Спартак и деспотичные римляне: в Севастополе продолжается фестиваль оперы и балета

16-08-2019 20:29

«Спартак» Арама Хачатуряна, режиссёра Юрия Григоровича, — одна из самых известных балетных постановок. 13 и 15 августа её увидели севастопольцы в рамках III Международного фестиваля оперы и балета. Чередование контрастных эпизодов в сюите позволило в полной мере раскрыть драматический конфликт. Хореографический язык — классический танец, в котором подчёркнут и образ ликующего Рима, и образ восстания гладиаторов. В декорациях отсутствует чрезмерная пышность и великолепие, но есть суровость и величие. Специально для фестиваля в Херсонесе воссоздали точную копию сцены Новосибирского театра оперы и балета.

Радость триумфаторов и печаль побеждённых, жестокие гладиаторские бои и нежные лирические сцены — эпические картины побед и поражений артисты балета смогли передать проникновенно и мощно. «Спартак» Григоровича — не «сцены из римской жизни», а героический мужской балет.

Сам Юрий Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырёх солистов с кордебалетом».

«Спартак», по большей части, мужской спектакль. Здесь ставится акцент на мужественности, характере и силе, — отмечает артистка кордебалета Ольга Потешкина. — В балете одинаково значимо как актёрское мастерство, так и техническое исполнение. Одно без другого не существует. Всё нарабатывается с опытом. Относительно работы в кордебалете: здесь нужно держать образ и требуется немного актёрской игры. В основном важна эстетика».

Пластическая характеристика Красса неотделима от танцев воинов и патрициев, которые словно дополняют хореографический портрет римского полководца. Техника и артистизм Спартака — на высшем уровне. Несдающийся до последнего легендарный гладиатор предстал перед зрителями в уникальной пластической свободе. Несмотря на броские и запоминающиеся образы воинов, отдельного внимания заслуживают и женские партии — хитрой и обольстительной Эгины, а также нежной и верной Фригии.

В постановке о восстании гладиаторов в античных декорациях древнего Херсонеса приняли участие артисты балета Новосибирского академического театра оперы и балета и Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В главных партиях выступили Михаил Лифенцев (Красс), Иван Васильев (Спартак), Мария Виноградова (Фригия) и Анна Одинцова (Эгина).

Впервые балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича был представлен на сцене Большого театра в 1968 году. Именно эту постановку театральные критики называли «новым триумфом советского балета».

История Херсонеса перекликается с сюжетом балета «Спартак». Чего только не пережили древние херсонеситы. К примеру, почему бы не вспомнить легенду о Гикии? Она гласит, что правитель Херсонеса, архонт Ламах, обладал большими богатствами. Ими хотел завладеть властелин соседнего Боспорского царства — Асандр, который прибегнул к хитрости. Он обратился к херсонеситам с просьбой выдать дочь царя, Гикию, замуж за своего сына.

Свадьба состоялась. Асандр втайне надеялся, что после смерти Ламаха власть перейдет к его сыну. Но этому не суждено было осуществиться. Тогда боспорцы решили захватить город силой. Под видом купцов в доме Гикии и её мужа стали собираться вооруженные люди. К моменту, когда Гикия случайно об этом узнала, их насчитывалось уже 200 человек. Она рассказала о своих догадках старейшинам города. Ночью, после поминок Ламаха, дом, в котором находились боспорцы, подожгли. В благодарность Гикии жители Херсонеса поставили на городской площади две статуи. 

Несмотря на трагическую участь Спартака, его история навечно вошла не только собственно в историю Италии, но и, в конечном счете, в культурную сокровищницу России и мира.

«Благодаря фестивалям оперы и балета, которые традиционно проходят в Севастополе, Херсонес привлекает мировую музыкальную элиту. Я думаю, что музей-заповедник имеет большие перспективы. Уверен, на этот фестиваль будут равняться многие проекты, — отметил президент Фонда «Русское исполнительское искусство», художественный руководитель оперных дней Международного фестиваля оперы и балета Валерий Ворона. — 27 лет назад был создан благотворительный Фонд «Русское исполнительское искусство» для того, чтобы поддержать российские конкурентные преимущества. Ведь они имеют колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Когда мы начинали — чувствовали себя в глубоком подполье. Сейчас всё изменилось».

Как ранее писал ForPost, сюиту из балета «Спартак» Арама Хачатуряна представили президенту России Владимиру Путину, который с рабочей поездкой находится в Крыму.

Одну из главных ролей исполнил артист балета Сергей Полунин, который назначен исполняющим обязанности ректора будущей академии хореографии в Севастополе. После спектакля Владимир Путин встретился с артистами, а также с детьми, которые прошли отбор в упомянутую академию. Подробнее читайте на нашем сайте.

Татьяна Руснак 
Фото Татьяны Руснак, Анны Корниловой, пресс-службы музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Loading



III международный фестиваль оперы и балета, Спартак,

Поделиться:

Похожие посты

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Новости ForPost

Метки

Хаяо Миядзаки рэп фильмы ужасов рецензия изоляция Херсонес Таврический Тейлор Свифт куда сходить комедия 9 мая BLACKPINK мультфильмы 2024 кино музыка 2023 Билли Айлиш книги Севастопольский ТЮЗ фэнтези обзор аниме Музей-заповедник "Херсонес Таврический" российские фильмы фильмы 2023 сериалы 2023 Клим Шипенко Dior День Победы Херсонес Афиша Севастополя выставки Российские сериалы игры Новый год спектакли искусство фильмы Психо Дель Арт мастер-классы мультфильмы 2023 скандал Charli XCX арт-отель "Украина" музыка 2024 хоррор опера спектакль игры 2023 сериалы 2025 театр драмы "Психо Дель Арт" Дворец культуры рыбаков ДКР СевТЮЗ фестиваль Григорий Лифанов Фильмы 2025 концерт Неделя моды в Париже Конкурс "Живая классика" Balenciaga современное искусство Гарри Поттер Большой севастопольский офицерский бал Крым игры 2024 музыка Российские сериалы 2025 Театральная улица театр музыка 2025 Мода Севастополь фильмы 2024 Неделя моды Обзор аниме 2025 балет художники мультфильмы афиша Севастополь Netflix праздник Севастопольский театр оперы и балета поп-музыка Игры 2025 театр Луначарского детектив коронавирус мода и стиль "Кинопоиск" Модный показ Аниме карантин Театр имени Луначарского драма аниме 2024 K-pop сериалы 2024 СЦКиИ Александр Петров живопись выставка