В театре Луначарского поставили лечебно-профилактическую комедию
«Мнимый больной» Григория Лифанова – спектакль жеманный, но этот излом, эта манерность, не пошлые и не излишне вычурные. Жеманство здесь инструмент, которым работает режиссёр, и маска куртуазного жеста – та личина, за которой скрываются все смыслы и шарады.
Спектакль порой пенится, словно шампанское, и жанрово, и стилистически. Комедия дель-арте, буколика, клоунада, водевиль – разлетаются на репризы, отыгрыши, миниатюры. А нижние юбки, корсеты, панталоны, старинные завитые и взлохмаченные парики, пышность, изящество – своего рода небрежное барокко, очень лёгкое, праздничное, шутливое и напудренное. Если это кремовый цвет, то чувствуешь вкус сливок, если ультрамарин, то он роскошный и чувственный. Костюмы Ники Брагиной играют свою великолепную роль: они соблазняют и делают мольеровских героев пикантными, желанными. Режиссёр зачастую балансирует на грани, когда, казалось бы, ещё один шаг – и на сцене запахнет непристойностью, но у Лифанова, я уже и раньше об этом говорил, хороший вкус, вкус хулигана-эстета, вкус, умело комбинирующий позавчерашний день с сегодняшним, притом не теряя прошлого и не рискуя настоящим.
И у него даже кокетливые мужчины не переходят опасную грань, всё остается в рамках динамичной фарсовой интриги. Мало уметь играть комедию гротеск и фарс, необходимо обладать тончайшим чутьем, быть этаким парфюмером и ювелиром. Надо отдать должное труппе, которая работает и красиво, и азартно, и каждый прислушивается к партнеру, как к себе.
Заслуженный артист России Евгений Журавкин в роли Аргана не просто солирует – от каждого движения актёра, посыла и рассыпается бисер шуток, острот, пластических зарисовок. Журавкин всё делает мастерски и его образ – то капризного ребенка, то обаятельного ворчуна. А служанка Туанетта в исполнении Татьяны Скуридиной с её жизнерадостной и язвительной энергией – своеобразный противовес мнимой ипохондрии. Скуридина удивительно колоритна, выразительна, живописна.
Фото Дмитрия Кириченко
Одному из лучших артистов труппы Евгению Овсянникову досталась роль Тома Диафуаруса. Овсянников – актёр нутра, невероятно чувствительный, тонкий, и здесь являет этакую гиперболу. Вообще, Овсянникову повезло, что он встретил на своем пути Григория Лифанова, а режиссёр сразу разглядел необычный, гибкий материал. Спектакль, поставленный Лифановым, – с множеством ребусов, и его надо смотреть не единожды, режиссёр-Лифанов всегда закладывает больше, чем в литературном, драматургическом материале, он вдруг предъявляет нам такие ходы и решения, которые могут сразу показаться странными, как необычен, к примеру, финал «Мнимого больного» – сотовыми телефонами и просьбой позвонить родителям.
Музыкальный, пластический, хореографический рисунок спектакля требует стремительности, непринужденного темпоритма и свободы. А заявленный лечебно-профилактический жанр – санаторного оптимизма и настроения.
Фото Дмитрия Кириченко
Как ни парадоксально одна из самых жизнерадостных, лёгких, остроумных вещей комедиографа была написана смертельно больным человеком. И работа театра получилась тоже очень своевременной и даже полезной, учитывая время, в которое мы все попали.
Александр Геннадьев
Фото: Евгений Серегин