Ведьмак нашего времени, или Готум от ума

24-12-2019 17:16

Взяв за основу российские и зарубежные сериалы популярных стриминговых сервисов, Андрей Перла рассуждает о современной киноиндустрии, а точнее – анализирует её отношение к своему потребителю. По его мнению, нынешние сериалы, снятые по классическим произведениям, рассчитаны на тех зрителей, которые эту классику вовсе не читали, да и, по большому счёту, не очень-то стремятся хоть иногда активизировать своё серое вещество. Всё действительно так плохо? Давайте узнаем. 

Ну вот, кажется, я дожил до старости. Мне хочется говорить что-то вроде «А вот в наше время!..» и «Вы, нынешние, ну-тка!». В том смысле, что раньше, когда я был молод, многое было лучше. В том смысле, что трогало меня сильнее. За душу. Особенно кино.

Тут такое дело: я иногда смотрю сериалы. Ну не так часто, как многие другие люди, но и не слишком редко. И вот за последний месяц видел два сериала, снятые по классическим литературным произведениям, о которых стоит поговорить.

Поговорить о том, как раньше было лучше. То есть, точнее, о том, что раньше люди умели читать. А потом почему-то разучились.

Вначале на глаза мне попался предназначенный для показа исключительно в Интернете российский сериал «Горе от ума». Да-да, сериал, в котором главные герои – Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, ее жених Молчалин, ее подруга и подчиненная Лиза, но действие перенесено в наше время: Фамусов – мэр российского города, а Чацкий… Чацкий знаменитый видеоблогер!

«Это очень хорошо придумано, – подумал я, прочитав аннотацию. – Это как же можно подчеркнуть актуальность Грибоедова и вечность русской литературы! Молчалины блаженствуют на свете – это ли не вечный упрек российской интеллигенции в адрес власти? Да и все остальное: действительно ведь можно представить грибоедовскую пьесу в антураже современного загородного дома большого чиновника – анахронизм лишь подчеркнет».

«Ага, щас!» – как пишут в этих ваших интернетах. Авторы сериала решили, что читать классику – это совершенно ненужно ни им, ни зрителям. Не знаю, что уж они сами помнили про Грибоедова, которого, наверное, все-таки читали в школе, но в том, что зрители ничего не читали, кроме краткого пересказа, книжечки «Все русские классики за пятнадцать минут», они были уверены точно. И вот Чацкий убит еще до начала действия фильма, расследование поручено вести Порфирию Петровичу (сказано – вся классика, значит вся); от стихов оригинальной пьесы нет и помина; по ходу действия возникают блогер Базаров, Чичиков («Анны Карениной не хватает, – подумал я, – но ее не нашли куда втиснуть»); а русский город, как оказалось, называется Готум (аббревиатура, значит).

Авторы грамотные. Они знают слово «постмодернизм». Они только не знают, что он означает игру с теми, кто знает классику так же, как ты, или лучше, а не издевательство над классикой и над теми, кто плохо учился в школе. Кроме того, авторы не знают – за ненадобностью, – что когда ты пишешь книжку или снимаешь кино, ты должен хотеть сказать зрителю что-то важное. На худой конец, ты должен просто хотеть его развлечь. Его, а не себя!

Ну ладно, но наши ведь если не всегда, то часто проигрывают Голливуду. И нам все время говорят, что у них там лучше. И кино снимают лучше. Правда ведь? И по книжкам тоже. И вот восемь длинных серий по великолепным романам Анджея Сапковского – новейший сериал «Ведьмак». Сапковский – классик польской и европейской литературы, человек, затмивший славу Сенкевича. К тому же, удивительный пример писателя, очень поздно осознавшего свое призвание: первый рассказ о Геральте из Ривии, ведьмаке, он опубликовал уже сорокалетним человеком с большим жизненным опытом, между прочим, полученным на дипломатической службе. Я читал Сапковского всё. Года, мне кажется, с 91-го по сию пору. Мне было очень интересно, как американцы адаптируют «Ведьмака» – книжку, написанную взрослым, лишившимся иллюзий, но верящим в добро и предназначение человеком, – для современного ТВ.

Оказалось, ждать было нечего. Они не умеют читать. То есть совсем. Чтобы понять, что они сделали с прекрасной книжкой, которую вы, может быть, не читали, представьте себе вот этот вот русский «Готум». Или, скажем, представьте себе, что из «Войны и мира» сделали кино, оставив только батальные сцены, которые разбавили сценами секса Наташи Ростовой с Куракиным и Пьера с Элен (заодно сделайте кого-нибудь из перечисленных негром). Не то чтобы у Толстого всего этого нет или невозможно себе этого представить. Просто книжка не про это, а про то, что творится в душах очень сложных и интересных людей на фоне очень сложных и интересных событий.

