Вот бы посмотреть что-то эдакое: 5 фильмов для искушённых киноманов
Супергерои спасают мир, «маленькие» люди достигают большого успеха, влюблённые женятся — вам ещё не наскучило? Когда фильмы создаются по нескольким неизменным шаблонам, а режиссёры пытаются поймать на одни и те же крючки — теряется та самая магия кино. Появляется желание встряхнуться, удивить свой мозг нетривиальным сюжетом или визуальным рядом. Здесь-то вам и пригодится наша подборка.
Сразу напрашивается небольшая ремарка: далеко не факт, что представленные киноленты попадут в ваш список фаворитов. Возможно, некоторые из них вам вообще не понравятся. Это вполне нормально для фильмов, которые выводят из зоны комфорта. Но вот неравнодушными они вас явно не оставят.
Отель «Гранд-Будапешт» (2014)
Режиссёр: Уэс Андерсон
Возрастное ограничение: 16+
Так уж сложилось, что искренние фильмы в наше время попадаются не часто. Искренние и при этом успешные — ещё реже. Отель «Гранд-Будапешт» как раз относится к таким исключениям. История о том, как старший консьерж втягивает портье в авантюру с наследством, подкупает своей непосредственностью. Фильм не боится показаться комичным и карикатурным. В нём смело сочетается триллер и буффонада. И при этом всё равно фильм выглядит органично.
Это одна из самых выдающихся работ Уэса Андерсона, квинтэссенция его творчества. Здесь он рисует перед зрителями очаровательный гротескный мир, насыщает его разными, но всегда немного приглушёнными цветами. А повествование превращает в череду театрализованных сценок. Будь «Отель» человеком — про него определённо сказали бы «не от мира сего». Но так ли это плохо?
мама! (2017)
Режиссёр: Даррен Аронофски
Возрастное ограничение: 18+
«Он и Она счастливы, пока в их дом не вторгаются чужаки» — тот случай, когда аннотация вроде бы говорит про сюжет, но толком его не затрагивает. Итак, перед нами история, которая сначала маскируется под семейную драму, далее показывает триллерный «оскал», после этого облачается в хоррор, а в итоге оказывается сумасбродной библейской притчей.
Существование фильма вне жанров позволяет режиссёру украсить его намёками и отсылками на любой вкус, которые при этом будут выделяться или скрываться — в зависимости от угла, под которым на них смотрит зритель.
Одни увидят высказывание на тему экологии, другие — политический манифест. А некоторые даже не захотят смотреть дальше заигрываний с библейскими сюжетами. Лишь одно здесь можно сказать наверняка — настолько странное кино увидишь нечасто.
Паразиты (2019)
Режиссёр: Пон Джун Хо
Возрастное ограничение: 18+
Когда речь заходит о странных фильмах, нельзя пройти мимо нашумевших «Паразитов». 15-минутная стоящая овация в Каннах, «Оскар» в номинации «Лучший фильм» — как минимум это уже должно было подогреть ваш интерес. Ведь здесь есть чему поаплодировать.
Бедняк, получив работу в богатой семье, пытается устроить туда свою сестру — отличная основа для комедии положений с привкусом драмы. Поначалу так всё и происходит. Но потом становится ясно, что этот жанровый коктейль ещё похлеще, чем у Аронофски. Про его ингредиенты умолчу — конкретно здесь это может подпортить просмотр. Но Пон Джун Хо, как хороший бармен, подобрал отличное сочетание и просчитал пропорции.
Про его режиссёрский талант стоит упомянуть отдельно. Композиция кадра, ракурсы, цветовая гамма и даже продолжительность пролёта камеры — всё подчинено определённой идее. Великолепное визуальное повествование придаёт «Паразитам» особую глубину. А сюжет напоминает американские горки, где совершенно не видишь маршрут. К фильму можно неоднократно возвращаться и каждый раз замечать в нём новые грани. И это многое о нём говорит.
Отец (2020)
Режиссёр: Флориан Зеллер
Возрастное ограничение: 16+
И вновь тема семьи. Фильм, за роль в котором всем известный Энтони Хопкинс пополнил свой актив ещё одним «Оскаром», позволяем нам взглянуть на мир глазами человека с деменцией. И это стоит понимать буквально. По ходу фильма в нём будет меняться интерьер, переставляться предметы. Даже свою дочь главный герой видит в двух вариантах. Ещё интереснее становится, когда недуг начинает «проникать» в сюжет. К середине фильма перестаёшь верить происходящему. Везде начинает мерещиться подвох.
Лишь в конце становится понятно, что было реальностью, а что лишь плод помутнённого разума. Но даже без ожидания развязки фильм интересно смотреть. Потому что он в первую очередь душевный: странный, ломаный, непонятный, но душевный. Не в последнюю очередь благодаря прекрасному актёрскому составу. Этот фильм определённо заморочит вам голову. Но что-то мне подсказывает, что вы не будете против.
Малхолланд Драйв (2001)
Режиссёр: Дэвид Линч
Возрастное ограничение: 18+
Пока большая часть фильмов старается обеспечить зрителю максимально комфортный просмотр, эта картина упивается вашим замешательством. Даже если смотреть её неотрывно, велик шанс того, что вы толком ничего не поймёте.
Случайная авария спасает девушку от преступников, но лишает памяти. Волей судьбы в её жизни появляется добродушная Бетти. Но всё это, само собой, неспроста.
Погружаясь в перипетии «Малхолланд Драйв», будьте готовы к странным, а временами и жутким сценам. А ещё к огромному количеству авторских фишек. Дэвид Линч никогда не стеснял себя рамками, и в этом фильме он всё также смел в своих экспериментах. Музыка порой вызовет у вас дискомфорт, сюжет заставит поломать голову, а визуальный ряд позволит вам по-новому взглянуть на киноязык. «Малхолланд Драйв» — отличный пример картины, которая бросает вызов зрителю.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru