«Убийцы цветочной луны» — новый шедевр Скорсезе?
Маэстро Мартин Скорсезе возвращается с новым трёхчасовым эпосом «Убийцы цветочной луны». В нём смешался детектив о преступлениях в резервации индейцев, психологическая драма и критика колониальной политики США. Западные критики аплодируют фильму, называя его новой творческой вершиной для Скорсезе. В этой рецензии попытаемся разобраться, так ли это.
Нефть. Деньги. Кровь.
Богатство и успех достали племя осейдж буквально из-под земли. Месторождения нефти сделали народ, веками угнетённый новыми хозяевами Америки, влиятельными как никогда. Но эта глава американской истории написана, как и многие другие, нефтью и кровью. И потому индейцев начинают убивать одного за другим в попытках забрать их состояние.
Эта запутанная криминальная история стала основой для романа Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны». Скорсезе был впечатлён книгой и превратил её в неторопливую монументальную трагедию, которая блуждает между жанрами и смыслами. Это история то любви, то угнетения, то аморального прагматизма. Детектив, в котором убийца заранее известен, и посвящение индейцам, где на первом плане почти всегда белые.
Прием недалёкого рассказчика
В своей экранизации Скорсезе смотрит на убийства осейдж под неожиданным углом. Главным героем истории он назначает Эрнеста Беркхарта — солдата, который вернулся в США после Первой мировой. Он приезжает в Оклахому к своему дяде Уильяму Хейлу, чтобы начать новую жизнь. А заодно встречает наследницу богатой индейской семьи Молли Кайл.
Леонардо ДиКаприо, сыгравший главную роль, кажется здесь скованным по рукам и ногам. Драматический талант актера вынужден томиться внутри недалёкого и часто унылого персонажа. Лишь когда эмоции прорываются наружу, ДиКаприо начинает блистать, выдавая одну из своих лучших актерских работ.
Он отлично изображает потерянного человека, готового выбрать любой путь, который ему предложат. Поэтому приехав в Оклахому, Эрнест Беркхарт тут же попадает под влияние Хейла. Дядя, сыгранный Робертом Де Ниро, получился чуть ли не фольклорным персонажем: владеет землёй, «дружит» с индейцами, зовёт себя Королём. И чтобы увеличить свои владения, Хейл готов на всё.
«Койоту нужны деньги»
Если осейдж не хотят отдавать свои богатства (а Король на это и не надеется), их нужно забрать. И самая действенная стратегия — получить индейское наследство. Здесь-то Хейлу и пригождается глуповатый племянник. Беркхарт становится шофёром Молли Кайл, а затем между ними вспыхивает парадоксальная любовь. Парадоксальная оттого, что женщина прекрасно понимает мотивы ухажера: называет его койотом, а «койоту нужны деньги». Да и Эрнест понимает, к чему всё идет, но все равно любит Молли.
Так «Убийцы цветочной луны» медитативно погружают нас в жуткую атмосферу, где убийства чередуются с похоронами. Нарастающее напряжение в какой-то момент прерывает агент ФБР, присланный расследовать преступления в Оклахоме. В книге Гранна именно он связывать воедино все кровавые события на земле осейдж. Скорсезе, напротив, задвигает его на второй план. Агент лишь ненадолго встряхнет персонажей фильма (а заодно и зрителя), после чего краски продолжают сгущаться.
В итоге «Убийцы цветочной луны» приведут нас к впечатляющей концовке. Но критики отмечают, что этот путь мог быть не настолько длинным и тернистым. После «Ирландца» Скорсезе будто считает, что перед концовкой зритель должен стоически выдержать три с половиной часа хронометража. Режиссёр словно издевается над клиповым мышлением современного человека. С другой стороны, рецензент People справедливо спрашивает: «Насколько быстро должна развиваться история систематического геноцида»?
Хроника жестокости
Как и Дени Вильнёв в «Дюне», Скорсезе показывает монументальность через плавные кадры и статичные сцены. «Убийцы цветочной луны» примечательны тем, что достигают эмоционального пика благодаря безмолвию и отрешенности. Вместе с актерским неистовством ДиКаприо рождается эффектный контраст, который взвинчивает напряжение до пика.
Скорсезе позаботился о том, чтобы актерский состав впечатлял именами. Кроме ДиКаприо и Де Ниро (классический выбор режиссёра), мы видим здесь новоиспеченного обладателя «Оскара» Брендана Фрейзера и Джесси Племонса.
Однако главной звездой картины неожиданно стала Лили Гладстоун, воплотившая на экране Молли. Она поразительно тонко передаёт образ нежной женщины, внутри которой скрывается недюжинная храбрость. Она достаточно проницательна, чтобы видеть мотивы Беркхарта. Но что-то иррациональное внутри неё заставляет поддаться чувствам, противопоставляя это холодному расчету своих врагов.
В отличие от «Переводчика» Гая Ричи, «Убийцы цветочной луны» задают неудобные вопросы с бóльшим напором. При этом Скорсезе не перегружает фильм обличительным пафосом. Это в первую очередь история о жадности и жестокости, художественное воплощение борьбы за ресурсы. Режиссёр лишь представляет одну из версий случившегося. И делает это филигранно.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru