«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

24-07-2021 14:36

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско. Но так ли абсурдно его творчество? Разбираем на примере «Урока».

Приглушённый свет. Интерьер в тёмных тонах — ничего лишнего. Музыкальный ряд подчёркивает камерную атмосферу. Служанка неторопливо убирает раскиданную на полу обувь. Доносящиеся в другой комнате удары приглушают громкий стук в дверь.

Казалось бы, обычная ситуация — ученица пришла к учителю на урок. Но постепенно действо наполняется абсурдными деталями. Смешные и нелепые реплики, суетливое поведение учителя и его резко меняющееся настроение в начале вызывают смех, но незаметно конфликт из бытового превращается в трагедию. Юмористический шлейф словно призван подготовить зрителя к тому, что ему следует ожидать. И это ожидание — непредсказуемое… почти.

Вопросы возникают уже с первых минут начала спектакля. Зачем в кабинете разбросана женская обувь? Почему не подготовлена доска к приходу ученицы (полностью исписана мелом)? К чему на руках властолюбивой Служанки анатомические перчатки? А её постоянное обращение в сторону одного из шкафов моментально срабатывает как триггер. Учитель, почти достигший точки своего кипения, из разгневанного мгновенно превращается в смиренного и робкого. Кто же здесь всё-таки жертва?

«Урок» не следует понимать буквально. Пьеса действительно «многослойная». Подавление личности — пожалуй, главный посыл. Эта пьеса как зеркало вне времени, которое отражает общество в целом, да и каждый из нас может увидеть себя в определённых обстоятельствах и поступках. Да, в нарочитой алогичности происходящего, гротескных ситуациях. Но именно это стимулирует зрителя не просто увидеть, а проанализировать причинно-следственные связи. Что предстанет перед зрителем? Буффонада, драма или чёрная комедия? Сам Ионеско определил жанр произведения как комическая драма.

В этом «Уроке» немало «математических формул», в которые можно подставлять различные переменные. Зритель сможет разглядеть темы взаимоотношений внутри семьи, учителя и ученика, власти и народа, а также проблему педофилии, насилия в семье и последствия этого в будущем, «вычитании» миллионов людей на страницах военной истории…

Смысловые нити в спектакле будут протянуты, когда вы позабудете на время о диалогах героев. Главное — мощная игровая природа спектакля. Логика между слов заложена в поведении персонажей, выполнении ими разных задач.

Ученица характеризуется как «вежливая, благовоспитанная, подвижная, жизнерадостная, энергичная девушка с приветливой улыбкой», но «по ходу действия её быстрые движения замедляются, делаются вялыми; из весёлой и улыбчивой она становится грустной и мрачной».

В середине урока она начинает жаловаться на зубную боль, но Учитель не хочет прекращать из-за этого занятие, всячески игнорируя жалобу. К концу урока у девушки болят руки, ноги, голова, спина. Однако она не может уйти.

В спектакле «Урок» Ученица всё-таки пытается выбраться из западни. Но уйти не получается. Учитель и здесь чувствует своё превосходство.

Но Служанка даёт понять, что контроль над ситуацией явно не за ним.

«Девушка словно превращается в неодушевлённый предмет, в безвольную куклу в руках Учителя, все её чувства и естественные рефлексы настолько атрофируются, что даже последнее его деяние не вызовет у неё никакой реакции, лишь в глазах на неподвижном лице отразится несказанное изумление и ужас».

Она стала 40-й жертвой за день! Но опять же, не стоит это воспринимать буквально.

В пьесе Ионеско три действующих лица: Учитель, Ученица, Служанка. В спектакле Григория Лифанова не одна, а две ученицы. Режиссёр объяснил, почему введено два персонажа:

«Ведь проблема повторяющаяся. Проходят года, века, а человеческая природа не меняется. Эти ученицы идут одна за другой. Появление новой ученицы даёт понять, что проблемы, на которые обращает внимание автор, существуют и по сей день».

По мнению режиссёра, репертуар театра должен быть разнообразным. Проект театра «Третья сцена» — экспериментальная площадка. Она предполагает работу с современной драматургией, в том числе с парадоксальной.

«Это очень полезно для актёров, потому что возрастает их профессиональная оснащённость. Важно для театра, так как благодаря этому расширяем зрительскую аудиторию, — говорит Григорий Лифанов. — Парадоксальная драматургия достаточно редко ставится в академических театрах. По крайней мере, с 2005 года в нашем театре не было такой парадоксальной драматургии, которая играет со смыслами, анализирует текстовые перипетии. Она нам интересна для исследования, в том числе, потому что мы над ней не работали с этими актёрами и для них важно поработать с таким материалом».

В роли Учителя — Евгений Овсянников, учениц (разные составы) — Лариса Земляникина, Анастасия Жаднова, Людмила Заплатникова, служанки — Татьяна Скуридина.

