Спартак и деспотичные римляне: в Севастополе продолжается фестиваль оперы и балета

16-08-2019 20:29

«Спартак» Арама Хачатуряна, режиссёра Юрия Григоровича, — одна из самых известных балетных постановок. 13 и 15 августа её увидели севастопольцы в рамках III Международного фестиваля оперы и балета. Чередование контрастных эпизодов в сюите позволило в полной мере раскрыть драматический конфликт. Хореографический язык — классический танец, в котором подчёркнут и образ ликующего Рима, и образ восстания гладиаторов. В декорациях отсутствует чрезмерная пышность и великолепие, но есть суровость и величие. Специально для фестиваля в Херсонесе воссоздали точную копию сцены Новосибирского театра оперы и балета.

Радость триумфаторов и печаль побеждённых, жестокие гладиаторские бои и нежные лирические сцены — эпические картины побед и поражений артисты балета смогли передать проникновенно и мощно. «Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет.

Сам Юрий Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырёх солистов с кордебалетом».

«Спартак», по большей части, мужской спектакль. Здесь ставится акцент на мужественности, характере и силе, — отмечает артистка кордебалета Ольга Потешкина. — В балете одинаково значимо как актёрское мастерство, так и техническое исполнение. Одно без другого не существует. Всё нарабатывается с опытом. Относительно работы в кордебалете: здесь нужно держать образ и требуется немного актёрской игры. В основном важна эстетика».

Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые словно дополняют хореографический портрет римского полководца. Техника и артистизм Спартака — на высшем уровне. Несдающийся до последнего легендарный гладиатор предстал перед зрителями в уникальной пластической свободе. Несмотря на броские и запоминающиеся образы воинов, отдельного внимания заслуживают и женские партии — хитрой и обольстительной Эгины, а также нежной и верной Фригии.

В постановке о восстании гладиаторов в античных декорациях древнего Херсонеса приняли участие артисты балета Новосибирского академического театра оперы и балета и Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В главных партиях выступили Михаил Лифенцев (Красс), Иван Васильев (Спартак), Мария Виноградова (Фригия) и Анна Одинцова (Эгина).

Впервые балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича был представлен на сцене Большого театра в 1968 году. Именно эту постановку театральные критики называли «новым триумфом советского балета».

История Херсонеса перекликается с сюжетом балета «Спартак». Чего только не пережили древние херсонеситы. К примеру, почему бы не вспомнить легенду о Гикии? Она гласит, что правитель Херсонеса, архонт Ламах, обладал большими богатствами. Ими хотел завладеть властелин соседнего Боспорского царства — Асандр, который прибегнул к хитрости. Он обратился к херсонеситам с просьбой выдать дочь царя, Гикию, замуж за своего сына.

Свадьба состоялась. Асандр втайне надеялся, что после смерти Ламаха власть перейдет к его сыну. Но этому не суждено было осуществиться. Тогда боспорцы решили захватить город силой. Под видом купцов в доме Гикии и её мужа стали собираться вооруженные люди. К моменту, когда Гикия случайно об этом узнала, их насчитывалось уже 200 человек. Она рассказала о своих догадках старейшинам города. Ночью, после поминок Ламаха, дом, в котором находились боспорцы, подожгли. В благодарность Гикии жители Херсонеса поставили на городской площади две статуи. 

Несмотря на трагическую участь Спартака, его история навечно вошла не только собственно в историю Италии, но и, в конечном счете, в культурную сокровищницу России и мира.

«Благодаря фестивалям оперы и балета, которые традиционно проходят в Севастополе, Херсонес привлекает мировую музыкальную элиту. Я думаю, что музей-заповедник имеет большие перспективы. Уверен, на этот фестиваль будут равняться многие проекты, — отметил президент Фонда «Русское исполнительское искусство», художественный руководитель оперных дней Международного фестиваля оперы и балета Валерий Ворона. — 27 лет назад был создан благотворительный Фонд «Русское исполнительское искусство» для того, чтобы поддержать российские конкурентные преимущества. Ведь они имеют колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Когда мы начинали — чувствовали себя в глубоком подполье. Сейчас всё изменилось».

Как ранее писал ForPost, сюиту из балета «Спартак» Арама Хачатуряна представили президенту России Владимиру Путину, который с рабочей поездкой находится в Крыму.

Одну из главных ролей исполнил артист балета Сергей Полунин, который назначен исполняющим обязанности ректора будущей академии хореографии в Севастополе. После спектакля Владимир Путин встретился с артистами, а также с детьми, которые прошли отбор в упомянутую академию. Подробнее читайте на нашем сайте.

Татьяна Руснак 
Фото Татьяны Руснак, Анны Корниловой, пресс-службы музея-заповедника «Херсонес Таврический»

 1,188 Всего просмотров



III международный фестиваль оперы и балета, Спартак,

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

Живая классика Большой севастопольский офицерский бал «Оперные вечера в Севастополе» СЦКиИ театр Луначарского 9 мая фестиваль «Природа Искусства» фильмы арт-отель "Украина" Сергей Шнуров художники Крымский военно-исторический фестиваль День Победы Санкт-Петербург Золотая балка Федюхины высоты Таврида-АРТ Херсонес Таврический музыка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Эрмитаж Афиша Севастополя 75 лет Победы Конкурс "Живая классика" игры 2023 Севастопольский ТЮЗ Фестиваль «Таврида — АРТ» творчество выставка Виталий Либа Театральная улица Севастопольский театр оперы и балета художник Валерий Либа Музеи онлайн Балаклава Достоевский выставки Море искусство Конкурс красоты ДКР Мода театр драмы "Психо Дель Арт" Опера в Херсонесе Психо Дель Арт праздник Театр им. Кукол живопись Театр имени Луначарского Аниме ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастополь Мастер и Маргарита Дворец культуры рыбаков Динопарк Александр Петров фильмы 2023 Ольга Панкратова Андрей Маслов театр Михаил Булгаков кинофестиваль Святой Владимир сериалы 2023 Картины карантин Фёдор Достоевский Херсонес спектакль коронавирус кино Григорий Лифанов танцы Сергей Безруков Анна Каренина Новый год История рецензия Музей обороны Севастополя Крым спектакли Клим Шипенко поэзия Фонд «Живая классика» Мариинский театр Россия дети опера Лев Толстой Бесы День ВМФ фестиваль книги мастер-классы Молодёжь изоляция СевТЮЗ балет концерт Театр Лавренёва