«Всё, что казалось незыблемым – рухнуло», – Григорий Лифанов о работе над «Месяцем в деревне»

30-11-2020 21:02

Театр живёт! Несмотря на введённые запреты на проведение массовых мероприятий, театр активно продолжает свою работу. В Севастопольском русском академическом драматическом театре имени Луначарского готовят премьеру – спектакль «Месяц в деревне» по известной пьесе Ивана Сергеевича Тургенева. Репетиции идут полным ходом, актёры детально прорабатывают роли, углубляясь в тургеневские образы.

О том, как идёт работа над постановкой, нам рассказал главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского Григорий Лифанов.

Григорий Алексеевич, в нынешней ситуации путь спектакля к своему зрителю очень непрост. Ведь насколько знаю, театр планировал выпустить эту премьеру ещё в июне.

– Да, желание взяться за пьесу Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне» возникло давно. И всё, как казалось, к этому благоволило: в нашем театре исключительно талантливая труппа, артисты, которым под силу воплотить самый тонкий и глубокий психологический рисунок, замечательные художники и уникальные цеха. Но, действительно, наверное, каждое произведение желает быть воплощённым в наиболее подходящее для него время.

Мы начали работу над «Месяцем в деревне» ещё в «доковидном» январе, когда о масштабах грядущей пандемии ещё никто не подозревал. И должны были выпустить премьеру в июне. Но вскоре всё, что казалось незыблемым – планы и графики репетиций, привычный ход театральной жизни – рухнуло. И мы вдруг поняли, что оказались в положении тургеневских героев, в размеренные и предсказуемые будни которых вдруг ворвалась разрушительная стихия.

Произведения Тургенева поднимают немало животрепещущих тем. На чём вы делали акцент в своём спектакле?

– Тема хрупкости, уязвимости мира – особенно, внутренней вселенной человека – в пьесе Тургенева вышла для нас на первый план. В буквальном смысле за один месяц в деревне рушится всё, что герои создавали и хранили годами. Да что там! То, что в человека вкладывали поколения его предков, вдруг в один момент сгорает, становится горсткой пепла. Страсть, которая охватывает главную героиню, меняет не только её, но и всех, кто вольно или невольно попадает в этот неуправляемый поток. Наталья Петровна из действующего лица превращается в ошеломлённого наблюдателя за тем внутренним процессом в себе, который она не может осознать, предсказать, направить. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет», – пьеса Тургенева полна пушкинских мотивов. И всё – абсолютно в реалиях сегодняшнего дня.

Не помню, кто сказал: «Реальная беда приходит не с той стороны, откуда её ждешь. Реальная беда непредсказуема». Это, пожалуй, очень созвучно тому, что будет происходить на сцене.

Именно так. Даже пленительный и гармоничный мир романтической «кружевной» деревни в любой момент может преобразиться и стать враждебным, небезопасным. Эту идею, на мой взгляд, очень точно воплотила в сценографии спектакля Наталья Лось: ажурные арки, словно живая изгородь, и защищают – и ранят. Впервые мы используем в решении пространства спектакля второй «накладной» круг: благодаря этому возникает зримая иллюзия разнонаправленного движения людей на сцене, герои как бы стремятся идти друг к другу – но только отдаляются. Жизнь вдруг идёт не по часовой стрелке, а вскачь, непредсказуемо, не подчиняясь привычным законам.

Представляю, какие нужны ресурсы, – душевные и человеческие – чтобы все тургеневские смыслы звучали со сцены пронзительно и убедительно. Вам в очередной раз повезло с командой?

Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ (в прошлом году мы подали проект спектакля «Месяц в деревне» на соискание Гранта и выиграли его), театр имеет возможность привлечь к сотрудничеству замечательных специалистов. Это художник по костюмам Ника Брагина (зрители помнят её работы в «Мастере и Маргарите», «Анне Карениной»), художник по свету Владимира Коваленко (мы вместе создавали спектакль «Бесы»), блистательный московский хореограф Ольга Зотова, композитор и аранжировщик Александр Жемчужников (прошлогодний концерт его «Другого оркестра» с артистами театра севастопольцы с восторгом вспоминают по сей день). Огромную работу проделали артисты по освоению французского текста – и в этом нам очень помогла севастопольский педагог Светлана Матевосова.

Расскажите о дебютантах театра в этой постановке.

В спектакле одни из главных ролей доверены выпускникам Ярославского государственного театрального института Максиму Веселову (Алексей Беляев) и Виктории Мулюкиной (Верочка). Молодые артисты приняты в труппу в конце июня этого года, но за короткое время уже успели влюбить в себя севастопольцев. Работу Максима и Вики зрители оценили ещё в премьерном спектакле Античного театра «Отравленная туника». Это первые значительные и сложные роли на основной сцене. Могу сказать только, что это люди абсолютно одной с нами «группы крови» – ищущие, мыслящие, очень одарённые и невероятно трудоспособные.

