Визуальные новеллы: чем они интересны и в какие истории поиграть

25-04-2025 14:25
Визуальные новеллы

Что если соединить книги, игры и стилистику аниме? Получатся визуальные новеллы — интерактивные истории, где игроки в роли главного героя принимают решения, которые влияют на сюжет и концовку. Ощущение личного участия, захватывающий сеттинг, красочный визуал — в чём секрет успеха? Рассказываем, за что весь мир полюбил визуальные новеллы и в какие истории стоит поиграть.

Обложка: Toge Productions

С чего всё началось

Первые видеоигры, ставшие прообразом современных визуальных новелл, появились в Японии в 1970-ые. Изначально игры с такой механикой не считали отдельным жанром, их относили к Interactive fiction («интерактивная художественная литература» — прим. ред.). Они напоминают текстовые квесты, где игрокам нужно читать текст с описанием происходящего и после этого вводить команду, чтобы сюжет двигался дальше. Первой видеоигрой с интерактивными элементами стала Advent 1975 года, позже переименованная в Colossal Cave Adventure. Там главный герой ищет сокровища в загадочной пещере благодаря текстовым командам игрока. Здесь не было визуального оформления и персонажей, геймплей Advent — обычный чёрный экран с текстом зелёного цвета и строкой для написания команд.

Advent
Фото: William Crowther

В Японии игра произвела фурор: игровой процесс Advent был революционным и создавал эффект погружения даже без дополнительных визуальных элементов. Благодаря этому жанр Interactive fiction стал лучше продаваться и привлёк внимание широкой аудитории. Кроме того, в 1980-х компьютеры становились мощнее и дешевле, поэтому у разработчиков появилась возможность добавить в игры изображения.

Чтобы повысить спрос на Interactive fiction, японские разработчики решили создавать игры с элементами эротики. В 1981 году вышла Yakyuken — аналог «камень, ножницы, бумага», только на раздевание. А в 1982 году на ПК модели FM-7 выпустили Lolita — первую игру с аниме-графикой. Здесь игрок каждый раунд пытается угадать загаданное число от 1 до 3, чтобы героиня сняла с себя часть одежды.

визуальные новеллы аниме
Фото: VNDB

Однако японские разработчики быстро поняли, что на одной эротике далеко не уедешь. Потому в 1983 году вышла Portopia Renzoku Satsujin Jiken (Дело о серийном убийце из Портопии), где игрок в роли детектива расследовал загадочное убийство. Эта игра уже больше напоминала современные визуальные новеллы. У игрока появилось больше возможностей влиять на сюжет. Теперь он мог не просто вводить текстовые команды, но и допрашивать подозреваемых, показывать другим персонажам улики и даже ударить кого-то из персонажей.

визуальные новеллы аниме
Фото: Chunsoft

Когда появились визуальные новеллы

Привычные современным пользователям визуальные новеллы появились в 1992 году. Компания Chunsoft запустила серию игр Chunsoft Sound Novel. Игроки тепло встретили первую часть — Otogirisou, поэтому новый релиз не заставил себя долго ждать. В 1994-ом разработчики выпустили продолжение под названием Kamaitachi no Yoru, и игра стала хитом того времени. По сюжету несколько человек находят таинственную записку и начинают расследовать убийство. А чтобы стилизовать новеллу под детектив, художники изобразили всех персонажей в виде силуэтов.

visual novel games
Фото: Chunsoft

Но понятие «визуальная новелла» появилось только в 1996, когда компания Leaf начала работу над игрой Shizuku. Разработчики хотели сделать что-то похожее на Kamaitachi no Yoru, но из-за авторского права не могли добавить новой игре приписку «sound novel». Поэтому Leaf назвали своё детище «visual novel», тем самым запустив новый жанр — визуальные новеллы. Shizuku отличалась от игр компании Chunsoft не только названием. Разработчики Leaf детально проработали визуальное оформление игры и персонажей, сделав это фишкой истории и нового жанра в целом.

Visual novel
Фото: Leaf

За что мы любим визуальные новеллы

В отличие от высокобюджетных игр, визуальные новеллы не могут завлечь игрока открытым миром и передовой графикой. Поэтому разработчики историй делают акцент на проработку сюжета и персонажей. Внимание к деталям сюжета и характерам героев помогает игрокам формировать эмоциональную связь с игрой. Так они активно включаются в геймплей, а потом обсуждают новеллу с друзьями. Контакт с игрой не заканчивается даже после её прохождения: поклонники пишут фанфики, делают арты, разбирают теории на форумах. Так растёт популярность той или иной истории.

