Валентин Гафт: «Есть у огня свои законы…»

15-12-2020 14:37

Сегодня мы прощаемся с Валентином Гафтом. Как будто и не нужно ничего добавлять к этому имени. Есть люди – их мало! – которые состоялись настолько, что о них достаточно говорит одно их имя. Ну, кто такой Гафт, если расшифровывать? Хорошо, сама фамилия переводится с идиш как «вышивка». Узор на ткани мироздания. Узор может украшать или нести тайный знак… Тут важно, кто смотрит. Важно, что остается этот узор, когда плоть уходит. Но кто же такой Валентин Гафт, когда он был ещё тут, во плоти?

Несомненно, большой артист – в смысле актёр. Обожавший кино. Которое поздно ответило взаимностью, и, к сожалению, далеко не всё Валентин Иосифович сделал в кинематографе, что хотел бы. Казалось, загадка его личности долго держала режиссерское чутьё в напряженных поисках – к какому амплуа отнести столь богатую и неоднозначную актёрскую природу?

Тем не менее, то, что было сыграно, поражает воображение своим невероятным диапазоном характеров. Тут и харизматичные диктаторы, и бунтари, и провокаторы, и персонажи жуликоватые, комические, и, наконец, вовсе зловещие… Таковы Геверниц из телесериала «Семнадцать мгновений весны (1973), молодой инженер Герман Николаевич Балашов из драмы «Таня» (1974), дворецкий Брассет из кинокомедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975), Гораций Логан из «Бешеного золота» (1976), вор-рецидивист Чужак из «Схватки в пурге» (1977), Лаврентий Палыч Берия из исторической картины «Пиры Валтарсара, или Ночь со Сталиным» (1989) и в драме «Затерянный в Сибири» (1991), Дмитрий Логинов по кличке Президент из драмы «Небеса обетованные» (1991), Воланд из «Мастера и Маргариты» (1994). А как хорош этот ветеринар из «Гаража», благодаря которому вся страна узнала и полюбила артиста!

Но больше Валентину Гафту шли роли героические (помните полковника Покровского в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»?), благородные, с прекрасными манерами рыцари духа, аристократы. В этих ролях обнаруживалась вся природная элегантность и обаяние артиста, и всё это помножено на умудрённость жизненным опытом. Помнится, он говорил: «Человек определяется накопленным…». Артист, художник слова и образа – к нему это утверждение относится во сто крат более, ведь он должен проживать не одну только – свою – жизнь, а десятки и сотни жизней других людей…

В театре фортуна улыбалась актёру с самого начала – красавец Гафт сразу попал на главные роли. Например, в Театре Сатиры сыграл Ученого в шварцевской «Тени», которую поставили Эраст Гарин и Хеся Локшина (1958 год), и графа Альмавиву в легендарном «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» Валентина Плучека (1969-й), Соленого в «Трех сестрах» (1967-й) и главную роль в «Обольстителе Колобашкине» (1968-й) у Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной. Позже был звездой в «Современнике», где сыграл во многих выдающихся спектаклях…

Но в 80-х годах Валентин Гафт стал известен еще и как острослов, автор философской лирики и эпиграмм на коллег по цеху и просто известных людей. Его поэзия, во многом актёрская, обращённая к социальной части души человека и от того, возможно, более яркая и образно точная, всерьёз долго не воспринималась как таковая. Но вот, по итогам прожитых лет, накопилось довольно увесистое литературное наследие. Вышли книги «Стих и эпиграмма» (1989), «Валентин Гафт» (1996), «Я постепенно познаю» (1997) «Жизнь – театр» (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000), «Тени на воде» (2010). И мы понимаем, читая его лирику, что это часто подлинные поэтические жемчужины, какие остаются в истории русской словесности на веки вечные…

Когда его спросили, кто, по его мнению, воплотил формулу Жуковского «Жизнь и Поэзия одно»? – он ответил, не раздумывая: «Это такие разные вещи – жизнь и поэзия! Но одно просится в другое. И надо найти в этой жизни то, что пройдёт через поэзию, и не пропустится ни-че-го. В поэзии нельзя пропустить то, что в жизни пропускаешь. Надо учитывать всё».

