За мной, зритель! Григорий Лифанов рассказал историю Мастера и Маргариты

30-06-2018 23:45

29 июня 2018 года. Летний зной постепенно сходил на нет, а южный город замирал в предвкушении истории, которую однажды подарил миру великий классик. Один талантливый режиссёр решил вдохнуть в неё жизнь и наполнить своим мироощущением. Зрители в приятном предвкушении толпились у главного входа в театр Луначарского, а некоторые с надеждой в глазах спрашивали лишний билетик на премьеру. Это ли не показатель уровня доверия к театру и самому режиссёру – Григорию Лифанову? Его решение поставить на сцене роман «Мастер и Маргарита» — это уже подвиг, который неоднократно срывал мои внутренние аплодисменты. Но самые главные овации на поклоне подарила благодарная публика. Очередная схватка с судьбой состоялась, и Григорий Алексеевич одержал в ней блестящую, безоговорочную победу.

Погружение в этот спектакль – это ни что иное, как уход от серой повседневности и прыжок с высоты в мир вечных вопросов. Каждая глава булгаковской истории была переведена на сценический язык с чувством такта и глубокого уважения к первоисточнику, при этом режиссёру удалось искусно уйти от извечных штампов театральных постановок «Мастера и Маргариты». На сцене ни разу мелькнули «отвратительные, тревожные жёлтые цветы», а первые строки романа Мастера – «В белом плаще, с кровавым подбоем…» — так и остались на бумаге, не пронзив пространство Патриарших прудов. Григорий Лифанов до того ювелирно разместил свои акценты и находки на полотне спектакля, что буквально ощущаешь дыхание оживающего романа. А с ним дышал и сам автор, ведя нас в глубь мистической Москвы 30-х годов.

Как и сама непредсказуемая жизнь героев, действо стремительно летит вперёд, то и дело призывая: «За мной, зритель!». Неизменный баланс смеха и слёз способствует тому, что вначале ты оказываешься в круговороте комических образов. Ну а спустя время, наблюдаешь, как в клубах сценического дыма главные герои идут на ощупь к своей философии бытия и раскрывают её в полной мере. Пока обаятельная свита Мессира издевается над москвичами, Воланд предстаёт как образ многоликого зла, мужская и женская энергетика которого правят балом. На этом балу Маргарита — воплощение отчаянной и жертвенной любви, перед чьим безумством не устояла даже вечность.

Самоотдача и профессионализм артистов, вжившихся в персонажей романа, в этот раз, по-моему, достигли своего апогея. Булгаковская Москва, попавшая под власть Сатаны, бурлила самыми разными красками и эмоциями. Искрящийся бунтарь Иван Бездомный (Пётр Котров), теряющий связь с реальностью Никанор Иванович (Андрей Бронников), не менее потерянный Поплавский (Анатолий Бобер) – эти и другие жертвы свиты Воланда уверенно поставили всё действо на рельсы и задали ему нужную скорость.

Отдельно хотелось бы сказать о самой свите Мессира. Сюжетная линия этой компании выстроена на таких ярких контрастах, что её появление на сцене превращается в отдельный спектакль. Были показаны все грани зла: демонический магнетизм Азазелло (Евгений Чернорай) и сволочное обаяние Кота Бегемота (Александр Порываев), многозначительное молчание Геллы (Светлана Глинка) и неугомонный внутренний оркестр Коровьева (Евгений Овсянников). Все актёры сработали очень профессионально, но, на мой взгляд, лидером этой команды был Евгений Овсянников. Его Коровьев – это гениальная режиссёрская работа и виртуозная актёрская игра. Устоять перед этим тотальным обаянием едва ли возможно. От образа к образу Евгений набирал актёрскую мощь и в этот раз взрывной волной окатило весь зал. Браво!

Очень яркая режиссёрская находка – три ипостаси Воланда. Сыграв одну из них, Людмила Шестакова убедительно показала, что женское начало Сатаны может быть именно таким – ледяные интонации, каменный взгляд и власть над миром в каждом повороте головы.

Маргарита в исполнении Елены Василевич – не менее заметный успех спектакля. Оглушённая молнией и поражённая «финским ножом», она томила своё горе до последнего и извергла его вулканом на извлечённого Мастера. Разъедающая боль и накрывающее безумие превратили Маргариту в ведьму, но не убили в ней женщину, способную любить и гореть вместе со своим избранником. Мастер Ильи Спинова разделил с ней этот огонь и пришёл к своему выстраданному финалу – тишине и вечному дому. Дуэт Спинова и Василевич гармоничен и тонко выстроен, актёры словно идут по натянутому канату, ни разу не заваливаясь в романтично-слезливую пошлость.

