Авдотья Смирнова рассказала очень жёсткую «Историю одного назначения»

08-09-2018 13:56

В российский прокат выходит историческая драма Авдотьи Смирновой «История одного назначения», — сообщает информационный портал газеты «Известия»Фильм основан на реальном случае из жизни Льва Толстого: в молодости русский писатель вступился за ротного писаря воинской части, размещенной неподалеку от Ясной Поляны. На трибунале провинившемуся грозила смертная казнь. Лев Николаевич взял на себя функции адвоката и попытался переубедить судей в знаменитой «Речи в защиту рядового Василия Шабунина». В преддверии премьеры Авдотья Смирнова рассказала «Известиям», почему решила взяться за сугубо мужской сюжет и как отнеслись к проекту потомки классика.

— Приступая к работе над фильмом о Льве Толстом, вы обсуждали сценарий с наследниками писателя?

— Конечно. Написав сценарий, я сразу же дала его почитать Владимиру Толстому. И когда он дал благословение на съемки, у меня камень с души свалился. Он еще произнес дорогие для меня слова: «Слава богу, что хоть кто-то вступился за Софью Андреевну». Как выяснилось, семья Толстых очень переживает из-за того, что у нас стало общим местом видеть ее в образе обезумевшей старухи, которая подслушивает под дверью кабинета мужа, взламывает ящики его стола или бегает топиться в пруд. На самом деле она была великая женщина, замечательная. Даже эта болезнь у нее была незаурядная, не как у всех.

Софья Андреевна прожила после смерти мужа еще девять лет и умерла в 1919 году от пневмонии. Но тогда пневмония была последствием истощения организма — то есть голода. Так вот, после смерти Льва Николаевича она немедленно «законсервировала» его дом и даже в самое страшное время не продала оттуда ни одного документа, ни одной книги, вообще ни одной бумажки. Именно ей мы обязаны тем, что музей «Ясная Поляна» вообще существует. Чтобы так поступить, надо было сохранять здравый рассудок. Очевидно, что ее душевная болезнь закончилась, и, главное, после смерти Льва Николаевича всё, что было предметом их войны, она ему простила. И выполняла последнюю волю мужа.

— Вы снимали в главном доме усадьбы?

— Нет, разумеется. Дом Софья Андреевна сохранила в том виде, в каком он был в 1910 году. А у нас действие происходит почти на полвека раньше. С тех пор он неоднократно перестраивался, назначение помещений менялось, Лев Николаевич работал в разных комнатах… Каким особняк был в 1866-м, точно не известно, сохранился только облик фасада на фотографиях. Поэтому мы всё построили в павильонах «Ленфильма».

Но в Ясную Поляну нас пустили без проблем — терпели всю нашу съемочную группу, такой табун с огромной тяжелой техникой…

— Почему вы взялись за эту тему? Костюмную историческую драму снимать затратнее и сложнее, чем сюжет из нашего времени.

— Меня поразила эта история. Самое удивительное в деле рядового Шабунина, которого защищал в суде Толстой, что, хотя эти события произошли в августе 1866 года, весь процесс выглядит так, словно всё случилось в наше время. Кстати, историческое кино я уже снимала — делала телеэкранизацию романа «Отцы и дети».

— Акцент в фильме сделан на героев-мужчин. Почему?

— Это в первую очередь мужская, очень жесткая история. Мир рядового Шабунина — армия, рота, там женщинам не было места. Мне как раз и хотелось снять мужское кино про мужской мир. Я никогда прежде этого не делала. У меня в картинах раньше всё время дамы были главными героями. Тогда как в «Историю одного назначения» удалось втиснуть хоть каких-то женских персонажей с большим трудом. И Соню Толстую, и ее сестру Татьяну… Они решительно туда «не помещались». 

