Ведьмак нашего времени, или Готум от ума

24-12-2019 17:16

Взяв за основу российские и зарубежные сериалы популярных стриминговых сервисов, Андрей Перла рассуждает о современной киноиндустрии, а точнее – анализирует её отношение к своему потребителю. По его мнению, нынешние сериалы, снятые по классическим произведениям, рассчитаны на тех зрителей, которые эту классику вовсе не читали, да и, по большому счёту, не очень-то стремятся хоть иногда активизировать своё серое вещество. Всё действительно так плохо? Давайте узнаем. 

Ну вот, кажется, я дожил до старости. Мне хочется говорить что-то вроде «А вот в наше время!..» и «Вы, нынешние, ну-тка!». В том смысле, что раньше, когда я был молод, многое было лучше. В том смысле, что трогало меня сильнее. За душу. Особенно кино.

Тут такое дело: я иногда смотрю сериалы. Ну не так часто, как многие другие люди, но и не слишком редко. И вот за последний месяц видел два сериала, снятые по классическим литературным произведениям, о которых стоит поговорить.

Поговорить о том, как раньше было лучше. То есть, точнее, о том, что раньше люди умели читать. А потом почему-то разучились.

Вначале на глаза мне попался предназначенный для показа исключительно в Интернете российский сериал «Горе от ума». Да-да, сериал, в котором главные герои – Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, ее жених Молчалин, ее подруга и подчиненная Лиза, но действие перенесено в наше время: Фамусов – мэр российского города, а Чацкий… Чацкий знаменитый видеоблогер!

«Это очень хорошо придумано, – подумал я, прочитав аннотацию. – Это как же можно подчеркнуть актуальность Грибоедова и вечность русской литературы! Молчалины блаженствуют на свете – это ли не вечный упрек российской интеллигенции в адрес власти? Да и все остальное: действительно ведь можно представить грибоедовскую пьесу в антураже современного загородного дома большого чиновника – анахронизм лишь подчеркнет».

«Ага, щас!» – как пишут в этих ваших интернетах. Авторы сериала решили, что читать классику – это совершенно ненужно ни им, ни зрителям. Не знаю, что уж они сами помнили про Грибоедова, которого, наверное, все-таки читали в школе, но в том, что зрители ничего не читали, кроме краткого пересказа, книжечки «Все русские классики за пятнадцать минут», они были уверены точно. И вот Чацкий убит еще до начала действия фильма, расследование поручено вести Порфирию Петровичу (сказано – вся классика, значит вся); от стихов оригинальной пьесы нет и помина; по ходу действия возникают блогер Базаров, Чичиков («Анны Карениной не хватает, – подумал я, – но ее не нашли куда втиснуть»); а русский город, как оказалось, называется Готум (аббревиатура, значит).

Авторы грамотные. Они знают слово «постмодернизм». Они только не знают, что он означает игру с теми, кто знает классику так же, как ты, или лучше, а не издевательство над классикой и над теми, кто плохо учился в школе. Кроме того, авторы не знают – за ненадобностью, – что когда ты пишешь книжку или снимаешь кино, ты должен хотеть сказать зрителю что-то важное. На худой конец, ты должен просто хотеть его развлечь. Его, а не себя!

Ну ладно, но наши ведь если не всегда, то часто проигрывают Голливуду. И нам все время говорят, что у них там лучше. И кино снимают лучше. Правда ведь? И по книжкам тоже. И вот восемь длинных серий по великолепным романам Анджея Сапковского – новейший сериал «Ведьмак». Сапковский – классик польской и европейской литературы, человек, затмивший славу Сенкевича. К тому же, удивительный пример писателя, очень поздно осознавшего свое призвание: первый рассказ о Геральте из Ривии, ведьмаке, он опубликовал уже сорокалетним человеком с большим жизненным опытом, между прочим, полученным на дипломатической службе. Я читал Сапковского всё. Года, мне кажется, с 91-го по сию пору. Мне было очень интересно, как американцы адаптируют «Ведьмака» – книжку, написанную взрослым, лишившимся иллюзий, но верящим в добро и предназначение человеком, – для современного ТВ.

Оказалось, ждать было нечего. Они не умеют читать. То есть совсем. Чтобы понять, что они сделали с прекрасной книжкой, которую вы, может быть, не читали, представьте себе вот этот вот русский «Готум». Или, скажем, представьте себе, что из «Войны и мира» сделали кино, оставив только батальные сцены, которые разбавили сценами секса Наташи Ростовой с Куракиным и Пьера с Элен (заодно сделайте кого-нибудь из перечисленных негром). Не то чтобы у Толстого всего этого нет или невозможно себе этого представить. Просто книжка не про это, а про то, что творится в душах очень сложных и интересных людей на фоне очень сложных и интересных событий.