Сценическое решение спектакля – это размеренный и невероятно красивый полёт через вечность. Булгаковские персонажи осваивают всё пространство сцены, которая в какой-то момент теряет свои границы, и ты уже вместе с героями следуешь к пункту назначения. Что-то ждёт тебя во тьме Патриарших прудов, что-то скрывается за воротами древнего города, и даже бескрайнее звёздное небо, по которому летит Маргарита, хранит свои вековые тайны. Помимо того, что этот спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать гениальным в плане постановки, актёрской игры и музыкального оформления, это ещё и потрясающая работа художника-постановщика (Наталья Лось), художника по костюмам (Ника Брагина), художника по свету (Дмитрий Жарков) и режиссёра по пластике и танцу (Ольга Зотова). Их совместный труд дал зрителю возможность лицезреть волшебство, иронию и истину гениального произведения Булгакова.

Спектакль Григория Лифанова созвучен каждой ищущей душе. Более того, он созвучен нашему времени. Иначе и быть не может, когда берёшься за постановку такого романа. Режиссёр уверенно ведёт нас сквозь сумасшедшую и заколдованную Москву в маленький домик на Арбатском переулке, а оттуда – в вечный приют булгковских героев. Там можно услышать это давно искомое беззвучие – то, чего лишена повседневная жизнь. Когда-нибудь все бури улягутся, и мы обязательно обретём свою тишину. Пока её обрели Мастер и Маргарита. Раз, и навсегда. Ну а сегодня, браво Мастеру — Григорию Лифанову! С премьерой, театр Луначарского!

Арсений Веденин
Фото Власты Пидпалой, Ольги Мальцевой

 934 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

The Callisto Protocol: «Украсть у самого себя»

Игровая индустрия в последние дни продолжает радовать нас новинками в жанре хоррор. Сегодня в релиз вышла The Callisto Protocol — игра от создателей серии Dead Space — абсолютной классики космического ужаса. Получилось ли новое детище студии Striking

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

На острие любви: елизаровцы показали хореографическое прочтение «Бахчисарайского фонтана»

Заслуженная артистка Крыма Дарья Чумакова дебютировала в роли режиссёра, поставив «Волшебную лампу Аладдина». Спустя два года рождается новый спектакль — уже для взрослой аудитории. «Бахчисарайский фонтан» повествует о беспощадном хане Гирее, чьё сер

Корона, 5 сезон: пора на покой?

Экранизация одной из самых скандальных эпох в истории Британской короны вызывает лишь зевоту и недоумение. Ни выдающийся актёрский состав, ни захватывающая историческая основа не спасают новый сезон. И пока британцы 90-х рассуждают о необходимости мо

«Не бойся быть счастливым»: тихая история с громким эхом

Премьерный спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» — личное высказывание луначарцев, которое отчасти звучит на языке кинематографа. Эта постановка отличается от других спектаклей Григория Лифанова. Вы не увидите привычный почерк режисс

Новости ForPost

Метки

Афиша Севастополя Музей обороны Севастополя Музей-заповедник "Херсонес Таврический" коронавирус фильмы Эрмитаж книги фестиваль Опера в Херсонесе балет Мариинский театр Севастополь Море Санкт-Петербург изоляция СЦКиИ Валерий Либа Андрей Маслов праздник Ольга Панкратова Лев Толстой Музеи онлайн карантин Херсонес Таврический Психо Дель Арт выставка выставки Севастопольский военно-исторический музей-заповедник спектакль концерт Таврида-АРТ История СевТЮЗ самоизоляция ЦГБ им. Л.Н.Толстого музыка Клим Шипенко художники 75 лет Победы живопись театр Луначарского опера Бесы Виталий Либа мастер-классы Сергей Безруков Театр танца им. В.А.Елизарова искусство Крымский военно-исторический фестиваль «Оперные вечера в Севастополе» Театр им. Кукол Дворец культуры рыбаков День ВМФ Конкурс красоты Фёдор Достоевский Мастер и Маргарита Севастопольский театр оперы и балета Сергей Шнуров Динопарк Картины Новый год Григорий Лифанов Театр имени Луначарского театр художник Мода Александр Петров Севастопольский ТЮЗ Конкурс "Живая классика" дети Достоевский Россия творчество Живая классика Великая Отечественная война кино Михаил Булгаков рецензия Балаклава Театр Лавренёва поэзия Фонд «Живая классика» Театральная улица театр драмы "Психо Дель Арт" Молодёжь Анна Каренина Большой севастопольский офицерский бал арт-отель "Украина" фестиваль «Природа Искусства» спектакли 9 мая Крым День Победы Федюхины высоты кинофестиваль Святой Владимир Херсонес танцы Фестиваль «Таврида — АРТ» Золотая балка ДКР