Ведьмак нашего времени, или Готум от ума

24-12-2019 17:16

Взяв за основу российские и зарубежные сериалы популярных стриминговых сервисов, Андрей Перла рассуждает о современной киноиндустрии, а точнее – анализирует её отношение к своему потребителю. По его мнению, нынешние сериалы, снятые по классическим произведениям, рассчитаны на тех зрителей, которые эту классику вовсе не читали, да и, по большому счёту, не очень-то стремятся хоть иногда активизировать своё серое вещество. Всё действительно так плохо? Давайте узнаем. 

Ну вот, кажется, я дожил до старости. Мне хочется говорить что-то вроде «А вот в наше время!..» и «Вы, нынешние, ну-тка!». В том смысле, что раньше, когда я был молод, многое было лучше. В том смысле, что трогало меня сильнее. За душу. Особенно кино.

Тут такое дело: я иногда смотрю сериалы. Ну не так часто, как многие другие люди, но и не слишком редко. И вот за последний месяц видел два сериала, снятые по классическим литературным произведениям, о которых стоит поговорить.

Поговорить о том, как раньше было лучше. То есть, точнее, о том, что раньше люди умели читать. А потом почему-то разучились.

Вначале на глаза мне попался предназначенный для показа исключительно в Интернете российский сериал «Горе от ума». Да-да, сериал, в котором главные герои – Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, ее жених Молчалин, ее подруга и подчиненная Лиза, но действие перенесено в наше время: Фамусов – мэр российского города, а Чацкий… Чацкий знаменитый видеоблогер!

«Это очень хорошо придумано, – подумал я, прочитав аннотацию. – Это как же можно подчеркнуть актуальность Грибоедова и вечность русской литературы! Молчалины блаженствуют на свете – это ли не вечный упрек российской интеллигенции в адрес власти? Да и все остальное: действительно ведь можно представить грибоедовскую пьесу в антураже современного загородного дома большого чиновника – анахронизм лишь подчеркнет».

«Ага, щас!» – как пишут в этих ваших интернетах. Авторы сериала решили, что читать классику – это совершенно ненужно ни им, ни зрителям. Не знаю, что уж они сами помнили про Грибоедова, которого, наверное, все-таки читали в школе, но в том, что зрители ничего не читали, кроме краткого пересказа, книжечки «Все русские классики за пятнадцать минут», они были уверены точно. И вот Чацкий убит еще до начала действия фильма, расследование поручено вести Порфирию Петровичу (сказано – вся классика, значит вся); от стихов оригинальной пьесы нет и помина; по ходу действия возникают блогер Базаров, Чичиков («Анны Карениной не хватает, – подумал я, – но ее не нашли куда втиснуть»); а русский город, как оказалось, называется Готум (аббревиатура, значит).

Авторы грамотные. Они знают слово «постмодернизм». Они только не знают, что он означает игру с теми, кто знает классику так же, как ты, или лучше, а не издевательство над классикой и над теми, кто плохо учился в школе. Кроме того, авторы не знают – за ненадобностью, – что когда ты пишешь книжку или снимаешь кино, ты должен хотеть сказать зрителю что-то важное. На худой конец, ты должен просто хотеть его развлечь. Его, а не себя!

Ну ладно, но наши ведь если не всегда, то часто проигрывают Голливуду. И нам все время говорят, что у них там лучше. И кино снимают лучше. Правда ведь? И по книжкам тоже. И вот восемь длинных серий по великолепным романам Анджея Сапковского – новейший сериал «Ведьмак». Сапковский – классик польской и европейской литературы, человек, затмивший славу Сенкевича. К тому же, удивительный пример писателя, очень поздно осознавшего свое призвание: первый рассказ о Геральте из Ривии, ведьмаке, он опубликовал уже сорокалетним человеком с большим жизненным опытом, между прочим, полученным на дипломатической службе. Я читал Сапковского всё. Года, мне кажется, с 91-го по сию пору. Мне было очень интересно, как американцы адаптируют «Ведьмака» – книжку, написанную взрослым, лишившимся иллюзий, но верящим в добро и предназначение человеком, – для современного ТВ.

Оказалось, ждать было нечего. Они не умеют читать. То есть совсем. Чтобы понять, что они сделали с прекрасной книжкой, которую вы, может быть, не читали, представьте себе вот этот вот русский «Готум». Или, скажем, представьте себе, что из «Войны и мира» сделали кино, оставив только батальные сцены, которые разбавили сценами секса Наташи Ростовой с Куракиным и Пьера с Элен (заодно сделайте кого-нибудь из перечисленных негром). Не то чтобы у Толстого всего этого нет или невозможно себе этого представить. Просто книжка не про это, а про то, что творится в душах очень сложных и интересных людей на фоне очень сложных и интересных событий.