Рояль. Рахманинов.
Мне кажется, он знает,
что для меня сегодня он играет.
Живой. Без времени, без года и без века,
О Боже, сколько тайн в душе у человека!
Я слушаю великую музыку,
Себя в себе нашел.
Там ничего нет, кроме крика «Простиии!»
Разгаданный, израненный
роялем и Рахманиновым,
Я навсегда с тобой прощаюсь,
В кричащей тишине я заново рождаюсь…

«Разгаданный, израненный /роялем и Рахманиновым», Валентин Гафт, впрочем, разгадывался не только искусством – его детство пришлось на военные годы, и он хорошо помнит, что такое война. А потому, возможно, его главный дар – быть Человеком – он пронёс через всю свою жизнь как священную чашу…

«Мы живём в очень нелёгкое время. Мы читаем стихи. Мы играем в театре. А там людей – убивают. Всегда параллельно идёт такая жизнь – сейчас близко к нам. Мир так устроен, что всегда тебе хорошо, а кому-то страшно. Но за всех приходится отвечать самому себе…»

«За всех отвечать самому себе» возможно, главный ориентир, который оставляет незамутнённым взгляд на этот мир, на человека в нём, даёт чуткость ко всему живому (кстати, если говорить о воплощении этой чуткости – Валентин  Гафт относил её не только к людям, он ещё активно занимался защитой прав животных);  а еще даёт неприятие всего фальшивого, всякой лжи и надуманности.

«Жизнь словно басня началась
Но до сих пор конец не ясен.
Мораль давно оторвалась
От сочинённых нами басен».

Валентин Гафт с женой Ольгой Остроумовой / Фото: newtimes.ru

Эта ответственность за других, любовь к высшей истине, не могли не привести его к вере. Супруга Валентина Гафта – актриса Ольга Остроумова, с которой Валентин Иосифович прожил в счастливом браке большую часть жизни, привела его в православную веру, из которой он черпал силы и как человек, и как артист и поэт…

«Есть у огня свои законы.
Огонь войны — в людей вселяет страх.
Покоем дышит он в каминах и кострах.
Но есть огонь невидимый — иконы.
О, как блаженно жгут лучи твои,
Сжигай меня, икона, я не струшу,
Я знаю, ты сожжешь грехи мои,
Чтоб отогреть измученную душу
».

Огонь души Валентина Гафта мы имели счастье наблюдать в течение почти полувека, и можем засвидетельствовать, что он был ярким и ярым, мощным и мягким, и в то же время ровным и высоким… Вспоминая этого удивительного человека, процитируем еще одно его стихотворение:

Хулиганы

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера — сразу за наган,
Что за привычка — сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.
Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.
Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны…
Горит на небе новая Звезда,
Ее зажгли, конечно, хулиганы.

Конечно же, Гафт – из той же, хулиганской когорты! И зажёг сегодня новую Звезду. А нам оттуда шутит: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков!»

Наталья Барышева

Фото превью: rusvesna.su

Loading



Валентин Гафт,

Поделиться:

Похожие посты

«Скуф» и «альтушка»: От мема до «игры года»

Неопрятный мужчина за тридцать и яркая неформалка — ну чем не пара? «Скуф» и «альтушка» из локальной шутки быстро стали популярным мемом и ненамеренной рекламой «Госуслуг». А недавно по истории их «любви» ещё и сделали игру. О причудливых «субкультур

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Новости ForPost

  • No items

Метки

Афиша Севастополя спектакль выставки Модный показ мастер-классы сериалы 2023 Андрей Маслов 8 марта Балаклава Севастополь кино "Кинопоиск" Григорий Лифанов Михаил Булгаков российские фильмы фестиваль хоррор художники Balenciaga Картины Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Севастопольский ТЮЗ Фестиваль «Таврида — АРТ» Море Крым День ВМФ СевТЮЗ живопись книги День Победы Клим Шипенко ДКР фильмы 2023 Херсонес мультфильмы СЦКиИ Александр Петров Музей обороны Севастополя Louis Vuitton праздник мода и стиль Федюхины высоты творчество спектакли «Оперные вечера в Севастополе» Фонд «Живая классика» театр фильмы 2024 Достоевский мультфильмы 2023 игры 2023 Золотая балка Херсонес Таврический арт-отель "Украина" поэзия балет Ольга Панкратова Фёдор Достоевский коронавирус искусство Дворец культуры рыбаков театр драмы "Психо Дель Арт" фестиваль «Природа Искусства» изоляция куда сходить музыка 2023 Конкурс красоты Мода Российские сериалы фильмы Dior Динопарк ЦГБ им. Л.Н.Толстого Аниме театр Луначарского Netflix Неделя моды в Париже Конкурс "Живая классика" рецензия концерт Севастопольский театр оперы и балета Музеи онлайн музыка Тейлор Свифт Неделя моды карантин Психо Дель Арт Театр имени Луначарского Театр им. Кукол выставка 9 мая Театр Лавренёва Новый год кинофестиваль Святой Владимир Театральная улица Санкт-Петербург Сергей Безруков Большой севастопольский офицерский бал опера Молодёжь