«Ёмкость» своих смыслов показал симферопольский художник в Севастополе

Художник-график из Симферополя Виктор Нефёдов представил в Севастополе персональную выставку под названием «Ёмкость» (12+) — небольшую ретроспективу своего творчества, охватывающую работы, разработанные на протяжении более десяти лет.
Обложка: Руслан Микаилов
Слово «ёмкость» для художника имеет множество значений. Прежде всего, это пространство внутри какого-то предмета, но также это может означать ёмкий, мощный посыл, ёмкое высказывание — буквально «игра слов». Выставка стала той самой ёмкостью, в которой автор пытается показать и рассказать себя с разных сторон, за разные периоды времени, в разных жанрах и техниках.
«Это, скорее всего, такая кубышка, такое пространство, в котором я пытаюсь показать и рассказать себя с разных сторон, в разных жанрах и в разных техниках», — объясняет художник.
Его творчество началось с создания персонажа. Затем понадобилось придумать ему мир, в котором тот существовал бы. Постепенно Виктор создавал пространство — целую среду, визуальные композиции, которыми он занимается уже много лет.
Фото: Руслан Микаилов
Одна из ключевых серий выставки — «Профессии». Она началась в 2012 году с заказа на обложку для издания, посвящённого 350-летию Крещения Руси. Первая иллюстрация с Кремлём стала начальной точкой под названием «Архитектор» — фигура, склонившаяся над своим творением.
За архитектором последовали другие творческие профессии: писатель — человек, пишущий текст, придумывающий смыслы и мысли, музыкант — работа, где изображён творец музыки, диджей, микширующий абстрактные звуки, создающий из них новую гармонию, повар представлен в образе человека, варящего «суп» из крымских достопримечательностей, символизируя объединение Чёрного и Азовского морей, строитель — последняя из основных работ серии, изображённый в виде творца, строящего город из кубиков.
Портрет Геракла
Вторая основная серия выставки — это серия портретов, начавшаяся в 2022 году и продолжавшаяся до 2025 года. Портрет здесь понимается не только как изображение лица, но включает руки и крупные элементы человеческого тела.
Серия начиналась с мурала — образа, найденного художником при работе в стрит-арте. На основе мурала была создана иллюстрация, затем плакат для культурного мероприятия, и так зародилась целая серия.
В частности, в портрете Геракла мифологический персонаж символизирует первый (или, как говорит художник, нулевой) подвиг героя, когда тот задушил двух змей. Выбор этого образа, по словам художника, не случаен. Севастополь связан с Гераклеей (название древнегреческих городов, названных в честь Геракла), и работа создавалась в рамках выставки, проходившей в музее «Херсонес Таврический».

Фото: Руслан Микаилов
Вслед за Гераклом художник создал две взаимосвязанные работы — магнит, притягивающий позитивные элементы в виде цветов, и образ земного шара, повёрнутого вверх ногами, где действуют перевёрнутые законы притяжения. Последняя работа в этой серии — портрет с голубем, созданный на Соловецком архипелаге.
Метафора человеческого сопротивления природе
Интересная тема в творчестве Виктора затрагивает тетраподы — бетонные тетраэдральные конструкции, используемые для берегоукрепления. Художник взял этот образ за основу ещё около 2011 года. Тетрапод служит своеобразным логотипом автора или знаком, символизирующим метафору: один тетрапод сам по себе не имеет смысла, но когда их много, они вместе держат стихию природы, защищают берег от разрушения.
«Я его взял как символ такого рукотворного, человеческого объекта, предмета, который служит для защиты людей от стихии, от которой, в принципе, защититься невозможно», — поясняет художник.
Фото: Руслан Микаилов
В результате он сделал интерактивный плакат, представляющий эти объекты в разных точках земли. Плакат содержит подписи, навигацию, информацию о том, где каждый тип конструкции используется. Главный акцент плаката — это выделение цветом одного природного камня среди рукотворных конструкций. Это алуштинский валун — реальный камень, найденный на пляже и естественным образом использующийся в целях берегоукрепления.
«Он как бы символизирует контраст между нашими попытками защититься от природы и самой природой», — объясняет художник.
Сграффито: древняя техника в современности
Виктор также активно работает в технике сграффито — с итальянского «выцарапанный. Эта старая техника берёт начало в древнеримском периоде, получила развитие в эпоху Возрождения и была популярна в советский период у художников-монументалистов. Она заключается в нанесении нескольких слоёв краски разных цветов, затем процарапывании до нужного цвета. Древние греки использовали её на чёрных вазах, и следы сграффито найдены даже в Херсонесе.
Фото: Руслан Микаилов
Одна из главных трудностей техники — точный подбор цвета. Художник использовал натуральные пигменты строительного назначения, которые долговечны, но менее яркие, чем акрилы. Попытки добавлять акрил привели к выгоранию цвета.
Из минусов сграффито — это очень трудоёмкая техника. На фасадах её делают по квадратному метру в день, используя леса и несколько человек. Надо вымешивать цвет, подбирать консистенцию раствора так, чтобы он высыхал достаточно быстро, чтобы успеть вырезать, но и не слишком быстро. Из плюсов — это вечная техника. Цветной бетон может стоять веками, как советские сграффито, которые сохранились до сих пор.
Фото: Руслан Микаилов
Ознакомиться с работами Виктора Нефёдова можно до 29 ноября включительно в выставочном зале художественных мастерских по адресу ул. Репина, 21. Вход свободный.
Подробнее о выставке «Ёмкость»
Руслан Микаилов
![]()




