Авдотья Смирнова рассказала очень жёсткую «Историю одного назначения»

08-09-2018 13:56

В российский прокат выходит историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», — сообщает информационный портал газеты «Известия»Фильм основан на реальном случае из жизни Льва Толстого: в молодости русский писатель вступился за ротного писаря воинской части, размещенной неподалеку от Ясной Поляны. На трибунале провинившемуся грозила смертная казнь. Лев Николаевич взял на себя функции адвоката и попытался переубедить судей в знаменитой «Речи в защиту рядового Василия Шабунина». В преддверии премьеры Авдотья Смирнова рассказала «Известиям», почему решила взяться за сугубо мужской сюжет и как отнеслись к проекту потомки классика.

— Приступая к работе над фильмом о Льве Толстом, вы обсуждали сценарий с наследниками писателя?

— Конечно. Написав сценарий, я сразу же дала его почитать Владимиру Толстому. И когда он дал благословение на съемки, у меня камень с души свалился. Он еще произнес дорогие для меня слова: «Слава богу, что хоть кто-то вступился за Софью Андреевну». Как выяснилось, семья Толстых очень переживает из-за того, что у нас стало общим местом видеть ее в образе обезумевшей старухи, которая подслушивает под дверью кабинета мужа, взламывает ящики его стола или бегает топиться в пруд. На самом деле она была великая женщина, замечательная. Даже эта болезнь у нее была незаурядная, не как у всех.

Софья Андреевна прожила после смерти мужа еще девять лет и умерла в 1919 году от пневмонии. Но тогда пневмония была последствием истощения организма — то есть голода. Так вот, после смерти Льва Николаевича она немедленно «законсервировала» его дом и даже в самое страшное время не продала оттуда ни одного документа, ни одной книги, вообще ни одной бумажки. Именно ей мы обязаны тем, что музей «Ясная Поляна» вообще существует. Чтобы так поступить, надо было сохранять здравый рассудок. Очевидно, что ее душевная болезнь закончилась, и, главное, после смерти Льва Николаевича всё, что было предметом их войны, она ему простила. И выполняла последнюю волю мужа.

— Вы снимали в главном доме усадьбы?

— Нет, разумеется. Дом Софья Андреевна сохранила в том виде, в каком он был в 1910 году. А у нас действие происходит почти на полвека раньше. С тех пор он неоднократно перестраивался, назначение помещений менялось, Лев Николаевич работал в разных комнатах… Каким особняк был в 1866-м, точно не известно, сохранился только облик фасада на фотографиях. Поэтому мы всё построили в павильонах «Ленфильма».

Но в Ясную Поляну нас пустили без проблем — терпели всю нашу съемочную группу, такой табун с огромной тяжелой техникой…

— Почему вы взялись за эту тему? Костюмную историческую драму снимать затратнее и сложнее, чем сюжет из нашего времени.

— Меня поразила эта история. Самое удивительное в деле рядового Шабунина, которого защищал в суде Толстой, что, хотя эти события произошли в августе 1866 года, весь процесс выглядит так, словно всё случилось в наше время. Кстати, историческое кино я уже снимала — делала телеэкранизацию романа «Отцы и дети».

— Акцент в фильме сделан на героев-мужчин. Почему?

— Это в первую очередь мужская, очень жесткая история. Мир рядового Шабунина — армия, рота, там женщинам не было места. Мне как раз и хотелось снять мужское кино про мужской мир. Я никогда прежде этого не делала. У меня в картинах раньше всё время дамы были главными героями. Тогда как в «Историю одного назначения» удалось втиснуть хоть каких-то женских персонажей с большим трудом. И Соню Толстую, и ее сестру Татьяну… Они решительно туда «не помещались». 

Всю жизнь семьи Толстых мы снимали в павильонах «Ленфильма» уже в последний съемочный период. И когда я впервые туда вошла, после всех этих съемок в армейской роте, и встретила Ирину Горбачеву, Анну Михалкову, я просто бросилась их целовать, потому что уже не могла больше видеть на площадке исключительно мужские лица. Это было такое счастье — увидеть женщин!

— Ваш писарь Шабунин напоминает скорее персонажей Достоевского, а не Толстого. Например, князя Мышкина или Сироткина.

