Выразительно и современно: творчество братьев Либа позволит по-новому взглянуть на повседневность
Как передать ощущение цветущего дерева или знойного полдня в чёрно-белой графике? Почему не каждая композиция подойдёт для гобелена? Как не упустить момент, но при этом не стать заложником этюда? Об этом и не только рассказали севастопольские художники Валерий и Виталий Либа. Напомним, совместная выставка братьев проходит до конца мая. В экспозиции вы увидите то, что дорого сердцу каждого севастопольца.
Оба мастера являются членами Союза художников России, выпускниками легендарной Севастопольской художественной школы и Московского полиграфического института, бывшего ВХУТЕМАСА. На выставке представлены новые работы, выполненные за последние 2 года — линогравюры и гобелены. Темы абсолютно разные: начиная от сцен из повседневной жизни и заканчивая событиями, навсегда вошедшими в историю Крыма и России.
За кажущейся простотой сюжетов, обращающих внимание на ускользающие от нашего взора в постоянной спешке детали, стоит трудоёмкая работа. Серию лаконично выполненных изображений в строгой графической форме представил Валерий Либа.
Линогравюра — одна из очень редких форм графики. Порой она требует десятки разных решений. В итоге остаётся лишь одно. Изображение вырезается на линолеуме резцами, после чего на него накатывается типографская краска специальным валиком, и изображение отпечатывается на листе бумаги. Таким методом, только гравируя на дереве, в древности выполняли иллюстрации к книгам. И такую технику невозможно повторить тушью или другими материалами.
Снять оттиск непросто, особенно с больших работ. Для этого нужны специальные станки или недюжинные силы автора. Изображение сушится около двух месяцев и лишь после этого может считаться полностью завершённым. Одно из преимуществ этой трудоёмкой техники — возможность получить несколько копий (максимум 5-6).
«Графика как метаморфоза. Невозможно фотографией заменить метаморфозу. Вы видите линии, фактуры. Отходите на расстояние и у вас возникает образ человека или портрет. Вблизи же это просто абстрактные вещи. Такое превращение вызывает интерес, так как заставляет задуматься», — отмечает Валерий.
Оглянитесь вокруг: многие пространства, наружная реклама перенасыщены цветом. Когда взор обращается к чёрно-белому изображению, то уже вы определяете колорит увиденного, представляя определённые цвета. Кроме того, одну и ту же гравюрную работу сможете каждый раз воспринимать по-новому. На это влияет отсутствие детальных цветовых акцентов.
А в гобеленах без деталей не обойтись, точнее без декоративных элементов (орнамент, узоры, цветы и др.). Они задают тот самый ритм, благодаря которому зритель видит визуально гармоничную композицию.
В наше время ковроткачество в Крыму только возрождается. Обращение к гобелену — дань истории и традициям.
Создание гобеленов не только дорогостоящее. Оно требует большого количества эскизов и вариантов, чтобы подобрать нужный цвет и фактуру.
«Нужно изначально думать о том, как композиция будет выглядеть на ткани, — рассказывает Виталий. — Когда переводишь эскиз в гобелен, то существует определенное количество нитей определённых цветов, множество вариантов пересечения между собой и наложения одной нити на другую — это очень сложная система. Кроме того, работают воспоминания о традициях прошлого. Мы часто смотрим на старинные гобелены (английские и французские), татарские орнаменты. Порой думаешь, как сделать выразительно, но современно».
Если в некоторых техниках цена малейшей ошибки слишком велика, то импровизация в работе с гобеленом только приветствуется. Когда в процессе создания появляются определённые фактуры, автор их усиливает.
Художнику достаточно 1,5 часа, чтобы создать этюд. Для полноценной работы, основанной на собирательном образе, могут потребоваться годы. Да и без насмотренности не обойтись.
Например, идея создания гобелена с совами возникала у Виталия ещё 5-6 лет назад во время путешествия в Стамбул. Именно там автор вдохновился искусством восточных ковров. Возвращаясь из Турции, находясь под впечатлением от увиденных декоративных орнаментов, художник карандашом сделал наброски ковра с совами. Спустя несколько лет Виталий вернулся к своей задумке и нарисовал эскизы — 10 цветовых вариантов. В результате один из них воплощён в гобелене. Его, а также другие работы братьев можно увидеть в штабе «Мы вместе — Севастополь» (ул. Ленина, 39).
Условности, с которыми нужно считаться, многоступенчатый творческий процесс, возможность экспериментировать и использовать ключевые тенденции развития искусства — то, что поддерживает интерес художников и мотивирует искать новые нестандартные решения.
«С одной стороны — труд кропотливый, а с другой — решение должно быть быстрое и остроумное, а не трудоёмкое», — отмечает Виталий.
Французский художник Анри Матисс говорил, что целью искусства, как и архитектуры, является задача делать жизнь людей лучше, создавать для них художественно оформленное пространство. Произведения Виталия и Валерия Либа могут служить украшением любого интерьера, начиная от обычной квартиры и заканчивая большими залами и выставочными пространствами.
Все работы, представленные на выставке, можно приобрести. Экспозиция носит также благотворительный характер. Авторы передадут 30% с вырученной от продажи работ суммы на благотворительную деятельность волонтёрского штаба «Мы вместе — Севастополь».
Татьяна Руснак
Фото Валерия и Виталия Либа
Поделиться:
Похожие посты
Московская неделя моды 2024: лучшие показы
Грязная диета: зачем блогеры едят землю, глину и мел?
Призраки против пришельцев: о чём аниме «Дандадан»
Комедия из Севастополя: Как снимали «Женатого холостяка»
Большой разбор Недели моды в Париже весна-лето 2025
Новости ForPost
- В Севастополе женщина сорвалась с Тигрового мыса и погибла
- В Севастополе свернули платный отдых и рыбалку в заказнике
- В Севастополе частично открыли очень важную развязку
- Севастопольский транспорт способен довести до развода
- Севастопольцам предлагают проститься с летом
- Льготники могут подготовиться к ЕГЭ бесплатно и получить стипендию в СевГУ
- Стометровке в Севастополе грозит массовый снос торговых объектов
- Когда до победы ещё далеко
- Почему Севастополь не торопится из демографической ямы – ForPost «Реактор»
- Севастопольцев просят не «спасать» дельфинов