К чему я все это? Ну сняли в очередной раз плохое кино с претензией. Где здесь повод для высказывания, причем здесь политика? Да при том, что индустрия потеряла уважение к своему потребителю. Она больше не считает его человеком, чье мнение имеет значение, человеком, у которого вообще может быть мнение. Индустрия полагает, что этот человек, зритель в Интернете, ничего не читал, ни о чем не знает, не нуждается в сколько-нибудь сложных мыслях и не способен их понять. Ему можно показывать чернокожих рыцарей в европейских доспехах, литературных героев, непохожих на себя; можно вкладывать ему в голову простые, простейшие мысли о том, что хорошо, а что плохо, не боясь, что какие-нибудь более сложные умозаключения помешают – умное слово скажу – индоктринации.

А потом пойду по-стариковски сетовать, что раньше было лучше. И фантастику, вишь, лучше экранизировали, и классику.

Андрей Перла

Фото: witcher-tv.ru, kinopoisk.ru

 539 Всего просмотров



Сериал "Ведьмак", сериал "Горе от ума",

Поделиться:

Похожие посты

«Уэнсдэй»: хороший ремейк от Netflix?

Беспощадный конвейер ремейков добрался до классики моего детства. Так появился сериал «Уэнсдэй», посвящённый дочери семейства Аддамс. Удалось ли создателям не упасть в грязь лицом, или очередное продолжение заклеймят низкими рейтингами? Расскажу в эт

Познавая Пелевина: каким вышел новый фильм про писателя?

22 ноября свой день рождения отмечает самый популярный и загадочный писатель современной России — Виктор Пелевин. По случаю юбилея, режиссёр Родион Чепель попытался узнать больше о писателе, и создал одноимённый документальный фильм. Удалось ли ему р

Корона, 5 сезон: пора на покой?

Экранизация одной из самых скандальных эпох в истории Британской короны вызывает лишь зевоту и недоумение. Ни выдающийся актёрский состав, ни захватывающая историческая основа не спасают новый сезон. И пока британцы 90-х рассуждают о необходимости мо

Ноябрь: дайджест месяца

К началу каждого месяца ForPost-Афиша собирает для вас список самых интересных новинок, на которые стоит обратить своё внимание. Как провести время в ноябре — уже в этом дайджесте.

Посетить:

«Дом дракона» и «Кольца власти»: разбираем итоги

Эта осень стала полем боя для двух фэнтези-гигантов. «Дом дракона» и «Кольца власти» сошлись в битве за зрительские рейтинги и восторг критиков. Рассказываем, кто победил в противостоянии и какой из сериалов заслуживает внимания.

Подробнее

Новости ForPost

Метки

выставки Александр Петров ДКР Театр танца им. В.А.Елизарова Конкурс "Живая классика" Динопарк Фонд «Живая классика» Россия Эрмитаж Живая классика выставка Конкурс красоты Музеи онлайн праздник Театральная улица Крымский военно-исторический фестиваль День ВМФ концерт музыка дети СевТЮЗ Севастополь кинофестиваль Святой Владимир опера онлайн-марафон танцы СЦКиИ театр Большой севастопольский офицерский бал карантин Балаклава ЦГБ им. Л.Н.Толстого Афиша Севастополя творчество кино Дворец культуры рыбаков художники Андрей Маслов Театр имени Луначарского фильмы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник 9 мая спектакли Григорий Лифанов История День Победы Великая Отечественная война «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольский ТЮЗ искусство Федюхины высоты рецензия Фестиваль «Таврида — АРТ» Севастопольский театр оперы и балета Молодёжь Анна Каренина Сергей Безруков 75 лет Победы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" самоизоляция Сергей Шнуров Клим Шипенко книги Мариинский театр фестиваль «Природа Искусства» Психо Дель Арт Виталий Либа Бесы Золотая балка художник Картины поэзия живопись Море коронавирус Лев Толстой Таврида-АРТ Опера в Херсонесе Херсонес Достоевский фестиваль Театр им. Кукол Санкт-Петербург спектакль Херсонес Таврический Мода Фёдор Достоевский мастер-классы Крым Михаил Булгаков изоляция Музей обороны Севастополя Мастер и Маргарита театр драмы "Психо Дель Арт" балет арт-отель "Украина" театр Луначарского Театр Лавренёва Ольга Панкратова Валерий Либа