«Уэнсдей», 2 сезон: идеальный готический аттракцион

В 2022 году, когда все сходили с ума по саркастичной готке с косичками и немигающим взглядом, оставалось смутное предчувствие, что всё это ненадолго. Но первые серии второго сезона «Уэнсдей» ясно дали понять, что новую историю про семейку Аддамс пока рано хоронить. В новой рецензии рассказываем, почему продолжение хитового сериала очаровывает, несмотря на все недостатки.
Обложка: Netflix
Ибо те, кто не смотрел сериал, обречены будут на спойлеры!
В паутине сюжетных линий
В первом сезоне «Уэнсдей» параллельно раскрывают сразу несколько тайн: пророчество про предводителя пилигримов, личность кровожадного монстра, таинственная гибель древнего рода. Продолжение ещё плотнее набили загадками, семейными секретами и жуткими предзнаменованиями. Какие-то придумали с нуля, некоторые взяли из первого сезона и протёрли от пыли. А в качестве бонуса пригласили Леди Гагу сыграть почетное камео — слишком короткое для её харизмы.
Кадр: Netflix
Поначалу от обилия сюжетных линий рябит в глазах. Тайлер Галпин, он же монстр хайд, на свободе и жаждет мести. Джуди, антагонист первой половины сезона, готова на всё, чтобы её скелеты так и остались в шкафах. А сирена Бьянка вынуждена с помощью гипноза вымогать деньги для нового директора Невермора. И это лишь верхушка айсберга. В 50 минут хронометража создатели сериала утрамбовали семейные драмы учеников и учениц, хайдов, призраков, отцов, детей и их бабушки.
К чести сценаристов, большинство сюжетных арок второго сезона можно назвать добротными. А некоторые и вовсе потрясающими. Например, возвращение директора Уимс в качестве духовного проводника Уэнсдей. Гвендолин Кристи, известная как угрюмая воительница из «Игры престолов», здесь раскрывается как блестящая комедийная актриса. В руках авторов она становится и наставником строптивой главной героини, и способом иронизировать над своим творением. Её едкие комментарии часто затмевают даже сарказм Уэнсдей.
Кадр: Netflix
Не менее интересной оказывается линия директора Барри Дорта в исполнении Стива Бушеми. Сначала он кажется чудаком, который отыгрывает свой же мем «How do you do, fellow kids?». Но герой быстро сбрасывает маску и втягивает учеников Невермора в грандиозное ограбление под ширмой пожертвований школе. А во второй половине сезона выясняется, что Дорт создал секту сирен «Песнь утра». И пусть в финале злодей предсказуемо раскололся (сразу в нескольких смыслах слова), это не умаляет увлекательности его темных делишек.
Неверморские гонки
Намотав клубок сюжетных линий, авторы «Уэнсдей» решили распутывать его постепенно, но резво. Поэтому если в первой половине сезона повествование иногда замедлялось, то в продолжении несётся без тормозов вплоть до финала. Особенно это заметно по рокировке злодеев — загибайте пальцы. Сначала в роли главного антагониста показывают Тайлера, который мечтает убить Уэнсдей и её подругу Энид. Но во втором сезоне на сцену выходит Джуди — женщина с силой изгоя, убивающая с помощью стаи птиц.
Шаблон ломается уже в пятом эпизоде. Джуди убивает Хлюп, он же молодой ученый Айзек Найт, случайно воскрешенный Пагсли Аддамсом. А пока герои думают, как переподчинить Тайлера, в сюжет врывается его мама Франсуаза — тоже хайд. У неё пальму злодейского первенства забирает Айзек: как выясняется, её брат. Он остается главным антагонистом сериала, лишь на время уступив титул Барри Дорту. Тот, пытаясь разбогатеть и не сесть в тюрьму, заживо сжигает человека — чем не поступок негодяя?
Кадр: Netflix
Умение связать все сюжеты воедино, ещё и в такой адреналиновой форме, похвально. История постоянно держит в напряжении, обманывает ожидания и не даёт заскучать. Но иногда кажется, будто на экране готическая версия «Санта-Барбары», где два персонажа не родственники или бывшие друзья только потому, что сценаристы запланировали это на следующий сезон. Уимс — родня Уэнсдей в 12 колене, Айзек и Франсуаза — одноклассники Мортиши и Гомеза. Неплохой способ связать с виду обособленные сюжетные арки. Но во втором сезоне «Уэнсдей» сценаристы начинают терять чувство меры.
Суррогатная готика?
Некоторые критики сетуют, что из сериала выветрилась готическая атмосфера семейки Аддамс. Что ж, она изначально существовала в «Уэнсдей» номинально и делила хронометраж со сценами чёрной комедии и наивными эпизодами подростковой драмы. Целью авторов было не создание жуткого хоррора. Формула успеха сериала — понятные молодёжи проблемы (вроде пубертатного бунта и ссор с родителями), мистическая детективная история в духе «Обители Анубиса» и немного жути сверху: припугнуть, но не переборщить. Поэтому кровожадные хайды в сериале пучат глаза как Crazy Frog.
Поэтому локации в сериале стилизуют то под мексиканский День мёртвых, то под венецианский карнавал. А герои существует не в закрытой нуарной сказке, а в реальном мире. Поэтому Гомез шутит про культурную апроприацию, а Уэнсдей — про то, что военные операции в Ираке были ошибкой. Но лучший момент пренебрежения готикой — серия, где главная героиня и Энид случайно меняются телами. На фоне играет ни разу не мрачная BOOMBAYAH от BLACKPINK, Дженна Ортега уморительно отыгрывает свою сверхэмоциональную подругу, а Эмма Майерс убедительно повторяет немигающий взгляд дочки Аддамсов.
Кадр: Netflix
В такие моменты сериал ловко чередует пугающие и забавные моменты. У авторов сериала очень талантливо получается создавать трогательные моменты из откровенной жути. Взять только одну из финальных сцен с Вещью, где та ползёт к Аддамсам, будучи прикрепленной к другому телу. Пускай это телесный хоррор уровня комиксов, но прелесть «Уэнсдей» как раз в том, что создатели шоу нащупали баланс подростковых сентиментов, стильного нуара и продуманного детектива. Не говоря уже о том, что главные лица сериала — семейка Аддамс — здесь до восторга харизматичные.
Оценка: 8/10
Денис Котляров