«Я живу в этом городе уже триста…тридцать лет»: добро пожаловать на «Урок» Ионеско

17-08-2021 20:40
Сценическая версия Григория Лифанова комической драмы Э. Ионеско «Урок» в Севастопольском театре драмы имени Луначарского, как всегда у Маэстро, воспринимается в притчевом ключе, к чему располагает, впрочем, и поэтика театра абсурда. Вместе с тем она остро актуальна. Какой «Урок» преподает зрителю Лифанов? Кажется, проблематика шире, чем взаимоотношения Учителя и Ученика. Смоленская поэтесса Елена Агинская эту проблему однажды обозначила очень точно:
Как страшно воспитать ученика!
Указывает путь ему рука,
Но как узнать, что, скрывшись с глаз
долой,
Он путь не изберёт себе другой?
Как страшно сердце доверять ему,
При этом апеллируя к уму.
А он запишет всё наоборот
И назовёт Евангелием от…
Тщетность педагогических усилий, очередное образовательное фиаско неизбежно влечет за собой трагедию. И это трагедия не только Учителя, но и Ученика. Нездоровая амбициозность и стремление объять необъятное в краткие сроки (сдать экзамен на полного доктора всех наук) – смертельно опасная штука.
Какова роль знания в сегодняшнем мире? Ведь «современная жизнь так сложна», и «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным». Информационное изобилие, величайшие открытия в самых разных областях, кажется, не сделали человечество счастливее, а неизбежно ведут его к смерти.
В чем причина? В девальвации образования? В спекуляции самыми престижными специальностями и торговле, на первый взгляд, самыми престижными дипломами («бакалавр естественных и гуманитарных наук») при полном отсутствии соответствующего содержания? В людях, не усвоивших основ арифметики, географии и проч., критическому мышлению предпочитающих тупое заучивание (неспособность произвести элементарные арифметические действия в пределах десятка, но легкое воспроизведение по памяти результатов умножения миллионов)?
А может быть, дело в том, что «арифметика ведет к филологии, а филология ведет к преступлению» или к «беде», что «одно и то же»? Точное знание (которое, кстати, излагается на примере арифметики более или менее адекватно) неизбежно ведет к вопросам философским, к проблеме красоты, гармонии и целесообразности, то есть к гуманитарному осмыслению. «Заблуждаются те, кто утверждает, что математика ничего не говорит о прекрасном или о благом. На самом деле она говорит прежде всего о нем и выявляет его… А важнейшие виды прекрасного — это слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их,» — утверждал Аристотель.
Филология у Ионеско выполняет роль царицы гуманитарных наук. Человек, задумавшийся о красоте и гармонии мира, неизбежно придет к красоте и гармонии языка, выражающей устройство этого самого мира. Филология – наука, открывающая человеку человека, заставляющая задумываться об устройстве мира и человека. А подобное «вольномыслие» неизбежно ведет к трагедии («беде» = «преступлению»), ибо человек в этих раздумьях проявляет величайшую дерзость (от сложности и эфемерности такой науки и изложение ее Учителем начинает страдать и звучать ошибочно, абсурдно).
Это цифру, число можно заменить палочками или спичками, а слово эфемерно (ведь это только на словах есть второй оторванный нос или съеденное третье ухо (первые «звоночки» грядущего насилия), а все слова на всех рассматриваемых языках «всегда одинаковы»). Но именно слово может стать самым страшным оружием (помним ведь: «словом можно убить, словом можно спасти…»). Сначала только произносим слово «нож» на разных языках, а вот этот самый нож уже пронзает Ученицу. И побольше путаницы и абсурда, ведь только самые легкие, лишенные смысла слова летят вверх!.. И только «слова весомые, обремененные смыслом, неминуемо летят вниз и падают … в глухие уши» — «эти бездны, где гибнет все»!
Ибо настоящее знание, подлинная мысль всегда рискует быть трагически искаженной и использованной не во благо, а против человечества. Не этому ли научила нас история открытия ядерной энергии, например? А чем хуже мысль о том, что все позволено? Недаром среди стопки книг на столе у Учителя среди томов Ионеско затерялся томик Ницше с его идеями сверхчеловека и стремлению к власти путем попрания общепринятых норм. Да и библиотека Ионеско должна напомнить внимательному читателю о тех экзистенциальных предостережениях, о которых писал драматург (в одной из них запрятано орудие убийства).
Ключ на шее Учителя оказывается ключом не к Истине, а к безвыходности. Символично и яблоко, жадно съедаемое сначала Ученицей, а вслед за ней и Учителем. Чем не яблоко с Дерева Познания Добра и Зла? И Расплата – изгнание из Рая, муки и смерть (у каждого свои). И на доске, на которой наслаиваются, не стираясь, новые и новые одинаковые записи, кроме цифр и букв, в принципе символизирующих знание, учитель рисует и результат этого знания, преподаваемого снова и снова – холмик с крестом под звездным небом – СМЕРТЬ. Только эту надпись для каждой следующей Ученицы будут стирать. К этому результату еще нужно прийти.
Знание всегда не только окрыляло, но и обременяло человека грузом ответственности. Недаром Ученица (такая разная Лариса Земляникина) словно увядает к концу урока, теряет внимание, начинает страдать зубной болью, которая разрастается в тотальную боль.
Не менее любопытно решены в спектакле взаимоотношения и характеры персонажей. Всезнающий Учитель в виртуозном перевоплощении Евгения Овсянникова отнюдь не властелин мира (случайно ли внешнее сходство со «всесоюзным старостой» Калининым?). Да, он бессмертен (неслучайна оговорочка «Я живу в этом городе уже триста…тридцать лет») и как символ Знания, и как образ неистребимого Зла. Но он не столько властелин, сколько одновременно жертва – своей же Служанки, которую он до смерти боится. Лифанов и художник-постановщик Наталья Лось вводят заветный шкафчик со спрятанным туда орудием наказания (как не вспомнить запретную дверцу в сказке о Синей Бороде?). Все влезавшие в него из праздного любопытства кончали плохо.
Но и сам Учитель – заложник этого шкафчика. Многозначным символом наказания становится ремень, сначала занимавший свое законное место в брюках Учителя и обеспечивавший некогда благообразный его вид, теперь же подчеркивающий его безволие от вечно спадающих штанов, подвязывать которые приходится ленточками из бантиков предыдущих жертв образования. Ремень, вечный символ насилия, одним своим концом уходит в патриархальные методы воспитания, другим – в современное бесправное положение учителя, высекающего самого себя, как унтерофицерская вдова.
Не менее показателен и нервный тик Учителя, свидетельствующий о его неизменном страхе и одновременно – вечно грозящий указательный палец с металлическим наконечником (как у киборга), символизирующим его неуязвимость и твердость. Наперсток в качестве наконечника указывает и на то, как он «кроит» судьбы (и тела!) своих Учеников. Хотя из его комнаты (по тексту находящейся наверху, а по режиссерскому решению – в нижнем, почти подземном мире) раздается стук топора наспех сколачиваемых гробов, а отнюдь не стрекот веретена и не стук швейной машинки.
Образ Служанки (Татьяна Скуридина) тоже неоднозначен. Ее безраздельная власть в доме выглядит как реализация ленинской идеи, чтобы кухарка управляла государством (страшно представить, что же варится в тех дымящих кастрюлях, к которым ее все время посылает Учитель). Какую бы силу ни имело Знание (Учитель), окрыляет именно Невежество (Служанка), естественным образом перерастающее в Насилие и умело манипулирующее Знанием. Вместе с тем нельзя не заметить, что ее наряд в точности повторяет школьную форму Учениц, только рукава и подол по-солидному длинные.
Это наводит на мысль, что она единственная из выживших Учениц (а в день-то по 40 жертв!), возможно, первая, воспользовавшаяся полученным знанием и поработившая своего Учителя. Теперь она в огромных, грубых резиновых перчатках складирует жертв и их вещички за темную шторку (гора девичьей обуви в начале спектакля на сцене вызывает жуткую ассоциацию со знаменитыми документальными кадрами про жертв нацистских лагерей). Это ли ни новый Франкенштейн?
Ненасытный Молох требует очередную жертву, с которой уже нет сил тратить время на инсценировку урока. Хоть формат малой сцены и позволяет провести Урок почти в традиционном по численности классе, не сделать ли его Открытым?
Ирина Романова
Фото Дмитрия Кириченко