Всю жизнь семьи Толстых мы снимали в павильонах «Ленфильма» уже в последний съемочный период. И когда я впервые туда вошла, после всех этих съемок в армейской роте, и встретила Ирину Горбачеву, Анну Михалкову, я просто бросилась их целовать, потому что уже не могла больше видеть на площадке исключительно мужские лица. Это было такое счастье — увидеть женщин!

— Ваш писарь Шабунин напоминает скорее персонажей Достоевского, а не Толстого. Например, князя Мышкина или Сироткина.

— Есть единая ткань русской классической литературы и культуры. Любой человек, выросший на этой культуре, своим существом состоит из Толстого, Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Бунина, Блока… Образ забитого «маленького человека» вывел не только Достоевский, это вообще такой наш национальный типаж. С тем же успехом его можно назвать и гоголевским — пожалуйста, Акакий Акакиевич в «Шинели». А можно увидеть в нем вариацию Платона Каратаева из «Войны и мира».

Я хотела показать Шабунина человеком, который был мал, ничтожен, даже противен, но вдруг взял и просиял перед лицом смерти. Как и было в реальности — настоящий Шабунин был сильно пьющим мужиком с завиральными идеями, но он поразил всех тем, с каким достоинством встретил казнь. Русский человек способен просиять перед лицом смерти, и лучше всего это показано именно в книгах Толстого. В «Войне и мире» есть момент, где перед опасным боем солдаты стирают рубахи, чтобы пойти на смертельный подвиг в чистом. Это потрясающая деталь. Собирательный образ достойной встречи последней своей минуты — «воздух» нашей литературы.

Фото ovideo.ru, rg.ru, gq.ru, aif.ru

Loading



Авдотья Смирнова, История одного назначения, Лев Толстой,

Поделиться:

Похожие посты

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Почему нет единственно верного способа смотреть фильмы, рассказали в Севастополе

Произведение искусства, в том числе кинематографического, не существует в вакууме — его понимание зависит от контекста. Кроме того, кино — это не иерархическая система, где есть «правильный» и «неправильный» способ восприятия. Наоборот, это демократи

Маме, папе, друзьям и собаке: лучшие адвент-календари на Новый год

Чтобы новогоднее настроение длилось дольше, собрали для вас лучшие адвент-календари на любой вкус. Косметика, инструменты для дома, Лабубу, Гарри Поттер и вкусности — порадуйте любимых женщин, дорогих сердцу мужчин, родителей, детей и даже питомцев.

Новости ForPost

Метки

арт-отель "Украина" игры Обзор карантин спектакль Музей-заповедник "Херсонес Таврический" концерт мультфильмы 2024 аниме 2024 Игры 2025 Клим Шипенко СЦКиИ Неделя моды Хаяо Миядзаки фильмы 2024 детектив коронавирус книги рэп спектакли Крым Психо Дель Арт Неделя моды в Париже игры 2024 куда сходить Balenciaga поп-музыка Большой севастопольский офицерский бал музыка фильмы театр Луначарского рецензия 9 мая фэнтези Билли Айлиш современное искусство театр драма опера мастер-классы Новый год выставка фестиваль "Кинопоиск" Charli XCX сериалы 2025 Модный показ выставки День Победы Херсонес Таврический изоляция Севастополь Гарри Поттер российские фильмы Мода аниме 2025 СевТЮЗ хоррор сериалы 2023 фильмы 2023 фильмы ужасов Netflix Российские сериалы 2025 музыка 2024 обзор аниме Конкурс "Живая классика" искусство Дворец культуры рыбаков сериалы 2024 мультфильмы ДКР Фильмы 2025 игры 2023 K-pop Александр Петров художники Dior Аниме Григорий Лифанов скандал Афиша Севастополя BLACKPINK театр драмы "Психо Дель Арт" мультфильмы 2023 афиша Севастополь Театр имени Луначарского мода и стиль кино Тейлор Свифт праздник живопись Херсонес музыка 2023 Севастопольский ТЮЗ Севастопольский театр оперы и балета Театральная улица комедия музыка 2025 балет Российские сериалы