Валентин Юдашкин: памяти великого модельера
Сегодня на 60-ом году жизни после долгой борьбы с раком скончался Валентин Юдашкин. Он смог открыть «кутюрный занавес» Европы и снискать там успех, сохраняя верность своим эстетическим принципам. В этом материале чтим память знаменитого модельера и рассказываем, как ему удалось изменить российскую моду.
Грустно наблюдать за тем, как вслед за учителем уходит его лучший ученик. Совсем недавно не стало другой легендарной фигуры отечественной моды — Вячеслава Зайцева. Мы писали о том, какое влияние он оказал на индустрию. И творчество Юдашкина — прямое следствие фэшн-революции, которую устроил «Красный Диор».
Окно в Европу
Фразу «Зайцев был наставником Юдашкина» стоит воспринимать буквально. Именно у него молодой модельер проходил практику в Московском доме моды. А затем, с отличием закончив Московский индустриальный техникум в 1986, начал свой путь к мировой славе.
Первый фурор произошёл через пять лет. Кутюрная коллекция «Фаберже» была олицетворением высокой моды: полёт мысли дизайнера, его отточенное мастерство и удобство, вынесенное за скобки. На показе в Париже модели выходили в образах ювелирных яиц. Объёмное платье-полусфера, такой же формы головной убор — и всё это украшено изысканным декором. Коллекция получила восторженные отзывы, а одно из платьев пополнило коллекцию Лувра.
Коллекция «Фаберже» стала эффектным началом карьеры Юдашкина. В 1993 году он основал именной бренд Valentin Yudashkin. А в 1996-ом получил статус члена-корреспондента в Парижском синдикате высокой моды — немыслимый для российского дизайнера. С того момента Валентин Юдашкин мог дважды в год показывать свои коллекции на Неделях высокой моды в Париже. И он этой возможностью воспользовался.
Русский кутюрье
Валентин Юдашкин всегда тяготел к русскому шику — его первый показ получил название «Русь изначальная». А после признания Синдикатом желание показать миру эстетику российской культуры лишь окрепло. Коллекции с изобилием декора и вышивки, словно сделанные для императорской семьи, получали соответствующие названия. «Русский модерн», «Анна Каренина», «Екатерина Великая» — лишь некоторые из них.
Любовь к русской женщине была ещё одним источником вдохновения для кутюрье. «И меня очень интересует образ русской женщины. Чувственной, страстной, готовой на всё ради любимого. Именно поэтому и Екатерина, и Анна представлены в моих коллекциях» — говорил Юдашкин.
При этом он порой позволял себе довольно смелые интерпретации родной классики. В коллекции «Анна Каренина» встречаются откровенные платья, дерзкие кожаные жакеты и прозрачные ткани. На вопрос «почему» Юдашкин отвечал встречным: «А кто решил, что русская героиня должна непременно быть безликой пуританкой?»
И на бал, и в спортзал
Но не стоит думать, что Юдашкин создавал только «модные абстракции» для подиумов. Ещё в 1994-ом он запустил коллекцию прет-а-порте (модели готовой одежды — прим.ред.). Тогда же кутюрье начал создавать форму для олимпийской сборной России. Интересным модным решением Юдашкина стала разноцветная панама.
Другим необычным экспериментом стала разработка формы для военнослужащих. Этому делу Валентин Юдашкин посвятил два года: изучал армейскую форму прошлых эпох и пытался перенять лучшие особенности. На декоративные элементы его вдохновили кителя дореволюционной России, на фактуру и цветовой акцент — советское обмундирование.
Но годы кропотливой работы завершились скандалом. От новой формы решили отказаться после случаев переохлаждения солдат. Сам Юдашкин заявил, что его изначальный замысел исказили: поменяли теплоудерживающие материалы и ткань, сделали другую фурнитуру.
От Минобороны кутюрье ожидал разъяснений для широкой публики. «Валентин Юдашкин к нашей форме не имеет никакого отношения, мы сами «Дольчи и Габаны», сами всё придумали, сделали, счастливы и будем отвечать за качество» — так выглядело заявление мечты, которое в итоге никто не озвучил.
Богатое наследие
Все эти годы, даже когда звезда Юдашкина горела не так ярко, он продолжал заниматься кутюрными коллекциями. Последняя была презентована в 2022 году на Московской неделе моды в парке «Зарядье». В этих образах по-прежнему виден почерк мастера и нестандартное мышление — столь важные компоненты высокой моды.
Одна из моделей носит причудливый головной убор, который хочется назвать «декоративной балаклавой». На другой — классический белый костюм с золотыми цветами. А главные жемчужины коллекции — платья: они то изобилуют декором, то делают ставку на интересный оттенок и минимализм дизайна.
В этих образах можно найти едва заметное влияние Versace или Schiaparelli. Либо разглядеть оммаж на другой модный дом. Но в основе коллекций Юдашкина именно российский культурный код, бережно воплощённый в ткани. Это позволило кутюрье обрести славу и признание, создать прецедент. Все эти годы он был верен себе, своему дизайнерскому чутью. Но при этом не боялся пробовать новое: будь то военная форма или театральные костюмы. И пусть ещё одно светило моды погасло, сама мода жива и цветёт — Валентин Юдашкин приложил к этому все усилия.
Денис Котляров
Фото: Daniel Simon/Gamma-Rapho/Getty Images, Ю. Желудев/РИА Новости, Bongarts/Getty Images, Владимир Родионов/ТАСС, Ирина Калашникова/РИА Новости, marieclaire.ru, yudashkin.com.