Ведьмак нашего времени, или Готум от ума

24-12-2019 17:16

Взяв за основу российские и зарубежные сериалы популярных стриминговых сервисов, Андрей Перла рассуждает о современной киноиндустрии, а точнее – анализирует её отношение к своему потребителю. По его мнению, нынешние сериалы, снятые по классическим произведениям, рассчитаны на тех зрителей, которые эту классику вовсе не читали, да и, по большому счёту, не очень-то стремятся хоть иногда активизировать своё серое вещество. Всё действительно так плохо? Давайте узнаем. 

Ну вот, кажется, я дожил до старости. Мне хочется говорить что-то вроде «А вот в наше время!..» и «Вы, нынешние, ну-тка!». В том смысле, что раньше, когда я был молод, многое было лучше. В том смысле, что трогало меня сильнее. За душу. Особенно кино.

Тут такое дело: я иногда смотрю сериалы. Ну не так часто, как многие другие люди, но и не слишком редко. И вот за последний месяц видел два сериала, снятые по классическим литературным произведениям, о которых стоит поговорить.

Поговорить о том, как раньше было лучше. То есть, точнее, о том, что раньше люди умели читать. А потом почему-то разучились.

Вначале на глаза мне попался предназначенный для показа исключительно в Интернете российский сериал «Горе от ума». Да-да, сериал, в котором главные герои – Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, ее жених Молчалин, ее подруга и подчиненная Лиза, но действие перенесено в наше время: Фамусов – мэр российского города, а Чацкий… Чацкий знаменитый видеоблогер!

«Это очень хорошо придумано, – подумал я, прочитав аннотацию. – Это как же можно подчеркнуть актуальность Грибоедова и вечность русской литературы! Молчалины блаженствуют на свете – это ли не вечный упрек российской интеллигенции в адрес власти? Да и все остальное: действительно ведь можно представить грибоедовскую пьесу в антураже современного загородного дома большого чиновника – анахронизм лишь подчеркнет».

«Ага, щас!» – как пишут в этих ваших интернетах. Авторы сериала решили, что читать классику – это совершенно ненужно ни им, ни зрителям. Не знаю, что уж они сами помнили про Грибоедова, которого, наверное, все-таки читали в школе, но в том, что зрители ничего не читали, кроме краткого пересказа, книжечки «Все русские классики за пятнадцать минут», они были уверены точно. И вот Чацкий убит еще до начала действия фильма, расследование поручено вести Порфирию Петровичу (сказано – вся классика, значит вся); от стихов оригинальной пьесы нет и помина; по ходу действия возникают блогер Базаров, Чичиков («Анны Карениной не хватает, – подумал я, – но ее не нашли куда втиснуть»); а русский город, как оказалось, называется Готум (аббревиатура, значит).

Авторы грамотные. Они знают слово «постмодернизм». Они только не знают, что он означает игру с теми, кто знает классику так же, как ты, или лучше, а не издевательство над классикой и над теми, кто плохо учился в школе. Кроме того, авторы не знают – за ненадобностью, – что когда ты пишешь книжку или снимаешь кино, ты должен хотеть сказать зрителю что-то важное. На худой конец, ты должен просто хотеть его развлечь. Его, а не себя!

Ну ладно, но наши ведь если не всегда, то часто проигрывают Голливуду. И нам все время говорят, что у них там лучше. И кино снимают лучше. Правда ведь? И по книжкам тоже. И вот восемь длинных серий по великолепным романам Анджея Сапковского – новейший сериал «Ведьмак». Сапковский – классик польской и европейской литературы, человек, затмивший славу Сенкевича. К тому же, удивительный пример писателя, очень поздно осознавшего свое призвание: первый рассказ о Геральте из Ривии, ведьмаке, он опубликовал уже сорокалетним человеком с большим жизненным опытом, между прочим, полученным на дипломатической службе. Я читал Сапковского всё. Года, мне кажется, с 91-го по сию пору. Мне было очень интересно, как американцы адаптируют «Ведьмака» – книжку, написанную взрослым, лишившимся иллюзий, но верящим в добро и предназначение человеком, – для современного ТВ.

