«Я видимо ещё не выполнил свою миссию», – Андрей Маслов о юбилее Периметра «Психо Дель Арт»

20-08-2021 10:40

20 августа арт-проект Андрея Маслова отмечает своё 30-летие. В этом пространстве уже давно уживаются и театр, и поэзия, и литература, и кинематограф. Накануне юбилея мы встретились с тем, кто заварил всю эту «кашу». В откровенной беседе с ForPost-Афишей Андрей Николаевич говорил о лихих 90-х, рассказал об опыте работы со школьниками, вспомнил критику от Юлии Брониславовны Нестранской и поведал о перспективах «Психо Дель Арт» в случае… В общем, сами всё прочитаете.

— Андрей, Периметру «Психо Дель Арт» исполняется 30 лет. С какими чувствами и мыслями ты встречаешь юбилей проекта?

— Я никогда не оборачиваюсь назад, потому что знаю, что жизнь человека слишком коротка, для того чтобы анализировать, возвращаться в прошлое. Надо идти вперёд, своей дорогой. Что касается «Психо Дель Арт», мне ни за одно телодвижение за эти 30 лет ни капельки не стыдно. И на типичный традиционный вопрос, «что бы хотел изменить», я бы ответил, что ничего. Я бы ставил те же спектакли, снимал те же фильмы, те же клипы, я бы делал те же проекты. Может быть, немножко лучше, если бы мозги сегодняшние я забрал бы туда, на 30 лет назад. Для меня это точно не каторга. Хочешь ничего не делать в этой жизни – займись любимым делом. Наверное, я так и живу. Я не чувствую усталости. Бывают разочарования, какие-то кратковременные обиды. Но всё, что происходит, мне нравится. А когда нравится мне, то, как правило, это нравится и зрителям. Коллегам – вряд ли, в силу их профессиональной особенности. Но иногда и им нравится. Но если честно, мне всё равно, нравится коллегам или не нравится.

— Выходит, ты всё это делаешь для себя? Главное, чтобы тебе нравилось?

— Нет. Ещё для одного персонажа в своей жизни. Это тот, который… В общем, тот, кто меня родил, пусть и несёт ответственность за всё, что я делаю. Но пока ему нравится. Как там, у Ричарда Баха: «Хотите узнать, выполнили ли вы свою миссию на Земле? Если вы живы, то нет». Я видимо ещё не выполнил свою миссию.

Андрей Маслов и актриса театра драмы «Психо Дель Арт» Анна Дымант на I фестивале актёрских монологов «Словотворение»

— В этом году исполняется 30 лет Периметру. А когда в этом пространстве зародился театр?

— Началось всё в 1996 году, в год столетия грандиозного провала «Чайки» Чехова. На сцене учебно-театрального центра школы №14 я поставил спектакль «Чай-Let» по «Чайке» и шекспировскому Гамлету, чем очень горжусь. Я как-то хотел реабилитировать своего коллегу Антона Павловича, показав людям, что «Чайка», как и «Гамлет – произведения вне времени.

Это был двухчасовой выпускной спектакль для 10 класса. И эффект, произведённый на зрителя, мне очень понравился. Пришли артисты всех театров города и смотрели на это действо, как на лёгкий водевиль – мол, подумаешь, какой-то там выпускной класс. Он кстати, как говорили педагоги, был не очень удачным и там, с их слов, учились проблемные дети. И я согласился их взять. Работа была титаническая – ежедневные репетиции с 2 дня до 5-6 вечера на протяжении 2,5 месяцев.

Андрей Маслов на читке пьесы «Чайка» в театре имени Луначарского 

Самый большой комплимент в моей жизни мне сделала Юлия Брониславовна Нестранская. У неё от волнения дрожали кончики пальцев, она едва сдерживала эмоции и произнесла гениальную фразу: «Андрей, ты не поверишь, я шла на твою премьеру с автоматом наперевес. Как можно для 10-классников брать такой материал и не бояться его представлять людям, которые разбираются в театре. Я поражена». Но потом ко мне подошел ещё один замечательный артист театра Луначарского Виталий Полусмак и говорит: «Твоя Нина и Офелия – говно. А остальные ничего».  А я спрашиваю, почему. «Потому что и одну, и другую может сыграть только артистка, которая сделала как минимум 2 или 3 аборта и пережила несколько любовных драм». Это два комплимента, которые мне запомнились.

