Все страхи Бо: смешно, страшно, сложно
Уже сегодня в кинотеатрах страны стартует прокат новой картины Ари Астера, «Все страхи Бо». Режиссёр прославился своим умением снимать в жанре слоу-хоррор — чего стоит «Солнцестояние»! Однако в этот раз в ход пошли эксперименты. Ужасами не обошлось: к ним Астер ловко примешал комедию. Голый зад Хоакина Феникса, 3 часа психотравм и редкостная чернуха — стоит ли смотреть? В деталях разбиралась ForPost-Афиша.
Главный герой Бо Вассерман (Хоакин Феникс) вот уже 48 лет боится всего. Для него окружающий мир полон опасностей: в эклерах спрятаны ножи, а пищевые красители вызывают рак. Но в один не самый прекрасный день Бо вынужден выйти из зоны комфорта, и отправиться в опасное приключение.
Бо-диссея
Сюжет построен на том, что Бо стремится вернуться домой. И, словно герою древнегреческого произведения, ему предстоит пройти через несколько испытаний. Тематически фильм разделён на четыре части, каждая из которых представляет собой, по сути, отдельное произведение. Воедино их связывает лишь сам Бо.
Первая история, как и само приключение, начинается в квартире главного героя. Вассерман готовится к поездке в дом матери — вместе они должны отметить годовщину гибели отца. Сборы идут из рук вон плохо: всю ночь соседи шумят, Бо закидывают записками с угрозами, а утром кто-то ворует его ключи от входной двери.
Здесь мы впервые знакомимся с одной из главных черт характера Бо — нерешительностью. Он пасует перед любой трудностью, не может заявить о себе. Ситуация доходит до абсурда, когда Бо пытается выйти в магазин за водой. Его квартиру оккупируют местные бродяги и преступники, а герой отрешённо смотрит на их «вечеринку» сквозь окно, и спит на строительных лесах.
Но откуда в Бо такое катастрофическое неумение постоять за себя, принять решение? Чтобы найти ответ на этот вопрос, зрителю придётся отсидеть все 3 часа киносеанса.
Нарцисс — горе в семье
Мы не будем томить, и раскроем все карты сразу: дело в матери. Астер раскрывает её образ очень медленно, а потому чудовищный характер Моны Вассерман вырисовывается в голове зрителя этапами. Так, когда мы впервые узнаём о ней, психотерапевт Бо закидывает нам «удочку» на будущее. «Вы желаете смерти своей матери?», — спрашивает он у главного героя.
Как выясняется по ходу фильма, Мона — не просто обидчивая женщина. Она деспотична, не боится лгать Бо, и часто запугивает его. Всё это Мона называет проявлениями любви, которую она «выскребала» из своего сердца. Естественно, от бедного Бо она требует взаимности. Однако, как бы он не старался, угодить матери не получается. Поэтому сын строит всю свою жизнь, опираясь на желания и выборы Моны, и постоянно испытывает навязанное чувство вины.
Извечный вопрос
Вообще, Ари Астер ставит проблему отцов и детей (а если быть точным, МАТЕРЕЙ и детей) во главу угла в этой картине. Лучше всего её можно прочувствовать во второй (псевдокульминация) и четвёртой (кульминация) частях.
Так, псевдокульминация случается, когда дочь приютившего Бо семейства отчаивается. Она понимает, что родители зациклены на умершем сыне, и готовы заменить его даже престарелым мужчиной, лишь бы заменить. Понимая свою ненужность, Тони уходит очень нестандартным способом.
А вот кульминация происходит уже между Бо и Моной, и, поверьте, ради этого момента стоит досидеть 3 часа. Пусть и не все детали пазла, но многие, вдруг встают на место. Конечно, как это бывает с «глубоким» кино, вопросов всё равно остаётся больше, но финал не разочаровывает.
Всё в твоей голове
Как и главный герой, зритель большую часть времени находится в потерянном состоянии. События очень быстро сменяют друг друга, многие из них носят нелепый, почти несбыточный характер. Поэтому вопрос «это галлюцинации?» будет сопровождать вас весь фильм.
Разобраться в происходящем сложно. Рецензенты предполагают, что часть приключений Бо действительно возникли в его травмированной голове. Вариантов много: сотрясение, психотравмы, неправильный приём лекарств. Но, как и другие обзорщики, мы советуем вам не пытаться найти логичное объяснение всему происходящему на экране. Плывите по течению вместе с Бо, и будь, что будет.
Липкий животный страх
Режиссёра Ари Астера по праву называют создателем и мастером слоу-хоррора. В таких картинах нет страшных внезапных изображений и громких звуков. Их ключевая особенность — постепенное нагнетание атмосферы.
«Все страхи Бо» с этим справились на ура. Тревога в зрителе будет нарастать постепенно, и в какой-то момент можно поймать себя на мысли «Бо думает прямо как я». Этому способствует немногословность главного героя, музыкальное сопровождение, и многогранность второстепенных персонажей. Изначально они кажутся однобокими: «он сделал добро, значит, добрый», и этим фильм гениально усыпляет вашу бдительность. За 3 часа очень легко забыть, что билеты покупались на фильм ужасов.
История о Скотте МакЯйцеглисте
Но есть и деталь, которая будет держать ваш мозг в тонусе в течение всего фильма. Это смесь смешного, абсурдного и мерзкого, которую преподносит зрителям Астер. Режиссёр показывает свой комедийный потенциал, но он внедрён в столь странные, порой мрачные события, что спектр эмоций словами не описать.
Ценителям прекрасного картина может напомнить серию мультфильма «Южный Парк», где мальчики написали собственный рассказ. Он получился очень увлекательным, но детали были столь мерзкими, что читателей буквально тошнило. Тем не менее, оторваться было невозможно.
Вот с «Все страхи Бо» случилось нечто похожее. Печаль от беспомощности Бо сменяется потешной дракой в ванне, когда на голого Хоакина Феникса с потолка падает какой-то мужчина. А сцена с Элейн и вовсе напоминает «Очень страшное кино».
Да не умер он в конце «Драйва»!
Подвести черту и дать окончательную оценку «Всем страхам Бо» непросто. Фильм вышел по-Линчевски комплексным, и его часто будут сравнивать с такими картинами, как «Маллхоланд Драйв» и «Твин Пикс». Несмотря на продолжительность и мерзость, мысли о сюжете не покидают зрителей, а собственные догадки так и хочется подтвердить, посмотрев пару экспертных разборов.
Работа точно не понравится тем, кто не любит глубокое кино — и это не упрёк с подтекстом «фильм не для тупых». Будьте готовы, что во «Всех страхах Бо» намешано очень много различных символов и отсылок, некоторые элегантно прикрыты комплексами и психологическими травмами героев. Тут вам и Эдипов комплекс, и нарциссизм, и даже юнгианство.
В остальном — фильм стоит посмотреть хотя бы раз. Если не в кинотеатре (не каждый готов пережить вторую «Дюну»), то подождите, когда картина выйдет на электронных носителях. В своей работе Ари Астер отлично передал весь спектр страхов и боли, часть которой отзывается в каждом из нас. Поэтому смотреть фильм очень сложно, но интересно.
Поделиться своим мнением о фильме, а также рассказать, что, по вашему мнению, случилось с Бо в конце, можно в нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru