Ветер странствий Александра Воцмуша
Есть выставки, с которыми хочется знакомиться снова и снова. Есть картины, в которые хочется окунаться, словно, в магическое озеро, полное смыслов и тайн. Именно такими являются работы Александра Воцмуша — это своеобразные порталы в удивительный мир, где сны и реальность существуют в полной гармонии. В музее имени Крошицкого недавно завершилась выставка «Мои истории», где экспонировались картины севастопольского художника. Среди последних посетителей была историк Людмила Гриненко. На своей странице в социальной сети она поделилась с подписчиками впечатлениями от увиденных работ.
Не читала об Александре Воцмуше книг, хотя они, наверное, уже есть, но, думаю, что ещё нет равнозначных его «мирам дарования». Каждая картина — оракул и ты шепчешь про себя её название и закатываешь в мозг шараду и радостно нанизываешь ассоциации, и это весело. Каждая картина в себя влюбляет и тянет к себе всеми этими акварельными нитями текучими и окутывает всеми этими туманами цветными, и закручивает этими спиралями головокружительными, и ты уже, конечно, «очарованный странник»и тут же — счастливый пленник и щедрый данник.
Будто этот насмешливый гений взял, да и показал тебе твои… даже не мечты, а мечтания детские, которые всегда живут в нагретом солнцем воздухе над морем, и которыми мы все тут дышим — мы вдыхаем пряную соль и простор, мы читаем Жюль Верна и «Севастопольские рассказы», взгляд наш устремлен поверх морской глади за горизонт, а там — неведомые страны и волшебство, какая-то грация нездешняя, и силуэты кораблей, не переставая быть чёткими, меняют абрисы, порты приписки и эпохи, и что же удивляться, что то же происходит и со зданиями, зыбко колышущимися, удлиняющимися и стремящимися превратиться сначала в готические башни, а потом, закономерно, в смерчи? Ветер странствий веет в каждой из картин, он всегда, он везде и нет для него времени и расстояний. Это Венеция? Это Полинезия? Это вчера или завтра? Это «милые тысячелетия». Это Млечный путь. За Графскою пристанью виднеется Сан Марко. Не это важно, неважно всё, всё уносится ветром и им же будет принесено.
А люди? Они рассыпаны цветными пригоршнями в коловращении вокзальном и смысл их жизни — вечное путешествие за мечтой и любовь — отнюдь не к яблокам, а исключительно к апельсинам. Чемоданы с горностаевыми мантиями, мартышек и гитару можно погрузить на большой теплоход и через час перенести на каноэ или на воздушный шар, и лучше не останавливаться, иначе будет потерян смысл путешествия и может быть поставлена под сомнение его цель, а она — приключение. Надо идти по канату — над реками, снегами и вулканами, над океанами и дивными городами, где матросы в толпе задевают плечами волшебников, и надо держать баланс — никуда не свалиться — ни в одну крайность или глубину, и быть всегда обязательно на высоте, совсем рядом с небом, которое, если заденешь его легонько, пошлёт снег или дождь, или хлеба и рыб.
Ознакомиться с работами Александра Воцмуша вы можете здесь.