В выставочном зале библиотеки А. П. Гайдара открылась выставка «Наш Севастополь»
На прошлой неделе губернатор Севастополя Михаил Развожаев на своей странице в Инстаграм @razvozhaev.m в рубрике «Севастополь творческий» рассказал про двух севастопольских художников – Валерия Либа и Виталия Либа. В комментариях к видео многие севастопольцы интересовались, где можно посмотреть работы авторов. Обращая внимание на эти просьбы, Валерий и Виталий 9 августа открыли выставку своих работ в библиотеке им. А. П. Гайдара по адресу ул. Ленина 76.
Теперь все желающие могут ознакомиться с творчеством братьев, в котором, по словам губернатора Севастополя, «объединились традиции классической советской школы, современные тенденции минимализма, работы с цветом и, конечно же, неповторимая севастопольская эстетика».
Выставка знакомит севастопольского зрителя с разнообразными изображениями нашего города. Город, выстроенный ещё до войны, был восстановлен в 1949 году по проекту архитекторов из Петербурга. Образ, созданный советскими архитекторами, вместе с южной природой создали пространство, которое больше нигде нельзя встретить. Этот сложный образ как нельзя лучше передаёт характер нынешнего Севастополя.
Выставка будет показывать образ города, словно застывшего во времени. Авторы хотят построить экспозицию таким образом, чтобы чёрно-белые работы в графической технике, соседствовали с цветными работами, и все вместе они бы передавали неповторимую атмосферу Севастополя. Выставка будет отражать сложный образ города, который зимой предстаёт зрителю в строгом виде, а летом радует глаз всей палитрой южных красок.
Севастополь в июле является типичным южным городом. Зато в январе, когда листва на деревьях облетает и становится видна в основном архитектура, он чем-то начинает напоминать Петербург, с той лишь разницей, что в Северной столице доминирующим ощущением является горизонталь. А весь центр в Севастополе построен на холмах и в ритмике имеют большое значение перепады высот. И как в Персидском искусстве планы, выстраиваются наверх, а не в глубину, в чём чувствуется что-то восточное и роднит его с городами Грузии и Армении. У зрителя должен создаваться цельный образ южного города, где ещё чувствуется время Дейнеки, Фалька, Нисского, Кончаловского и других художников начала 20 века, приезжавших сюда писать этюды.
Стиль авторов, воспитанных в Полиграфическом институте, и обучавшихся там у ученицы Александра Дейнеки – монументалиста, Академика Российской академии художеств Элеоноры Александровны Жареновой, как нельзя лучше передаёт атмосферу современного Севастополя.
В серии работ преобладают пейзажи города, но для передачи живого образа крайне необходимо показать зрителю не только улицы, но и жителей, интерьеры, рынки, пляжи и даже символические сюжеты, отражающие освещение, ритм, цветовые соотношения, которые рождаются у человека, живущего в Севастополе.
Более того, так как Севастополь является туристическим городом, куда люди приезжают, чтобы отдохнуть от трудовых будней, то и искусство, которое здесь создаётся должно быть соответствующим. Как говорил Матисс: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой». Отчасти это качество является одним из основных достоинств восточного искусства. И в Севастополе происходит переплетение с одной стороны традиций Русского академического искусства, а с другой – самобытных традиций восточного искусства – Иранского, Татарского, Армянского. Севастополь, как город соединяет в себе традиции Северной архитектуры и природу южного города. И авторы в своих работах стараются передать это замечательное качество.
Всего на выставке представлено 30 работ. Это гобелены, гравюры и живопись маслом, акрилом и гуашью. Все работы выполнены в различных художественных техниках.
Среди них хочется обратить особое внимание на гравюру на линолеуме — ныне очень редкую форму графики. Изображение вырезается на линолеуме резцами, потом на него накатывается типографская краска специальным валиком, и изображение отпечатывается на листе бумаги. Причём процесс вырезания сам по себе очень интересен, а процесс печати ещё и необычен тем, что в итоге изображение становится чёрно-белым и переворачивается зеркально. Таким методом, только гравируя на дереве, в древности выполняли иллюстрации к книгам. И такую технику невозможно повторить тушью или какими-нибудь другими материалами.
На выставке также представлены работы, выполненные в новых для авторов техниках. Одной из них является техника изготовления ковров.
Это сложный и трудоёмкий процесс, занимающий около двух месяцев. Необходимые нитки из синтетической шерсти заказываются специально для определённой работы. Поэтому создание такого произведения ещё и дорогостоящее, но оно, безусловно, производит свой эффект на зрителя. Ведь, кроме основного пейзажа, в нём используются орнаментальные изобразительные элементы: крона деревьев, ритмика окон, причудливые цветы.
Выставка продлится до 30 сентября.
Виталий Либа