«Встретимся в пути»: о фильме Хлои Чжао «Земля кочевников»

29-03-2021 20:09

Два качества, которые определяют фильм «Земля кочевников»: умный и человечный. И если ум и человечность всё ещё высоко ценятся, это вселяет надежду.

В российском кинопрокате идёт тихое и печально-счастливое кино от режиссёра Хлои Чжао. Непривычно сдержанный и неброский для жанра роуд-муви фильм «Земля кочевников» появился на свет благодаря женскому трио. Нон-фикшн-исследование Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века» вдохновило выдающуюся актрису Фрэнсис МакДорманд на создание сценария. Она же стала продюсером и исполнительницей главной роли в ленте молодой талантливой китаянки Хлои Чжао. Между прочим, все условия для получения «Оскара» по новым правилам Американской киноакадемии (женщины и этнические меньшинства) – соблюдены. Но это к слову.

Конечно же, «Оскара» картине прочат не за это.

«Золотой лев» и «Золотой глобус» уже в копилке создателей этой ленты. В шести номинациях фильм поборется за «Оскара» в ближайшие дни. И, в общем-то, это странно…

Казалось бы, фильм малобюджетный, совсем недорогой. И он был бы камерным – если бы, конечно, не грандиозные пейзажи, на фоне которых разворачивается действие. На первый взгляд, фильм-то скучноватый. Там некрасивые люди живут некрасивой жизнью, полной бытовых неурядиц. Более того, это никакие не хиппи, не битники, а… страшно сказать, они работяги!

«Я работящая», — отвечает Фёрн, когда ей говорят, что работы нет, а её возраст позволяет оформить пенсию. Как вообще такое можно смотреть (особенно после Ренаты Литвиновой)?!

Но ведь что-то заставляет кинокритиков в один голос хвалить этот фильм буквально за всё: за режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу и актёрскую игру, в особенности Фрэнсис МакДорманд.

Фото: filmatik.ru

«Свобода, красота мира, единение с землёй», — то, что привлекает героев киноленты в кочевом образе жизни. Но всё-таки, что же должно привлечь нас, зрителей, в самом фильме? Ведь не экзотика сама по себе. Да, психология кочевой жизни интересна, но многие ли из нас увидят в ней что-то для себя близкое? Возможно, тут есть второе дно.

О сюжете фильма говорить не хотелось бы – об этом много написано, к тому же, должна остаться какая-то интрига. Поэтому коснёмся лишь некоторых деталей, которые могли бы послужить флажками на карте смыслового ландшафта.

С первых минут нас вводят в особый мир – мир гигантского производства. Громадные площади с машинами и конвейерами по грандиозности соперничают с природными пейзажами и навевают воспоминания о плантациях в рабовладельческой Америке. Только трудятся на этих плантациях не чёрные, а, по большей части, белые. Бывшие белые люди.

Главная героиня – немолодая женщина по имени Фёрн – потеряла мужа и пытается как-то жить дальше. Ей пришлось продать большую часть имущества и купить фургончик по имени «Авангард» (она сама его так назвала), дом на колёсах. В нём можно жить и искать сезонную работу по всей стране.

Действительно ли этот фильм – о кочевниках, людях, которым ничего не стоит всё бросить, сорваться и укатить в поисках свободы и красоты мира? А вот не совсем.

Дело в том,  что речь в нём идёт о реальных фактах. Был в штате Невада такой городок Эмпайр. В достопамятном 2008 году градообразующее предприятие городка – гипсокартонная фабрика – закрылось, и даже аннулировало почтовый индекс города. А это значит, город перестал существовать, его жители – сотрудники предприятия и их семьи – оказались в прямом смысле на улице.

«Мама говорит, вы теперь бездомная

«Нет, у меня просто нет постоянного жилья – это ведь не одно и то же…»

И речь идёт ни больше ни меньше как о гибели Империи (Эмпайр – Empire – Империя).  Случайно ли это? В таких «тихих» фильмах ничего случайного не бывает. Это кино разреженного воздуха, и каждая крохотная деталь в нём работает на идею фильма.

Фото: lifehakersha.ru

Нет, не о кочевниках это кино. А о двух мирах, противостоящих друг другу. О мире человеческом и мире античеловеческом. Последний – увы, это наша цивилизация. Не просто так появились и «рабовладельческие плантации».