И хотя визуальные новеллы не позволяют игроку исследовать игровую вселенную, это не ограничивает сюжет. Геймплей создаёт среду, где пользователи могут контролировать получаемый опыт. Если в новелле не хватает деталей, чтобы достроить в голове образ — игрок начинает додумывать их самостоятельно. Это напоминает чтение книг, когда с помощью слов автор не передаёт читателю готовые образы, а только задаёт для них контекст. Благодаря чётко определённым границам между главами, игроки визуальных новелл также могут контролировать, когда начнётся и закончится определённая часть истории.

лучшие визуальные новеллы
Фото: P-Studio

Генеральный директор одной из самых популярных студий по производству инди-игр Toge Productions Крис Антони Хадипутра считает:

«… визуальные романы не требуют огромного бюджета, но это заставляет их разработчиков больше сосредоточиться на историях, основанных на персонажах. Это идеальный жанр для небольших команд разработчиков игр с ограниченными техническими навыками, которые сильны в написании рассказов».

Нико Сараинтарис из LCB Game Studio дополняет:

«Благодаря своим статическим изображениям и переходам сцены визуальных новелл, кажется, создают что-то похожее на комикс. В визуальном романе нет срочности. Как и книга, каждый игрок может уделить столько времени, сколько хочет, чтобы насладиться ею».

В какие истории стоит поиграть

Собрали в один список наиболее популярные и интересные визуальные новеллы разных жанров: от романтики до детектива.

Когда плачут цикады

Это необычная кинетическая новелла, где нет привычных вариантов выбора или разветвлений сюжета. «Когда плачут цикады» — линейная история, которую игрок проходит, периодически нажимая на пробел. Здесь нельзя повлиять на исход событий, но от этого новелла не становится менее интригующей. В 1983 году в японскую деревню Хинамидзава переезжает парень по имени Кэйити. Он вступает в школьный клуб и быстро заводит друзей. Постепенно Кэйити узнаёт всё больше о деревне и местных жителях. Но некоторые подробности пугают юношу. Каждый год перед местным праздником Ватанагаси одного жителя Хинамидзавы жестоко убивают. На расспросы парня о том, кто стоит за этими зверствами, новоиспечённые друзья Кэйити отказываются отвечать. После смерти фотографа, который поведал юноше об убийствах, он начинает подозревать абсолютно всех.

когда плачут цикады
Фото: 07th Expansion

Ever 17

2017 год. Часть популярного подводного парка развлечений LeMU оказывается затоплена. Служба спасения пытается предотвратить катастрофу и экстренно эвакуирует посетителей, но несколько человек на нижних уровнях всё же остаются взаперти. У них есть всего 119 часов, пока комплекс может поддерживать безопасное для человека давление воздуха. Если за это время они не успеют выбраться — их раздавит масса воды. Оставшиеся посетители решают не терять времени и пытаются выбраться сами. Но вместо выхода гости парка находят странности, которые окружают комплекс и объясняют причину крушения. Всего в новелле 10 концовок, а самых терпеливых игроков ждёт приятный бонус. Для тех, кто прошёл все варианты развития сюжета, открывается 11-ая — истинная концовка, в которой авторы дают ответы на все вопросы игры.

игры визуальные новеллы ever 17
Фото: KID

Бесконечное лето

Вся жизнь Семёна сосредоточена в интернете: он живёт за счёт заказов на фрилансе и общается с людьми только на форумах. Однажды парень решает выбраться из своей раковины и поехать на встречу выпускников. Он садится в «ЛиАЗ-677» 410-го маршрута и по пути засыпает, а просыпается в «Икарусе-256» возле пионерского лагеря «Совёнок». Загадочным образом Семён перемещается из 2010 года в 1987-ой и превращается в семнадцатилетнего подростка. Смена в лагере закончится через семь дней, и теперь игроку вместе с главным героем нужно выяснить, что произошло, и сможет ли Семён вернуться обратно.