—  А что в твоей жизни происходило до этого – с 1991 года? Ведь до театра ещё было далеко.

— Не поверишь, меня так затянула эта воронка. Меня вырвало из медицины, как пробку из шампанского. В феврале 1991 года мой бессменный оператор Светлана Казарина пришла ко мне в роддом, в отделение анестезиологии-реанимации, и попросила снять бесбашенный клип. Ещё тогда в моей жизни не было «Психо Дель Арта», но была его предтеча – сюрреализм. В те времена Светлана работала на севастопольском телевидении Севморзавода «Контакт». Аппаратура по тем временам там была немыслимая – две камеры SuperVHS, монтажный стол. И я снял клип, в свободное от работы время. Светлане очень понравилось, и она предложила мне перейти на ставку на севастопольское ТВ. Я понял, что вот он, момент истины. Я тут же написал заявление об уходе. Коллеги меня тогда не поняли. И буквально день в день меня приняли режиссёром телевидения Севморзавода.

Андрей Маслов в программе «Ноев ковчег», СТВ, 1991 г.

Однако в сентябре, после августовского путча, нас со Светой, очень тихо, не поднимая шума, оттуда погнали. Грубо нарушив приказ, запрещающий выносить камеру за пределы Севморзавода, мы сняли фильм об этих событиях «Окаянные дни». Если бы выиграли путчисты, то нас бы со Светой могли бы и посадить по статье.

А тогда только-только появилось СТВ с Борисом Эскиным и у них, конечно, был дефицит кадров. Меня не взяли как опального и скандально-известного, а Свету, как профессионального и очень талантливого оператора, Эскин пригласил. Меня уже позвали через полгода режиссёром и редактором. Я снимал 45-минутную еженедельную программу «Совершенно незнакомые» –  портреты интересных мне людей. Потом что-то мне там не понравилось. А я всегда ухожу, когда мне что-то не нравится.

Борис Эскин и Андрей Маслов в программе «Ноев ковчег», СТВ, 1991 г.

— А что не понравилось?

— Фактура изменилась. По-моему, это было уже после ухода Бориса Михайловича, когда пришло уже новое руководство. Это был 1994 год. Что-то изменилось в концепте. Ведь изначально СТВ – это Яна Васьковская, Кирилл Сомов, Володя Илларионов, Лариса Раевская. И каждый хотел как-то удивить мир. Всем хотелось перемен, все хотели показать правду жизни и показывали. А Эскин не мешал. А потом что-то изменилось и надломилось. Меня пригласили в Москву на телевидение и в 1994 году я уехал.

—  Вернёмся к театру. Давно хотел тебе задать этот вопрос. Ведь «Психо Дель Арт» — это чисто авторский проект. Что его ждёт, когда…?

— Я тебя понял. Прямых наследников у меня нет. Наш род обрывается на мне и на моём брате, который живёт в Москве, Сергее Маслове. Получается, «Психо Дель Арт» будет кремирован вместе со мной. Я на этом настаиваю. Мне очень близок принцип Кастанеды, который практиковал «стирание личной истории». После меня не должно остаться никаких материальных подтверждений моего присутствия здесь. Ну, разве что, книги, которые распроданы и спектакли, которые уже сняты. Человек должен оставлять после себя меньше осязаемого и материального и больше ментального. В этом и есть смысл жизни.

Рекламный ролик романа Андрея Маслова «loart@mail.ru» (реж. Андрей Маслов)

«Психо Дель Арт» ведёт свой отсчет с 1991 года, но мне кажется, что в твоей голове он родился куда раньше.

— Конечно, «Психо Дель Арт» всегда жил со мной. Когда я снимал кино, параллельно работая в реанимации, на меня смотрели как на сумасшедшего. Ведь за 550 рублей из своей зарплаты я покупал не цветной телевизор, а кинокамеру. Просто мне в голову тогда не приходили эти три волшебных слова. Когда где-то в голове это уложилось и точка сборки загорелась красным, тогда всё это сформировалось в «Психо Дель Арт». Я даже написал его манифест. В любом случае, должна быть какая-то встряска, момент, когда всё хаотичное в мире вдруг собирается в какую-то логичную, стройную и понятную для окружающих цепочку.

Рекламный ролик спектакля Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия»

— Помнишь тот момент, когда решил всю свою деятельность обозначить этими тремя мистическими словами?

