«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

24-07-2021 14:36

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско. Но так ли абсурдно его творчество? Разбираем на примере «Урока».

Приглушённый свет. Интерьер в тёмных тонах — ничего лишнего. Музыкальный ряд подчёркивает камерную атмосферу. Служанка неторопливо убирает раскиданную на полу обувь. Доносящиеся в другой комнате удары приглушают громкий стук в дверь.

Казалось бы, обычная ситуация — ученица пришла к учителю на урок. Но постепенно действо наполняется абсурдными деталями. Смешные и нелепые реплики, суетливое поведение учителя и его резко меняющееся настроение в начале вызывают смех, но незаметно конфликт из бытового превращается в трагедию. Юмористический шлейф словно призван подготовить зрителя к тому, что ему следует ожидать. И это ожидание — непредсказуемое… почти.

Вопросы возникают уже с первых минут начала спектакля. Зачем в кабинете разбросана женская обувь? Почему не подготовлена доска к приходу ученицы (полностью исписана мелом)? К чему на руках властолюбивой Служанки анатомические перчатки? А её постоянное обращение в сторону одного из шкафов моментально срабатывает как триггер. Учитель, почти достигший точки своего кипения, из разгневанного мгновенно превращается в смиренного и робкого. Кто же здесь всё-таки жертва?

«Урок» не следует понимать буквально. Пьеса действительно «многослойная». Подавление личности — пожалуй, главный посыл. Эта пьеса как зеркало вне времени, которое отражает общество в целом, да и каждый из нас может увидеть себя в определённых обстоятельствах и поступках. Да, в нарочитой алогичности происходящего, гротескных ситуациях. Но именно это стимулирует зрителя не просто увидеть, а проанализировать причинно-следственные связи. Что предстанет перед зрителем? Буффонада, драма или чёрная комедия? Сам Ионеско определил жанр произведения как комическая драма.

В этом «Уроке» немало «математических формул», в которые можно подставлять различные переменные. Зритель сможет разглядеть темы взаимоотношений внутри семьи, учителя и ученика, власти и народа, а также проблему педофилии, насилия в семье и последствия этого в будущем, «вычитании» миллионов людей на страницах военной истории…

Смысловые нити в спектакле будут протянуты, когда вы позабудете на время о диалогах героев. Главное — мощная игровая природа спектакля. Логика между слов заложена в поведении персонажей, выполнении ими разных задач.

Ученица характеризуется как «вежливая, благовоспитанная, подвижная, жизнерадостная, энергичная девушка с приветливой улыбкой», но «по ходу действия её быстрые движения замедляются, делаются вялыми; из весёлой и улыбчивой она становится грустной и мрачной».

В середине урока она начинает жаловаться на зубную боль, но Учитель не хочет прекращать из-за этого занятие, всячески игнорируя жалобу. К концу урока у девушки болят руки, ноги, голова, спина. Однако она не может уйти.

В спектакле «Урок» Ученица всё-таки пытается выбраться из западни. Но уйти не получается. Учитель и здесь чувствует своё превосходство.

Но Служанка даёт понять, что контроль над ситуацией явно не за ним.

«Девушка словно превращается в неодушевлённый предмет, в безвольную куклу в руках Учителя, все её чувства и естественные рефлексы настолько атрофируются, что даже последнее его деяние не вызовет у неё никакой реакции, лишь в глазах на неподвижном лице отразится несказанное изумление и ужас».

Она стала 40-й жертвой за день! Но опять же, не стоит это воспринимать буквально.

В пьесе Ионеско три действующих лица: Учитель, Ученица, Служанка. В спектакле Григория Лифанова не одна, а две ученицы. Режиссёр объяснил, почему введено два персонажа:

«Ведь проблема повторяющаяся. Проходят года, века, а человеческая природа не меняется. Эти ученицы идут одна за другой. Появление новой ученицы даёт понять, что проблемы, на которые обращает внимание автор, существуют и по сей день».

По мнению режиссёра, репертуар театра должен быть разнообразным. Проект театра «Третья сцена» — экспериментальная площадка. Она предполагает работу с современной драматургией, в том числе с парадоксальной.

«Это очень полезно для актёров, потому что возрастает их профессиональная оснащённость. Важно для театра, так как благодаря этому расширяем зрительскую аудиторию, — говорит Григорий Лифанов. — Парадоксальная драматургия достаточно редко ставится в академических театрах. По крайней мере, с 2005 года в нашем театре не было такой парадоксальной драматургии, которая играет со смыслами, анализирует текстовые перипетии. Она нам интересна для исследования, в том числе, потому что мы над ней не работали с этими актёрами и для них важно поработать с таким материалом».