 1,386 Всего просмотров



театр Луначарского, Э. Ионеско «Урок»,

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

Большой севастопольский офицерский бал праздник Таврида-АРТ выставки театр драмы "Психо Дель Арт" Балаклава Психо Дель Арт СЦКиИ ЦГБ им. Л.Н.Толстого сериалы 2023 Россия игры 2023 балет Театр Лавренёва Фестиваль «Таврида — АРТ» Картины Ольга Панкратова Фёдор Достоевский Живая классика концерт Херсонес танцы «Оперные вечера в Севастополе» Федюхины высоты Мариинский театр Херсонес Таврический фестиваль «Природа Искусства» карантин Театр им. Кукол Анна Каренина художник Дворец культуры рыбаков фестиваль Эрмитаж художники Михаил Булгаков коронавирус История живопись Санкт-Петербург Молодёжь Музеи онлайн Театр имени Луначарского кино Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 9 мая изоляция мастер-классы Григорий Лифанов Мода Конкурс "Живая классика" поэзия 75 лет Победы День Победы фильмы СевТЮЗ Севастополь Театральная улица Конкурс красоты Крым театр спектакль Сергей Шнуров музыка Андрей Маслов Фонд «Живая классика» искусство Бесы Клим Шипенко арт-отель "Украина" спектакли Лев Толстой Динопарк опера рецензия дети книги Александр Петров Валерий Либа фильмы 2023 театр Луначарского Море Опера в Херсонесе Мастер и Маргарита Афиша Севастополя День ВМФ Аниме Севастопольский ТЮЗ Музей обороны Севастополя Сергей Безруков кинофестиваль Святой Владимир Золотая балка творчество выставка ДКР Крымский военно-исторический фестиваль Достоевский Новый год Виталий Либа Севастопольский театр оперы и балета