Фёрн встречает на своём пути много разных людей, таких же странников, как и она сама. Все они оказались «за бортом» в своей стране. Каждый рассказывает свою историю. Фёрн находит поддержку среди этих людей. В свою очередь, помогая новым друзьям, поддерживая их, она и сама получает исцеление от тех душевных ран, от которых уже и не надеялась оправиться.

Тема дружбы проходит через всю ленту – люди оставшиеся людьми дорожат друг другом. Но это дружба без привязанностей, дружба встреч и расставаний с полным доверием к судьбе, с верой в новую встречу.

Эпизод с собакой, которую Фёрн подбодрила, но взять с собой не смогла, довершает этот образ – дружбы без привязанностей. Мы – странники в этом мире.

В пути Фёрн встречает человека, который объединил вокруг себя других «кочевников» и стал их «вдохновителем». Его зовут Боб Уэллс, и это тоже реальная личность: Боб сыграл в фильме сам себя, как и большинство других непрофессиональных актёров. Боб говорил своим друзьям такие речи:

«Самое странное, что мы не просто принимаем тиранию рынка, тиранию доллара, но мы принимаем её с радостью. Мы с радостью надеваем ярмо тирании доллара, и, сами того не осознавая, живём с ним всю нашу жизнь… Как по мне, «Титаник» уже идёт ко дну, и экономика меняется. И моя задача предоставить вам спасательные шлюпки и взять на них как можно больше народу».

И мы снова убеждаемся: это не о кочевниках! Гибель Империи, тонущий «Титаник», спасательные шлюпки… И – как разнятся эти «работящие» с теми, кто на заре прошлого века из первого доллара сделал свой «первый миллион».

И тогда следующий вопрос: а кто же рабы? Те, кто разъезжает в своих фургонах и трудится в качестве винтиков на том или ином предприятии? Или те, другие?

Волею случая Фёрн приезжает к своей сестре. И там, «в кругу семьи» завязывается интересный разговор.

«Занялся недвижимостью. Дела идут в гору, цены растут – 2012 – удачный год. Хотелось бы иметь достаточно денег, чтобы всё скупить в 2008 и продать сейчас. Недвижимость – это беспроигрышное вложение», — хвалится успехами шурин.

Но почему-то Фёрн не может его за это похвалить. «Не хочу тебе перечить, но, боюсь, мне придётся. Странно, что вы побуждаете людей вкладывать все свои сбережения и влезать в долги, чтобы купить дом, который им не по карману».

«Фёрн, это довольно ограниченный взгляд на нашу работу…»

«И в чём же это, Джордж?»

«Не все люди могут вот так всё бросить и уехать…»

«Бросить всё и уехать! Вот что я, по-твоему, сделала! Бросила всё, чтобы бродяжничать?! Джордж, так получается?!»

 Фото: news.myseldon.com

И ещё раз: это не фильм о бродягах. Это фильм о тех, кого обманули вот эти, которые прекрасно живут в своих домах и с радостью отдаются тирании доллара.

«А вот я думаю, что жизнь кочевников не слишком отличается от жизни первопроходцев. Фёрн поддерживает американские традиции, и это здорово», — пытается сгладить конфликт сестра.

Спасательные шлюпки, первопроходцы, «Авангард»…

Сестра приглашает Фёрн остаться жить у них. Видя, что её попытка не возымела успеха, она решается сказать ей важные слова: «Когда ты была подростком, ты казалась окружающим несколько эксцентричной. Но это было потому, что ты всегда была смелее и честнее других. И ты часто видела то, что я пыталась скрыть ото всех. Иногда даже раньше, чем я замечала это сама. Когда ты уехала, в моей душе осталась пустота».

И вот почему хочется смотреть этот фильм. Героиня странствует не потому, что она «кошка, гуляющая сама по себе» или человек, противопоставляющий себя обществу в отстаивании собственной «свободы» и «независимости». А потому, что она – смелее и честнее других. И эти качества помогли ей стать проницательной. И действовать в соответствии с тем, что она видит.

А она видит не только пространство, которого в фильме много, и дышится в нём широко. Она видит время и возвращает нас к его истокам. Откуда пошла Америка – не как земля невообразимо древнее стоящей на ней «Империи», а как общность людей, плывущих на «Титанике»? Она пошла из старой доброй Англии. А когда будущему угрожает гибель, человек невольно обращается к прошлому.

