Авдотья Смирнова рассказала очень жёсткую «Историю одного назначения»

08-09-2018 13:56

В российский прокат выходит историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», — сообщает информационный портал газеты «Известия»Фильм основан на реальном случае из жизни Льва Толстого: в молодости русский писатель вступился за ротного писаря воинской части, размещенной неподалеку от Ясной Поляны. На трибунале провинившемуся грозила смертная казнь. Лев Николаевич взял на себя функции адвоката и попытался переубедить судей в знаменитой «Речи в защиту рядового Василия Шабунина». В преддверии премьеры Авдотья Смирнова рассказала «Известиям», почему решила взяться за сугубо мужской сюжет и как отнеслись к проекту потомки классика.

— Приступая к работе над фильмом о Льве Толстом, вы обсуждали сценарий с наследниками писателя?

— Конечно. Написав сценарий, я сразу же дала его почитать Владимиру Толстому. И когда он дал благословение на съемки, у меня камень с души свалился. Он еще произнес дорогие для меня слова: «Слава богу, что хоть кто-то вступился за Софью Андреевну». Как выяснилось, семья Толстых очень переживает из-за того, что у нас стало общим местом видеть ее в образе обезумевшей старухи, которая подслушивает под дверью кабинета мужа, взламывает ящики его стола или бегает топиться в пруд. На самом деле она была великая женщина, замечательная. Даже эта болезнь у нее была незаурядная, не как у всех.

Софья Андреевна прожила после смерти мужа еще девять лет и умерла в 1919 году от пневмонии. Но тогда пневмония была последствием истощения организма — то есть голода. Так вот, после смерти Льва Николаевича она немедленно «законсервировала» его дом и даже в самое страшное время не продала оттуда ни одного документа, ни одной книги, вообще ни одной бумажки. Именно ей мы обязаны тем, что музей «Ясная Поляна» вообще существует. Чтобы так поступить, надо было сохранять здравый рассудок. Очевидно, что ее душевная болезнь закончилась, и, главное, после смерти Льва Николаевича всё, что было предметом их войны, она ему простила. И выполняла последнюю волю мужа.

— Вы снимали в главном доме усадьбы?

— Нет, разумеется. Дом Софья Андреевна сохранила в том виде, в каком он был в 1910 году. А у нас действие происходит почти на полвека раньше. С тех пор он неоднократно перестраивался, назначение помещений менялось, Лев Николаевич работал в разных комнатах… Каким особняк был в 1866-м, точно не известно, сохранился только облик фасада на фотографиях. Поэтому мы всё построили в павильонах «Ленфильма».

Но в Ясную Поляну нас пустили без проблем — терпели всю нашу съемочную группу, такой табун с огромной тяжелой техникой…

— Почему вы взялись за эту тему? Костюмную историческую драму снимать затратнее и сложнее, чем сюжет из нашего времени.

— Меня поразила эта история. Самое удивительное в деле рядового Шабунина, которого защищал в суде Толстой, что, хотя эти события произошли в августе 1866 года, весь процесс выглядит так, словно всё случилось в наше время. Кстати, историческое кино я уже снимала — делала телеэкранизацию романа «Отцы и дети».

— Акцент в фильме сделан на героев-мужчин. Почему?

— Это в первую очередь мужская, очень жесткая история. Мир рядового Шабунина — армия, рота, там женщинам не было места. Мне как раз и хотелось снять мужское кино про мужской мир. Я никогда прежде этого не делала. У меня в картинах раньше всё время дамы были главными героями. Тогда как в «Историю одного назначения» удалось втиснуть хоть каких-то женских персонажей с большим трудом. И Соню Толстую, и ее сестру Татьяну… Они решительно туда «не помещались». 

Всю жизнь семьи Толстых мы снимали в павильонах «Ленфильма» уже в последний съемочный период. И когда я впервые туда вошла, после всех этих съемок в армейской роте, и встретила Ирину Горбачеву, Анну Михалкову, я просто бросилась их целовать, потому что уже не могла больше видеть на площадке исключительно мужские лица. Это было такое счастье — увидеть женщин!

