Устами зрителя: «Египетские ночи», яркие как день
Как обычно пишут, «публика долго не отпускала» любимых в Севастополе «фоменок» (театр «Мастерская Петра Фоменко»), ежегодно дарящих нам какой-то один спектакль-шедевр из своего репертуара. «Египетские ночи» должны были заворожить и заворожили.
Я была счастлива слушать поэзию Пушкина накануне Пушкинских дней, мне казалось, что актёры взбираются на лестницы-декорации не только для сценического рисунка, но и для того, чтобы кинуться оттуда в золотую и живую стихию пушкинской речи, в интонацию, в ритмику.
Спектакль-совершенство, спектакль-шампанское, спектакль-филигрань, два часа жизни, наполненных изысканной красотой мизансцен и костюмов, безупречной актёрской техникой, мириадами смысловых аллюзий и оттенков, иронией и любовью. Любовью щемящей и щедрой ко всем нашим литературным векам – Золотому и Серебряному, к родной теософии и истории, к солнцу поэзии и к лунным символистам, к итальянской музыке и французским романам.
«Египетские ночи» – это такая культурная вселенная, где вращаются и сталкиваются, со сверкающими искрами и громом тимпанов, планеты и миры – Птолемеи и Серапионы, Пушкин и Моцарт, Брюсов и Бродский, Брюллов и Бунюэль, этсетера, этсетера.
Магический кристалл, которым обладал Александр Сергеевич Пушкин, явно заполучили «фоменки» и находят ему, сообразно нашему веку, новые волшебные применения. Вовлекая зрителей в глубины пьесы с мастерством могучих медиумов, они периодически намеренно «отбрасывают» нас в реальность, держат дистанцию между залом и подмостками, превращая мрачноватые сюжетные лабиринты в буффонаду и даже цирковые номера.
Природа импровизации, «когда б вы знали, из какого сора», гений и толпа – не было темы, которую в этот вечер не вытащили бы участники спектакля из потрёпанной шляпы неаполитанского авантюриста.
Можно было бы сказать просто: прекрасный спектакль, великолепный, блистательный театр. Да, так и есть. Спасибо!
Людмила Гриненко
Фото: kp.ru