Вот Фёрн читает молодому бродяге сонет Шекспира: «Я с летним днём сравнить тебя готов»… А вот за рулём напевает старинную английскую песенку дошекспировских времен: Greensleeves («Зелёные рукава»).

И она не прибивается к берегам не потому, что такая уж «неприкаянная». Просто она честнее, смелее и дальновиднее многих других. Примкнуть к миру людей, скупающих недвижимость у ближних, которым меньше повезло, для Фёрн немыслимо. Её верный Авангард поможет ей увидеть красоту Божьего мира и поддержать на этом пути других. Тех, кто хочет смотреть. Эта земля – земля кочевников: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кажется, и этот смысл заложен в самом названии фильма.

Кочевники не говорят друг другу «goodbye», так как это слово вносит некую окончательность. I see you down the road, — говорят они друг другу. «Встретимся в пути!»

Наталья Барышева

Заглавное фото: esquire.ru

 437 Всего просмотров



«Земля кочевников», кинорецензия, Хлоя Чжао,

Поделиться:

Похожие посты

Лучшие российские пиротехники раскрасили небо над акваторией Севастопольской бухты

Кульминацией празднования Дня России в Севастополе стало свето-пиротехническое шоу, которое показало главные вехи истории города-героя и сопровождалось музыкальными произведениями разных эпох. Уникальное представление впервые состоялось в Севастополе

От комедии до трагедии: Античный театр открывает летний сезон

На следующей неделе в Античном театре Херсонес Таврический открывает очередной театральный сезон! Летними вечерами зрители смогут почувствовать себя жителями древнегреческого города и насладиться проникновенной игрой артистов под открытым небом. В ию

Лакомство ЗОЖников и жевательный лёд для взрослых: в Севастополе пройдёт фестиваль мороженого

День России и День города в Севастополе будут «вкусными» во всех отношениях. Помимо зрелищных мероприятий жителей и гостей города ждёт Фестиваль мороженого. Подобный праздник проводится у нас впервые. Участники ярмарки намерены удивить самым разнообр

В той же тональности, как история с Эйфелевой башней — Андрей Уваров о театре оперы и балета

Народный артист России, премьер Большого театра Андрей Уваров считает, что архитектурное решение Севастопольского государственного театра оперы и балета сблизит исторический и современный облик города. Об этом он рассказал в интервью ForPost. Кроме т

Фестиваль военных оркестров и выступление Пелагеи: как в Севастополе отметят День России и День города

День России и День города жители и гости Севастополя будут отмечать несколько дней. Четвёртый всероссийский фестиваль военных оркестров, театрализованные плац-концерты, свето-пиротехническое шоу, выступления танцоров, ди-джеев, спортивные активности,

Новости ForPost

Метки

онлайн-марафон Фёдор Достоевский дети Живая классика Психо Дель Арт Севастопольский офицерский бал карантин Молодёжь Эрмитаж Херсонес Россия арт-отель "Украина" кинофестиваль Святой Владимир художники 9 мая Дворец культуры рыбаков Театральная улица театр танца Вадима Елизарова музыка мастер-классы фестиваль Григорий Лифанов Опера в Херсонесе группа Ленинград Золотая балка Лев Толстой выставка поэзия 75 лет Победы День ВМФ Крымский военно-исторический фестиваль праздник современное искусство Картины Крымская весна История коронавирус Конкурс красоты Сергей Шнуров День рыбака театр Театр имени Луначарского Сергей Безруков книги Санкт-Петербург Бесы Динопарк благотворительность СЦКиИ Международный день танца Фонд «Живая классика» VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» День Победы Клим Шипенко Херсонес Таврический Театр им. Кукол Большой севастопольский офицерский бал ДКР Музей-заповедник "Херсонес Таврический" конкурс спектакли #WineFest Мастер и Маргарита Севастополь художник Конкурс "Живая классика" концерт Великая Отечественная война творчество пандемия изоляция искусство Анна Каренина Федюхины высоты Афиша Севастополя Михаил Булгаков живопись кино Море Крым театр Луначарского фильмы Музеи онлайн балет Балаклава вокал самоизоляция Севастопольский ТЮЗ Достоевский опера театр драмы "Психо Дель Арт" СевТЮЗ шоу Ольга Панкратова открытие сезона выставки Александр Петров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник спектакль кинорецензия