К чему я все это? Ну сняли в очередной раз плохое кино с претензией. Где здесь повод для высказывания, причем здесь политика? Да при том, что индустрия потеряла уважение к своему потребителю. Она больше не считает его человеком, чье мнение имеет значение, человеком, у которого вообще может быть мнение. Индустрия полагает, что этот человек, зритель в Интернете, ничего не читал, ни о чем не знает, не нуждается в сколько-нибудь сложных мыслях и не способен их понять. Ему можно показывать чернокожих рыцарей в европейских доспехах, литературных героев, непохожих на себя; можно вкладывать ему в голову простые, простейшие мысли о том, что хорошо, а что плохо, не боясь, что какие-нибудь более сложные умозаключения помешают – умное слово скажу – индоктринации.

А потом пойду по-стариковски сетовать, что раньше было лучше. И фантастику, вишь, лучше экранизировали, и классику.

Андрей Перла

Фото: witcher-tv.ru, kinopoisk.ru

 204 Всего просмотров



Сериал "Ведьмак", сериал "Горе от ума",

Поделиться:

Похожие посты

Вронский на мотоцикле и Каренина с пивом: пользователи соцсетей обсуждают «Анну К»

Американский стриминговый сервис, поставщик фильмов и сериалов Netflix объявил о запуске своего первого российского проекта совместно с отечественной кинокомпанией 1-2-3 Production: в Москве и Санкт -Петербурге стартовали съемки сериала по роману Льв

О чём молчит женщина: изящный детектив от театра Луначарского

С вечера пятницы по воскресенье, с 25 по 27 июня, в театре имени Луначарского играют премьеру — "8 любящих женщин" в постановке Николая Нечаева. Пока публика собирается в зале, на сцене мерцает большой электрический камин, а игрушечный медведь размер

В Севастополе завершился юбилейный Кинофорум «Золотой Витязь»

С 22 по 31 мая в Севастополе прошёл XXX юбилейный Международный Кинофорум «Золотой Витязь». В этом году было представлено 155 конкурсных фильмов: художественных, документальных, анимационных, студенческих, дебютных и детских картин из 25 стран мира,

Сергей Безруков на международном фестивале высказался о цензуре, стриминге и российском кино

В рамках XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялась конференция на тему реализации основ государственной культурной политики. Николай Бурляев, Сергей Безруков, Александр Михайлов и другие деятели искусства обсудили проблемы и перспекти

«Люди встречают меня на улице со слезами на глазах»: на «Золотой Витязь» приехала Зинаида Кириенко

22 мая в Севастополе стартовал XXX Международный кинофорум «Золотой Витязь». Традиционная красная дорожка, проход артистов театра и кино, звуки военного оркестра, тёплые овации горожан – уже который год двадцатые числа мая в Севастополе превращаются

Новости ForPost

Метки

балет искусство Клим Шипенко Федюхины высоты ДКР Анна Каренина Крымский военно-исторический фестиваль творчество шоу праздник Картины Театр им. Кукол 9 мая Ольга Панкратова концерт спектакль 75 лет Победы Сергей Шнуров книги Херсонес Таврический вокал карантин Лев Толстой Санкт-Петербург Театр имени Луначарского самоизоляция театр Луначарского Дворец культуры рыбаков поэзия Конкурс "Живая классика" театр танца Вадима Елизарова открытие сезона Севастопольский ТЮЗ Фонд «Живая классика» Балаклава Опера в Херсонесе мастер-классы художники История Великая Отечественная война Международный день танца Крымская весна VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» арт-отель "Украина" онлайн-марафон День ВМФ кинорецензия театр выставки Григорий Лифанов День Победы Афиша Севастополя Сергей Безруков Море Мариинский театр Живая классика Мастер и Маргарита фестиваль Фёдор Достоевский опера пандемия Молодёжь дети Музеи онлайн Бесы художник современное искусство Севастопольский офицерский бал изоляция коронавирус СевТЮЗ благотворительность Психо Дель Арт фильмы группа Ленинград Динопарк Александр Петров Театральная улица Михаил Булгаков СЦКиИ Эрмитаж танцы кино Золотая балка Крым Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Zакрытый покаZ живопись театр драмы "Психо Дель Арт" музыка Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастополь Херсонес спектакли конкурс выставка #WineFest кинофестиваль Святой Владимир Большой севастопольский офицерский бал Достоевский