Выставка Павла Рыженко: игра на чувствах пробуждает «голос крови»
В Севастополе открылся IX Славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь». Выставка заслуженного художника России Павла Рыженко в театре Лавренева – первая в череде экспозиций. Предательство Николая II в контексте событий Февральской революции 1917 года – в центре внимания автора. Это размышления на холсте об уроках прошлого нашего Отечества, которые с ударной силой играют на чувствах зрителей благодаря продуманной до мелочей композиции.
Николай II не эмигрирует за границу, будет на своей Родиной всегда, забывая временами об отдыхе и сне, как сегодняшней ночью…он со своей семьей, разделяя вместе с Александрой Федоровной каждое мгновение страданий любимого сына и боль за вверенное ему Отечество.
«В этой картине трогательность, нежность, усталость, безысходность. Видите его руки? Они сильно сжаты. А какая печаль в глазах. Он не хочет ничего плохого, так обо всем сожалеет. Посмотрите на цветопередачу — необыкновенное сочетание оттенков. К тому же много внимания уделено деталям. Заметен каждый перелив ткани, как тщательно прорисованы игрушки, бутылочки с водой и лекарствами. А икона в углу… на нее аккуратно падает свет от свечки. Глядя на эту картину, я чувствую большую человеческую боль, как и в той его работе…», — поделилась своими впечатлениями с ForPost-Афиша художница из Джанкоя Наталья Астанькович.
Уверенными шагами, не скрывая волнение, она подходит к другой картине, которая также затронула глубинные струны души. На триптихе изображен солдат с Георгиевским крестом в руках. Он его не сжимает, а смиренно с грустью в глазах держит на раскрытой ладони и просит милостыню.
Внучка мецената, почетного жителя Севастополя, заслужившего уважение на посту городского головы с 1901 по 1908 гг. Алексея Андреевича Максимова, невольно вспомнила прошлое семьи.
Когда-то она ни в чем не нуждалась и помогала нуждающимся: ремонтом и строительством церквей, денежной помощью заключенным, бедным и больным. Алексей Андреевич был крупным благотворителем. Его жену Аполлинарию Сергеевну тоже все знали. Она лично развозила по всем богоугодным заведениям, больницам и тюрьмам молоко, мед, мясо, молоко, овощи фрукты — то, что со временем стало производиться в их усадьбе «Максимова дача».
Однако все изменила революция 1917 года. С приходом «красных» Аполлинарию Cергеевну выселяют из собственного дома, а оставшиеся деньги и драгоценности, как и дачу тоже конфискуют. Женщине приходится забирать внучку из приюта и вместе с ней ходить к стенам Покровского собора, построенного на средства мужа, чтобы просить милостыню.
«Глядя на картину с Георгиевским крестом, на которой мужчина надеется на подаяние, сразу вспоминаю бабушку. Она «кормила» чуть ли не весь Севастополь. Но было и время, когда самой пришлось просить милостыню с моей двоюродной сестрой. Эта работа Павла Рыженко сыграла на моих чувствах. Помню рассказы мамы — как необходимо было продавать то, что очень дорого душе, чтобы выжить. К примеру, на хлеб пришлось поменять печать деда», — вспоминает Наталья Николаевна.
Центральное место на выставке занимает картина «Прощание с конвоем». На улице бушует метель, а в сердцах гвардейцев – совершенно разные чувства. Один — отчаянно падает на колени, другой – словно плачет, третий – со стыдом отводит взгляд в сторону, а кто-то смело смотрит в глаза царю.
Размышления об историческом прошлом Родины привели художника к поиску духовных основ и в творчество органично вошла религиозная тема.
«Я часто путешествую по миру и вижу полотна Павла Рыженко. В афонских монастырях почти в каждой трапезной находятся его работы. Он принят духовенством», — отметил президент форума «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев.
Павла Рыженко уже нет в живых. Он рано ушел из жизни, в 44 года, но успел создать более 200 полотен, многие из которых – монументальные. Выставка работ художника в Севастополе продлится до 10 ноября.
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь.
Павел Рыженко
Татьяна Руснак
Фото автора