визуальные новеллы список
Фото: Soviet Games

I wani hug that gator

Мальчик Инко готовится перейти в выпускной класс своей школы, как вдруг его родители решают переехать на другой конец страны. Там он поступает в художественное училище, где все ученики — динозавры. Быть новеньким и без того трудно, а когда ты ещё и единственный человек в коллективе — неловких ситуаций не избежать. К счастью, здесь Инко знакомится с отважной барионикс Оливией в инвалидном кресле, которая готова дать отпор любому обидчику. Впереди их ждёт целый год приключений, подростковых проблем и межвидовых конфликтов.

I wani hug that gator
Фото: Cavemanon

Зайчик

Шестиклассник Антон вместе с семьёй вынуждены переехать в глубинку. Жизнь у мальчика несладкая: родители постоянно ссорятся, сестре мерещатся чудища в темноте, а в школе над ним постоянно издеваются одноклассники. Единственная отдушина — загадочная девочка в костюме лисы, с которой он познакомился одним зимним утром по пути в школу. Она зовёт мальчика в лес, уверяя, что там его заждались друзья. В посёлке, тем временем, начинают исчезать дети…

«Зайчик»: успех и скандалы российской визуальной новеллы

игра зайчик
Фото: Saikono

Duskwood

Дасквуд — таинственная деревня, окружённая густым лесом. Все местные знают друг друга в лицо, а чужаки редко сюда заглядывают из-за жутких легенд об этом месте. Жителей Дасквуда эти слухи не беспокоили до тех пор, пока не исчезла местная девушка Ханна Донфорд. Друзья пропавшей в отчаянии пытаются найти улики, пока на их телефон не приходит сообщение от Ханны c номером главного героя. Теперь с помощью мессенджеров, голосовых сообщений, фото и видео, игроку предстоит расследовать похищение девушки, пока он не стал следующей целью злоумышленника.

визуальные новеллы хоррор
Фото: Everbyte

Coffee Talk

Почувствуйте себя хозяином уютной кофейни в центре Сиэтла! Прокачивайте навыки бариста, общайтесь с гостями и наслаждайтесь лоу-фай треками. Это альтернативная реальность, где в ваше заведение могут зайти эльфы, гномы или орки. Вместо привычных для визуальных новелл диалоговых окон, на сюжет можно влиять с помощью варки кофе. Разные рецепты — разные варианты развития событий, ведь к каждому клиенту нужен особенный подход. Попробуйте удивить вкусным напитком завсегдатаев заведения, вроде инопланетного космонавта Нила, который ищет себе девушку в Tinder. Главное не добавляйте в кофе оливковое масло.

Как по маслу: рассказываем про новый скандал со Starbucks

coffee talk
Фото: Toge Productions

Клуб Романтики

Самый известный сборник новелл в странах СНГ. Сейчас в «Клубе Романтики» около 50 историй в разных жанрах: фэнтези, детектив, комедия, драма, повседневность. Несмотря на название, сборник не ограничивается только романтическими историями. Например, в новелле «Теодора» читатель играет за журналистку времён Первой Мировой войны, которая рвётся на передовую, чтобы доносить до людей правду. В «Песне о Красном Ниле» игроку предстоит выяснить, что за хворь губит жителей Верхнего Египта. А в антиутопии «Пси», где общество разделилось на «чистых» людей и псиоников, главная героиня расследует загадочные убийства.

Сценаристка Клуба Романтики о себе и своих историях

Клуб романтики Пси
Фото: Your Story Interactive

Врата Штейна

В свободное время японский студент Окабэ Ринтаро вместе с друзьями мастерит «гаджеты будущего». Однажды в своей маленькой домашней лаборатории они создают Мобиловолновку, и с этого момента история превращается в научную фантастику. С помощью устройства можно передавать сообщения в прошлое, и теперь ребятам не терпится узнать, что ждёт их «по ту сторону» времени. Игру выделяют неожиданные сюжетные повороты, пасхалки и интересный геймплей, где мир главного героя можно исследовать через экран телефона. В 2009 году Сарати Ёми выпустил мангу «Врата Штейна», а спустя два года студия White Fox представила аниме-адаптацию новеллы.