Оказалось, ждать было нечего. Они не умеют читать. То есть совсем. Чтобы понять, что они сделали с прекрасной книжкой, которую вы, может быть, не читали, представьте себе вот этот вот русский «Готум». Или, скажем, представьте себе, что из «Войны и мира» сделали кино, оставив только батальные сцены, которые разбавили сценами секса Наташи Ростовой с Куракиным и Пьера с Элен (заодно сделайте кого-нибудь из перечисленных негром). Не то чтобы у Толстого всего этого нет или невозможно себе этого представить. Просто книжка не про это, а про то, что творится в душах очень сложных и интересных людей на фоне очень сложных и интересных событий.

К чему я все это? Ну сняли в очередной раз плохое кино с претензией. Где здесь повод для высказывания, причем здесь политика? Да при том, что индустрия потеряла уважение к своему потребителю. Она больше не считает его человеком, чье мнение имеет значение, человеком, у которого вообще может быть мнение. Индустрия полагает, что этот человек, зритель в Интернете, ничего не читал, ни о чем не знает, не нуждается в сколько-нибудь сложных мыслях и не способен их понять. Ему можно показывать чернокожих рыцарей в европейских доспехах, литературных героев, непохожих на себя; можно вкладывать ему в голову простые, простейшие мысли о том, что хорошо, а что плохо, не боясь, что какие-нибудь более сложные умозаключения помешают – умное слово скажу – индоктринации.

А потом пойду по-стариковски сетовать, что раньше было лучше. И фантастику, вишь, лучше экранизировали, и классику.

Андрей Перла

Фото: witcher-tv.ru, kinopoisk.ru

 725 Всего просмотров



Сериал "Ведьмак", сериал "Горе от ума",

Поделиться:

Похожие посты

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Смотри-качай-играй: мобильные игры по любимым сериалам

Кино и сериалы не ограничиваются одним лишь экраном телевизора. Зачастую с успешной премьерой происходит «разрастание» целой франшизы. Выходят спин-оффы, одежда с

Оскар 2023: как это было?

Главная кинопремия мира подвела свои итоги. Порадовал ли «Оскар 2023» новыми скандалами или всё же решил наконец-то сосредоточиться на кинематографе? ForPost-Афиша посмотрела церемонию и спешит с ответом.

Многообещающ

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Новости ForPost

Метки

День ВМФ Аниме поэзия Картины карантин Музеи онлайн Виталий Либа СЦКиИ арт-отель "Украина" кинофестиваль Святой Владимир фестиваль концерт Мариинский театр Херсонес балет 75 лет Победы Россия Севастопольский театр оперы и балета театр Луначарского Севастопольский ТЮЗ кино Фестиваль «Таврида — АРТ» Золотая балка театр Театр Лавренёва выставка праздник ДКР мастер-классы Молодёжь Клим Шипенко Федюхины высоты выставки Херсонес Таврический Михаил Булгаков Море игры 2023 Музей обороны Севастополя Крымский военно-исторический фестиваль Мода «Оперные вечера в Севастополе» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Опера в Херсонесе театр драмы "Психо Дель Арт" Конкурс красоты Сергей Шнуров Афиша Севастополя Валерий Либа Севастополь День Победы спектакль Динопарк Достоевский Санкт-Петербург художники Ольга Панкратова Театр имени Луначарского Эрмитаж Лев Толстой сериалы 2023 Фёдор Достоевский опера искусство Дворец культуры рыбаков История Фонд «Живая классика» дети Психо Дель Арт Бесы фильмы Конкурс "Живая классика" фестиваль «Природа Искусства» книги Театр им. Кукол танцы ЦГБ им. Л.Н.Толстого Андрей Маслов Живая классика Новый год изоляция Театральная улица Крым 9 мая фильмы 2023 Таврида-АРТ творчество музыка Григорий Лифанов Балаклава СевТЮЗ Александр Петров Сергей Безруков живопись Анна Каренина спектакли художник Мастер и Маргарита коронавирус рецензия Большой севастопольский офицерский бал