При этом мы видим, что к нам пришло новое поколение артистов, смело принимающих любые профессиональные вызовы, достаточно закалённых, заточенных на испытания. Максим Веселов – ещё и очень талантливый поэт. Этот его дар мы бессовестно использовали в спектакле (смеётся): он – автор стихов студента Беляева. А вокальные данные этого молодого артиста зрители могли оценить в спектакле «Анна Каренина», где Максим исполняет роль Тушкевича. Кстати, тем, кому полюбился новый Вронский – Виталий Омельченко – предстоит новая встреча с этим исполнителем в «Месяце в деревне»: у Виталия здесь небольшая, но яркая роль.

Кого ещё увидят севастопольцы в премьерном спектакле?

В «Месяце в деревне» поистине звёздный состав. Роль Натальи Петровны исполняют две актрисы – Татьяна Сытова и Валентина Огданская. Так что у зрителей, мы надеемся, будет желание посмотреть оба варианта премьеры. В спектакле заняты заслуженные артисты Украины Людмила Шестакова, Анатолий Бобёр, Юрий Корнишин, заслуженный артист Республики Крым Геннадий Ченцов, заслуженный артист Севастополя Евгений Чернорай, артисты Галина Тигонен, Сергей Колокольцов, Галина Пятигорец, Анастасия Жаднова.

Премьера спектакля состоится 3 декабря. Без восторженных глаз, без аплодисментов, без аншлага… Пока. Но, истосковавшись по зрителю, театр с любовью откроет двери для публики, как только появится такая возможность и долгожданная встреча будет особенно тёплой.

Анна Корнилова

Фото автора

Loading



"Месяц в деревне", Иван Тургенев, театр Луначарского,

Поделиться:

Похожие посты

«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!

Зимний сезон отечественных премьер стартует бодро: на KION вышел сериал «Первый номер». В нем заносчивый проспиртованный писатель, ничего не знающий о моде, должен перезапустить глянцевый журнал. Кого мы увидим в первых эпизодах, кто послужил прототи

«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?

В мировой прокат вышла музыкальная картина Джона М. Чу «Злая: Сказка о ведьме Запада» — адаптация культового бродвейского мюзикла. О чем фильм, кто снялся в киноадаптации, когда ждать продолжения, как отзываются критики и ждёт ли нас второй «Барбигей

Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома

С 26 ноября в VK Видео можно увидеть спектакли Большого театра в прямом эфире. Трансляции приурочены к фестивалю «Наш Мусоргский. Из глубины…» в честь 185-летия со дня рождения композитора. Подробнее в нашем материале.
Подробнее

Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки

В канун двадцатилетия мультфильма «Ходячий замок» от студии Ghibli, его снова покажут в российском прокате. За эту работу Хаяо Миядзаки получил награду Венецианского кинофестиваля, номинации на премии «Оскар» и «Сатурн». В честь этого разбираемся: по

«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»

90-е по-прежнему не отпускают отечественных режиссеров. Спустя год после выхода успешного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» онлайн-кинотеатр START запустил новый проект со схожей тематикой — «Дети перемен». О чем новая история про «лихие» год

Новости ForPost

Метки

Александр Петров K-pop Большой севастопольский офицерский бал спектакли Севастопольский театр оперы и балета Андрей Маслов Психо Дель Арт балет Херсонес ДКР Херсонес Таврический фильмы 2024 карантин выставка кино Обзор Севастополь фестиваль «Природа Искусства» День Победы живопись Балаклава творчество Гарри Поттер рецензия Григорий Лифанов мастер-классы афиша Севастополь Новый год мультфильмы 2023 Валерий Либа театр Тейлор Свифт ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр имени Луначарского СевТЮЗ художники изоляция куда сходить Фестиваль «Таврида — АРТ» арт-отель "Украина" Конкурс красоты музыка 2024 музыка 2023 книги поэзия Российские сериалы Виталий Либа Санкт-Петербург спектакль Музей-заповедник "Херсонес Таврический" хоррор Севастопольский ТЮЗ концерт сериалы 2023 Клим Шипенко выставки СЦКиИ Balenciaga Модный показ поп-музыка День ВМФ Аниме Мода Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты фестиваль фильмы мода и стиль мультфильмы 2024 мультфильмы Театр Лавренёва Дворец культуры рыбаков Крым искусство Театральная улица коронавирус театр драмы "Психо Дель Арт" праздник аниме 2024 Louis Vuitton Театр им. Кукол опера игры 2024 театр Луначарского Неделя моды сериалы 2024 «Оперные вечера в Севастополе» 9 мая Неделя моды в Париже "Кинопоиск" Музей обороны Севастополя фильмы 2023 Dior Сергей Безруков музыка Золотая балка игры 2023 российские фильмы Netflix Афиша Севастополя