В стиле Гимара: как архитектор-бунтарь создал скандальные входы в метро

12-03-2020 16:27

Его творения называли ужасными и великолепными, разрушали и воспевали. Волна заказов от восхищённых богачей соседствовала с ожесточённой критикой со стороны представителей церкви. Эктор Гимар объединил изящные искусства и суровую индустрию, создав одну из визитных карточек Парижа — причудливые арки входов в метро. О феномене известного архитектора рассказывают наши коллеги из «Культурологии».

Эктор Жермен Гимар родился в Лионе. Когда юноше исполнилось 15 лет, семья переехала в Париж. Там он и начал свое обучение в Национальной школе декоративных искусств, продолжил в знаменитой Парижской школе изящных искусств и в возрасте 20 лет получил свой первый заказ — ему предстояло спроектировать парижское кафе.

Рисунки Эктора Гимара

Творческий путь Гимара начался рано. В юности он увлекался неоготикой, однако, посетив Брюссель и увидев работы архитектора Виктора Орта, влюбился в причудливый стиль ар нуво. По пути во Францию Гимар повторял слова Орта: «…брать не цветок, но его стебель» — и вскоре переработал все свои текущие проекты в духе криволинейного модерна. Пластичные линии, похожие на побеги, изящные плетения, завихрения, изгибы и волны… С тех пор в эскизах к своей изящной монограмме архитектор добавляет слова «стиль Гимар».


Постройки Эктора Гимара

Первая знаменитая постройка Гимара — это многоэтажный доходный дом Кастель Беранже. Консервативная часть парижской публики немедленно окрестила это здание попросту «сумасшедшим домом». Архитектор снабдил вход в здание асимметричными коваными воротами, где не было ни одного повторяющегося элемента. Он был, в сущности, первым, кто начал проектировать утилитарные конструкции без ритмичных орнаментов как самоценное произведение искусства со свободной композицией. Даже в своих ранних постройках Гимар смело сочетал разнородные элементы — кирпич и природный камень, ковку и скульптуру, превращая фасады в подобие музыкальных композиций.

Металлические решетки, спроектированные Гимаром

За причудливые орнаменты творения Гимара называли безумными.

Архитектор отрицал классическую симметрию фасадов, да и вообще привычное положение вещей в строительстве. Например, он мог расположить окна не на одной линии и даже не в строгом ритме, пропагандируя идею свободного, не выделенного фасада. При этом он прекрасно умел вписывать свои постройки в специфическую парижскую городскую среду, втискивать между историческими постройками так, что здание не теряло своей привлекательности, а улица становилась светлее и гармоничнее. Гимар заботился и о том, чтобы внутреннее пространство здания было светлым, уютным и комфортным.

Любимым материалом Гимара стал металл, позволявший воплощать самые фантастические идеи. Его проекты были фантазийными и эстетически изощренными, но он интересовался новыми технологиями и много думал о том, как усовершенствовать индустрию. Он разрабатывал идею промышленной стандартизации, а также предложил одну из первых коллекций мебели для массового производства.

Кованая металлическая решетка


Люстра в стиле модерн

Эктор Гимар стал одним из ведущих архитекторов во Франции начала XX века. Он строил виллы и особняки, жилые дома и кафе, проектировал металлические решётки в технике литья, украшения, мебель с его любимыми растительными образами.

В 1895 году муниципалитет Парижа объявил конкурс на создание входов строящихся станций метро. Эктор Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Он предложил смелые и утончённые решения, основанные на природных формах: бутоны, павлиньи хвосты, стебли растений… Матовое стекло и зеленоватая состаренная бронза делали арки входов будто бы старинными, адаптировали их к облику Парижа тех лет. И в то же время выглядели как ювелирные украшения, созданные не для прекрасной женщины, а для великого города.

Стилизованные растения-фонари над табличкой.

Идеи Гимара встретили не только восторги, но и ожесточенную критику. Деятели церкви называли творения архитектора «мерзостью», «кощунством» и даже «развратом». Однако в течение пяти лет Гимар, невзирая на все эти оскорбления, создал входы более чем для 60 станций парижского метро. Правда, многие из них были демонтированы во время Первой и Второй мировой войны. Когда мир оправился от этих катастроф, эти металлические шедевры, сохранившиеся на складах Парижского управления транспорта, «разъехались» по всему миру, включая Россию.

Архивное фото входа в Парижское метро

В 1909 году Эктор Гимар женился на художнице Аделине Оппенгейм, дочери американского финансиста. Он преподнёс своей супруге роскошный подарок — спроектировал знаменитый отель «Гимар», где разработал не только образ самого здания, но и интерьер, вплоть до мелочей. А еще отель «Гимар» стал одним из первых строений, где есть лифт; до того первые модели лифтов применялись только в высотных зданиях.

