Ведьмак нашего времени, или Готум от ума
Взяв за основу российские и зарубежные сериалы популярных стриминговых сервисов, Андрей Перла рассуждает о современной киноиндустрии, а точнее – анализирует её отношение к своему потребителю. По его мнению, нынешние сериалы, снятые по классическим произведениям, рассчитаны на тех зрителей, которые эту классику вовсе не читали, да и, по большому счёту, не очень-то стремятся хоть иногда активизировать своё серое вещество. Всё действительно так плохо? Давайте узнаем.
Ну вот, кажется, я дожил до старости. Мне хочется говорить что-то вроде «А вот в наше время!..» и «Вы, нынешние, ну-тка!». В том смысле, что раньше, когда я был молод, многое было лучше. В том смысле, что трогало меня сильнее. За душу. Особенно кино.
Тут такое дело: я иногда смотрю сериалы. Ну не так часто, как многие другие люди, но и не слишком редко. И вот за последний месяц видел два сериала, снятые по классическим литературным произведениям, о которых стоит поговорить.
Поговорить о том, как раньше было лучше. То есть, точнее, о том, что раньше люди умели читать. А потом почему-то разучились.
Вначале на глаза мне попался предназначенный для показа исключительно в Интернете российский сериал «Горе от ума». Да-да, сериал, в котором главные герои – Чацкий, Фамусов, его дочь Софья, ее жених Молчалин, ее подруга и подчиненная Лиза, но действие перенесено в наше время: Фамусов – мэр российского города, а Чацкий… Чацкий знаменитый видеоблогер!
«Это очень хорошо придумано, – подумал я, прочитав аннотацию. – Это как же можно подчеркнуть актуальность Грибоедова и вечность русской литературы! Молчалины блаженствуют на свете – это ли не вечный упрек российской интеллигенции в адрес власти? Да и все остальное: действительно ведь можно представить грибоедовскую пьесу в антураже современного загородного дома большого чиновника – анахронизм лишь подчеркнет».
«Ага, щас!» – как пишут в этих ваших интернетах. Авторы сериала решили, что читать классику – это совершенно ненужно ни им, ни зрителям. Не знаю, что уж они сами помнили про Грибоедова, которого, наверное, все-таки читали в школе, но в том, что зрители ничего не читали, кроме краткого пересказа, книжечки «Все русские классики за пятнадцать минут», они были уверены точно. И вот Чацкий убит еще до начала действия фильма, расследование поручено вести Порфирию Петровичу (сказано – вся классика, значит вся); от стихов оригинальной пьесы нет и помина; по ходу действия возникают блогер Базаров, Чичиков («Анны Карениной не хватает, – подумал я, – но ее не нашли куда втиснуть»); а русский город, как оказалось, называется Готум (аббревиатура, значит).
Авторы грамотные. Они знают слово «постмодернизм». Они только не знают, что он означает игру с теми, кто знает классику так же, как ты, или лучше, а не издевательство над классикой и над теми, кто плохо учился в школе. Кроме того, авторы не знают – за ненадобностью, – что когда ты пишешь книжку или снимаешь кино, ты должен хотеть сказать зрителю что-то важное. На худой конец, ты должен просто хотеть его развлечь. Его, а не себя!
Ну ладно, но наши ведь если не всегда, то часто проигрывают Голливуду. И нам все время говорят, что у них там лучше. И кино снимают лучше. Правда ведь? И по книжкам тоже. И вот восемь длинных серий по великолепным романам Анджея Сапковского – новейший сериал «Ведьмак». Сапковский – классик польской и европейской литературы, человек, затмивший славу Сенкевича. К тому же, удивительный пример писателя, очень поздно осознавшего свое призвание: первый рассказ о Геральте из Ривии, ведьмаке, он опубликовал уже сорокалетним человеком с большим жизненным опытом, между прочим, полученным на дипломатической службе. Я читал Сапковского всё. Года, мне кажется, с 91-го по сию пору. Мне было очень интересно, как американцы адаптируют «Ведьмака» – книжку, написанную взрослым, лишившимся иллюзий, но верящим в добро и предназначение человеком, – для современного ТВ.
Оказалось, ждать было нечего. Они не умеют читать. То есть совсем. Чтобы понять, что они сделали с прекрасной книжкой, которую вы, может быть, не читали, представьте себе вот этот вот русский «Готум». Или, скажем, представьте себе, что из «Войны и мира» сделали кино, оставив только батальные сцены, которые разбавили сценами секса Наташи Ростовой с Куракиным и Пьера с Элен (заодно сделайте кого-нибудь из перечисленных негром). Не то чтобы у Толстого всего этого нет или невозможно себе этого представить. Просто книжка не про это, а про то, что творится в душах очень сложных и интересных людей на фоне очень сложных и интересных событий.
К чему я все это? Ну сняли в очередной раз плохое кино с претензией. Где здесь повод для высказывания, причем здесь политика? Да при том, что индустрия потеряла уважение к своему потребителю. Она больше не считает его человеком, чье мнение имеет значение, человеком, у которого вообще может быть мнение. Индустрия полагает, что этот человек, зритель в Интернете, ничего не читал, ни о чем не знает, не нуждается в сколько-нибудь сложных мыслях и не способен их понять. Ему можно показывать чернокожих рыцарей в европейских доспехах, литературных героев, непохожих на себя; можно вкладывать ему в голову простые, простейшие мысли о том, что хорошо, а что плохо, не боясь, что какие-нибудь более сложные умозаключения помешают – умное слово скажу – индоктринации.
А потом пойду по-стариковски сетовать, что раньше было лучше. И фантастику, вишь, лучше экранизировали, и классику.
Андрей Перла
Фото: witcher-tv.ru, kinopoisk.ru