«Всё только начинается», — Андрей Уваров о Севастопольском театре оперы и балета

14-12-2021 17:41

Член Союза писателей России Ольга Ковалик побеседовала с заместителем директора Севастопольского театра оперы и балета, народным артистом России Андреем Уваровым. Насколько значим для города проект «Оперные вечера в Севастополе»? И нужно ли севастопольцев «приучать» к опере? Об этом в материале «Губернских Вестей».

Мне довелось видеть Андрея Уварова в спектаклях Большого театра. Однажды я подсмотрела, как с ним и балериной Инной Петровой репетировала великая Марина Тимофеевна Семёнова. Счастливые моменты моей жизни!

Уварова называли принцем и рыцарем Большого театра. Справедливо: он отличался ростом, статью, царственной повадкой, прекрасным открытым лицом. Кто-то сравнил его с Аполлоном Мусагетом.

Действительно, на сцене Андрей предводительствовал над танцовщицами-музами. Его партнёрши, а это все выдающиеся примы русского и зарубежного хореографического театра с 1991 по 2011 год, любили творить с ним пленительный мир спектакля.

Он был одним из любимейших артистов Юрия Николаевича Григоровича. К нему с нежностью относилась Галина Сергеевна Уланова. Свою блистательную карьеру Уваров завершил в день открытия Исторической сцены Большого театра, чарующе исполнив со Светланой Захаровой адажио из «Лебединого озера».

Андрей Уваров и Светлана Захарова. Балет «Серенада» П. Чайковского — Дж. Баланчина. Большой театр. 2007. Фото: Дамир Юсупов

В моей памяти Андрей Иванович остался не просто классическим принцем или романтическим рыцарем, а умным, мудрым и совершенным Мастером. Высокий профессионализм, требовательное отношение к себе, доскональное знание театрального механизма — эти качества привели Уварова на должность управляющего балетной труппой Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. А в 2020 году он назначен заместителем директора Севастопольского театра оперы и балета, который создаётся «с нуля» по поручению президента России В. В. Путина.

Абрис возводимого в центре города-героя театрального здания напоминает парящую над морем чайку. Однако этот символ имеет ещё и глубокий театральный подтекст: в апреле 1900 года А. П. Чехов лично присутствовал на триумфальном представлении своей пьесы «Чайка», которую давали в Севастополе артисты Художественного театра. И происходило это легендарное событие как раз напротив того места, где через несколько лет раскинет свои крылья Театр-Чайка.

О. К. — По-моему прекрасно, что в Севастополе, городе федерального значения, создаётся Государственный театр оперы и балета. Однако отношение местных жителей к этому замечательному начинанию не всегда приветливое. Одни ратуют за устройство на мысе Хрустальный только мемориального комплекса, посвящённого Севастопольской обороне 1941–1942 годов. Другим, в числе которых группа депутатов Законодательного собрания и ретивых общественников, строительство культурного кластера по проекту всемирно известного архитектора Вольфа Прикса кажется «доведённым до абсурда деконструктивизмом» и «проигранной битвой за город».

На мой взгляд, основание музыкального театра на южном берегу Севастопольской бухты, в едином пространстве с мемориалом, укрепит авторитет города-героя как «патриотической столицы России». Ведь любовь к Родине воспитывается не только уважительным отношением к её героической истории, но и гордостью за отечественное искусство.

Судя по гала-концертам мастеров балета и циклу «Оперные вечера в Севастополе» руководство нового театра, не дожидаясь возведения стен, активно формирует свою аудиторию. Думаю, это правильный подход, ибо для столь серьёзного дела, каким является театр оперы и балета, нужна подготовленная публика. Две первые встречи с оперой не хочется называть «лекциями». Получились яркие просветительские программы с участием интересных столичных исполнителей.

А. У. — Действительно, нам удалось создать новую форму представления, которая ранее не практиковалась в театрах. Скажу прямо, камерный формат «Оперных вечеров» не был рассчитан на большой зал. Составленная программа предполагала площадку максимум на двести зрителей. Однако директор Севастопольского драматического театра имени Луначарского Ирина Николаевна Константинова дала нам возможность выступить на главной сцене города в понедельник, когда у артистов выходной день. Так мы расширили исходные рамки нашего проекта. Конечно, для нас это был вызов, но уже первый «Оперный понедельник» показал, что мы на верном пути.

— Севастопольцы с восторгом приняли высокопрофессиональный контент программы. Вторая встреча с оперой произвела ещё более сильное впечатление.

— Мы решили рассказывать об оперном искусстве не в лекционном жанре, как вы правильно заметили, а проводя своеобразный экскурс в оперные истории. В результате получились информационно наполненные концерты, своего рода музыкальные эпиграфы к творчеству великих композиторов разных эпох и стран.

Мы ставим во главу угла оперного проекта просвещение севастопольцев. Впрочем, буквально перед нашей с вами беседой мне сказали, что жители города посчитали слово «просвещать» некорректным и обидным для них.

Солистки МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева и Наталья Зимина. «Оперные вечера в Севастополе». 2021. Фото: Светлана Аввакум

— Недоразумение вызвало не благородное желание «просветить», а заявленное стремление дирекции театра «приучить» севастопольцев к опере. Первое вполне логично, потому что каждый человек, каким бы образованным он ни был, нуждается в постоянном процессе просвещения. А вот второе действительно звучит немного менторски и режет слух. Хотя приучать севастопольскую аудиторию к культуре общения с высоким искусством оперы, балета и симфонической музыки, подчёркиваю, в «живом» исполнении, необходимо. Город-герой, к сожалению, не избалован встречей с коллективами и солистами экстра-класса. 

