Вячеслав Зайцев: Отец-основатель советской моды
На 86 году ушёл из жизни кутюрье, покоривший не только Советский Союз, но и Европу. «Красный Диор» творил во времена «железного занавеса», но даже после него остался верен Родине. Вячеслав Зайцев создал более семидесяти коллекций одежды, вдохновляясь русским фольклором и народными мотивами. Сегодня почтим его память, вспомнив нелёгкий жизненный путь одного из самых неординарных и талантливых модельеров.
Жизнь под клеймом
Зайцев вырос в Иваново — промышленном городе, известном своим текстильным производством. В послевоенные годы его семья, как и многие, бедствовала, не доедала. «Одевался я в детстве в то, что отдавали маме соседи. И эта нищета оставила свой отпечаток, недаром я всю жизнь очень бережлив», — признаётся кутюрье в интервью журналу Starhit в 2017 году.
Но это не мешало мальчику интересоваться искусством — он активно пробовал себя в местном театре. «В Иванове я был довольно заметным. В 14 лет сыграл сына главной героини в спектакле «Анна Каренина», где однажды так вошёл в роль, что заснул на сцене прямо во время действия. Подозреваю, что в моём лице погиб великий актёр. Я мечтал стать артистом оперетты. В таком сером городе, каким тогда был Иваново, этот театр был единственной отдушиной. Неудивительно, что меня тянуло в эту «сказку», — вспоминает Зайцев.
Однако сбыться этой мечте было не суждено. Семья будущего модельера считалась «неблагонадёжной». Его отец воевал во время Второй мировой войны, попал в плен, бежал и дошёл до Берлина. Но затем сел в тюрьму как «изменник Родины». Поэтому дети росли под клеймом «врага народа», и многие двери были для них закрыты. «Я мог поступить сначала только в местный химико-технологический техникум. Получив там красный диплом по специальности художник по тканям, поехал в Москву учиться на художника-модельера».
Долой серость!
Жгучее желание выделяться из толпы сопровождало его с ранних лет и до самой старости. В эпоху серой рабочей одежды он приехал в Москву «в бархатных штанах, зелёном жакете с кепкой». «В молодости меня за глаза называли странным. Многие преподаватели в институте недолюбливали. А всё потому, что я любил шокировать. Ярко одеваться… Для меня самое страшное — быть как все», — говорил он журналу «Огонёк» в 2000 году.
В марте 1962 года Зайцев начал работу художественным руководителем «Опытно-технической швейной фабрики «Мособлсовнархоза». Там он руководил производством женской одежды для розничных магазинов Москвы и Подмосковья. Как «мастер напёрстка и иголки» он привлёк к себе внимание в 1963 году. Он разработал изысканную версию телогрейки, юбки в стиле павлово-посадских шалей и разноцветных валенок для колхозников.
В то время как его творения хвалились властями за то, что они «сверкают всеми цветами радуги», его коллекция не была одобрена к производству Методическим советом. По его словам, цвета были слишком яркими и контрастировали с серостью советских будней, где человек не должен был отличаться от остального общества».
«Красный Диор»
В Москве Зайцев устроился в Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, где проработал 13 лет. В эти годы заказы на костюмы полились на него рекой: театр, кино, телевидение, эстрада, большой спорт. Апогеем советской карьеры стало создание формы для сборной России на летних Олимпийских играх в 1980 году. Но на этом кутюрье не остановился и ушёл в небольшое ателье, которое превратил в собственный Московский Дом моды.
Тогда это было абсолютной революцией, ведь ранее ни одному советскому модельеру не разрешалось иметь собственную марку одежды. Его наряды носили не только звёзды, но и высокопоставленные лица: жена тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе, семья Леонида Брежнева и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. А в 2003 году в его платье появилась Людмила Путина.
Расцвет мировой карьеры Зайцева приходится именно на 1980-90е. В 1987 году он представил в Нью-Йорке коллекцию «Тысяча лет со дня крещения России», а в 1988 году по приглашению Марии-Луизы Карвен показал свою коллекцию «Русские сезоны» в Париже. В то же время он поехал в Болгарию на конкурс, одержав победу с коллекцией из синтетических тканей. Ещё один триумф случился в Токио. Там Зайцев стал первым дизайнером, обойдя Донну Каран, Клода Монтану и Ханаэ Мори. В Нью-Йорке он заинтересовал Оскара де ла Рента. А через несколько лет L’Oréal Paris пригласила Зайцева для создания духов Maroussia.
Но самой запоминающейся оказалась встреча с гуру моды Пьером Карденом, которая полностью перевернула его представление о мировых трендах. Он жадно впитывал новые знания, но оставался верен своему уникальному стилю. «Слава» Зайцев одним из первых советских творцов покорил европейские подиумы, за что получил прозвище «Красный Диор».
«Моя душа здесь»
Но даже колоссальный успех «там» не смог затмить любовь Зайцева к Родине и её красоте, которой он всегда вдохновлялся. «Я русский модельер и не мыслю жизни и работы вне своего народа. Мне много раз предлагали переехать на Запад, но моя душа здесь, в России», — говорил он в интервью ТАСС во время своего последнего юбилея.
После пика известности Вячеслав Зайцев продолжал активно работать в фэшн-индустрии, а также стал появляться на телеэкранах. Зрители «нулевых» запомнили его, как ведущего «Модного приговора». Он выступал экспертом-судьёй, который не только разбирался в фасонах и трендах, но и остроумно общался с гостями. Однако спустя несколько лет возраст начал сказываться. Поэтому маэстро уступил своё место другому звёздному знатоку моды — Александру Васильеву.
В феврале 2011 года в программе у Владимира Познера, на вопрос, что бы он изменил в себе, Зайцев ответил: «Только здоровье, всё остальное у меня в норме». Врачи обнаружили у уже далеко немолодого кутюрье прогрессирующую болезнь Паркинсона. Последние годы он всё меньше говорил и почти перестал двигаться.
Вячеслав Зайцев скончался 30 апреля в больнице от внутреннего кровотечения в возрасте 85 лет. Но его имя продолжает жить на подумах и в музеях по всему миру, вызывая восхищение и уважение у современных дизайнеров.
Таисия Сариева
Фото: Getty Images, ТАСС, РИА Новости, vogue.com