К чему я все это? Ну сняли в очередной раз плохое кино с претензией. Где здесь повод для высказывания, причем здесь политика? Да при том, что индустрия потеряла уважение к своему потребителю. Она больше не считает его человеком, чье мнение имеет значение, человеком, у которого вообще может быть мнение. Индустрия полагает, что этот человек, зритель в Интернете, ничего не читал, ни о чем не знает, не нуждается в сколько-нибудь сложных мыслях и не способен их понять. Ему можно показывать чернокожих рыцарей в европейских доспехах, литературных героев, непохожих на себя; можно вкладывать ему в голову простые, простейшие мысли о том, что хорошо, а что плохо, не боясь, что какие-нибудь более сложные умозаключения помешают – умное слово скажу – индоктринации.

А потом пойду по-стариковски сетовать, что раньше было лучше. И фантастику, вишь, лучше экранизировали, и классику.

Андрей Перла

Фото: witcher-tv.ru, kinopoisk.ru

 87 Всего просмотров



Сериал "Ведьмак", сериал "Горе от ума",

Поделиться:

Похожие посты

Премьера у тебя дома: Okko запускает новый стриминговый сервис

Okko запустил сервис "Премьера", позволяющий присутствовать на премьерных показах фильмов, не выходя из дома, — сообщает Подробнее

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического журнала «Ералаш» Борис Грачевский, ранее госпитализированный с коронавирусом, умер на 72-м году жизни. Кинопапа и жизнелюб, искренний и проницательный, часть нашего детства и центр притяжения в мир

#ТакоеКино: потустороннее такси, взмыленный ангел и кризис «Неадекватных людей»

Январь начался с громких премьер в онлайн-кинотеатрах. Чем могут зацепить «Пассажиры» Карена Оганесяна? Почему новый фильм с Чулпан Хаматовой заслуживает вашего внимания? Случилось ли у «Неадекватных людей» Романа Каримова триумфальное возвращение на

Холодное течение бухты Ласпи: прощание с Владимиром Кореневым

Страна простилась со всеобщим любимцем-Ихтиандром: народным артистом России Владимиром Кореневым. Мы успели отметить его 80-летний юбилей. И чуточку не дожил Владимир Борисович до 60-летия выхода фильма-легенды «Человек-амфибия». Летом наступившег

Безруков пост сдал, Петров пост принял: о последних днях Есенина расскажет «Декабрь»

Создатели «Холопа» и «Текста» начали работу над фильмом «Декабрь», повествующем о последних днях жизни Сергея Есенина. Главную роль в картине исполнит Александр Петров. На границу СССР из Германии прибывает знаменитая танцовщица Айседора Дункан, к

Новости ForPost

Метки

Клим Шипенко Новый год в Севастополе группа Ленинград СевТЮЗ изоляция Севастопольский офицерский бал онлайн-марафон дети современное искусство театр драмы "Психо Дель Арт" Херсонес Таврический музыка благотворительность шоу пандемия кино Севастополь Лев Толстой История самоизоляция спектакль поэзия фильмы #WineFest выставка конкурс День Победы Конкурс красоты День рыбака открытие сезона Дворец культуры рыбаков театр Луначарского Дмитрий Глуховский День ВМФ VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Александр Петров художник Картины 9 мая Достоевский Музеи онлайн Импровизационный батл концерт Балаклава Крымский военно-исторический фестиваль фестиваль Бесы спектакли Психо Дель Арт кинофестиваль Святой Владимир опера Динопарк праздник роман "Текст" Херсонес Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Федюхины высоты Живая классика Сергей Шнуров Молодёжь СЦКиИ Эрмитаж арт-отель "Украина" Большой севастопольский офицерский бал Театр имени Луначарского ДКР День театра выставки коронавирус театр танца Вадима Елизарова балет карантин Севастопольский ТЮЗ Сергей Безруков Великая Отечественная война Новый год 2020 творчество Конкурс "Живая классика" 75 лет Победы Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Опера в Херсонесе театр Золотая балка Анна Каренина Театр танца им. Вадима Елизарова Театральная улица Кванториум искусство Море вокал Григорий Лифанов Театр им. Кукол книги мастер-классы Мастер и Маргарита Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Фёдор Достоевский художники Ольга Панкратова живопись