Вакцина от всех болезней: в театре Луначарского сыграли «Мнимого больного»
К 400-летитю Мольера театр имени Луначарского подготовил для своих зрителей роскошный подарок – лечебно-профилактическую комедию «Мнимый больной». Последнюю пьесу великого драматурга на театральные подмостки перенёс Григорий Лифанов. Искромётный юмор, песни, танцы и немного хулиганства – более эффективного лекарства от осенней хандры и не придумаешь. А главный посыл спектакля удивительно созвучен сегодняшним реалиям: одиночество среди родных и близких – вот основная причина большинства наших болезней…
«Мнимый больной», написанный Мольером 350 лет назад, в XXI веке стал жизненно-важным лекарством для нашего душевного иммунитета. Жан-Батист был из тех, кто предпочитал смеяться над своими недугами и потугами докторов излечить своего пациента любой ценой. В своей пьесе он изрядно посмеялся над такими «врачевателями» и, конечно, над теми, чья мнительность в отношении своего здоровья доходит до сущего маразма. А может, бесконечный поиск болезней – это отчаянная попытка привлечь к себе внимания близких людей?
«Мы раздваиваемся в этой жизни – есть «мы» настоящие, а есть лишь то, что мы о себе представляем. – говорит исполнитель роли Аргана, заслуженный артист России Евгений Журавкин. – Мне кажется, мой персонаж ищет более точную систему координат, в которую он сможет встроиться. Он пытается понять себя, проходя через ряд испытаний и ситуаций – комических и не очень, даже порой трагических. Что есть добро? Что есть зло? Где истина? Где ложь? Вот такими сложными путями, через эти вопросы он идёт к себе».
Герой Журавкина, пытающийся разобраться в себе и окружающем мире – это лишь часть того магнетизма, которым обладает этот спектакль. Перед зрителем разворачивается целая галерея искрящихся образов в слегка хулиганской режиссёрской обработке: коварно-карикатурная интриганка Белина (Светлана Глинка), страстный и потешно-обаятельный Клеант (Пётр Харченко), неунывающий и решительный Беральд (Илья Синькевич), парящая где-то очень высоко дочь Аргана, Анжелика (Анастасия Жаднова), гуманоидный чудак Тома (Евгений Овсянников) и многие другие.
Ну а Туанетта в исполнении Татьяны Скуридиной – особая «вишенка на торте» в постановке Лифанова. Её взаимодействие с персонажами – это отдельный самостоятельный спектакль. Но, как признается актриса, она сразу нашла нужные краски для своей героини.
«Туанетта – это такое народное колесо, которое закручивает всю эту историю. Я очень быстро поняла про неё одну важную вещь – если она будет любить всю эту семью, если она будет всех хотеть примирить, создать атмосферу уюта, праздника, и домашнего очага, то всё удастся правильно. Потому что интригами никогда ничего не добьёшься. Только приятные и положительные ощущения должны быть от тех действий, которые она совершает. Хотя и радикальных действий Туанетты в спектакле очень много»
«Мнимый больной» Григория Лифанова – этот как раз тот случай, когда в постановке срабатывает всё: и заразительно-яркие актёрские работы молодой гвардии, и жизнерадостные костюмы (Ника Брагина) и размах декораций с бережным отношением к эпохе (художник Наталья Лось), и музыка, без которой лечебно-профилактические свойства спектакля были бы не такими сильными. Кстати, аранжировки с любовью и знанием дела написал Евгений Журавкин.
В беседе с журналистами он также отметил одну немаловажную вещь – комедию Мольера невозможно сыграть без импровизации. «Мольер со своей драматургией предполагает, даже навязывает какие-то импровизации», — подчеркивает артист.
Понимая это, Григорий Лифанов дал труппе прекрасную возможность немного похулиганить на сцене. Да и время сейчас такое – хочется какой-то лёгкости и веселья. Абсолютно всем.
«Это спектакль для людей, которые немного устали от быта, от окружающих нас ситуаций и хотят просто прийти отдохнуть. – говорит режиссёр. – Это сейчас так необходимо. Нам всем нужны положительные эмоции. Нашим артистам нужно было немного отвлечься от сложных драматических спектаклей, которых у нас много, и чуть-чуть поучаствовать в таком хулиганстве, когда ты можешь импровизировать, когда тебя режиссёр не бьёт все время по рукам и даёт возможность предлагать что-то самому».
Во времена тотальной вакцинации, пожалуй, не стоит забывать, что самая главная вакцина от всех болезней – это смех. Получить прививку положительными эмоциями в театре Луначарского можно 16, 17 и 29 октября, а также 10, 19 и 20 ноября. Будьте здоровы!
Арсений Веденин
Фото Анны Корниловой