Вечный Островский: кристальная чистота и жизнь по «законам»

20-02-2018 13:19

На минувших выходных художественный руководитель евпаторийского театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков побывал на спектакле театра Луначарского «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Развёрнутый отзыв на постановку Григория Лифанова он опубликовал на своей странице в Facebook. Профессиональный и обстоятельный разбор увиденного от талантливого актёра и режиссёра — это всегда на вес золота. 

Не знаю, кто как, а мы свои редкие выходные проводим вместе и с пользой. Вчера получили удовольствие от удовольствия нашей Маруськи, которая, затаив дыхание, следила за сюжетом «Льда» в кинотеатре.
Ну, а вечер, провели в волшебном месте на чудесном спектакле. На этот раз свои двери гостеприимно распахнул севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского. Давали там «Доходное место» Александра Островского в постановке нашего доброго друга, талантливого режиссера Григория Алексеевича Лифанова. В этом месте еще раз низко кланяемся и благодарим за гостеприимство. А также говорим спасибо любимой и дорогой Аксинье Норманской.

Теперь пару слов о спектакле…  Во — первых, кто бы что не говорил, а классику ставить нужно обязательно, потому как классика всегда актуальна, универсальна и понятна. Другой вопрос, что здесь (на мой скромный взгляд) нужно блюсти за тем, чтобы не переступить ту тонкую грань, когда режиссеру хочется почувствовать себя полноценным соавтором и наполнить ставящееся произведение своим видением, а иногда взглядами противоречащими здравому смыслу, пошлятиной и обязательно фрагментами других классических произведений (куда без столичных трендов), но и не уйти стопроцентно в аутентику, историзм и классицизм со всеми вытекающими строгими соблюдениями канонов, единств и т.п. Лифанову это однозначно удалось, т.к. Лифанов — профи! Он с легкостью берется за классические полотна и переносит и без того красноречивые шедевры на сцену, обрамляя каждое из них талантом, режиссерским почерком, атмосферой и тонкими, психологическими образами.

В зале было много (очень много!) старшеклассников из севастопольских школ. И каждый из них несомненно воспринял Островского «со своей колокольни». Девчонки явно были довольны матриархальными высказываниями Фелисаты Герасимовны, А парни оживлялись в сценах с чиновниками, с кабаком в третьем действии и в финале, когда только что сформированное под пристальным взглядом автора мнение что, то самое «доходное место» — единственно правильный рецепт счастливого человека, вдруг оказывается не таким уж однозначным и простым.

Блистательная игра мэтров — Анатолий Бобер и Людмила Шестакова — неподражаемы, точны, харизматичны до мурашек. Их персонажи заполняли собой буквально каждый миллиметр зрительного зала, иногда отсылая к спектаклю-фантому 1967 года, где аналогичный сценический дуэт блистательно исполнили Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов в «Доходном месте» Марка Захарова. Понравился и чиновник Белогубов в исполнении Евгения Чернорая — потрясающая мимика артиста, его выпученные глаза на контрасте с внутренним состоянием выстроили точную перспективу роли от пресмыкающегося подонка до подонка властного, но потерпевшего фиаско. Что же касается молодых артистов, то и здесь было попадание в органику, в фактуру, в персонажей.

Отдельно хочется сказать о сценах с участием чиновников — блистательно выстроены, с юмором, с иронией. Понимаешь, почему пьеса не была допущена к постановке сто лет назад и была сыграна всего 40 раз в 67-ом, а потом запрещена Фурцевой. Здесь же Лифанову удалось на мой взгляд рассказать историю языком актуальным и понятным, но в то же время придать содержанию новые смыслы. Быть кристальным и чистым и смотреть другим в глаза смело и открыто или быть сломленным жизнью, системой и жить по «законам» общепринятым и не всегда справедливым и честным. А ведь и вправду у честных людей друзей гораздо меньше, но с другой стороны — зато это настоящие друзья!

Интересная придумка с «чиновником на побегушках» добавляющая происходящему динамики и перспективы. К месту пришлось и давно всем известное разбрасывание бумаги. Но и здесь было ощущение, что этот, набивший оскомину прием, получил новый «месседж». Аккуратное музыкально-шумовое оформление спектакля в полной мере способствовало погружению в атмосферу того времени и органичному существованию артистов в предлагаемых обстоятельствах, но иногда музыки не хватало. Но, скорее всего, это дело привычки или моей «музыкальной избалованности». То же самое и с видео оформлением спектакля, которое было заявлено в начале первого и третьего действий, однако не получило продолжения. Но и в этой видео недосказанности тоже можно найти свои преимущества. Здесь на помощь режиссеру должны прийти не только технологии, но и талантливые специалисты. Ибо здесь тоже «хождение по лезвию» между шедевром Могучего «Губернатор» и симферопольским «Дубровским», где фоном Пушкина стали современные таймлапсы с пролетающими по трассе автомобилями. Поэтому пусть лучше будет недосказанность, которая ничего не портит, чем красноречие без пользы.

Ну и в завершение хочется еще раз сказать: «Браво» и «Спасибо»!!! Слава Богу, что у нас есть замечательные друзья и возможность ездить, общаться, дружить, учиться и наслаждаться театром!!! До новых встреч!!!

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Новости ForPost

Метки

мультфильмы 2023 Фильмы 2025 Российские сериалы 2025 Хаяо Миядзаки детектив Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Новый год музыка 2024 выставка мультфильмы 2024 аниме 2025 искусство Херсонес комедия BLACKPINK K-pop балет коронавирус мастер-классы Мода Модный показ поп-музыка игры "Кинопоиск" Неделя моды сериалы 2025 Херсонес Таврический скандал Netflix театр 9 мая фильмы 2024 музыка 2023 Неделя моды в Париже кино современное искусство Билли Айлиш живопись Психо Дель Арт праздник Севастополь обзор аниме фестиваль опера Александр Петров фильмы ужасов хоррор Balenciaga Большой севастопольский офицерский бал мода и стиль российские фильмы афиша Севастополь спектакль художники рецензия Dior арт-отель "Украина" Афиша Севастополя фильмы Григорий Лифанов изоляция ДКР сериалы 2024 спектакли фильмы 2023 музыка 2025 Charli XCX Клим Шипенко СевТЮЗ карантин Конкурс "Живая классика" куда сходить книги Крым театр драмы "Психо Дель Арт" рэп Обзор концерт музыка аниме 2024 сериалы 2023 мультфильмы фэнтези День Победы Театральная улица Севастопольский театр оперы и балета театр Луначарского Гарри Поттер СЦКиИ игры 2024 Игры 2025 выставки Театр имени Луначарского Севастопольский ТЮЗ Российские сериалы Аниме драма Дворец культуры рыбаков игры 2023 Тейлор Свифт