Авдотья Смирнова рассказала очень жёсткую «Историю одного назначения»

08-09-2018 13:56

В российский прокат выходит историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», — сообщает информационный портал газеты «Известия»Фильм основан на реальном случае из жизни Льва Толстого: в молодости русский писатель вступился за ротного писаря воинской части, размещенной неподалеку от Ясной Поляны. На трибунале провинившемуся грозила смертная казнь. Лев Николаевич взял на себя функции адвоката и попытался переубедить судей в знаменитой «Речи в защиту рядового Василия Шабунина». В преддверии премьеры Авдотья Смирнова рассказала «Известиям», почему решила взяться за сугубо мужской сюжет и как отнеслись к проекту потомки классика.

— Приступая к работе над фильмом о Льве Толстом, вы обсуждали сценарий с наследниками писателя?

— Конечно. Написав сценарий, я сразу же дала его почитать Владимиру Толстому. И когда он дал благословение на съемки, у меня камень с души свалился. Он еще произнес дорогие для меня слова: «Слава богу, что хоть кто-то вступился за Софью Андреевну». Как выяснилось, семья Толстых очень переживает из-за того, что у нас стало общим местом видеть ее в образе обезумевшей старухи, которая подслушивает под дверью кабинета мужа, взламывает ящики его стола или бегает топиться в пруд. На самом деле она была великая женщина, замечательная. Даже эта болезнь у нее была незаурядная, не как у всех.

Софья Андреевна прожила после смерти мужа еще девять лет и умерла в 1919 году от пневмонии. Но тогда пневмония была последствием истощения организма — то есть голода. Так вот, после смерти Льва Николаевича она немедленно «законсервировала» его дом и даже в самое страшное время не продала оттуда ни одного документа, ни одной книги, вообще ни одной бумажки. Именно ей мы обязаны тем, что музей «Ясная Поляна» вообще существует. Чтобы так поступить, надо было сохранять здравый рассудок. Очевидно, что ее душевная болезнь закончилась, и, главное, после смерти Льва Николаевича всё, что было предметом их войны, она ему простила. И выполняла последнюю волю мужа.

— Вы снимали в главном доме усадьбы?

— Нет, разумеется. Дом Софья Андреевна сохранила в том виде, в каком он был в 1910 году. А у нас действие происходит почти на полвека раньше. С тех пор он неоднократно перестраивался, назначение помещений менялось, Лев Николаевич работал в разных комнатах… Каким особняк был в 1866-м, точно не известно, сохранился только облик фасада на фотографиях. Поэтому мы всё построили в павильонах «Ленфильма».

Но в Ясную Поляну нас пустили без проблем — терпели всю нашу съемочную группу, такой табун с огромной тяжелой техникой…

— Почему вы взялись за эту тему? Костюмную историческую драму снимать затратнее и сложнее, чем сюжет из нашего времени.

— Меня поразила эта история. Самое удивительное в деле рядового Шабунина, которого защищал в суде Толстой, что, хотя эти события произошли в августе 1866 года, весь процесс выглядит так, словно всё случилось в наше время. Кстати, историческое кино я уже снимала — делала телеэкранизацию романа «Отцы и дети».

— Акцент в фильме сделан на героев-мужчин. Почему?

— Это в первую очередь мужская, очень жесткая история. Мир рядового Шабунина — армия, рота, там женщинам не было места. Мне как раз и хотелось снять мужское кино про мужской мир. Я никогда прежде этого не делала. У меня в картинах раньше всё время дамы были главными героями. Тогда как в «Историю одного назначения» удалось втиснуть хоть каких-то женских персонажей с большим трудом. И Соню Толстую, и ее сестру Татьяну… Они решительно туда «не помещались». 

Всю жизнь семьи Толстых мы снимали в павильонах «Ленфильма» уже в последний съемочный период. И когда я впервые туда вошла, после всех этих съемок в армейской роте, и встретила Ирину Горбачеву, Анну Михалкову, я просто бросилась их целовать, потому что уже не могла больше видеть на площадке исключительно мужские лица. Это было такое счастье — увидеть женщин!

— Ваш писарь Шабунин напоминает скорее персонажей Достоевского, а не Толстого. Например, князя Мышкина или Сироткина.

