Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»
20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: чем глубже копаешь, тем больше азарт. И вновь перед нами замкнутое пространство, и вновь препарирование человеческой психики, и снова давят на болевые точки общества. Однако новая грань эксперимента – это режиссёрский дебют артиста театра Петра Котрова. В инсценировке «Метода Грёнхольма» он задался вопросом: «Есть ли сегодня границы у бесчеловечности?»
За семнадцать лет, которые прошли с момента написания пьесы, в нашем обществе мало что изменилось. Хотя, как посмотреть. По мере того как растёт ритм жизни и наши запросы, система ценностей становится всё менее устойчивой конструкцией, а конкурентная борьба уже вообще не регулируется никакими правилами – ни социальными, ни общечеловеческими.
В пьесе Гальсерана действие разворачивается в офисе крупной корпорации. Четыре кандидата приходят на собеседование, претендуя на должность топ-менеджера. Каждый из них уже хорошо наточил когти для решающей битвы, ведь на кону работа мечты и баснословные деньги. Они готовы практически к любым вопросам и поворотам финального интервью, но никто из них не учёл лишь одного – метода, по которому в компании проводят отбор персонала. Поначалу выполнение заданий руководства напоминает обычную психологическую игру, но метод Грёнхольма – слишком коварная ловушка для психики, чтобы её недооценивать. «Мышеловка» захлопнется в самый неожиданный момент…
Быть конкурентоспособным в современном мегаполисе – это значит быть при полном «обмундировании»: внушительный опыт, профессионализм, лидерские качества, пробивной характер и, что уж там говорить, звериная хватка. Почём нынче самая верхушка социальной лестницы, спросите вы? Скорчив циничную гримасу, мир вам ответит: оплата производится человечностью. И надо сказать, что герои «Метода Грёнхольма» демонстрируют эту страшную истину с завидным усердием. Психологическая игра, затеянная корпорацией, превращается для них в прекрасный тренажёр по оттачиванию своего цинизма и жестокости. Задания, словно искусно подобранные лезвия, вскрывают нутро каждого кандидата.
Самый ужас «Метода Грёнхольма» состоит в том, что эта история наглядно показывает: какой бы вылизанной не была внешняя оболочка, как бы не сияла выглаженная рубашка, процесс разложения человека всё равно не скрыть. Артисты прекрасно воплотили на сцене образы красивых и успешных людей, эдаких хозяев жизни. И, наблюдая за ними, не можешь отделаться от мысли: «Если бы проявление душевных пороков отражалось язвами и воспалениями на теле, то эти представители гламурной элиты к концу собеседования залили бы своим гноем весь кабинет».
Само место действия – словно изолированный от всего мира респектабельный офис – рождает особое восприятие спектакля. Герои предстают как скоропортящиеся продукты своего времени, которое сжало их мир до границ красивой коробки. И, конечно, сохранить в ней будничный товарный вид уже не представляется возможным.
Илья Спинов, Пётр Котров, Владимир Крючков, Светлана Глинка – в этом ансамбле даже сложно кого-то выделить, ибо каждый явил собой определённый типаж современного карьериста, готового идти по трупам ради достижения своей цели. В их исполнении психологическая борьба как-то незаметно обрела очертания кровавого ринга, где действует единственный закон жизни – естественный отбор.
Это страшно. Это жестоко. Но это правда. И поэтому «Метод Грёнхольма» в постановке Петра Котрова не просто офисный психологический триллер, а направленный в самую гущу толпы крик: «Хватит!» Хватит в себе убивать человека, стремясь получить от этого мира всё. Не пора ли выйти из своего «офиса», оглянуться вокруг и понять, что мир и так дал тебе достаточно? Может, пришло время что-то дать ему взамен?
Сентябрь дарит нам откровенно «кричащие» премьеры. То ли это осень со своей меланхолией, то ли просто время такое – хочется кричать о главном…
Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк и Анастасии Румянцевой