— Есть единая ткань русской классической литературы и культуры. Любой человек, выросший на этой культуре, своим существом состоит из Толстого, Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Бунина, Блока… Образ забитого «маленького человека» вывел не только Достоевский, это вообще такой наш национальный типаж. С тем же успехом его можно назвать и гоголевским — пожалуйста, Акакий Акакиевич в «Шинели». А можно увидеть в нем вариацию Платона Каратаева из «Войны и мира».

Я хотела показать Шабунина человеком, который был мал, ничтожен, даже противен, но вдруг взял и просиял перед лицом смерти. Как и было в реальности — настоящий Шабунин был сильно пьющим мужиком с завиральными идеями, но он поразил всех тем, с каким достоинством встретил казнь. Русский человек способен просиять перед лицом смерти, и лучше всего это показано именно в книгах Толстого. В «Войне и мире» есть момент, где перед опасным боем солдаты стирают рубахи, чтобы пойти на смертельный подвиг в чистом. Это потрясающая деталь. Собирательный образ достойной встречи последней своей минуты — «воздух» нашей литературы.

Фото ovideo.ru, rg.ru, gq.ru, aif.ru

Loading



Авдотья Смирнова, История одного назначения, Лев Толстой,

Поделиться:

Похожие посты

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: как дети попадают в криминал

Криминальные разборки, авторитеты, бандиты и беспризорники — об этом и повествует нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», снятый по одноимённой книге Роберта Гараева. Он настолько понравился молодёжи, что подростки начали подражать героя

«Дворец» Полански — зачем это пустили в отечественный прокат?

В российский прокат вышла новая картина Романа Полански, «Дворец». За короткое время актёрский состав фильма вызвал широкий зрительский интерес, ведь в ленте вместе снялись Микки Рурк и Александр Петров. Однако уже после премьеры от трепета не остало

«Игра в кальмара: Вызов» — как из сериала сделали типичное реалити

Ноябрь — один из самых непростых месяцев в жизни стриминговых платформ. Новогодние проекты запускать ещё рано, страшилки — уже поздно, а зритель требует зрелищ. В такие моменты авторы готовы идти на любую подлость, в том числе создавать собственных Ф

«Корона», 6 сезон: из дорогой драмы в сериал-бижутерию

«Корона» — идеальный пример того, как роскошная историческая драма постепенно превратилась в мыльную оперу. Чем ближе создатели подбирались к современности, тем более неустойчивым становился исторический «фундамент», на котором они строили сюжет. А п

«Кибердеревня»: это ещё не конец!

Сегодня Кинопоиск выпустил финальную серию пилотного сезона сериала «Кибердеревня». История о космо-фермере и нахальном роботе уже покорила сердца многих зрителей и активно разошёлся мемами в социальных сетях. ForPost-Афиша расскажет о нём подробнее.

Новости ForPost

Метки

Новый год СевТЮЗ "Кинопоиск" Фёдор Достоевский Клим Шипенко игры 2023 куда сходить Театр имени Луначарского Конкурс красоты Тейлор Свифт кинофестиваль Святой Владимир праздник мультфильмы Александр Петров спектакль мультфильмы 2023 Психо Дель Арт Конкурс "Живая классика" Мода опера Неделя моды театр Луначарского Дворец культуры рыбаков Херсонес сериалы 2023 Неделя моды в Париже 75 лет Победы художники карантин Эрмитаж выставки Крым Картины Достоевский Херсонес Таврический Валерий Либа Большой севастопольский офицерский бал ЦГБ им. Л.Н.Толстого Balenciaga Виталий Либа выставка Театральная улица концерт Динопарк Российские сериалы творчество мастер-классы День Победы Музеи онлайн книги ДКР искусство Михаил Булгаков музыка 2023 Театр Лавренёва хоррор коронавирус театр Андрей Маслов Музей обороны Севастополя Фонд «Живая классика» Море Афиша Севастополя Аниме Григорий Лифанов музыка спектакли Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы 2023 Театр им. Кукол балет театр драмы "Психо Дель Арт" Санкт-Петербург 9 мая Сергей Безруков спорт фестиваль Netflix живопись День ВМФ Севастопольский театр оперы и балета Фестиваль «Таврида — АРТ» Золотая балка Федюхины высоты рецензия Севастопольский ТЮЗ СЦКиИ Балаклава фестиваль «Природа Искусства» Ольга Панкратова Мариинский театр Мастер и Маргарита арт-отель "Украина" кино поэзия Севастополь Молодёжь «Оперные вечера в Севастополе» изоляция фильмы