В стиле Гимара: как архитектор-бунтарь создал скандальные входы в метро

12-03-2020 16:27

Его творения называли ужасными и великолепными, разрушали и воспевали. Волна заказов от восхищённых богачей соседствовала с ожесточённой критикой со стороны представителей церкви. Эктор Гимар объединил изящные искусства и суровую индустрию, создав одну из визитных карточек Парижа — причудливые арки входов в метро. О феномене известного архитектора рассказывают наши коллеги из «Культурологии».

Эктор Жермен Гимар родился в Лионе. Когда юноше исполнилось 15 лет, семья переехала в Париж. Там он и начал свое обучение в Национальной школе декоративных искусств, продолжил в знаменитой Парижской школе изящных искусств и в возрасте 20 лет получил свой первый заказ — ему предстояло спроектировать парижское кафе.

Рисунки Эктора Гимара

Творческий путь Гимара начался рано. В юности он увлекался неоготикой, однако, посетив Брюссель и увидев работы архитектора Виктора Орта, влюбился в причудливый стиль ар нуво. По пути во Францию Гимар повторял слова Орта: «…брать не цветок, но его стебель» — и вскоре переработал все свои текущие проекты в духе криволинейного модерна. Пластичные линии, похожие на побеги, изящные плетения, завихрения, изгибы и волны… С тех пор в эскизах к своей изящной монограмме архитектор добавляет слова «стиль Гимар».


Постройки Эктора Гимара

Первая знаменитая постройка Гимара — это многоэтажный доходный дом Кастель Беранже. Консервативная часть парижской публики немедленно окрестила это здание попросту «сумасшедшим домом». Архитектор снабдил вход в здание асимметричными коваными воротами, где не было ни одного повторяющегося элемента. Он был, в сущности, первым, кто начал проектировать утилитарные конструкции без ритмичных орнаментов как самоценное произведение искусства со свободной композицией. Даже в своих ранних постройках Гимар смело сочетал разнородные элементы — кирпич и природный камень, ковку и скульптуру, превращая фасады в подобие музыкальных композиций.

Металлические решетки, спроектированные Гимаром

За причудливые орнаменты творения Гимара называли безумными.

Архитектор отрицал классическую симметрию фасадов, да и вообще привычное положение вещей в строительстве. Например, он мог расположить окна не на одной линии и даже не в строгом ритме, пропагандируя идею свободного, не выделенного фасада. При этом он прекрасно умел вписывать свои постройки в специфическую парижскую городскую среду, втискивать между историческими постройками так, что здание не теряло своей привлекательности, а улица становилась светлее и гармоничнее. Гимар заботился и о том, чтобы внутреннее пространство здания было светлым, уютным и комфортным.

Любимым материалом Гимара стал металл, позволявший воплощать самые фантастические идеи. Его проекты были фантазийными и эстетически изощренными, но он интересовался новыми технологиями и много думал о том, как усовершенствовать индустрию. Он разрабатывал идею промышленной стандартизации, а также предложил одну из первых коллекций мебели для массового производства.

Кованая металлическая решетка


Люстра в стиле модерн

Эктор Гимар стал одним из ведущих архитекторов во Франции начала XX века. Он строил виллы и особняки, жилые дома и кафе, проектировал металлические решётки в технике литья, украшения, мебель с его любимыми растительными образами.

В 1895 году муниципалитет Парижа объявил конкурс на создание входов строящихся станций метро. Эктор Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Он предложил смелые и утончённые решения, основанные на природных формах: бутоны, павлиньи хвосты, стебли растений… Матовое стекло и зеленоватая состаренная бронза делали арки входов будто бы старинными, адаптировали их к облику Парижа тех лет. И в то же время выглядели как ювелирные украшения, созданные не для прекрасной женщины, а для великого города.

Стилизованные растения-фонари над табличкой.

Идеи Гимара встретили не только восторги, но и ожесточенную критику. Деятели церкви называли творения архитектора «мерзостью», «кощунством» и даже «развратом». Однако в течение пяти лет Гимар, невзирая на все эти оскорбления, создал входы более чем для 60 станций парижского метро. Правда, многие из них были демонтированы во время Первой и Второй мировой войны. Когда мир оправился от этих катастроф, эти металлические шедевры, сохранившиеся на складах Парижского управления транспорта, «разъехались» по всему миру, включая Россию.

