За мной, зритель! Григорий Лифанов рассказал историю Мастера и Маргариты

30-06-2018 23:45

29 июня 2018 года. Летний зной постепенно сходил на нет, а южный город замирал в предвкушении истории, которую однажды подарил миру великий классик. Один талантливый режиссёр решил вдохнуть в неё жизнь и наполнить своим мироощущением. Зрители в приятном предвкушении толпились у главного входа в театр Луначарского, а некоторые с надеждой в глазах спрашивали лишний билетик на премьеру. Это ли не показатель уровня доверия к театру и самому режиссёру – Григорию Лифанову? Его решение поставить на сцене роман «Мастер и Маргарита» — это уже подвиг, который неоднократно срывал мои внутренние аплодисменты. Но самые главные овации на поклоне подарила благодарная публика. Очередная схватка с судьбой состоялась, и Григорий Алексеевич одержал в ней блестящую, безоговорочную победу.

Погружение в этот спектакль – это ни что иное, как уход от серой повседневности и прыжок с высоты в мир вечных вопросов. Каждая глава булгаковской истории была переведена на сценический язык с чувством такта и глубокого уважения к первоисточнику, при этом режиссёру удалось искусно уйти от извечных штампов театральных постановок «Мастера и Маргариты». На сцене ни разу мелькнули «отвратительные, тревожные жёлтые цветы», а первые строки романа Мастера – «В белом плаще, с кровавым подбоем…» — так и остались на бумаге, не пронзив пространство Патриарших прудов. Григорий Лифанов до того ювелирно разместил свои акценты и находки на полотне спектакля, что буквально ощущаешь дыхание оживающего романа. А с ним дышал и сам автор, ведя нас в глубь мистической Москвы 30-х годов.

Как и сама непредсказуемая жизнь героев, действо стремительно летит вперёд, то и дело призывая: «За мной, зритель!». Неизменный баланс смеха и слёз способствует тому, что вначале ты оказываешься в круговороте комических образов. Ну а спустя время, наблюдаешь, как в клубах сценического дыма главные герои идут на ощупь к своей философии бытия и раскрывают её в полной мере. Пока обаятельная свита Мессира издевается над москвичами, Воланд предстаёт как образ многоликого зла, мужская и женская энергетика которого правят балом. На этом балу Маргарита — воплощение отчаянной и жертвенной любви, перед чьим безумством не устояла даже вечность.

Самоотдача и профессионализм артистов, вжившихся в персонажей романа, в этот раз, по-моему, достигли своего апогея. Булгаковская Москва, попавшая под власть Сатаны, бурлила самыми разными красками и эмоциями. Искрящийся бунтарь Иван Бездомный (Пётр Котров), теряющий связь с реальностью Никанор Иванович (Андрей Бронников), не менее потерянный Поплавский (Анатолий Бобер) – эти и другие жертвы свиты Воланда уверенно поставили всё действо на рельсы и задали ему нужную скорость.

Отдельно хотелось бы сказать о самой свите Мессира. Сюжетная линия этой компании выстроена на таких ярких контрастах, что её появление на сцене превращается в отдельный спектакль. Были показаны все грани зла: демонический магнетизм Азазелло (Евгений Чернорай) и сволочное обаяние Кота Бегемота (Александр Порываев), многозначительное молчание Геллы (Светлана Глинка) и неугомонный внутренний оркестр Коровьева (Евгений Овсянников). Все актёры сработали очень профессионально, но, на мой взгляд, лидером этой команды был Евгений Овсянников. Его Коровьев – это гениальная режиссёрская работа и виртуозная актёрская игра. Устоять перед этим тотальным обаянием едва ли возможно. От образа к образу Евгений набирал актёрскую мощь и в этот раз взрывной волной окатило весь зал. Браво!

Очень яркая режиссёрская находка – три ипостаси Воланда. Сыграв одну из них, Людмила Шестакова убедительно показала, что женское начало Сатаны может быть именно таким – ледяные интонации, каменный взгляд и власть над миром в каждом повороте головы.

Маргарита в исполнении Елены Василевич – не менее заметный успех спектакля. Оглушённая молнией и поражённая «финским ножом», она томила своё горе до последнего и извергла его вулканом на извлечённого Мастера. Разъедающая боль и накрывающее безумие превратили Маргариту в ведьму, но не убили в ней женщину, способную любить и гореть вместе со своим избранником. Мастер Ильи Спинова разделил с ней этот огонь и пришёл к своему выстраданному финалу – тишине и вечному дому. Дуэт Спинова и Василевич гармоничен и тонко выстроен, актёры словно идут по натянутому канату, ни разу не заваливаясь в романтично-слезливую пошлость.