Визуальные новеллы Врата Штейна
Фото: 5pb. Games Nitroplus

Doki Doki Literature Club

Психологический хоррор, который начинается как типичный симулятор свиданий. Одним утром по пути в школу главный герой встречает подругу детства Саёри, и та предлагает ему вступить в литературный клуб. Парень соглашается и знакомится с остальными участницами: Нацуки, Юри и главой клуба Моникой. Теперь вместе с главным героем они обсуждают книги, пишут стихи и готовятся к ежегодному школьному фестивалю. Но вскоре Моника осознаёт, что всё происходящее вокруг — игра, а она способна влиять на сюжет. Поэтому девушка начинает мешать участницам клуба сблизиться с главным героем.

про визуальную новеллу
Фото: Team Salvato

А вы любите визуальные новеллы? В какие играете чаще всего? Поделиться впечатлениями можно на нашем Дзене.

Анастасия Скалдина-Котлярова

Loading



Coffee Talk, «Зайчик», визуальные новеллы, Врата Штейна, Клуб Романтики, Когда плачут цикады, Лучшие визуальные новеллы,

Поделиться:

Похожие посты

Визуальные новеллы: чем они интересны и в какие истории поиграть

Что если соединить книги, игры и стилистику аниме? Получатся визуальные новеллы — интерактивные истории, где игроки в роли главного героя принимают решения, которые влияют на сюжет и концовку. Ощущение личного участия, захватывающий сеттинг, красочны

«Кракен»: какой получилась фантастическая драма от создателей «Экипажа»

17 апреля в российских кинотеатрах вышел «Кракен» — блокбастер про столкновение российских подводников с морским чудовищем. Какой получилась картина от режиссёра «Экипажа» и «Легенды № 17» и стоит ли смотреть фильм — разбиралась ForPost Афиша.
О

Что это было: Lorde вернулась с новой песней

Спустя четыре года после выхода третьего альбома Solar Power новозеландская певица Lorde открывает следующую эру с синглом What Was That. В новой песне она отказывается от фолкового звучания прошлой пластинки и возвращается к нестандартной п

Коачелла 2025: звёздные хедлайнеры и самые яркие выступления

На прошлых выходных отгремели первые выступления одного из главных музыкальных фестивалей — Коачелла 2025. Именитые артисты собрались в городе Индио, чтобы исполнить хиты и подарить публике незабываемые выступления. Чем зрителей порадовали Леди Гага,

Для поклонников кино и фото: каким получилось аниме «Моно»

13 апреля вышел первый эпизод аниме «Моно». В нём старшеклассницам из клуба кино и фото предложили стать прототипами персонажей манги. Девушки соглашаются, и теперь их ждёт уморительное приключение. Им предстоит научиться пользоваться оборудованием,

Новости ForPost

Метки

K-pop карантин концерт Фильмы 2025 Херсонес Театр имени Луначарского Balenciaga искусство Новый год Российские сериалы кино живопись фильмы художники выставка рецензия сериалы 2023 Клим Шипенко фильмы 2023 аниме 2024 Золотая балка фильмы 2024 мастер-классы Charli XCX коронавирус российские фильмы Обзор фильма игры 2024 Александр Петров театр Психо Дель Арт ЦГБ им. Л.Н.Толстого Афиша Севастополя музыка 2023 Бейонсе поп-музыка Гарри Поттер "Кинопоиск" сериалы 2024 Григорий Лифанов Севастополь Санкт-Петербург Севастопольский ТЮЗ ДКР СЦКиИ Netflix балет Федюхины высоты выставки театр драмы "Психо Дель Арт" сериалы 2025 книги арт-отель "Украина" Дворец культуры рыбаков Неделя моды в Париже Мода Конкурс "Живая классика" Театр им. Кукол комедия Обзор Аниме аниме 2025 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" СевТЮЗ Хаяо Миядзаки Херсонес Таврический изоляция куда сходить Севастопольский театр оперы и балета День Победы хоррор театр Луначарского Театральная улица обзор аниме Большой севастопольский офицерский бал Андрей Маслов спектакль Модный показ Крым мультфильмы 9 мая Dior Сергей Безруков Тейлор Свифт спектакли мультфильмы 2023 музыка игры 2023 афиша Севастополь Неделя моды фестиваль опера музыка 2024 праздник мультфильмы 2024 BLACKPINK День ВМФ мода и стиль Louis Vuitton Театр Лавренёва