Архивное фото входа в Парижское метро

В 1909 году Эктор Гимар женился на художнице Аделине Оппенгейм, дочери американского финансиста. Он преподнёс своей супруге роскошный подарок — спроектировал знаменитый отель «Гимар», где разработал не только образ самого здания, но и интерьер, вплоть до мелочей. А еще отель «Гимар» стал одним из первых строений, где есть лифт; до того первые модели лифтов применялись только в высотных зданиях.

Фрагменты построек Эктора Гимара

Сальвадор Дали называл творения Гимара символом духовной стойкости в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. В зрелые годы, когда стиль ар нуво уже приелся публике, он практически остался без заказов: блестящие дни успеха и славы прошли. В конце 30-х годов над Европой нависла страшная тень немецкого фашизма. И если многие ещё пытались закрыть глаза на эту угрозу, убедить себя в том, что их за пределами Германии это не касается, Гимар не мог оставаться слепым и равнодушным: его жена была еврейкой.

В 1938 году супруги Гимар переехали в США. Архитектор был уже немолод, в США его никто не знал. После четырёх непростых лет он скончался в отеле «Адамс» в Нью-Йорке. В его родной Франции об этом узнали только после войны. Как и о том, что некоторые постройки Гимара безвозвратно утеряны…

Мебель, созданная Гимаром

Ювелирное украшение

Вдова Эктора Гимара передала работы своего супруга — сохранившиеся предметы мебели, украшения, эскизы — нескольким французским музеям. После многих лет критики, непонимания и угроз сноса входы в парижское метро были объявлены национальным достоянием.

 290 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Великий и ужасный: неоправляемый бриллиант Ларса фон Триера

И дело вовсе не в том, что в апреле Ларсу фон Триеру исполняется 65. А в том, что это повод подумать о вечном и преходящем и – научиться хорошенько их различать между собой. Кто такой Ларс фон Триер, в нашей стране разве что ребенку придётся объяс

Андрей Мягков: «Человек, живущий из себя…»

Парадокс Андрея Мягкова… Загадка Андрея Мягкова… Это человек, которого хочется разгадывать, а разгадать невозможно. Можно только обозначить множество внешних нестыковок и застыть в удивлённом восхищении перед целостностью характера этого человека.

Прощайте, Василий Семёнович...

В Москве простились с народным артистом СССР Василием Лановым,  скончавшимся 28 января на 88-м году жизни. Гражданская панихида проходила в Театре имени Евгения Вахтангова, где актёр прослужил более 60 лет. На церемонии не было речей со сцены или чте

Говорит и показывает… Моцарт!

27 января весь мир слушает великую музыку Моцарта! А также читает, смотрит, думает о том прекрасном, что она несёт нам почти 260 лет; ибо композитору исполняется 265 – а начал он свою музыкальную деятельность чуть ли не с пелёнок. У тех, кого этот

Большая коррида Пласидо Доминго

Сегодня звезде мировой оперной сцены Пласидо Доминго исполняется 80 лет… Про него говорят коллеги: «Он исключение из правил. Есть правила, а есть Доминго».  И действительно, с какой стороны не подойти – всюду приходишь к пониманию, что ни

Новости ForPost

Метки

танцы СевТЮЗ Севастопольский ТЮЗ СЦКиИ Севастопольский офицерский бал Театр им. Кукол История балет Херсонес Таврический Михаил Булгаков выставка Театральная улица вокал Россия театр драмы "Психо Дель Арт" изоляция поэзия самоизоляция группа Ленинград VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» искусство Бесы Динопарк Психо Дель Арт Конкурс "Живая классика" благотворительность конкурс Море 75 лет Победы Международный день танца шоу онлайн-марафон Лев Толстой Григорий Лифанов арт-отель "Украина" концерт Великая Отечественная война Сергей Безруков дети Фёдор Достоевский Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Музеи онлайн мастер-классы Александр Петров Ольга Панкратова Золотая балка День Победы Санкт-Петербург Клим Шипенко День ВМФ книги кинофестиваль Святой Владимир Федюхины высоты Крымский военно-исторический фестиваль театр танца Вадима Елизарова фильмы живопись спектакли Афиша Севастополя музыка 9 мая Молодёжь коронавирус кинорецензия Zакрытый покаZ Мастер и Маргарита театр художники Севастополь праздник карантин фестиваль Фонд «Живая классика» Театр имени Луначарского Балаклава театр Луначарского Крымская весна Живая классика Картины Сергей Шнуров ДКР #WineFest современное искусство спектакль открытие сезона Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Херсонес творчество Анна Каренина художник Эрмитаж Опера в Херсонесе Большой севастопольский офицерский бал Дворец культуры рыбаков опера Крым пандемия Достоевский выставки кино