«Театр абсурда» — это название некоторых театральных произведений, которые родились и создавались в Париже в 1950-е годы, точнее, в начале 1950-х годов. […] Что касается меня, то я с трудом принимаю этот термин, но теперь, раз уж он стал обиходным для определения некоего театра и употребляется по отношению к театральным произведениям, к театральному течению эпохи, раз уж этот термин и этот театр принадлежат литературной истории, то я имею основание называть абсурдным — театр абсурда. Я бы предпочёл, как и Эммануэль Жакар, называть этот театр «театром насмешки». […]Я так и не знаю толком, что означает слово «абсурд», за исключением тех случаев, когда оно вопрошает об абсурде; и повторю, что те, кто не удивляются тому, что существуют, кто не задают себе вопросов о бытии, кто полагают, что всё нормально, естественно, в то время как мир прикасается к сверхъестественному, эти люди ущербны. Я не знаю, стоит ли их жалеть, нужно ли приходить от них в изумление или радоваться за них. Но способность удивляться вернётся, вопрос об абсурдности этого мира не может не вставать, даже если на него и нет ответа.

Эжен Ионеско

Есть ли будущее у театра абсурда?
Выступление на коллоквиуме «Конец абсурда?»

Татьяна Руснак

Фото Анны Корниловой

 

 

 

Loading



абсурдизм, театр абсурда, Урок, Эжен Ионеско,

Поделиться:

Похожие посты

«Универ. Молодые», 2 сезон: герои новые, шутки тоже

8 сентября на ТНТ стартовало продолжение популярного в нулевые сериала «Универ» с припиской «Молодые». В марте вышел первый сезон спин-оффа, где в легендарный 510 блок общежития МВГУ заселяется новая пятёрка первокурсников. Какие приключения ждут неу

Буланова, Ваенга и хор «Млада»: на какие концерты сходить в Крыму (сентябрь, 2025)

Сентябрь богат на гастроли и зрелищные концерты. Татьяна Буланова приехала с юбилейным туром, Елена Ваенга готовится спеть свои главные хиты, а академический хор «Млада» вот-вот выступит в Новом Херсонесе. Собрали самые яркие концерты сентября в Крым

«Убийства в одном здании», 5 сезон: что известно о новых сериях звёздного детектива

Три сыщика-подкастера из манхэттенской Арконии возвращаются на экраны! В 5 сезоне сериала «Убийства в одном здании» Чарльз, Оливер и Мейбл берутся за новое дело. Вахтёр их дома Лестер Калуки погибает при странных обстоятельствах, и полиция уверяет вс

Давайте запретим критиковать искусство?

«Не нравится? Значит, проблема в тебе» — опасная формула

Персональная выставка севастопольского мастера акварели Владимира Новикова, что открылась в конце августа, подняла извечный вопрос: «А можно ли оценивать или критиковать художника?».

«Маленькие синие вкрапления» и другое: чем дразнят абстракционисты Севастополя этой осенью

Антискучную выставку ещё можно распробовать в «Царской пристани»

Севастопольские абстракционисты представили зрителям результаты своих грёз. Точнее, итоги рефлексии на осень. Во всяком случае, календарную. Погодная тоже о себе заявляет, но

Новости ForPost

Метки

Dior комедия Театр им. Кукол куда сходить Афиша Севастополя арт-отель "Украина" театр Луначарского Сергей Безруков выставка Новый год фестиваль Обзор изоляция фэнтези детектив Мода Netflix "Кинопоиск" Клим Шипенко мультфильмы 2024 поп-музыка хоррор Григорий Лифанов карантин Конкурс "Живая классика" игры 2024 фильмы спектакли Севастопольский театр оперы и балета Театр имени Луначарского опера балет Российские сериалы художники коронавирус Хаяо Миядзаки выставки обзор аниме Фильмы 2025 мультфильмы Крым музыка 2025 аниме 2025 мастер-классы рецензия Театральная улица Большой севастопольский офицерский бал Тейлор Свифт Игры 2025 СЦКиИ театр драмы "Психо Дель Арт" Charli XCX музыка 2023 книги Херсонес Севастополь Андрей Маслов Федюхины высоты Херсонес Таврический афиша Севастополь российские фильмы сериалы 2023 рэп фильмы 2023 Золотая балка Севастопольский ТЮЗ концерт мода и стиль День ВМФ аниме 2024 театр Музей-заповедник "Херсонес Таврический" СевТЮЗ Balenciaga фильмы 2024 BLACKPINK Александр Петров Российские сериалы 2025 K-pop искусство Неделя моды музыка 2024 Дворец культуры рыбаков фильмы ужасов кино ДКР 9 мая мультфильмы 2023 праздник музыка Аниме сериалы 2025 спектакль Модный показ День Победы сериалы 2024 живопись ЦГБ им. Л.Н.Толстого игры 2023 Психо Дель Арт