Выставка «От Таврики к Крыму через века» разбивает мифы о таврах
Дикари, пираты, варвары? Древнегреческие историки и римские авторы сформировали образ жестоких морских грабителей, рассказывая о таврах. Этот народ называли грозой чужестранцев из-за диких нравов, свирепости и кровожадных ритуалов. Однако пиратство, как предполагают исследователи, вовсе не было главным занятием тавров. У них были свои обычаи и верования. Многие факты культуры этого народа, известные только специалистам, впервые настолько комплексно представлены широкому кругу зрителей на выставке «От Таврики к Крыму через века».
В 2021 году Севастопольский фонд возрождения крымскотатарской культуры имени профессора С.О.Изидинова стал победителем конкурса, объявленного Фондом президентских грантов. В течение года проектная команда собирала и обрабатывала научные тексты о таврах. Выставка «От Таврики к Крыму через века» стала результатом многоплановой работы.
Впервые об уникальной цивилизации мы узнаём от Софокла, а о Таврике — от Гомера. Тавров упоминают отцы истории Геродот и Страбон, а школьники средних классов до сих пор знакомятся с античной легендой о жрице Ифигении, которая была послана в храм богини Артемиды в Тавриде.
Напомним, Геродот описывал тавров как дикий и варварский народ, живущий грабежом и убийством.
При этом более 100 лет археологи ведут исследования этой культуры и находят много подтверждений того, что тавры — обычный народ, похожий на соседние этносы.
«Они занимались и земледелием, и скотоводством, и ткачеством, и кораблестроением, и изготовлением керамики. У них были даже узнаваемые художественно-стилистические особенности керамических изделий. Это говорит о том, что этот народ мог формировать свою собственную культуру», — рассказывает ForPost-Афише руководитель Севастопольского фонда возрождения крымскотатарской культуры имени профессора Изидинова Венера Курмаева.
Проект Фонда Изидинова направлен на популяризацию уникальной таврской культуры, в том числе на развитие исторического туризма в регионе.
Из истории древнего мира мы знаем о таких памятниках древнего зодчества как пирамиды американских индейцев, статуях на острове Пасха и Стоунхендже. При этом такие же древние памятники родного края остались, к сожалению, не охвачены школьной программой.
Но уже достигнута ещё одна задача — создание книги о культуре тавров, которая ломает клише о «диком воинствующем народе», описанном ещё Герадотом и Страбоном. Экземпляры издания получит в подарок Централизованная библиотечная система Севастополя.
Значительная часть усилий команды проекта направлена на формирование базы для возрождения узнаваемой керамики в стилистике заявленной эпохи. Она вполне может стать популярным местным сувениром наряду с балаклавской майоликой или крымскотатарской традиционной вышивкой.
На выставке, проходящей до 27 февраля в кинотеатре «Украина» (ул. Ленина, 35), представлены «реплики» таврских керамических изделий. Здесь упор сделан на использование местных глин и метода изготовления посуды без гончарного круга с лощением. Опираясь на археологические исследования и иллюстрации к научным статьям, авторы передают дух таврских артефактов, их узнаваемый геометрический стиль рисунков и характерную орнаментацию.
Помимо лепной техники и лощения ещё одним характерным признаком посуды было чернение: готовые изделие ставили над огнём, где сгорающий материал выделял густой чёрный дым. Современные мастера называют этот метод восстановительным обжигом.
В орнаменте могли быть зашифрованы пожелания владельцу или общепринятые представления о жизни и вечных истинах. При этом то, что мы сегодня называем орнаментом, в древности часто носило священный знаковый характер, связываемый с культом плодородия и Великой Богиней, Великой матерью всего живого, отвечающей за благополучие, достаток и продолжение рода.
Демонстрация восстановленных фрагментов быта древних жителей Таврики, костюмов, украшений призваны углубить знания древней истории родного края.
Например, представленный костюм шамана к фильму «Недосказанная легенда» — яркая иллюстрация шаблонных взглядов на культуру тавров, основанных на античных свидетельствах.
По сюжету фильма тавры собираются принести в жертву пойманных путешественников — школьников, фантастическим вихрем перенесённых из наших дней в древнюю Тавриду. Фактура, цвет, форма костюма шамана в храме таврской богини Девы отсылают к современным представлениям о дикости и варварстве. Длина одежд и сложный головной убор подчёркивают главенство этого персонажа в сценах. Рядом — костюм жрицы из того же фильма.
А эти представленные образцы одежды таврской семьи — авторский взгляд на внешний облик жителей древней Тавриды.
Перед вами реконструкция исторического костюма, которая открыта для новых дополнений. В основе работы — обнаруженные артефакты, этнографические и исторические свидетельства, аналитические сравнительные исследования соседних с таврами культур.
«От Фонда президентских грантов получили поддержку на масштабирование нашего проекта. А это значит, что он будет продолжен в 2022 году. Планируем больше выставок, мастер-классов по изготовлению керамических изделий, лекций, походов к таврским местам. Кроме того, надеемся, что в этом году нас поддержит музей-заповедник «Херсонес Таврический», где собрана одна из богатейших коллекций предметов таврской культуры», — рассказывает Венера Курмаева.
Поэтому следите за объявлениями на сайте Фонда Изидинова и становитесь причастными к древней культуре тавров уже сегодня.
Татьяна Руснак
Фото автора
Поделиться:
Похожие посты
Каким получился ремейк «Носферату»?
«Кибертакси» — оцениваем душевный спецэпизод «Кибердеревни»
Лучшие российские фильмы и сериалы 2024
Лучшие аниме 2024
Коллаж д
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее