Авдотья Смирнова рассказала очень жёсткую «Историю одного назначения»

08-09-2018 13:56

В российский прокат выходит историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», — сообщает информационный портал газеты «Известия»Фильм основан на реальном случае из жизни Льва Толстого: в молодости русский писатель вступился за ротного писаря воинской части, размещенной неподалеку от Ясной Поляны. На трибунале провинившемуся грозила смертная казнь. Лев Николаевич взял на себя функции адвоката и попытался переубедить судей в знаменитой «Речи в защиту рядового Василия Шабунина». В преддверии премьеры Авдотья Смирнова рассказала «Известиям», почему решила взяться за сугубо мужской сюжет и как отнеслись к проекту потомки классика.

— Приступая к работе над фильмом о Льве Толстом, вы обсуждали сценарий с наследниками писателя?

— Конечно. Написав сценарий, я сразу же дала его почитать Владимиру Толстому. И когда он дал благословение на съемки, у меня камень с души свалился. Он еще произнес дорогие для меня слова: «Слава богу, что хоть кто-то вступился за Софью Андреевну». Как выяснилось, семья Толстых очень переживает из-за того, что у нас стало общим местом видеть ее в образе обезумевшей старухи, которая подслушивает под дверью кабинета мужа, взламывает ящики его стола или бегает топиться в пруд. На самом деле она была великая женщина, замечательная. Даже эта болезнь у нее была незаурядная, не как у всех.

Софья Андреевна прожила после смерти мужа еще девять лет и умерла в 1919 году от пневмонии. Но тогда пневмония была последствием истощения организма — то есть голода. Так вот, после смерти Льва Николаевича она немедленно «законсервировала» его дом и даже в самое страшное время не продала оттуда ни одного документа, ни одной книги, вообще ни одной бумажки. Именно ей мы обязаны тем, что музей «Ясная Поляна» вообще существует. Чтобы так поступить, надо было сохранять здравый рассудок. Очевидно, что ее душевная болезнь закончилась, и, главное, после смерти Льва Николаевича всё, что было предметом их войны, она ему простила. И выполняла последнюю волю мужа.

— Вы снимали в главном доме усадьбы?

— Нет, разумеется. Дом Софья Андреевна сохранила в том виде, в каком он был в 1910 году. А у нас действие происходит почти на полвека раньше. С тех пор он неоднократно перестраивался, назначение помещений менялось, Лев Николаевич работал в разных комнатах… Каким особняк был в 1866-м, точно не известно, сохранился только облик фасада на фотографиях. Поэтому мы всё построили в павильонах «Ленфильма».

Но в Ясную Поляну нас пустили без проблем — терпели всю нашу съемочную группу, такой табун с огромной тяжелой техникой…

— Почему вы взялись за эту тему? Костюмную историческую драму снимать затратнее и сложнее, чем сюжет из нашего времени.

— Меня поразила эта история. Самое удивительное в деле рядового Шабунина, которого защищал в суде Толстой, что, хотя эти события произошли в августе 1866 года, весь процесс выглядит так, словно всё случилось в наше время. Кстати, историческое кино я уже снимала — делала телеэкранизацию романа «Отцы и дети».

— Акцент в фильме сделан на героев-мужчин. Почему?

— Это в первую очередь мужская, очень жесткая история. Мир рядового Шабунина — армия, рота, там женщинам не было места. Мне как раз и хотелось снять мужское кино про мужской мир. Я никогда прежде этого не делала. У меня в картинах раньше всё время дамы были главными героями. Тогда как в «Историю одного назначения» удалось втиснуть хоть каких-то женских персонажей с большим трудом. И Соню Толстую, и ее сестру Татьяну… Они решительно туда «не помещались». 

Всю жизнь семьи Толстых мы снимали в павильонах «Ленфильма» уже в последний съемочный период. И когда я впервые туда вошла, после всех этих съемок в армейской роте, и встретила Ирину Горбачеву, Анну Михалкову, я просто бросилась их целовать, потому что уже не могла больше видеть на площадке исключительно мужские лица. Это было такое счастье — увидеть женщин!

— Ваш писарь Шабунин напоминает скорее персонажей Достоевского, а не Толстого. Например, князя Мышкина или Сироткина.

— Есть единая ткань русской классической литературы и культуры. Любой человек, выросший на этой культуре, своим существом состоит из Толстого, Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Бунина, Блока… Образ забитого «маленького человека» вывел не только Достоевский, это вообще такой наш национальный типаж. С тем же успехом его можно назвать и гоголевским — пожалуйста, Акакий Акакиевич в «Шинели». А можно увидеть в нем вариацию Платона Каратаева из «Войны и мира».

Я хотела показать Шабунина человеком, который был мал, ничтожен, даже противен, но вдруг взял и просиял перед лицом смерти. Как и было в реальности — настоящий Шабунин был сильно пьющим мужиком с завиральными идеями, но он поразил всех тем, с каким достоинством встретил казнь. Русский человек способен просиять перед лицом смерти, и лучше всего это показано именно в книгах Толстого. В «Войне и мире» есть момент, где перед опасным боем солдаты стирают рубахи, чтобы пойти на смертельный подвиг в чистом. Это потрясающая деталь. Собирательный образ достойной встречи последней своей минуты — «воздух» нашей литературы.

Фото ovideo.ru, rg.ru, gq.ru, aif.ru

Loading



Авдотья Смирнова, История одного назначения, Лев Толстой,

Поделиться:

Похожие посты

Реалити про классику: чем удивляют «Тайны Карениной»

На экраны вышел сериал «Тайны Карениной», который впитал в себя элементы документалистики, мелодрамы и даже художественной реконструкции. Несуществующий кастинг, бэкстейджи съёмок и главный вопрос: кто же виноват в смерти Карениной? Как это работает

Стали известны номинанты «Эмми 2024»

Номинанты на главную телевизионную премию мира «Эмми 2024» уже известны! Кто получил одобрение академиков и поборется за статуэтку, расскажем в этой статье.
Обложка: Television Academy/YouTube

Харли Квинн в аниме: новый «Отряд самоубийц»

Недавно стартовала премьера аниме «Отряд самоубийц из другого мира». Знакомыми персонажами в японской интерпретации занималась студия Wit, работавшая над «Атакой титанов»

Как в Крыму снимали фильм «Человек-амфибия»

Крым и Севастополь — кладезь не только удивительных кинематографичных пейзажей, но и место рождения множества талантов. Главный герой картины «Человек-амфибия» не просто снимался в Крыму, но ещё и вырос в городе-герое Севастополе. Рассказываем, как н

Новые «старые» хорроры: «Челюсти», «Синистер», «Заклятье»

В июне вышло сразу несколько премьер под известными заголовками на постерах. Но ни один из этих фильмов ужасов не имеет ничего общего с популярными франшизами. Стоит ли смотреть альтернативные версии от режиссёров-дебютантов? Расскажем в этом материа

Новости ForPost

Метки

Netflix ЦГБ им. Л.Н.Толстого театр Неделя моды в Париже выставки мультфильмы 2023 Музей обороны Севастополя K-pop 9 мая Balenciaga Dior Балаклава искусство Анна Каренина Федюхины высоты изоляция фильмы музыка 2023 Херсонес мультфильмы 2024 Севастополь аниме 2024 Модный показ Тейлор Свифт арт-отель "Украина" День ВМФ мода и стиль ДКР театр драмы "Психо Дель Арт" День Победы Louis Vuitton Мода Дворец культуры рыбаков Большой севастопольский офицерский бал фестиваль «Природа Искусства» живопись Новый год Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт Театральная улица хоррор Молодёжь поэзия Театр им. Кукол творчество кино афиша Севастополь Золотая балка спектакли фестиваль игры 2023 опера Театр имени Луначарского Театр Лавренёва праздник концерт выставка Клим Шипенко игры 2024 Российские сериалы Валерий Либа фильмы 2023 куда сходить коронавирус мастер-классы СЦКиИ Динопарк балет Херсонес Таврический Неделя моды художники Фестиваль «Таврида — АРТ» Андрей Маслов Александр Петров Конкурс красоты «Оперные вечера в Севастополе» Санкт-Петербург Сергей Безруков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" сериалы 2024 музыка Севастопольский театр оперы и балета Афиша Севастополя рецензия спектакль Виталий Либа карантин театр Луначарского Аниме Крым "Кинопоиск" СевТЮЗ сериалы 2023 мультфильмы музыка 2024 Севастопольский ТЮЗ книги Григорий Лифанов фильмы 2024 российские фильмы