— Это была презентация клипа «Муха» группы Harley Davidson в МДК-studio у Алексея Григорьева. И там же впервые был прочитан манифест «Психо Дель Арт», где описывалось отношение к современному искусству, к женщине, деньгам, к жизни, к смыслу сущего. Тогда это уже была чётко консолидированная идея, собранная из миллиона каких-то случайных мгновенных мыслей, запахов, звуков, цветов, событий, встреч, людей, персонажей. Это был 1994 год.

Презентация клипа группы Harley Davidson 

— Но само название Периметра ты сформировал для себя раньше – в 91-ом.

— Да. Я просто тогда для себя не мог всё это объединить в одно целое. Дель Арт – это искусство души. Но чуть позже я понял, что если первые два ключевых слова соединить вместе, то получится психоделическое искусство. А психоделика – это всё то, что взрывает сознание человека изнутри. Мы не даём ответы на вопросы, мы учим зрителя самому себе их задавать. А это очень тяжёлый процесс для наших индивидуальных пентиумов в голове и это очень часто заканчивается взрывом мозга.

Клип «Муха» группы Harley Davidson

— Давай подведём итог. «Психо Дель Арт» — это…

— «Психо Дель Арт» – это по сути то, как я познавал жизнь: с помощью рекламы, с помощью поэзии, живописи, кинематографа, театра, малобюджетных и без бюджетных фестивалей, с помощью безумных перфомансов. И всё это было ограждено людьми, которые добровольно согласились охранять это пространство, это материнскую плату, которая внутри Периметра. Многие люди, конечно, уходят по житейским причинам и тогда мне приходится латать эту живую изгородь. А это очень тяжело. Потому что таких креативных и харизматичных людей в жизни не так много. А именно такие должны охранять любой лабиринт, любой периметр, любое пространство, где что-то происходит, где горит какой-то котёл, из которого потом что-то рождается.

О том, как происходило становление театра драмы «Психо Дель Арт», Андрей Маслов рассказал нам в большом интервью в 2019 году. Прочитать его можно здесь.

Арсений Веденин

Loading



Андрей Маслов, Периметр "Психо Дель Арт", театр драмы "Психо Дель Арт",

Поделиться:

Похожие посты

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

В Севастополе показали спектакль «С тобой и без тебя»

В Драматическом театре имени Б.А.Лавренёва прошел спектакль «С тобой и без тебя», приуроченный к 80-летию освобождения Севастополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков. В постановке сыграли актеры Центрального академического театра Российской Ар

Джокер 2: чего ожидать от сиквела с Харли Квинн?

Сегодня в сети вышел дебютный трейлер второй части «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой. В 2019 году картина собрала в прокате более одного миллиарда долларов, поэтому ажиотаж вокруг продолжения неудивителен. Что приготовил поклонникам «Джокер

Новости ForPost

Метки

Достоевский Театр им. Кукол СЦКиИ День ВМФ изоляция мультфильмы 2023 "Кинопоиск" мастер-классы Динопарк театр Театр имени Луначарского сериалы 2023 выставка Дворец культуры рыбаков праздник мультфильмы Неделя моды в Париже Севастопольский театр оперы и балета фильмы Ольга Панкратова музыка Тейлор Свифт Григорий Лифанов Психо Дель Арт 8 марта Музеи онлайн Театральная улица «Оперные вечера в Севастополе» День Победы Неделя моды ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастополь российские фильмы искусство театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Таврический Сергей Безруков куда сходить рецензия Музей обороны Севастополя спектакли Севастопольский ТЮЗ Александр Петров арт-отель "Украина" Крым игры 2023 живопись опера спектакль Театр Лавренёва поэзия Конкурс "Живая классика" Балаклава Мода Михаил Булгаков Фонд «Живая классика» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" хоррор кинофестиваль Святой Владимир фестиваль Новый год Афиша Севастополя Золотая балка балет Balenciaga мода и стиль Фестиваль «Таврида — АРТ» Санкт-Петербург выставки кино художники Конкурс красоты фильмы 2024 Картины карантин Море Dior СевТЮЗ Фёдор Достоевский Модный показ музыка 2023 ДКР Louis Vuitton фестиваль «Природа Искусства» Клим Шипенко Аниме Херсонес Российские сериалы Большой севастопольский офицерский бал книги Netflix театр Луначарского фильмы 2023 коронавирус концерт Молодёжь Андрей Маслов Федюхины высоты 9 мая творчество