— Ваш писарь Шабунин напоминает скорее персонажей Достоевского, а не Толстого. Например, князя Мышкина или Сироткина.

— Есть единая ткань русской классической литературы и культуры. Любой человек, выросший на этой культуре, своим существом состоит из Толстого, Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Бунина, Блока… Образ забитого «маленького человека» вывел не только Достоевский, это вообще такой наш национальный типаж. С тем же успехом его можно назвать и гоголевским — пожалуйста, Акакий Акакиевич в «Шинели». А можно увидеть в нем вариацию Платона Каратаева из «Войны и мира».

Я хотела показать Шабунина человеком, который был мал, ничтожен, даже противен, но вдруг взял и просиял перед лицом смерти. Как и было в реальности — настоящий Шабунин был сильно пьющим мужиком с завиральными идеями, но он поразил всех тем, с каким достоинством встретил казнь. Русский человек способен просиять перед лицом смерти, и лучше всего это показано именно в книгах Толстого. В «Войне и мире» есть момент, где перед опасным боем солдаты стирают рубахи, чтобы пойти на смертельный подвиг в чистом. Это потрясающая деталь. Собирательный образ достойной встречи последней своей минуты — «воздух» нашей литературы.

Фото ovideo.ru, rg.ru, gq.ru, aif.ru

 846 Всего просмотров



Авдотья Смирнова, История одного назначения, Лев Толстой,

Поделиться:

Похожие посты

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Смотри-качай-играй: мобильные игры по любимым сериалам

Кино и сериалы не ограничиваются одним лишь экраном телевизора. Зачастую с успешной премьерой происходит «разрастание» целой франшизы. Выходят спин-оффы, одежда с

Оскар 2023: как это было?

Главная кинопремия мира подвела свои итоги. Порадовал ли «Оскар 2023» новыми скандалами или всё же решил наконец-то сосредоточиться на кинематографе? ForPost-Афиша посмотрела церемонию и спешит с ответом.

Многообещающ

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Мандалорец, 3 сезон: в одну реку трижды

Пока большинство новых проектов по «Звёздным войнам» смешивают с грязью, «Мандалорец» уже два сезона подряд радует аудиторию. В день выхода первой серии нового сезона выясняем, получилось ли сериалу удержать планку качества.

Подробнее

Новости ForPost

Метки

Федюхины высоты фестиваль Михаил Булгаков Виталий Либа Картины Бесы Эрмитаж Фестиваль «Таврида — АРТ» СЦКиИ 9 мая Лев Толстой Александр Петров ЦГБ им. Л.Н.Толстого Афиша Севастополя Театр имени Луначарского кино карантин Ольга Панкратова Анна Каренина СевТЮЗ Мастер и Маргарита художник выставка Дворец культуры рыбаков театр драмы "Психо Дель Арт" «Оперные вечера в Севастополе» поэзия День ВМФ Динопарк праздник День Победы сериалы 2023 Театральная улица Григорий Лифанов Новый год театр Луначарского Мода спектакль книги Театр им. Кукол арт-отель "Украина" Достоевский Живая классика ДКР 75 лет Победы Херсонес Таврический Аниме Фонд «Живая классика» Таврида-АРТ Крымский военно-исторический фестиваль рецензия дети Севастопольский театр оперы и балета Фёдор Достоевский Сергей Шнуров История выставки Конкурс красоты концерт театр опера Балаклава Крым фильмы 2023 Клим Шипенко балет Молодёжь Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Музеи онлайн творчество Херсонес Психо Дель Арт кинофестиваль Святой Владимир Севастопольский ТЮЗ Музей обороны Севастополя спектакли Опера в Херсонесе живопись мастер-классы Море фестиваль «Природа Искусства» танцы Валерий Либа коронавирус Конкурс "Живая классика" Театр Лавренёва музыка фильмы Санкт-Петербург игры 2023 Андрей Маслов Золотая балка Севастополь Мариинский театр Большой севастопольский офицерский бал Сергей Безруков искусство художники изоляция Россия