Сценическое решение спектакля – это размеренный и невероятно красивый полёт через вечность. Булгаковские персонажи осваивают всё пространство сцены, которая в какой-то момент теряет свои границы, и ты уже вместе с героями следуешь к пункту назначения. Что-то ждёт тебя во тьме Патриарших прудов, что-то скрывается за воротами древнего города, и даже бескрайнее звёздное небо, по которому летит Маргарита, хранит свои вековые тайны. Помимо того, что этот спектакль, на мой взгляд, можно смело назвать гениальным в плане постановки, актёрской игры и музыкального оформления, это ещё и потрясающая работа художника-постановщика (Наталья Лось), художника по костюмам (Ника Брагина), художника по свету (Дмитрий Жарков) и режиссёра по пластике и танцу (Ольга Зотова). Их совместный труд дал зрителю возможность лицезреть волшебство, иронию и истину гениального произведения Булгакова.

Спектакль Григория Лифанова созвучен каждой ищущей душе. Более того, он созвучен нашему времени. Иначе и быть не может, когда берёшься за постановку такого романа. Режиссёр уверенно ведёт нас сквозь сумасшедшую и заколдованную Москву в маленький домик на Арбатском переулке, а оттуда – в вечный приют булгковских героев. Там можно услышать это давно искомое беззвучие – то, чего лишена повседневная жизнь. Когда-нибудь все бури улягутся, и мы обязательно обретём свою тишину. Пока её обрели Мастер и Маргарита. Раз, и навсегда. Ну а сегодня, браво Мастеру — Григорию Лифанову! С премьерой, театр Луначарского!

Арсений Веденин
Фото Власты Пидпалой, Ольги Мальцевой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Ruby»: стоит ли слушать новый альбом Дженни из BLACKPINK?

Последний амбассадор Chanel, выбранный лично Карлом Лагерфельдом, участница BLACKPINK, актриса и модель — всё это о Дженни Ким. 7 марта артистка выпустила свой дебютный сольный альбом «Ruby», где размышляет о любви, уверенности в себе и старых друзья

Большой разбор Недели моды в Париже осень-зима 2025

Пару дней назад завершилась Неделя моды в Париже 2025. Сезон осень-зима получился скупым на новые идеи: больше всего умы дизайнеров занимали тренды на мех и обилие ремней. Собрали главные модные показы и рассказываем, какие ещё фасоны и аксессуары бу

Подчиняя хаос: Леди Гага выпустила альбом «Mayhem»

Триумфально вернувшись в поп-музыку с новыми хитами, Леди Гага выпустила альбом «Mayhem». О том, каким он получился, — читайте в нашей статье.
Обложка: Streamline, Interscope

Возвращение к истокам

Лиса — «Alter Ego»: многогранность или хаотичность?

После череды успешных проектов вне BLACKPINK Лиса представила дебютный сольный альбом «Alter Ego». Удалось ли ей реализовать творческий замысел и показать новые стороны своего таланта — рассказываем в нашей статье.
Обложка: Llou

Спектакль Севастопольского ТЮЗа попал в «золотой фонд» России

Спектакль «Нос» СевТЮЗА стал частью «Золотого фонда театральных постановок России». В финале отбора постановка соревновалась с тремя сотнями работ со всей страны. О победе театра стало известно из телег

Новости ForPost

Метки

Севастопольский театр оперы и балета спектакль День Победы музыка Клим Шипенко Херсонес Таврический карантин Мода Александр Петров Netflix "Кинопоиск" СЦКиИ мода и стиль Григорий Лифанов живопись BLACKPINK комедия рецензия Тейлор Свифт музыка 2023 ДКР Федюхины высоты фильмы 2023 куда сходить Dior Модный показ Конкурс "Живая классика" Balenciaga Аниме Большой севастопольский офицерский бал изоляция Севастополь Херсонес мультфильмы Российские сериалы Конкурс красоты мастер-классы фильмы Театр им. Кукол музыка 2024 сериалы 2023 мультфильмы 2024 мультфильмы 2023 выставка кино театр Луначарского аниме 2024 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" театр Театральная улица K-pop фильмы 2024 Золотая балка Музей обороны Севастополя Афиша Севастополя ЦГБ им. Л.Н.Толстого аниме 2025 афиша Севастополь Билли Айлиш Психо Дель Арт российские фильмы игры 2023 Новый год хоррор коронавирус Севастопольский ТЮЗ художники Неделя моды Обзор арт-отель "Украина" Театр имени Луначарского книги концерт искусство Сергей Безруков Фильмы 2025 СевТЮЗ Крым творчество Санкт-Петербург Театр Лавренёва Андрей Маслов Гарри Поттер выставки спектакли сериалы 2024 9 мая поэзия театр драмы "Психо Дель Арт" опера День ВМФ Балаклава Дворец культуры рыбаков Бейонсе игры 2024 Неделя моды в Париже балет фестиваль Louis Vuitton праздник