Фрагменты построек Эктора Гимара

Сальвадор Дали называл творения Гимара символом духовной стойкости в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. В зрелые годы, когда стиль ар нуво уже приелся публике, он практически остался без заказов: блестящие дни успеха и славы прошли. В конце 30-х годов над Европой нависла страшная тень немецкого фашизма. И если многие ещё пытались закрыть глаза на эту угрозу, убедить себя в том, что их за пределами Германии это не касается, Гимар не мог оставаться слепым и равнодушным: его жена была еврейкой.

В 1938 году супруги Гимар переехали в США. Архитектор был уже немолод, в США его никто не знал. После четырёх непростых лет он скончался в отеле «Адамс» в Нью-Йорке. В его родной Франции об этом узнали только после войны. Как и о том, что некоторые постройки Гимара безвозвратно утеряны…

Мебель, созданная Гимаром

Ювелирное украшение

Вдова Эктора Гимара передала работы своего супруга — сохранившиеся предметы мебели, украшения, эскизы — нескольким французским музеям. После многих лет критики, непонимания и угроз сноса входы в парижское метро были объявлены национальным достоянием.

 675 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Канье Уэст: отменить нельзя простить

Культура отмены — главный хит сезона последних нескольких лет. Она позволяет почувствовать себя причастным к «благородному делу», а по силе несравнима ни с чем другим: из-за обвинения человек может потерять работу, рекламные контракты, связи. Что с к

Из заброшенного пустыря в арт-пространство: новая жизнь усадьбы №25 в стиле джаз

За несколько лет упорной работы «Севпарков» и всех неравнодушных к судьбе античной усадьбы №25 территория памятника истории преобразилась до неузнаваемости. Малоприметные камни посреди мусора остались в прошлом. Создание уютного сквера — лишь первый

Расширяя возможности: открыта регистрация для зрителей на фестиваль «Таврида.АРТ»

На фестивале «Таврида.АРТ» пройдёт более 300 шоу, выставок, представлений и других ярких событий, посвящённых поддержке русской культуры. Напомним, готовится насыщенная Подробнее

Великий и ужасный: неоправляемый бриллиант Ларса фон Триера

И дело вовсе не в том, что в апреле Ларсу фон Триеру исполняется 65. А в том, что это повод подумать о вечном и преходящем и – научиться хорошенько их различать между собой. Кто такой Ларс фон Триер, в нашей стране разве что ребенку придётся объяс

Андрей Мягков: «Человек, живущий из себя…»

Парадокс Андрея Мягкова… Загадка Андрея Мягкова… Это человек, которого хочется разгадывать, а разгадать невозможно. Можно только обозначить множество внешних нестыковок и застыть в удивлённом восхищении перед целостностью характера этого человека.

Новости ForPost

Метки

Великая Отечественная война выставка Севастополь Музеи онлайн Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Динопарк Сергей Шнуров Федюхины высоты Крымский военно-исторический фестиваль арт-отель "Украина" выставки Картины СЦКиИ Театр им. Кукол театр Луначарского Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастопольский ТЮЗ поэзия Конкурс красоты Море Таврида-АРТ Бесы Анна Каренина День Победы театр Живая классика Ольга Панкратова опера балет Достоевский ЦГБ им. Л.Н.Толстого СевТЮЗ 75 лет Победы Конкурс "Живая классика" искусство Театральная улица мастер-классы праздник карантин Афиша Севастополя Театр имени Луначарского Фестиваль «Таврида — АРТ» художники Виталий Либа Фёдор Достоевский Андрей Маслов «Оперные вечера в Севастополе» Херсонес Таврический Театр танца им. В.А.Елизарова Новый год Балаклава Театр Лавренёва Валерий Либа Лев Толстой фестиваль «Природа Искусства» музыка спектакли дети Фонд «Живая классика» Золотая балка Психо Дель Арт Музей обороны Севастополя Клим Шипенко День ВМФ Россия Сергей Безруков кинофестиваль Святой Владимир Александр Петров Херсонес изоляция спектакль художник Эрмитаж Молодёжь фильмы ДКР Севастопольский театр оперы и балета История Мариинский театр Мастер и Маргарита Григорий Лифанов рецензия танцы Санкт-Петербург Крым живопись Опера в Херсонесе Михаил Булгаков фестиваль творчество 9 мая Большой севастопольский офицерский бал театр драмы "Психо Дель Арт" книги кино концерт самоизоляция Мода Дворец культуры рыбаков коронавирус