Меню
Мы Вконтакте
FB

Спартак и деспотичные римляне: в Севастополе продолжается фестиваль оперы и балета

By In Балет, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", События, Фестиваль On 16.08.2019


«Спартак» Арама Хачатуряна, режиссёра Юрия Григоровича, — одна из самых известных балетных постановок. 13 и 15 августа её увидели севастопольцы в рамках III Международного фестиваля оперы и балета. Чередование контрастных эпизодов в сюите позволило в полной мере раскрыть драматический конфликт. Хореографический язык — классический танец, в котором подчёркнут и образ ликующего Рима, и образ восстания гладиаторов. В декорациях отсутствует чрезмерная пышность и великолепие, но есть суровость и величие. Специально для фестиваля в Херсонесе воссоздали точную копию сцены Новосибирского театра оперы и балета.

Радость триумфаторов и печаль побеждённых, жестокие гладиаторские бои и нежные лирические сцены — эпические картины побед и поражений артисты балета смогли передать проникновенно и мощно. «Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет.

Сам Юрий Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырёх солистов с кордебалетом».

«Спартак», по большей части, мужской спектакль. Здесь ставится акцент на мужественности, характере и силе, — отмечает артистка кордебалета Ольга Потешкина. — В балете одинаково значимо как актёрское мастерство, так и техническое исполнение. Одно без другого не существует. Всё нарабатывается с опытом. Относительно работы в кордебалете: здесь нужно держать образ и требуется немного актёрской игры. В основном важна эстетика».

Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые словно дополняют хореографический портрет римского полководца. Техника и артистизм Спартака — на высшем уровне. Несдающийся до последнего легендарный гладиатор предстал перед зрителями в уникальной пластической свободе. Несмотря на броские и запоминающиеся образы воинов, отдельного внимания заслуживают и женские партии — хитрой и обольстительной Эгины, а также нежной и верной Фригии.

В постановке о восстании гладиаторов в античных декорациях древнего Херсонеса приняли участие артисты балета Новосибирского академического театра оперы и балета и Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В главных партиях выступили Михаил Лифенцев (Красс), Иван Васильев (Спартак), Мария Виноградова (Фригия) и Анна Одинцова (Эгина).

Впервые балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича был представлен на сцене Большого театра в 1968 году. Именно эту постановку театральные критики называли «новым триумфом советского балета».

История Херсонеса перекликается с сюжетом балета «Спартак». Чего только не пережили древние херсонеситы. К примеру, почему бы не вспомнить легенду о Гикии? Она гласит, что правитель Херсонеса, архонт Ламах, обладал большими богатствами. Ими хотел завладеть властелин соседнего Боспорского царства — Асандр, который прибегнул к хитрости. Он обратился к херсонеситам с просьбой выдать дочь царя, Гикию, замуж за своего сына.

Свадьба состоялась. Асандр втайне надеялся, что после смерти Ламаха власть перейдет к его сыну. Но этому не суждено было осуществиться. Тогда боспорцы решили захватить город силой. Под видом купцов в доме Гикии и её мужа стали собираться вооруженные люди. К моменту, когда Гикия случайно об этом узнала, их насчитывалось уже 200 человек. Она рассказала о своих догадках старейшинам города. Ночью, после поминок Ламаха, дом, в котором находились боспорцы, подожгли. В благодарность Гикии жители Херсонеса поставили на городской площади две статуи. 

Несмотря на трагическую участь Спартака, его история навечно вошла не только собственно в историю Италии, но и, в конечном счете, в культурную сокровищницу России и мира.

«Благодаря фестивалям оперы и балета, которые традиционно проходят в Севастополе, Херсонес привлекает мировую музыкальную элиту. Я думаю, что музей-заповедник имеет большие перспективы. Уверен, на этот фестиваль будут равняться многие проекты, — отметил президент Фонда «Русское исполнительское искусство», художественный руководитель оперных дней Международного фестиваля оперы и балета Валерий Ворона. — 27 лет назад был создан благотворительный Фонд «Русское исполнительское искусство» для того, чтобы поддержать российские конкурентные преимущества. Ведь они имеют колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Когда мы начинали — чувствовали себя в глубоком подполье. Сейчас всё изменилось».

Как ранее писал ForPost, сюиту из балета «Спартак» Арама Хачатуряна представили президенту России Владимиру Путину, который с рабочей поездкой находится в Крыму.

Одну из главных ролей исполнил артист балета Сергей Полунин, который назначен исполняющим обязанности ректора будущей академии хореографии в Севастополе. После спектакля Владимир Путин встретился с артистами, а также с детьми, которые прошли отбор в упомянутую академию. Подробнее читайте на нашем сайте.

Татьяна Руснак 
Фото Татьяны Руснак, Анны Корниловой, пресс-службы музея-заповедника «Херсонес Таврический»


Похожие статьи