— Есть единая ткань русской классической литературы и культуры. Любой человек, выросший на этой культуре, своим существом состоит из Толстого, Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Бунина, Блока… Образ забитого «маленького человека» вывел не только Достоевский, это вообще такой наш национальный типаж. С тем же успехом его можно назвать и гоголевским — пожалуйста, Акакий Акакиевич в «Шинели». А можно увидеть в нем вариацию Платона Каратаева из «Войны и мира».

Я хотела показать Шабунина человеком, который был мал, ничтожен, даже противен, но вдруг взял и просиял перед лицом смерти. Как и было в реальности — настоящий Шабунин был сильно пьющим мужиком с завиральными идеями, но он поразил всех тем, с каким достоинством встретил казнь. Русский человек способен просиять перед лицом смерти, и лучше всего это показано именно в книгах Толстого. В «Войне и мире» есть момент, где перед опасным боем солдаты стирают рубахи, чтобы пойти на смертельный подвиг в чистом. Это потрясающая деталь. Собирательный образ достойной встречи последней своей минуты — «воздух» нашей литературы.

Фото ovideo.ru, rg.ru, gq.ru, aif.ru

Loading



Авдотья Смирнова, История одного назначения, Лев Толстой,

Поделиться:

Похожие посты

Не хуже «Одни из нас»: по каким играм можно снять фильмы и сериалы

Уже несколько десятилетий поп-культура всё чаще обращается к знакомым образам. Индустрией правят ремейки культовых фильмов, сэмплы или каверы музыкальных хитов прошлого, экранизации популярных игр. В последнем авторы особенно преуспели: успех игровых

Почему мы любим аниме: рассказывают Анкорд, блогер и косплеер

Ещё десять лет назад было сложно представить, что аниме так прочно закрепится в массовой культуре. Популярные тайтлы интересуют людей по всему миру не только как вид досуга: в университетах открывают новые направления, где изучают влияние аниме и ман

«Этерна» — какой получилась российская «Игра престолов»?

5 июля на «Кинопоиске» вышла «Этерна» — самый ожидаемый фэнтези-сериал года, снятый по циклу Веры Камши «Отблески Этерны». Это не первая попытка экранизировать приключенческую серию: в 2022 году вышел фильм «Этерна: Часть первая», позже ставший пилот

«Театральная зона»: как поставить спектакль в тюрьме

В онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера комедийного сериала «Театральная зона». Культурно-воспитательный проект иронично расскажет историю местного режиссёра, который попал в тюрьму и вынужден творить за решёткой. Удастся ли театралу поставить ш

«Последний отсчёт»: каким получился Дженсен Эклс в роли детектива

На Amazon Prime Video стартовал сериал «Последний отсчёт» (Countdown) — новая криминальная драма от создателя «Чикаго в огне» и «Полиция Чикаго» Дерека Хааса. Главную роль в сериале исполнил звезда «Сверхъестественного» Дженсен Эклс, который в этот р

Новости ForPost

Метки

Севастопольский театр оперы и балета музыка 2025 Большой севастопольский офицерский бал Александр Петров Dior Сергей Безруков фэнтези игры 2024 искусство театр драмы "Психо Дель Арт" ЦГБ им. Л.Н.Толстого СЦКиИ Конкурс "Живая классика" Золотая балка Обзор фильма изоляция Театр им. Кукол музыка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 9 мая фильмы 2024 Новый год художники фильмы 2023 Фильмы 2025 российские фильмы Тейлор Свифт Balenciaga Григорий Лифанов Андрей Маслов K-pop сериалы 2025 живопись выставки BLACKPINK Клим Шипенко День Победы праздник Севастопольский ТЮЗ Неделя моды поп-музыка "Кинопоиск" кино СевТЮЗ Афиша Севастополя День ВМФ Netflix Дворец культуры рыбаков мода и стиль рецензия книги комедия карантин концерт спектакли афиша Севастополь Крым сериалы 2023 мультфильмы Обзор обзор аниме сериалы 2024 Российские сериалы мультфильмы 2024 Санкт-Петербург Херсонес Таврический музыка 2023 Херсонес Мода мультфильмы 2023 фильмы фильмы ужасов музыка 2024 Театральная улица балет Театр имени Луначарского арт-отель "Украина" опера ДКР театр аниме 2025 куда сходить Театр Лавренёва Charli XCX мастер-классы Marvel Психо Дель Арт коронавирус фестиваль Аниме детектив Федюхины высоты выставка игры 2023 спектакль Модный показ аниме 2024 хоррор Севастополь театр Луначарского