В роли Учителя — Евгений Овсянников, учениц (разные составы) — Лариса Земляникина, Анастасия Жаднова, Людмила Заплатникова, служанки — Татьяна Скуридина.

«Театр абсурда» — это название некоторых театральных произведений, которые родились и создавались в Париже в 1950-е годы, точнее, в начале 1950-х годов. […] Что касается меня, то я с трудом принимаю этот термин, но теперь, раз уж он стал обиходным для определения некоего театра и употребляется по отношению к театральным произведениям, к театральному течению эпохи, раз уж этот термин и этот театр принадлежат литературной истории, то я имею основание называть абсурдным — театр абсурда. Я бы предпочёл, как и Эммануэль Жакар, называть этот театр «театром насмешки». […]Я так и не знаю толком, что означает слово «абсурд», за исключением тех случаев, когда оно вопрошает об абсурде; и повторю, что те, кто не удивляются тому, что существуют, кто не задают себе вопросов о бытии, кто полагают, что всё нормально, естественно, в то время как мир прикасается к сверхъестественному, эти люди ущербны. Я не знаю, стоит ли их жалеть, нужно ли приходить от них в изумление или радоваться за них. Но способность удивляться вернётся, вопрос об абсурдности этого мира не может не вставать, даже если на него и нет ответа.

Эжен Ионеско

Есть ли будущее у театра абсурда?
Выступление на коллоквиуме «Конец абсурда?»

Татьяна Руснак

Фото Анны Корниловой

 

 

 

 1,547 Всего просмотров



абсурдизм, театр абсурда, Урок, Эжен Ионеско,

Поделиться:

Похожие посты

Завораживающий мир воды: «Севкабель Порт» представил экологическую выставку

Для севастопольцев привычно созерцать буйство стихии. В Санкт-Петербурге такого не увидишь, но почувствовать единение с морем жители на Неве могут на выставке «Гидра» в "Севкабель Порт". Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта — Г

На очередной лекции-концерте зрителям раскроют тайны оперного театра Европы XVIII-XIX веков

Знаете ли вы, зачем нужны реформы в оперном театре, как композитор Глюк изменил оперу, почему единственную оперу Бетховена называют «оперой спасения», и кем была «бессмертная возлюбленная», к которой обращены его письма? Об этом и других секретах евр

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

В Севастополе впервые пройдёт конкурс «Королева России – Крым 2022»

В Крыму впервые пройдёт отборочный этап Национального конкурса красоты «Королева России – Крым 2022». Грандиозный финал регионального конкурса состоится в Севастополе, 21 января, на сцене Драматического театра Черноморского флота имени Б. А. Лавренёв

В старейшей церкви Петербурга отметили католическое Рождество

Лютеранская церковь Святой Анны открывает двери для посетителей, приглашая на рождественскую выставку. В большом зале вырос хвойный лес из 500 елей. Колонны здания украсили изображением вязанных свитеров, лампы заменили на гирлянды в виде Вифлеемс

Новости ForPost

Метки

День Победы Михаил Булгаков История Сергей Безруков онлайн-марафон Херсонес Таврический Новый год Море спектакль Лев Толстой Сергей Шнуров Дворец культуры рыбаков Фонд «Живая классика» Санкт-Петербург «Оперные вечера в Севастополе» СЦКиИ Достоевский Картины Севастополь музыка балет Херсонес Психо Дель Арт фильмы дети художники выставка Большой севастопольский офицерский бал поэзия Александр Петров выставки опера Музеи онлайн Золотая балка живопись Крым Таврида-АРТ Крымская весна Клим Шипенко Валерий Либа танцы Севастопольский ТЮЗ книги самоизоляция мастер-классы Опера в Херсонесе Виталий Либа арт-отель "Украина" Международный день танца концерт Большие гастроли Севастопольский военно-исторический музей-заповедник шоу ДКР Федюхины высоты Конкурс красоты изоляция Великая Отечественная война кино пандемия карантин театр Луначарского Zакрытый покаZ Крымский военно-исторический фестиваль Ольга Панкратова коронавирус Григорий Лифанов Театр имени Луначарского 75 лет Победы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Эрмитаж Театр им. Кукол Динопарк Театральная улица театр Афиша Севастополя творчество художник праздник Балаклава Музей-заповедник "Херсонес Таврический" благотворительность Молодёжь 9 мая Анна Каренина Фёдор Достоевский Андрей Маслов День ВМФ фестиваль Мариинский театр кинофестиваль Святой Владимир Севастопольский театр оперы и балета театр драмы "Психо Дель Арт" Живая классика «Эхо БДФ» спектакли СевТЮЗ Театр Лавренёва Конкурс "Живая классика" искусство