонд «Живая классика» Херсонес Таврический выставки спектакли ЦГБ им. Л.Н.Толстого Мода Фёдор Достоевский Театральная улица