— Всё только начинается. Для меня лично любое посещение театра, любая коммуникация со сценическим искусством — это просвещение, основанное на глубоком постижении увиденного и услышанного. Если я просвещаюсь, то отчасти и приучаюсь к каким-то ранее не известным мне пластам культуры. То есть последовательность моих действий — приход в театр, стремление к пониманию произведения — связана с процессом учебы. Каждый человек, переживающий встречу с «культурным продуктом», учится, а значит, и самосовершенствуется. Даже «звёзды» в течение своего творческого пути постоянно учатся. Как только артист сказал: «Я всё знаю», на его карьере можно ставить крест. Это точка отсчёта в обратную сторону.

Поэтому мне хочется пожелать всем севастопольцам, и в первую очередь себе самому, неустанно приучаться к великим произведениям искусства, чтобы получить право на оценку мастерства их творцов, которое должно не только доставлять удовольствие, но и просвещать, вести за собой, обогащать духовно.

Преподаватели Московской консерватории Анастасия Черток и Давид Ардуханян и солисты МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. «Оперные вечера в Севастополе». 2021. Фото: Светлана Аввакум

— Вам не кажется, что пора уже осмыслить на высоком экспертном уровне несомненный успех ваших оперных и балетных проектов, обсудить намеченные планы? Возможно, оптимальным будет формат круглого стола, который соберёт в Севастополе ведущих музыкальных критиков и специалистов в области театрального менеджмента, чтобы выработать концепцию репертуарной и просвещенческой политики нового театра оперы и балета, задать искусствоведческий тон и теоретически обосновать значение уже реализуемых замыслов.

— Я всецело поддерживаю эту историю, проведение круглого стола внесено в наши творческие планы. Вообще наш театр активно развивается, поэтому мы готовы осуществлять ещё более значительные проекты. Формат хореографических гала-концертов сохранится, что не мешает нам искать новые пути развития.

Например, мы собираемся поставить полномасштабный классический балет «Корсар» в оригинальном решении, но не покушаясь на классический канон. Далее будем осваивать программы симфонического искусства, вокальные вечера в сопровождении оркестра. И в этом направлении севастопольских слушателей ждут новые формы, которые мы сейчас разрабатываем.

Так что было бы крайне интересно и достаточно продуктивно провести круглый стол на фоне не только перспектив театра, но и результатов нашей деятельности.

Солисты МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова и Дмитрий Кондратков. «Оперные вечера в Севастополе». 2021. Фото: Светлана Аввакум

— Новый 2022 год аудитория Севастопольского театра оперы и балета встречает с предвкушением интересных программ, концертов и спектаклей, которые готовит ваша команда. Признаюсь, мне по душе планов ваших громадьё.

— Мы ждем севастопольцев на третий предновогодний «Оперный вечер», который состоится 20 декабря в театре имени Луначарского. Желаю нашим зрителям любви и мира.

Источник: sevgv.ru

Заглавное фото: Дамир Юсупов

Loading



Андрей Уваров, балет, опера, Севастопольский театр оперы и балета,

Поделиться:

Похожие посты

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Цирк, опера и мармелад: какие тренды предсказывает Pinterest в 2026 году

Онлайн-платформа Pinterest представила ежегодный отчёт Pinterest Predicts, в котором предсказывает тренды 2026 в культуре, дизайне и моде. Изучили выводы и рассказываем, что с большой вероятностью станет модным в следующем году.
Обложка: Pintere

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

Новости ForPost

Метки

Театр имени Луначарского Balenciaga изоляция Херсонес Таврический Dior Российские сериалы Фильмы 2025 поп-музыка Театральная улица Модный показ фильмы 2023 коронавирус живопись игры мультфильмы 2023 балет Психо Дель Арт афиша Севастополь рэп театр драмы "Психо Дель Арт" "Кинопоиск" поэзия Тейлор Свифт сериалы 2025 сериалы 2024 Новый год театр Луначарского Клим Шипенко Мода фильмы 2024 Российские сериалы 2025 карантин российские фильмы музыка СевТЮЗ Афиша Севастополя выставки музыка 2024 детектив музыка 2023 комедия День Победы аниме 2025 Конкурс "Живая классика" рецензия Дворец культуры рыбаков выставка Херсонес хоррор сериалы 2023 художники Севастополь Крым современное искусство Музей-заповедник "Херсонес Таврический" обзор аниме скандал K-pop мультфильмы фильмы ужасов опера Гарри Поттер мультфильмы 2024 Билли Айлиш СЦКиИ Неделя моды спектакли аниме 2024 мастер-классы Севастопольский театр оперы и балета театр ДКР Аниме фэнтези куда сходить Григорий Лифанов арт-отель "Украина" спектакль 9 мая Netflix искусство Александр Петров Большой севастопольский офицерский бал фестиваль BLACKPINK Хаяо Миядзаки игры 2023 Неделя моды в Париже мода и стиль Обзор фильмы музыка 2025 Charli XCX праздник игры 2024 Игры 2025 концерт книги Севастопольский ТЮЗ кино