«Всё, что казалось незыблемым – рухнуло», – Григорий Лифанов о работе над «Месяцем в деревне»
Театр живёт! Несмотря на введённые запреты на проведение массовых мероприятий, театр активно продолжает свою работу. В Севастопольском русском академическом драматическом театре имени Луначарского готовят премьеру – спектакль «Месяц в деревне» по известной пьесе Ивана Сергеевича Тургенева. Репетиции идут полным ходом, актёры детально прорабатывают роли, углубляясь в тургеневские образы.
О том, как идёт работа над постановкой, нам рассказал главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского Григорий Лифанов.
– Григорий Алексеевич, в нынешней ситуации путь спектакля к своему зрителю очень непрост. Ведь насколько знаю, театр планировал выпустить эту премьеру ещё в июне.
– Да, желание взяться за пьесу Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне» возникло давно. И всё, как казалось, к этому благоволило: в нашем театре исключительно талантливая труппа, артисты, которым под силу воплотить самый тонкий и глубокий психологический рисунок, замечательные художники и уникальные цеха. Но, действительно, наверное, каждое произведение желает быть воплощённым в наиболее подходящее для него время.
Мы начали работу над «Месяцем в деревне» ещё в «доковидном» январе, когда о масштабах грядущей пандемии ещё никто не подозревал. И должны были выпустить премьеру в июне. Но вскоре всё, что казалось незыблемым – планы и графики репетиций, привычный ход театральной жизни – рухнуло. И мы вдруг поняли, что оказались в положении тургеневских героев, в размеренные и предсказуемые будни которых вдруг ворвалась разрушительная стихия.
– Произведения Тургенева поднимают немало животрепещущих тем. На чём вы делали акцент в своём спектакле?
– Тема хрупкости, уязвимости мира – особенно, внутренней вселенной человека – в пьесе Тургенева вышла для нас на первый план. В буквальном смысле за один месяц в деревне рушится всё, что герои создавали и хранили годами. Да что там! То, что в человека вкладывали поколения его предков, вдруг в один момент сгорает, становится горсткой пепла. Страсть, которая охватывает главную героиню, меняет не только её, но и всех, кто вольно или невольно попадает в этот неуправляемый поток. Наталья Петровна из действующего лица превращается в ошеломлённого наблюдателя за тем внутренним процессом в себе, который она не может осознать, предсказать, направить. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет», – пьеса Тургенева полна пушкинских мотивов. И всё – абсолютно в реалиях сегодняшнего дня.
– Не помню, кто сказал: «Реальная беда приходит не с той стороны, откуда её ждешь. Реальная беда непредсказуема». Это, пожалуй, очень созвучно тому, что будет происходить на сцене.
– Именно так. Даже пленительный и гармоничный мир романтической «кружевной» деревни в любой момент может преобразиться и стать враждебным, небезопасным. Эту идею, на мой взгляд, очень точно воплотила в сценографии спектакля Наталья Лось: ажурные арки, словно живая изгородь, и защищают – и ранят. Впервые мы используем в решении пространства спектакля второй «накладной» круг: благодаря этому возникает зримая иллюзия разнонаправленного движения людей на сцене, герои как бы стремятся идти друг к другу – но только отдаляются. Жизнь вдруг идёт не по часовой стрелке, а вскачь, непредсказуемо, не подчиняясь привычным законам.
– Представляю, какие нужны ресурсы, – душевные и человеческие – чтобы все тургеневские смыслы звучали со сцены пронзительно и убедительно. Вам в очередной раз повезло с командой?
– Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ (в прошлом году мы подали проект спектакля «Месяц в деревне» на соискание Гранта и выиграли его), театр имеет возможность привлечь к сотрудничеству замечательных специалистов. Это художник по костюмам Ника Брагина (зрители помнят её работы в «Мастере и Маргарите», «Анне Карениной»), художник по свету Владимира Коваленко (мы вместе создавали спектакль «Бесы»), блистательный московский хореограф Ольга Зотова, композитор и аранжировщик Александр Жемчужников (прошлогодний концерт его «Другого оркестра» с артистами театра севастопольцы с восторгом вспоминают по сей день). Огромную работу проделали артисты по освоению французского текста – и в этом нам очень помогла севастопольский педагог Светлана Матевосова.
– Расскажите о дебютантах театра в этой постановке.
– В спектакле одни из главных ролей доверены выпускникам Ярославского государственного театрального института Максиму Веселову (Алексей Беляев) и Виктории Мулюкиной (Верочка). Молодые артисты приняты в труппу в конце июня этого года, но за короткое время уже успели влюбить в себя севастопольцев. Работу Максима и Вики зрители оценили ещё в премьерном спектакле Античного театра «Отравленная туника». Это первые значительные и сложные роли на основной сцене. Могу сказать только, что это люди абсолютно одной с нами «группы крови» – ищущие, мыслящие, очень одарённые и невероятно трудоспособные.
При этом мы видим, что к нам пришло новое поколение артистов, смело принимающих любые профессиональные вызовы, достаточно закалённых, заточенных на испытания. Максим Веселов – ещё и очень талантливый поэт. Этот его дар мы бессовестно использовали в спектакле (смеётся): он – автор стихов студента Беляева. А вокальные данные этого молодого артиста зрители могли оценить в спектакле «Анна Каренина», где Максим исполняет роль Тушкевича. Кстати, тем, кому полюбился новый Вронский – Виталий Омельченко – предстоит новая встреча с этим исполнителем в «Месяце в деревне»: у Виталия здесь небольшая, но яркая роль.
– Кого ещё увидят севастопольцы в премьерном спектакле?
– В «Месяце в деревне» поистине звёздный состав. Роль Натальи Петровны исполняют две актрисы – Татьяна Сытова и Валентина Огданская. Так что у зрителей, мы надеемся, будет желание посмотреть оба варианта премьеры. В спектакле заняты заслуженные артисты Украины Людмила Шестакова, Анатолий Бобёр, Юрий Корнишин, заслуженный артист Республики Крым Геннадий Ченцов, заслуженный артист Севастополя Евгений Чернорай, артисты Галина Тигонен, Сергей Колокольцов, Галина Пятигорец, Анастасия Жаднова.
Премьера спектакля состоится 3 декабря. Без восторженных глаз, без аплодисментов, без аншлага… Пока. Но, истосковавшись по зрителю, театр с любовью откроет двери для публики, как только появится такая возможность и долгожданная встреча будет особенно тёплой.
Анна Корнилова
Фото автора
Поделиться:
Похожие посты
«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!
«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
Новости ForPost
- В Севастополе жители дома взяли торговцев в железные сети
- Что остановит нашествие алкоголиков на Севастополь?
- Севастопольская культура прирастет металлодетекторами и антитеррористическим спектаклем
- Севастопольцам приходят штрафы за нарушения полуторагодовой давности
- Экс-заместитель Развожаева бывший вице-губернатор Горлов отказался участвовать в апелляции
- Севастополец Андрей Шульга умер в госпитале после ранения в боях на Курском фронте
- Балаклавскую бухту в Севастополе продолжат закрывать с моря
- В Севастополе объяснили рост цен
- Жители севастопольского дома боятся заходить в лифты
- Во сколько обошлась Севастополю «Избушка рыбака»